Каменное пятиэтажное здание возводили в течение XVIII-XX веков. В его основе — часть кирпичных сводчатых подвалов, относящихся к последней четверти XVII столетия. Фасады на уровне полуподвала и первого этажа отделаны в стиле эклектики, на уровне третьего — пятого этажей окрашены по бетонной крошке в советский период. От бывшего зимнего сада сохранилась примыкающая к внутреннему углу здания пятистенная ограда. В месте соединения галереи с домом можно увидеть участки отделки в виде грота из стилизованных уплощенных сталактитов, характерных для творчества знаменитого архитектора Федора Шехтеля. Здание уникально тем, что это последний в городской черте неисследованный дом знакового для Москвы зодчего. В советский период первоначальная структура здания и авторские приемы Федора Шехтеля были фактически законсервированы. Это позволило уникальным образцам архитектурных решений сохраниться до нашего времени.
Основу территории исторического владения составила обширная усадьба бургомистра Дмитрия Плавильщикова. Во второй половине XIX века участок перешел к купцу Викуле Морозову. На плане 1868 года представлена композиционная структура, в основном сформировавшаяся еще в XVIII — начале XIX века. В саду дополнительно показана оранжерея и беседка.
К 1895 году старый главный дом расширили и дополнили новыми объемами по проекту архитектора Федора Шехтеля. На рубеже XIX-XX веков домовладение в западной части уплотнилось застройкой по северной и южной границам. Композиционной особенностью участка являлось наличие старого главного дома, расположенного в глубине, за появившимся в 1878–1879 годах особняком.
В начале XX века к старым палатам пристроили новый т-образный корпус по проекту архитектора Адольфа Эрихсона. Он примкнул к зимнему саду, ранее выстроенному под наблюдением и при участии Федора Шехтеля.
В 1914-м к особняку, возведенному в 1878–1879 годах, сделали новую пристройку по проекту архитектора Ильи Бондаренко. После революции владение было национализировано. В начале 1920-х годов в здании располагался детский дом имени А.В. Луначарского. Примерно в 1937-м высота корпуса выросла до пяти этажей. Часть с зимним садом была утрачена, вероятно, после 1940-го.
В 1990-2000-х годах дом занимали различные учреждения, которые неоднократно проводили ремонтные работы как снаружи, так и внутри. В здании долгое время размещалось крупнейшее в СССР издательство «Наука».
В 2024 году в бывшем главном доме с оранжереей усадьбы Морозова началась реставрация. Объект культурного наследия регионального значения долгое время не использовался и сейчас нуждается в проведении полного комплекса работ. Специалисты займутся цоколем, фасадами, а также архитектурно-художественными элементами в интерьерах. Здание приспособят для современного использования.

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.