Городок Художников на Масловке (Верхняя Масловка, 9, Петровско-Разумовская аллея, 2)

Городок Художников на Масловке (Верхняя Масловка, 9, Петровско-Разумовская аллея, 2)

Верхняя Масловка ул., д. 9; Петровско-Разумовская аллея, д. 2
ДинамоПетровский парк (БКЛ)
История создания Городка художников на Верхней Масловке началась в середине 1920-х гг., когда получают распространение идеи строительства жилых и общественных зданий, домов-коммун и кооперативов по отраслевому или профессиональному принципу.
star-icon
3.3
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Архитектурный стиль:
Типовое жилье
Годы постройки:
1930–1950–е
Архитекторы:
А.М. Рухлядев,В.Ф. Кринский,Ю.Н. Герасимов,Л.М. Лисенко
Назначение постройки
Жилой дом

Информация о здании

История создания Городка художников на Верхней Масловке началась в середине 1920-х гг., когда получают распространение идеи строительства жилых и общественных зданий, домов-коммун и кооперативов по отраслевому или профессиональному принципу.

В 1920-1930-е гг. в Москве существовали десятки художественных объединений: АХРР, УНОВИС, ОБМОХУ, «Маковец», НОЖ, «Бытие», «Жар-цвет», «Московские живописцы», «Четыре искусства», ОСТ, ФОСХ, РАПХ и другие. В 1925 г. на общем собрании художников Москвы было выдвинуто предложение построить в Москве кооперативный дом художников. «Все началось более чем скромно. Художники-ахровцы Е. Кацман, В. Перельман и П. Радимов в 1928 г. задумали выстроить первый Дом московских художников и обратились по этому поводу с ходатайством в Совнарком. Художники не представляли себе четко, во что может обойтись государству осуществление подобной мысли, и просили лишь 200 000 рублей. Докладчиком в Совнаркоме по этому вопросу выступал т. Петерсон. Он заявил: «200 000 для сооружения Дома художников отпускать нецелесообразно...» Авторы проекта разочарованно переглянулись. Тов. Петерсон выдержал длительную паузу... «Для этого дела художникам необходимо отпустить 800 000» (Самуил Марголин, газета «Советское искусство», № 51-52, 1934 г.).

Местом для строительства был выбран пустырь, оставшийся от сгоревших павильонов фабрики «Межрабпом-Русь», в районе Масловки, в то время застроенной деревянными домами. «Карликовые ветхие особняки Верхней Масловки постепенно разрушаются. Ничто уже не будет напоминать здесь о деревянной окраинной Москве... Бывшая мещанская обывательская московская улица завоевана советскими художниками», ‒ пишет советская пресса.

Планом застройки, разработанным архитекторами-рационалистами бригады АСНОВА В. Ф. Кринским, А. М. Рухлядевым, Ю. Н. Герасимовым, Л. М. Лисенко и инженером Ю. С. Рубинштейном, предполагалось на территории возле Петровского парка, где уже был выстроен стадион «Динамо», возведение архитектурного ансамбля из 15 зданий. Проект состоял из комплекса мастерских, жилых корпусов, выставочного павильона и здания художественного вуза.

Полностью проект осуществлен не был, с 1930 по 1954 г. поэтапно было возведено четыре корпуса: в 1930 г. дом 9 (корпус Ж по плану) на Верхней Масловке, в 1931-1932 гг. – дом 2 на Петровско-Разумовской аллее (корпус Б), в 1935-1937 гг. – дом 1 на Верхней Масловке (корпус А), последним в 1954 г. там же был построен дом 3 (корпус В).

Первый пятиэтажный дом художников с мастерскими и квартирами (современный дом 9) был закончен к зиме 1930 г. Он имел сложную в плане конфигурацию, состоящую из двух объемов (п-образной формы и прямоугольной), и располагался с отступом от красной линии улицы. П-образный корпус предназначался для квартир, а прямоугольный – для мастерских и жилых помещений для одиноких. Изначально в доме было запроектировано 90 мастерских и 24 отдельных квартиры. Выполненный в духе рационализма главный фасад имел асимметричную композицию с выступающими ризалитами с одной стороны и угловыми балконами с другой. Фасад здания со стороны Масловки оштукатурен, остальные окрашены по кирпичу.

«На самом верху дома организована библиотека-читальня. Временами библиотека видоизменяет свой облик и становится коллективной студией, в которой художники с раннего утра пишут натуру». Библиотека содержала более 25 000 репродукций и до 4 000 книг по искусству, в том числе редкие издания из фондов коллекционера Д. И. Щукина и адвоката М. Ф. Ходасевича. Чтобы быт не отвлекал художников от творчества, в первом построенном доме организовали общественную столовую, а также детский сад, персонал которых состоял из жен художников. «Москва строит городок не только для своих художников-профессионалов, но и для счастливого поколения, у которого не будет помех для развития творческих возможностей».

Первыми обитателями дома 9 на Масловке были Е. Кацман, Б. Иогансон, Е. Львов, С. Тавасиев, П. Радимов, И. Чашников, Н. Белянин, Ф. Лехт, Е. Ряжский, А. Кибрик, А. Каневский, Н. Никонов, Д. Штеренберг и многие другие. Здесь работали И. Грабарь, А. Матвеев, А. Тышлер, В. Татлин. «Дух единения и братства, царивший среди художников», обитавших на Масловке, был характерной приметой художественной жизни в 1930-е гг. Организованный в 1932 г. Московский областной союз советских художников (МОССХ) объединил в едином творческом союзе существовавшие многочисленные творческие группы, исповедовавшие разные художественные принципы. На состоявшейся в 1933 г. в Москве знаковой выставке в Историческом музее были представлены все существовавшие художественные течения. «При формировании экспозиции не было предпочтения политизировано-актуального искусству, так что явно не «заказных», так сказать внеклассовых работ было в шесть (!) раз больше, чем «индустриальных», «колхозно-пролетарских» официозов» (М. А. Чегодаева).

Достаточно быстро первый дом оказался перенаселен, и в ожидании второй очереди строительства художники селились в близлежащих домах.

В 1931-1932 гг. на Петровско-Разумовской аллее был выстроен дом 2 (корпус Б по плану). Разновысотное прямоугольное в плане здание в стиле рационализм имело асимметричную композицию, построенную на сочетании восьмиэтажного и шестиэтажного объемов с ризалитами, лоджий и разномасштабных оконных проемов. Дом был разделен на четыре секции по две квартиры в каждой: трехкомнатной и однокомнатной.

В этом доме жил художник¸ искусствовед и реставратор И. Грабарь. По воспоминаниям его дочери О. Грабарь, «в послевоенные годы на Масловке отец строго придерживался установленного им распорядка дня. вставал в шесть утра и совершал ежедневную прогулку вокруг стадиона «Динамо», после чего работал еще два часа, сидя за старым секретером, до отъезда в созданный им Институт истории искусств, а возвращался домой только вечером. Так продолжалось 15 лет».
Знаменитые жильцы дома 2 на Петровско-Разумовской аллее: художники Ф. Решетников, Ю. Пименов, С. Герасимов, В. Татлин, скульптор-анималист В. Ватагин и многие другие.

Грандиозным планам по строительству «корабля искусств» с декорированными скульптурой пропилеями и выставочным павильоном, а также монументальными корпусами с открытыми террасами и огромными проездными арками не суждено было осуществиться. Но план по созданию на Масловке мощного центра притяжения всех творческих сил, обозначенный в советской прессе в 1934 г., полностью воплотился в жизнь. «В 400 мастерских будут работать художники. Отсюда на площади советских городов выйдут памятники, скульптурные барельефы, статуи, эскизы фресок и росписей для общественных зданий. Здесь будет создаваться большое советское искусство».
Автор статьи: Ольга Яковлева
Распечатать статью

Интересное рядом (10)

Станция метро «Динамо»
icon
Дата открытия: 11.09.1938
Открыта в составе второй очереди строительства Московского метрополитена.
Проектное название: Бега (1934)
Проект переименования: Петровский парк (1992)

Ленинградский проспект, стадион "Динамо"
star-icon
3.6
audioGuideОткрыть аудиогид
Музей истории евреев в России
icon
г. Москва, Петровско-Разумовская аллея., д. 10, офис 7
ДинамоПетровский парк (БКЛ)
Собака Лайка
icon
Петровско-Разумовская аллея, д. 12а
ДинамоПетровский парк (БКЛ)
star-icon
3.3
Ажурный дом, архитектор А. К. Буров
icon
«Ажурный дом» строится Буровым в 1939-1940-х гг. Дом замышляется архитектором как дом-коммуна, где общественное будет преобладать над личным, с небольшими квартирами и обширными общественными помещениями на первом этаже: столовая, прачечная, ясли, детсад.
САО, Ленинградский просп., дом 27
star-icon
3.6
Городок Художников на Масловке (Верхняя Масловка, дома 1 и 3)
icon
В конце 1920-х гг. на Верхней Масловке на месте сгоревших павильонов «Межрабпом-Русь» (бывшего киноателье купца М. Трофимова и инженера М. Алейникова) началось возведение архитектурного ансамбля городка художников.
Верхняя Масловка ул., д. 1, д. 3
ДинамоПетровский парк (БКЛ)
star-icon
3.4
Обелиск памяти погибших в годы Великой Отечественной войны
icon
Петровско-Разумовский пр-д, д. 29 (территория Савеловского парка)
ДинамоПетровский парк (БКЛ)
Фабрика-кухня
icon
На территории Государственного авиационного завода № 1 на Ходынском поле (бывшего «Дукса») в 1927-1928 гг. была возведена фабрика-кухня по проекту архитектора А. И. Мешкова, автора образцового проекта фабрики-кухни № 1 на Ленинградском проспекте.
САО, Боткинский 1-й пр., дом 7, строение 1
ДинамоПетровский парк (БКЛ)
Памятник Льву Яшину
icon
стадион Динамо, Ленинградский просп. д.36
Трамвайное депо на Нижней Масловке
icon
В 1895 году Первое общество конно-железных дорог обратилось в Городскую управу о запуске в Москве нового вида транспортного сообщения – «электрического трамвая». В этом же году на незастроенном участке между Башиловкой и Бутырским проездом началось строительство «Электрического» трамвайного парка.
Н. Масловка ул., д. 15
ДинамоСавеловская
star-icon
3.4