Городская усадьба Иконниковых - Н.А. Аваева, XIX в.

Городская усадьба Иконниковых - Н.А. Аваева, XIX в.

ЦАО, Садовническая ул., дом 41, строение 1
ТретьяковскаяНовокузнецкая
Строительством этого дома занимался архитектор, который позднее будет утвержден в должности архитектора храма Христа Спасителя.
star-icon
3.4
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Годы постройки:
XIX в.
Архитекторы:
М.Ф. Бугровский ,И.И. Поздеев
Назначение постройки
Городская усадьба

Информация о здании

Садовническая улица получила свое название по Нижней Садовнической слободе, которая находилась к востоку от улицы Балчуг. Сами слободы возникли во время правления царя Ивана III. Впервые улица появилась на плане Мейерберга от 1661 г. Всего в этой местности, называемой Нижними Садовниками, в это время насчитывалось 403 двора. Спустя полвека, дворы укрупнились. В 1780-е гг. на месте реки Старицы был прорыт водоотводный канал и образовался остров. Улица Садовническая стала проходить по средней линии острова между рекой Москвой и водоотводным каналом.                                               
В разное время она застраивалась преимущественно деревянными жилыми домами. Двухэтажные усадьбы были редкостью. Подробная карта этой местности была составлена в 1849-1854 гг. На ней были показаны все дворы на Садовнической улице, а также другие постройки и сады. Дома располагались вдоль ее красной линии, а сады и огороды были обращены к реке. Палаты здесь строились редко. Тем не менее, по соседству на месте дома №43 находились каменные палаты. Вот, что мы находим у известного краеведа С. Романюка: «Эти палаты впервые обозначены на плане 1796 г., как владение купца Аники Иконникова». Затем, при строительстве на этом месте дома, палаты были частично разрушены. А рядом была построена усадьба Иконникова. Позднее ее владельцем стал Н.А. Аваев. С 1890-х гг. в этом доме проживал купец 2-й гильдии Крымов Александр Александрович.

В разные эпохи архитектурный облик Садовнической улицы менялся. С конца XIX в. лицо улицы формировали постройки таких мастеров, как М.Ф. Бугровский, Н.Д. Струков, М.К. Геппенер, Э.К. Нирнзее, В.Г. Сретенский, В.Д. Адамович.
Архитектура нашего дома отражает влияние частично и эклектики и неоклассицизма, что характерно для того времени. В проектировании дома участвовали архитекторы Иван Иванович Поздеев и Михаил Федорович Бугровский.

По расположению, главным фасадом дом обращен во внутренний двор, а боковым фасадом – на улицу. Само здание поставлено в глубине участка. Имеет два этажа. Вход в дом со двора через объемный ризалит, накрытый сверху трапециевидным шатром. Фасады украшены рустом. Над окнами изящно располагаются сандрики. Над карнизом второго этажа уличного фасада находится фигурный аттик.

Перед домом установлена ограда по проекту архитектора И.И. Поздеева, с въездными воротами с двумя пилонообразными калитками. Заново установленная ограда выполнена в стиле упрощенной поздней эклектики. Содержит элементы неоклассицизма в виде вертикальных копьеобразных высоких стержней и верхнего и нижнего горизонтальных ярусов, набранных из «сердолек», (термин, обозначающий фигуру в форме сердечка).

В настоящее время дом как будто находится в процессе реставрации. Наряду с хорошо отделанным фасадом с лепным декором, есть незавершённые участки. Тем не менее, и сам усадебный дом с оградой и прилегающими постройками придают улице определенный архитектурный колорит Москвы XIX в.
Усадьба является объектом культурного наследия регионального значения.
Автор статьи: Алексей Гизюк
Распечатать статью

Интересное рядом (4)

Музей-квартира Г. С. Улановой
icon
г. Москва, Котельническая наб., д. 1/15
Музей-студия Радиотеатра
icon
г. Москва, пер. Овчинниковский Б., д 17 стр 1
ТретьяковскаяНовокузнецкая
Улица Варварка
icon
Одна из старейших улиц Москвы, Варварка тянется по бровке холма над Москвой-рекой.
МГЭС-1. Корпус с машинным залом синхронных преобразователей
icon
Корпус выстроен в стиле, традиционном для российских промышленных зданий, с элементами неоклассицизма. Его фасад, выходящий на набережную, подчинен осевой симметрии.