ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Лазарь Зиновьевич Чериковер

4.7
Чериковер
Лазарь Зиновьевич Чериковер (21 июня [3 июля] 1895, Полтава — 25 декабря 1964, Москва) родился в Полтаве в семье прораба-строителя. У Лазаря Чериковера было три сестры и два брата, среди которых известный кинорежиссёр – Григорий Зиновьевич и сестра – Эсфирь Зиновьевна, архитектор, чьи некоторые архитектурные проекты были реализованы в нескольких городах СССР.
Своё архитектурное образование Чериковер начал еще в царской России и в 1918 г. закончил Архитектурное отделение Киевского художественного училища, а с 1920 г по 1927 г. учился в Москве на Архитектурном отделении МВТУ. После окончания Бауманского училища Чериковер с некоторыми своими сокурсниками (Г.Г. Вегман, В.Н. Владимиров, М.В. Гакен) поступил в известную архитектурную мастерскую Б.М. Великовского, там-то исостаялась судьбоносная для Чериковера встреча с уже опытным архитектором Лангманом. Но реальный опыт практической деятельности Лазарь Чериковер получил в мастерской академика А. В. Щусьева, работая у него над строящимся тогда современным зданием Казанского вокзала столицы. Тогда же, в первые десятилетия советской власти происходило и формирование творческих принципов молодого архитектора. 

Одним из первых известных осуществленных им проектом стал посёлок для рабочих на ст. Домодедово (1926 г.). С 1928 г. по 1940 г. Чериковер работал старшим архитектором в структурах Инженерно-Строительного Отделе ОГПУ(НКВД) СССР. В этот период он осуществляет основные свои архитектурные проекты. Так с 1927 г. Л. Чериковер совместно с А. Лангманом проектируют и реализовывают первую очередь постройки стадиона «Динамо» в Петровском парке для открытия и проведения Всесоюзной спартакиады, посвященной первому пятилетнему плану СССР (1928 г.). Вторая очередь строительства стадиона была реализована архитекторами к 1935 г. С завершением строительных работ в Советском Союзе появился самый крупный стадион Европы тех лет (более 50 000 посадочных мест и около 30 000 стоячих). В 1928 г. Чериковер совместно со своим коллегой и сослуживцем Лангманом приступил к работе над ансамблем зданий в стиле конструктивизма – посёлок Болшевской трудовой коммуны в Королёве (учреждение для беспризорников и малолетних правонарушителей, которые сохраняя свободу перемещения и самоуправления, должны были перевоспитываться в труде). Среди работ в трудовой коммуне, авторству Чериковера принадлежат: больничный комплекс (1928-1932 гг.), детский комбинат (1930 г.), общежития (1930 - 1931 гг.), фабрика-кухня, (источник личный архив Л.З. Чериковера). В те же годы им был построен жилой дом на станции Люберцы и посёлок для рабочих в селе Костино (Московская область). 

Таким образом, тридцатые годы были самыми плодотворными для Чериковера, как архитектора практика. В основе каждого его проекта, будь он самостоятельным или в соавторстве с Лангманом или с кем-то ещё присутствовали уникальные авторские решения. Особо это нашло себя в строительстве жилых зданий. Первым таким жилым объектом стал дом для работников ОГПУ на улице Мархлевского, 9 (в настоящее время – Милютинский переулок). Это трехэтажное здание построено в 1927-1928 годах на ранее принадлежавшем французскому правительству участке. Прекрасные решения планировок роскошных четырёх и пятикомнатных квартир. Среди жильцов были высшие чины ОГПУ тех лет, среди которых был и будущий Нарком СССР Г.Г. Ягода. Другой работой Чериковера стал проектируемый в мастерской Стройдомбюро с архитектором Н.И. Арбузниковым жилой дом для сотрудников НКВД в Большом Комсомольском переулке, 3/5, стр. 1 (Большой Златоустинский переулок). Это здание с типичными признаками конструктивизма расположилось на бывшей территории Златоустинского монастыря. Помимо архитектурных и планировочных решений этого семиэтажного жилого дома с четырехэтажным общественным корпусом (клуб, столовая, детский сад, ясли, общежитие и парикмахерская), комплекс был так расположен относительно красной линии застройки, что сформировал для жителей уютный дворик, где могла играть детвора. Одним из жильцов этого дома стал и сам его автор Л.З. Чериковер, которому от дома до места работы – конторы Стройдомбюро надо было сделать всего пятьсот шагов. Решения, найденные Чериковером в этом здании, были им использованы в конструкциях ряда жилых домов построенных им позже. Среди них: Рождественский бульвар, 5/7 (1934), Большой Сергиевский переулок, 9 и Пушкарев переулок, 8. 

Работа с Лангманом оказала большое влияние на Чериковера, позволив ему свершить поворот от авангардных течений (которые преобладали в первые послереволюционные годы, выпавшие на период его образования) к классическому наследию. В середине 1930-х работы обоих выполнены в появившемся в те годы стиле постконструктивизм. Это видно если сравнить работу Чериковера «Домом у Покровских ворот» (г. Москва, Покровка ул., д. 20/1 стр.1.), 1934-1936 гг., и десятиэтажный домом Советов труда и обороны на Охотном ряду (ныне здание Госдумы), Лангмана. В обеих работах можно увидеть те истоки, которые они совместно нарабатывали в предыдущих постройках, в частности в зданиях Болшевской трудовой коммуны. Так, обращает внимание наличие и там и там классического трехчастного построения фасада. Или  наличие барельефов. В виде звезд, завершающих здание на Покровке, и лангмоновский аттик герба СССР. Система лоджий дома на Покровке, определяющая фасадную структуру здания, четко перекликается с домом Стройбюро Болшевской трудовой коммуны. 

Помимо вышеперечисленных построек на щиту у Лазаря Зиновьевича были спортивные комплексы и стадионы «Динамо» в Харькове, Воронеже, Смоленске, Минске (1933 – 1935 гг.). Клубы и кинотеатры (Воронеж, Дзержинск). В Подмосковном Дзержинске архитектором так же воплощен комплекс зданий трудовой коммуны №2 при ОГПУ. В 1932 г. Чериковер спроектировал и построил Зелёный театр в Центральном парке культуры и отдыха им. М. Горького в Москве. В 1935 г. переоборудовал в Москве бывшее здание Городской управы под музей В.И. Ленина. Последней значимой работой архитектора стало административное здание (1957, Москва, Большая Ордынка, 24). Это грандиозное для Замоскворечья тринадцатиэтажное здание сталинского классицизма было построено на месте изящного псевдоборочного особняка потомственного гражданина Москвы, городского головы Ивана Лямина из рода крупнейших текстильных и бумагопрядильных промышленников России. С этим местом связано много удивительных событий. В начале 20 века в доме Ляминых жила семья музыкантов Рубинштейнов. Возможно, тут бывал и музицировал сам Ф. Лист. А перед революцией в здании разместился приют для убогих и сирых. Во время Великой Отечественной войны дом был непоправимо разрушен в результате бомбардировок. Сегодня на этом месте, величественное строение Чериковера с огромным, в несколько этажей четырех колонным портиком. Всё здание отгорожено от улицы палисадом и массивным художественным забором. Изначально здание строилось под нужды Министерства среднего машиностроения СССР. Сегодня в нём находится правопреемник министерства – Госкорпорация Росатом. 
Чериковер занимался и малоэтажным строительством. Так известен его двухквартирный жилой дом для РЖК «Красный суконщик» при фабрике им. Свердлова (ст. Щёлково, с. Городище). 

Многие работы Чериковера остались не реализованны. Он участвовал в разных конкурсах, где его проекты становились призёрами, но в жизнь не пошли. Среди них жилые дома (в Астрахани, 1925 г., в Ростове, 1926 г., ), застройка жилого квартала в Саратове (1928 г.), жилой комбинат «Сталинградстрой» на 2500 человек в городе Нижне-Волжского края (1930 г.), конструкции деревянных домов облицованных кирпичом, центральный стадион им Сталина в Измайлово на 120 мест (1932 г), клубы со зрительными залами на 200 и 300 мест (1940) и многое другое.
Работа в Стройдомбюро, подведомственному Инженерно-Строительному отделу ОГПУ(НКВД), одному из самых крупных застройщиков тех лет давала Л.З. Чериковеру с одной стороны, огромные возможности и широкое поле для своей творческой реализации. С другой же стороны, минусом стало то, что в силу специфики и принадлежности организации к секретному ведомству, какие-то его работы не получили огласки. И только архивные полки на сегодня ведают, какие же еще его архитектурные работы были реализованы.

С началом Великой Отечественной войны Чериковер, будучи уже сотрудником Академии архитектуры принимал активное участие в организации маскировок особо ценных объектов городской и промышленной инфраструктуры крупных городов СССР: Москва, Горький, Иванов, Воронеж.

После 1940 года, когда Л.З. Чериковер стал руководителем мастерской экспериментального оборудования Академии архитектуры СССР. Эта научно-творческая единица Академии Архитектуры СССР была создана по результатам первого съезда архитекторов Советского Союза (1937), в соответствии с Уставом академии (1939г.). Задача этой организации состояла в исследовании и научно-теоретическом обосновании обустройства быта советских граждан. Необходимо было сделать научную основу для разработки параметров советского жилья. Это требовалось для разработки универсальных проектов домов, чтоб обеспечить жилыми площадями как можно больше людей. Так, к примеру, Чериковером рассчитывал нормы пространства необходимого для быта советского человека. Утверждалось, что для глажки белья достаточно пространство – 90 см., умываться – 70, для обтиранья полотенцем – 110, обуваться – 75, одеваться – 80 и т.д. Таким образом, рассчитывались минимальные габариты квартир (жилых комнат, ванн и кухонь, коридоров и прочее), необходимые для комфортной жизни граждан СССР. Перед страной стояла задача разработать для массового строительства в СССР наиболее экономически эффективное и удобное жильё. В тот исторический период эта была одна из наиважнейших задач государства, в котором огромное количество людей жило в бараках, коммуналках и прочих жилищах, не отвечающих ни каким нормальным нормам. Современному взгляду, все эти сантиметры кажутся дикими. Но именно из них рождались параметры «хрущёвок» и других проектов жилых домов в СССР, позволившим решать жилищно-коммунальную проблему тех лет – уход от коммунальной квартиры к индивидуальной. И Чериковер стоял во главе этой работы. Его без всяких натяжек, можно называть одним из «отцов» советских малогабаритных квартир. В 1944 г. он занимает должность заместителя директора НИИ художественно-декоративных изделий и оборудования зданий Академии Архитектуры СССР, где продолжает развивать тему рационального проектирования квартирного пространства, ведение домашнего хозяйства советского человека. Рассчитываются необходимые габариты оборудования для многоквартирных домов, его расположения на кухонном, ванном и прочем пространстве жилища. Предлагаются варианты мебели советского дома, технологии её производства и рационального расположения в пространстве квартиры. Методы и инструментарий для ремонта личного пространства квартир и подобное.

Но интересы Чериковера не замыкались только на оптимизации советского жилища, на создании комфортного быта обывателя и минималистической архитектоникой. Эту работу он выполнял, можно сказать, по долгу службы, решая задачи стоящие перед государством. Он был не только мастером своего дела, но и человеком своего времени. Искренне трудился на благо страны, участвуя в решении тех задач, которые ставило перед ним государство и время. При этом в нём по-прежнему оставалась тяга к большому искусству, к монументальности классицизма. С его вечными простыми формами и поражающим эстетическое воображение декором, всё то, что он вкусил, работая над «Жилым домом у Покровских ворот».  Подтверждение этому и темы книг, которые Чериковер публиковал в послевоенные годы наряду с темами о домах и квартирах массового типажа и те эскизные проекты мебели и мебельной фурнитуры, которые он рисовал. Но самое главное и неоспоримое доказательство его преданности принципам классицизма – построенное им здание Министерства среднего машиностроения в Замоскворечье. 

В течение своей жизни за свой труд Л.З. Чериковер был отмечен разными государственными наградами и медалями. Умер Лазарь Зиновьевич Чериковер в возрасте 69 лет в Москве. 


Некоторые публикации Л.З. Чериковера:

• Институт архитектуры массовых сооружений. Типы и габариты встроенной мебели для жилья. Выпуск I. М. Государственное архитектурное издательство 1940г.
• Типы и габариты кухонного оборудования и планировка кухонь малометражных квартир. М., Изд-ва Акад. Архитектуры СССР, 1944г.
• Внутреннее оборудование квартир массового типа. Типы и габариты мебели. М., Изд-ва Акад. Архитектуры СССР, 1944г.
• Мебель в современном жилище. Доклад канд. Архитектуры Л.З. Чериковера. М., изд. И тип. Изд-ва Акад. Архитектуры СССР, 1946г.
• Типовой проект ледника (каменный). Для район. Больниц на 42-70 коек. Проект № 721. М., светогр. Госздравпроект, 1946г.
• Прачечная на 50 кг белья в смену с дезкамерой для районных больниц на 60 коек. Одноэтажное здание. Проект № 1670. М., светогр. Госздравпроект, 1946г.
• Нормы проектирования мебели. Доклад на Всесоюзном производственно-техническом совещании по обмену передовым опытом работы по производству иебели в артелях промысловых коопераций СССР. М.: Центрпромсовет СССР, 1951 г.
• Альбом «Бытовая мебель русского классицизма». Москва, 1953 г. Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. 81 стр. с 53 иллюстрациями на отдельных таблицах. 
• Беседы о домашнем хозяйстве. Ремонт и окраска помещений. Домашние инструменты. М. Молодая гвардия. 1959 г.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
1

Жилой дом у Покровских ворот

Ул. Покровка, д. 20/1 с1

Дом построен в 1936 г. Архитектор Л.З. Чериковер. Архитектура в стиле постконструктивизма. В доме жили выдающиеся военные деятели, культуры и науки нашей страны.

4.58
2

Дом ОГПУ в Милютинском

Милютинский пер., д. 9

Буржуазное жилое здание строгих форм, получившее в народе прозвище «ягодинский особняк».

4.55
3

Зеленый театр

Ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 75

Основным требованием к проекту Зеленого театра было устройство открытой аудитории, рассчитанной на 20 000 мест, и достаточно большой эстрады.

4.58
4

Жилой дом для сотрудников НКВД

Большой Златоустинский пер., д. 3/5

Этот комплекс был выстроен через год после сноса Златоустовского монастыря, на месте его собора и колокольни.

4.52
5

Здание Городской думы

Площадь Революции, д. 2/3

С 1936 г. в здании бывшей Государственной думы работал Центральный музей В.И. Ленина.

4.15
6

Стадион "Динамо" (ВТБ Арена)

Ленинградский просп., д. 36

Первая Всесоюзная спартакиада народов состоялась на «Динамо» в день его официального открытия — 17 августа 1928 года.

4.6