ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Голутвинская мануфактура. Новый ткацкий двор

Якиманская наб., д. 4, стр. 1
выявленный объект культурного наследия
(Нет голосов)
Основанная в 1846 г. М. Я. Рябушинским небольшая ткацкая фабрика переходит к новым владельцам, московским купцам Истоминым, которые учреждают «Товарищество московской Голутвинской ткацкой мануфактуры среднеазиатских и внутренних изделий».
+ -

Основанная в 1846 г. М. Я. Рябушинским небольшая ткацкая фабрика на пересечении 1-го и 3-го Голутвинских переулков переходит к новым владельцам, московским купцам Истоминым, которые в 1874 г. учреждают Товарищество Московской Голутвинской ткацкой мануфактуры среднеази¬атских и внутренних изделий и начинают активное новое производственное строительство.
Истомиными намечались кардинальные изменения в застройке и планировке всей южной части территории и возведение ткацкого корпуса на вновь приобретенном участке на Якиманской набережной Водоотводного канала, застроенной деревян¬ными домами обывателей. В период с 1897 по 1899 г. фабрикой были приобретены четыре земельных участка, и участок в 325 кв. саженей, до 1881 г. находившийся во владении воскресенской купчихи Л. С. Булычевой, отдается под застройку ими «каменного пятиэтажного, частью с нежилым подвалом, строения для ручного ткацкого производства, кладовых и спален для рабочих».
Постройка нового корпуса (Якиманская наб., д. 4, стр. 1) закрепила красные линии прибрежной трассы и Безымянного (ныне ‒ 4-го Голутвинского) переулка. Художественное решение фасадов здания соответствовало важности его местоположения в непосредственной близости к Кремлю. Углы промышленного здания были декорированы башенками, создающими сложный силуэт объема в панораме набережной, а фасады выполнены в кирпичном стиле, что достаточно типично для фабричных построек данного периода.
Проекты набережного ткацкого корпуса, называемого на фабрике «Новым двором» (1899-1900), а также «Старого двора» по 1-му Голутвинскому переулку (1895), принадлежит А. М. Калмыкову (1863-1930). Он был мастером модерна и «кирпичного» стиля, участковым архитектором Якиманской части Москвы (1891-1904), поэтому стал автором ряда доходных домов, промышленных зданий в Замоскворечье, а также перестройки дома Третьякова под художественную галерею. Между строительством корпусов текстильной мануфактуры Истоминых им было построено краснокирпичное здание дирекции фабрики «Эйнем», совсем рядом, на Берсеневской набережной.
В начале ХХ в. Калмыков вновь привлекается для строительства одного из новых жилых корпусов (1905), так называемых красных спален, и самого крупного во всем промышленном ансамбле производственного здания – продолжения «Нового двора» с фасадом по Безымянному (ныне ‒ 4-му Голутвинскому) переулку. Это богато декорированное здание с выразительной водонапорной башней, увенчанной крепостными зубцами, выстроено в 1910-1911 гг. Таким образом, «Новый двор» стал двухсоставным корпусом с глухим брандмауэром между зданиями, выстроенным в целях пожарной безопасности. Сейчас в этих зданиях расположен деловой центр, оба корпуса связаны общей лестницей с очень своеобразной системой выходов: например, есть выходы на два шестых этажа на разных уровнях.
Столичные архитекторы и инженеры, строившие в Голутвине в конце XIX – начале ХХ в., были яркими представителями своей эпохи. Во владении Товарищества Голутвинской ткацкой мануфактуры строили К. Ф. Буссе, А. М. Калмыков, Кашман, П. П. Щекотов, Б. М. Эппингер, В. В. Шервуд и др.
После октябрьского переворота 1917 г. управление мануфактурой перешло Фабричному комитету, в который вошел в том числе и М. Истомин, бывший председатель правления Товарищества Голутвинской мануфактуры. В советское время это текстильное производство будет называться фабрикой «Красные текстильщики», и ансамбль фабричной застройки дополнится в конце 1920-х гг. конструктивистским зданием Дома культуры (клуба).
После закрытия фабрики в 1990-х гг. оба квартала индустриальной застройки прошли процесс комплексной реконструкции с сохранением историко-архитектурного облика и стали бизнес-парком «Голутвинская слобода». Этот первый в Москве успешный пример вывода производства и приспособления промышленной территории под офисы класса А с фрагментарным новым строительством осуществила группа компаний «Голутвинская слобода» при поддержке правительства Москвы. Сохранение историко-культурного контекста было отмечено дипломом Международного конгресса по сохранению индустриального наследия (TICCIH).

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Московская 1-я мужская гимназия

Московская 1-я мужская гимназия

Б. Знаменский пер., дом 2, стр. 1, 3, 4, 7

Здесь учились историки Соловьев и Погодин, драматург Островский, теоретик анархизма Кропоткин, а также бывал Пушкин.

3.4
Дома
Усадьба Лопухиных

Усадьба Лопухиных

Малый Знаменский пер., 3/5

История усадьбы уходит в XVII век, следы архитектуры которого можно увидеть на дворовом фасаде здания. Парадный же фасад был отреставрирован в классических формах, чтоб отдать дань богатой истории здания в XVIII веке.  

3.62
Дома
Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького

Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького

Ул. Крымский Вал, д. 9

Смотри — для нас расчищаются парки, И с флагов сияет «Культура и отдых» (В. Маяковский).

3.39
Дома
Петровская башня

Петровская башня

Кремлевская стена

Промежуточная глухая башня южной стены Кремля. Построена в 1480-х годах между 2-й Безымянной и Беклемишевской башнями.

3.3
Памятники
Фонтан Искусств

Фонтан Искусств

Лаврушинский переулок, д. 10

Оригинальный фонтан, выполненный в виде трёх картин,прислонённых друг к другу.

3.76
Дома
Церковь Илии Пророка Обыденного

Церковь Илии Пророка Обыденного

2-й Обыденский переулок, дом 6/3, строение 1

Построенный по случаю радостного события, этот храм стал счастливым во всех смыслах: должен был быть закрыт 22 июня 1941 г., но так и не закрывался и стал приютом многих святынь

3.59
Дома
Флигель усадьбы А.А. Яковлева

Флигель усадьбы А.А. Яковлева

Гоголевский бул, д. 2

В 1836 году здесь в гостях у директора гимназии М.А. Окулова побывал А.С. Пушкин.

3.3
Дома
Дом, конец XVIII в. - начало XIX в.

Дом, конец XVIII в. - начало XIX в.

1-й Кадашевский пер., д. 14/13, стр. 1

Здание отличной сохранности, в основе которого лежат купеческие палаты XVIII века, занимает сегодня библиотека Третьяковки

3.02
Музеи
Музей Рерихов

Музей Рерихов

Музей Рерихов – филиал Государственного музея Востока. Расположен в историческом памятнике XVII–XIX веков – Усадьбе Лопухиных. Создан на основании решения коллегии Министерства культуры РФ в феврале 2016 года как реализация волеизъявления С. Н. Рериха.

Музей представляет художественное наследие известного художника Н. К. Рериха и его сына С. Н. Рериха. В собрании музея более 800 работ всемирно известных художников, относящихся к различным этапам их творчества. Помимо этого, в музее находится коллекция произведений декоративно-прикладного искусства, собранная семьёй Рерихов во время их проживания в долине Кулу на Севере Индии (штат Химачал-Прадеш).

Регулярно проводятся экскурсии по усадьбе Лопухиных как памятнику архитектуры; организовываются лекции по истории искусства и рериховедению; выстраивается сотрудничество с различными общественными организациями рериховского движения.

(Нет голосов)
Дома
Хозяйственная постройка (лабазы), кон. XVIII в. (?), XIX в.

Хозяйственная постройка (лабазы), кон. XVIII в. (?), XIX в.

Болотная ул., д. 14, стр. 4

Хозяйственная постройка по адресу Болотная улица, д. 14, стр. 4 – достаточно интересный элемент исторической застройки Москвы.

(Нет голосов)
Музеи
Музей военной истории «Стрелецкие палаты»

Музей военной истории «Стрелецкие палаты»

     Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты» открылся в 2014 году в здании палат Титовых, памятника архитектуры XVII-XVIII веков, чьи интерьеры и фасад по сей день сохранили исторический облик. Первым хозяином палат был думный дьяк Разрядного приказа, приближенный царя Алексея Михайловича Семен Степанович Титов, в честь которого здание и получило свое название. Однако его семья владела домом только до середины XVIII века, в дальнейшем же владельцы здания постоянно менялись, а в 1930-1940-е годы здесь расположились коммунальные квартиры, в которых поселились люди, работавшие обслуживающим персоналом в Доме Писателей, построенный рядом чуть ранее. В 2014-м году в здании палат открылись выставочные залы, а уже в ноябре 2015-го года здесь открылся музей военной истории Российского военно-исторического общества «Стрелецкие палаты».

      Полноправными хозяевами Стрелецких палат являются стрельцы, которым посвящены основные экспозиция музея. Мультимедийные экспозиции «Московские стрельцы» и «Служилые люди государства Московского» рассказывают историю первого регулярного войска Руси и развития отечественных вооруженных сил в XVII веке. На экспозициях представлены предметы вооружения, редкие архивные документы, масштабные инсталляции и макеты, реконструкции обмундирования, дополненные художественными росписями и мультимедийными панорамами. Каждый сможет почувствовать себя настоящим стрельцом, заряжая мушкет, осваивая игру на барабане или письмо по древнерусским канонам. Также в «Стрелецких палатах» проходят выставки на военно-историческую тематику, регулярные мероприятия: встречи, научные лекции, творческие вечера, праздники и культурные марафоны, такие как «Ночь в музее», «Библионочь» и «Ночь искусств».

(Нет голосов)
Дома
Гостиница В.А. Кокорева

Гостиница В.А. Кокорева

Софийская наб., д. 34, стр. 1

В гостинице В.А.Кокорева неоднократно останавливались и жили И.Н.Крамской, И.Е.Репин, П.И.Чайковский, В.В.Верещагин, Д.Н.Мамин-Сибиряк и другие.

3.22