ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Городок Художников на Масловке (Верхняя Масловка, дома 1 и 3)

3.3
В конце 1920-х гг. на Верхней Масловке на месте сгоревших павильонов «Межрабпом-Русь» (бывшего киноателье купца М. Трофимова и инженера М. Алейникова) началось возведение архитектурного ансамбля городка художников.
+ -

В конце 1920-х гг. на Верхней Масловке на месте сгоревших павильонов «Межрабпом-Русь» (бывшего киноателье купца М. Трофимова и инженера М. Алейникова) началось возведение архитектурного ансамбля городка художников.
Идея строительства домов с мастерскими и создания творческой коммуны была выдвинута группой московских художников и поддержана Моссоветом, выделившим на реализацию проекта миллион рублей. По воспоминаниям художницы Т. Хвостенко, «за художников вступились наркомы Луначарский и Бубнов, согласившиеся, что, несмотря на полную разруху в стране, идея эта замечательная. Приняли решение строить дом художников с мастерскими. Начали делать эскизы, выбирать место. Первые проекты строительства городка предусматривали будущий план застройки Верхней Масловки, где сплошь стояли старые убогие дома, обреченные временем на снос…»
Первоначальный генеральный план застройки участка между Верхней Масловкой и Петровско-Разумовской аллеей, разработанный группой архитекторов-рационалистов АСНОВА, включал в себя комплекс монументальных разновысотных зданий с проездными арками и открытыми галереями.
Переработанный проект застройки 1934 г. был реализован частично. В период с 1930 по 1954 г. было возведено четыре корпуса: в 1930 г. дом 9 (корпус Ж по плану) на Верхней Масловке; в 1931-1932 гг. – дом 2 на Петровско-Разумовской аллее (корпус Б); в 1935-1937 гг. – дом 1 на Верхней Масловке (корпус А); рядом с ним в 1954 г. был выстроен дом 3 (корпус В).
Семиэтажный дом 1 на Верхней Масловке – пример стилистических исканий в архитектуре второй половины 1930-х гг., выразившейся в синтезе рационалистических форм и эстетики монументализма. Остекленные поверхности главного фасада членятся по горизонтали раскрепованными междуэтажными карнизами и лаконичной балюстрадой на втором этаже, по вертикали – филенками и пилястрами. Г-образный объем здания увенчан вынесенным карнизом на декоративных кронштейнах. Расположенный справа центральный вход выделен мощными пилонами со стилизованными капителями и рельефным панно над входом, изображающим художника и скульптора за работой. Французские окна дворового фасада декорированы кронштейнами и решетками. Планировочная структура в здании сформирована по коридорному типу. Лестничные проемы спроектированы таким образом, чтобы можно было на веревках спускать с верхних этажей большие полотна в рамах.
В доме 1 располагались мастерские художника, искусствоведа и реставратора И. Э Грабаря, пейзажиста и соцреалиста С. В. Герасимова, анималиста В. А. Ватагина, скульптора А. П. Кибальникова и многих других.
Проект дома 3, выполненный бригадой АСНОВА в 1931 г. под руководством архитектора В. Ф. Кринского, предполагал перпендикулярное Верхней Масловке расположение здания и оформление фасадов в стиле рационализм.
В 1935 г. 2-я архитектурная мастерская Моссовета изменила проектное решение, объединив дом 3 с соседним домом 1 и представив его в виде прямоугольного в плане строения вдоль красной линии Верхней Масловки с симметричными боковыми объемами.
В новом проекте композиционное и декоративное решение здания трактовано в русле тенденций переосмысления классического наследия. В оформлении северного (уличного) фасада широко используется классический декор: обработка рустом, пилястры, филенки, медальоны, рельефы с растительными мотивами и социалистической символикой, обрамляющие большие окна мастерских, рельефный фриз и венчающий карниз с кронштейнами.
Южный фасад, вдоль которого расположены квартиры, оштукатурен терразитовым раствором и лишен декора, но выделен двумя симметричными ризалитами. Плоскость стены пластически акцентирована эркерами и балконами.
В конце 1930-х гг. под строительство дома был вырыт котлован, однако к его возведению вернулись лишь после войны в 1949 г. В проект были внесены незначительные изменения, по центру фасада добавлены две проездные арки (одна из них сейчас заложена). Была переработана планировочная структура квартир в сторону большей комфортности.
Полностью строительство было завершено к 1954 г.
Внутренняя планировка дома обусловлена сочетанием помещений с разным функциональным назначением: мастерских и жилых помещений. Все мастерские в городке художников специально спроектированы на теневую сторону и выходят на северные фасады.
В связи с тем, что у мастерских и квартир разные высотные параметры, отметки междуэтажных перекрытий квартир смещены относительно отметок мастерских на полтора этажа. Жилые помещения представляют собой трехэтажные квартиры с выходами на парадную и черную лестницу, ряд квартир имеет дополнительный выход через соседнюю квартиру из другой жилой секции.
В доме 3 жили и работали художники Е. А. Кибрик, А. А. Пластов, С. А. Чуйков, Ф. П. Решетников, Д. К. Мочальский, график Д. А. Дубинский, скульптор Е. Ф. Балашова и многие другие.
Сегодня в домах 1 и 3 на Верхней Масловке по-прежнему живут и работают художники и скульпторы, в том числе продолжатели знаменитых творческих династий, стремящиеся сохранить традиции и дух городка художников.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Дом К.А. Беллик

Дом К.А. Беллик

Ленинградский пр-т, д. 20

Вилла К.А. Беллик была построена на Петербургском шоссе (ныне Ленинградский проспект) в 1915-1917 годах по проекту архитектора Д.П. Сухова.

3.2
Дома
Городок Художников на Масловке (Верхняя Масловка, 9,  Петровско-Разумовская аллея, 2)

Городок Художников на Масловке (Верхняя Масловка, 9, Петровско-Разумовская аллея, 2)

Верхняя Масловка ул., д. 9; Петровско-Разумовская аллея, д. 2

История создания Городка художников на Верхней Масловке началась в середине 1920-х гг., когда получают распространение идеи строительства жилых и общественных зданий, домов-коммун и кооперативов по отраслевому или профессиональному принципу.

3.3
Памятники
Собака Лайка

Собака Лайка

Петровско-Разумовская аллея, д. 12а

Рейтинг: 3.3
Дома
Стадион "Динамо"

Стадион "Динамо"

Ленинградский просп., д. 36

Первая Всесоюзная спартакиада народов состоялась на «Динамо» в день его официального открытия — 17 августа 1928 года.

3.56
Дома
Ресторан «Мавритания»

Ресторан «Мавритания»

Петровско-Разумовская аллея, д. 12А

Это скромное здание чуть более века назад было частью знаменитой ресторанной империи московского купца Ивана Федоровича Натрускина, владельца ресторанов «Стрельна» и «Мавритания».

3.56
Дома
Дача Постниковых-Коншиных-И.А. Манташева

Дача Постниковых-Коншиных-И.А. Манташева

Ленинградский просп., 21

Владение по Петербургскому шоссе, 21 было возведено в первой половине XIX в. Перестраивается при Коншиных архитектором А. Эрихсоном.

(Нет голосов)
Территории
Улица Расковой

Улица Расковой

Улица в Северном административном округе Москвы, в районе Беговой, между Ленинградским проспектом и улицей Нижняя Масловка. Названа в память о Герое Советского Союза летчице Марины Расковой.

(Нет голосов)
Дома
Ажурный дом, архитектор А. К. Буров

Ажурный дом, архитектор А. К. Буров

Ленинградский пр-т, д. 27

«Ажурный дом» строится Буровым в 1939-1940-х гг. Дом замышляется архитектором как дом-коммуна, где общественное будет преобладать над личным, с небольшими квартирами и обширными общественными помещениями на первом этаже: столовая, прачечная, ясли, детсад.

3.48
Дома
Царский павильон XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки

Царский павильон XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки

Ленинградский пр-т., д. 31 стр. 9

Этот павильон – единственная постройка грандиозного выставочного ансамбля, сохранившаяся до наших дней.

3.56
Дома
Трамвайное депо на Нижней Масловке

Трамвайное депо на Нижней Масловке

Н. Масловка ул., д. 15

В 1895 году Первое общество конно-железных дорог обратилось в Городскую управу о запуске в Москве нового вида транспортного сообщения – «электрического трамвая». В этом же году на незастроенном участке между Башиловкой и Бутырским проездом началось строительство «Электрического» трамвайного парка.

Рейтинг: 3.3
Музеи
Музей истории евреев в России

Музей истории евреев в России

Музей рассказывает о жизни евреев в Российской Империи и СССР. В Российской империи, а затем в Советском Союзе проживала крупнейшая по численности еврейская община и сформировался особый тип российского и советского еврейства.Экспозицию музея можно условно разделить на две части:традиционная культура – сложившиеся формы существования общины, образование, благотворительность, особенности быта, соблюдение религиозных предписаний и т.д.;исторические процессы – взаимоотношения евреев с обществом и властью, вклад евреев в развитие экономики, культуры и науки, опыт землеустройства евреев и попытка создания в СССР еврейской автономии.Практически все экспонаты музея – это подлинные предметы, свидетельства ушедшей реальности, в которую предлагается вглядеться посетителям. Они представлены на фоне коллажей и текстов, воссоздающих определённый исторический или художественный контекст в духе еврейской комментаторской традиции.

(Нет голосов)
Дома
Гостиница «Советская»

Гостиница «Советская»

Ленинградский проспект, д. 32/2

Новое грандиозное здание в модном тогда стиле модерн с огромными арочными окнами и великолепными интерьерами возвел в 1910 г. архитектор А. Эрихсон. Крышу венчали большие граненые купола, Большой и Малый зал вмещали до 250 человек.

3.8