ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Городок Художников на Масловке (Верхняя Масловка, 9, Петровско-Разумовская аллея, 2)

Верхняя Масловка ул., д. 9; Петровско-Разумовская аллея, д. 2
объект культурного наследия регионального значения
(Нет голосов)
История создания Городка художников на Верхней Масловке началась в середине 1920-х гг., когда получают распространение идеи строительства жилых и общественных зданий, домов-коммун и кооперативов по отраслевому или профессиональному принципу.
+ -

История создания Городка художников на Верхней Масловке началась в середине 1920-х гг., когда получают распространение идеи строительства жилых и общественных зданий, домов-коммун и кооперативов по отраслевому или профессиональному принципу.
В 1920-1930-е гг. в Москве существовали десятки художественных объединений: АХРР, УНОВИС, ОБМОХУ, «Маковец», НОЖ, «Бытие», «Жар-цвет», «Московские живописцы», «Четыре искусства», ОСТ, ФОСХ, РАПХ и другие. В 1925 г. на общем собрании художников Москвы было выдвинуто предложение построить в Москве кооперативный дом художников. «Все началось более чем скромно. Художники-ахровцы Е. Кацман, В. Перельман и П. Радимов в 1928 г. задумали выстроить первый Дом московских художников и обратились по этому поводу с ходатайством в Совнарком. Художники не представляли себе четко, во что может обойтись государству осуществление подобной мысли, и просили лишь 200 000 рублей. Докладчиком в Совнаркоме по этому вопросу выступал т. Петерсон. Он заявил: «200 000 для сооружения Дома художников отпускать нецелесообразно...» Авторы проекта разочарованно переглянулись. Тов. Петерсон выдержал длительную паузу... «Для этого дела художникам необходимо отпустить 800 000» (Самуил Марголин, газета «Советское искусство», № 51-52, 1934 г.).
Местом для строительства был выбран пустырь, оставшийся от сгоревших павильонов фабрики «Межрабпом-Русь», в районе Масловки, в то время застроенной деревянными домами. «Карликовые ветхие особняки Верхней Масловки постепенно разрушаются. Ничто уже не будет напоминать здесь о деревянной окраинной Москве... Бывшая мещанская обывательская московская улица завоевана советскими художниками», ‒ пишет советская пресса.
Планом застройки, разработанным архитекторами-рационалистами бригады АСНОВА В. Ф. Кринским, А. М. Рухлядевым, Ю. Н. Герасимовым, Л. М. Лисенко и инженером Ю. С. Рубинштейном, предполагалось на территории возле Петровского парка, где уже был выстроен стадион «Динамо», возведение архитектурного ансамбля из 15 зданий. Проект состоял из комплекса мастерских, жилых корпусов, выставочного павильона и здания художественного вуза.
Полностью проект осуществлен не был, с 1930 по 1954 г. поэтапно было возведено четыре корпуса: в 1930 г. дом 9 (корпус Ж по плану) на Верхней Масловке, в 1931-1932 гг. – дом 2 на Петровско-Разумовской аллее (корпус Б), в 1935-1937 гг. – дом 1 на Верхней Масловке (корпус А), последним в 1954 г. там же был построен дом 3 (корпус В).
Первый пятиэтажный дом художников с мастерскими и квартирами (современный дом 9) был закончен к зиме 1930 г. Он имел сложную в плане конфигурацию, состоящую из двух объемов (п-образной формы и прямоугольной), и располагался с отступом от красной линии улицы. П-образный корпус предназначался для квартир, а прямоугольный – для мастерских и жилых помещений для одиноких. Изначально в доме было запроектировано 90 мастерских и 24 отдельных квартиры. Выполненный в духе рационализма главный фасад имел асимметричную композицию с выступающими ризалитами с одной стороны и угловыми балконами с другой. Фасад здания со стороны Масловки оштукатурен, остальные окрашены по кирпичу.
«На самом верху дома организована библиотека-читальня. Временами библиотека видоизменяет свой облик и становится коллективной студией, в которой художники с раннего утра пишут натуру». Библиотека содержала более 25 000 репродукций и до 4 000 книг по искусству, в том числе редкие издания из фондов коллекционера Д. И. Щукина и адвоката М. Ф. Ходасевича. Чтобы быт не отвлекал художников от творчества, в первом построенном доме организовали общественную столовую, а также детский сад, персонал которых состоял из жен художников. «Москва строит городок не только для своих художников-профессионалов, но и для счастливого поколения, у которого не будет помех для развития творческих возможностей».
Первыми обитателями дома 9 на Масловке были Е. Кацман, Б. Иогансон, Е. Львов, С. Тавасиев, П. Радимов, И. Чашников, Н. Белянин, Ф. Лехт, Е. Ряжский, А. Кибрик, А. Каневский, Н. Никонов, Д. Штеренберг и многие другие. Здесь работали И. Грабарь, А. Матвеев, А. Тышлер, В. Татлин. «Дух единения и братства, царивший среди художников», обитавших на Масловке, был характерной приметой художественной жизни в 1930-е гг. Организованный в 1932 г. Московский областной союз советских художников (МОССХ) объединил в едином творческом союзе существовавшие многочисленные творческие группы, исповедовавшие разные художественные принципы. На состоявшейся в 1933 г. в Москве знаковой выставке в Историческом музее были представлены все существовавшие художественные течения. «При формировании экспозиции не было предпочтения политизировано-актуального искусству, так что явно не «заказных», так сказать внеклассовых работ было в шесть (!) раз больше, чем «индустриальных», «колхозно-пролетарских» официозов» (М. А. Чегодаева).
Достаточно быстро первый дом оказался перенаселен, и в ожидании второй очереди строительства художники селились в близлежащих домах.
В 1931-1932 гг. на Петровско-Разумовской аллее был выстроен дом 2 (корпус Б по плану). Разновысотное прямоугольное в плане здание в стиле рационализм имело асимметричную композицию, построенную на сочетании восьмиэтажного и шестиэтажного объемов с ризалитами, лоджий и разномасштабных оконных проемов. Дом был разделен на четыре секции по две квартиры в каждой: трехкомнатной и однокомнатной.
В этом доме жил художник¸ искусствовед и реставратор И. Грабарь. По воспоминаниям его дочери О. Грабарь, «в послевоенные годы на Масловке отец строго придерживался установленного им распорядка дня.  вставал в шесть утра и совершал ежедневную прогулку вокруг стадиона «Динамо», после чего работал еще два часа, сидя за старым секретером, до отъезда в созданный им Институт истории искусств, а возвращался домой только вечером. Так продолжалось 15 лет».
Знаменитые жильцы дома 2 на Петровско-Разумовской аллее: художники Ф. Решетников, Ю. Пименов, С. Герасимов, В. Татлин, скульптор-анималист В. Ватагин и многие другие.
Грандиозным планам по строительству «корабля искусств» с декорированными скульптурой пропилеями и выставочным павильоном, а также монументальными корпусами с открытыми террасами и огромными проездными арками не суждено было осуществиться. Но план по созданию на Масловке мощного центра притяжения всех творческих сил, обозначенный в советской прессе в 1934 г., полностью воплотился в жизнь. «В 400 мастерских будут работать художники. Отсюда на площади советских городов выйдут памятники, скульптурные барельефы, статуи, эскизы фресок и росписей для общественных зданий. Здесь будет создаваться большое советское искусство».

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Трамвайное депо на Нижней Масловке

Трамвайное депо на Нижней Масловке

Н. Масловка ул., д. 15

В 1895 году Первое общество конно-железных дорог обратилось в Городскую управу о запуске в Москве нового вида транспортного сообщения – «электрического трамвая». В этом же году на незастроенном участке между Башиловкой и Бутырским проездом началось строительство «Электрического» трамвайного парка.

(Нет голосов)
Дома
Фабрика-кухня

Фабрика-кухня

1-й Боткинский проезд , д.7

На территории Государственного авиационного завода № 1 на Ходынском поле (бывшего «Дукса») в 1927-1928 гг. была возведена фабрика-кухня по проекту архитектора А. И. Мешкова, автора образцового проекта фабрики-кухни № 1 на Ленинградском проспекте.

(Нет голосов)
Дома
Ресторан «Мавритания»

Ресторан «Мавритания»

Петровско-Разумовская аллея, д. 12А

Это скромное здание чуть более века назад было частью знаменитой ресторанной империи московского купца Ивана Федоровича Натрускина, владельца ресторанов «Стрельна» и «Мавритания».

3.56
Памятники
Конные скульптурные группы

Конные скульптурные группы

Ленинградский пр-т, д. 27 (въезд на Беговую аллею)

(Нет голосов)
Дома
Станция метро «Динамо»

Станция метро «Динамо»

Дата открытия: 11.09.1938
Открыта в составе второй очереди строительства Московского метрополитена.
Проектное название: Бега (1934)
Проект переименования: Петровский парк (1992)

3.48
Памятники
Собака Лайка

Собака Лайка

Петровско-Разумовская аллея, д. 12а

3.3
Дома
Стадион "Динамо"

Стадион "Динамо"

Ленинградский просп., д. 36

Первая Всесоюзная спартакиада народов состоялась на «Динамо» в день его официального открытия — 17 августа 1928 года.

3.56
Дома
Царский павильон XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки

Царский павильон XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки

Ленинградский пр-т., д. 31 стр. 9

Этот павильон – единственная постройка грандиозного выставочного ансамбля, сохранившаяся до наших дней.

3.56
Дома
Городок Художников на Масловке (Верхняя Масловка, дома 1 и 3)

Городок Художников на Масловке (Верхняя Масловка, дома 1 и 3)

Верхняя Масловка ул., д. 1, д. 3

В конце 1920-х гг. на Верхней Масловке на месте сгоревших павильонов «Межрабпом-Русь» (бывшего киноателье купца М. Трофимова и инженера М. Алейникова) началось возведение архитектурного ансамбля городка художников.

3.3
Дома
Ажурный дом, архитектор А. К. Буров

Ажурный дом, архитектор А. К. Буров

Ленинградский пр-т, д. 27

«Ажурный дом» строится Буровым в 1939-1940-х гг. Дом замышляется архитектором как дом-коммуна, где общественное будет преобладать над личным, с небольшими квартирами и обширными общественными помещениями на первом этаже: столовая, прачечная, ясли, детсад.

3.48
Памятники
Обелиск памяти погибших в годы Великой Отечественной войны

Обелиск памяти погибших в годы Великой Отечественной войны

Петровско-Разумовский пр-д, д. 29 (территория Савеловского парка)

(Нет голосов)
Дома
Гостиница «Советская»

Гостиница «Советская»

Ленинградский проспект, д. 32/2

Новое грандиозное здание в модном тогда стиле модерн с огромными арочными окнами и великолепными интерьерами возвел в 1910 г. архитектор А. Эрихсон. Крышу венчали большие граненые купола, Большой и Малый зал вмещали до 250 человек.

3.8