ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Городская усадьба Хлудовых, посл. четв. XVIII в. - нач. XX в.

(Нет голосов)
Aрхитектор В.В. Шервуд
Главный дом городской усадьбы, 1780-е гг.(?), 1860-е гг.
+ -

Семья выходцев из Егорьевска Хлудовых появилась в Москве в 1817 г., когда основатель легендарного купеческого рода И.И.Хлудов поселился на Швивой горке с устройством своей первой мастерской, ставшей основой колоссального бумагопрядильного производства.  

Со временем семья росла, Хлудовы расселялись чуть ли не по всей Москве, многие хлудовские адреса сегодня хорошо известны любителям истории.

Участок на углу Малой Полянки и 1-го Хвостова переулка в северном Замоскворечье Хлудовы занимают в конце XIX в., справочник «Вся Москва» отмечает этот участок за Хлудовыми начиная с 1901 г.

Усадьба имеет достаточно старую историю с примечательным местом расположения.

По-видимому, трасса Малой Полянки возникла как продолжение трассы Малой Якиманки с севера на юг в качестве вспомогательной промежуточной дороги между основными и старейшими трассами района, исторически имевшими одно начало (южное замоскворецкое окончание переправы в районе Большого Каменного моста), но расходившихся около храма Св. Великомучеников Козьмы и Дамиана (Большая Полянка, д. 4, снесен) на Большую Якиманку, переходившую в дорогу на Калугу, и Большую Полянку, переходившую в дорогу на Серпухов.  

Градостроительное формирование трасс Малой Полянки и Малой Якиманки относится к концу 1770-х гг., когда в Москве в целом проводились крупные градостроительные работы, вызванные несколькими обстоятельствами. В 1771 г. в Москве произошел «Чумной бунт» (вызванный эпидемической вспышкой заражений периода Русско-Турецкой войны), по степени разрушений сравнимый с разрушениями Отечественной войны 1812 г. Одновременно с успешным завершением Русско-Турецкой войны и разгромом восстания под руководством Пугачева императрица Екатерина II в 1774 г. утвердила первый «перспективный» генплан градостроительного развития Москвы – «Прожектерский план Столичному городу Москве». Этот перспективный генплан предусматривал множество мероприятий (включая создание первого в истории Москвы централизованного городского водоснабжения, частью которого стал знаменитый Ростокинский акведук), но главной темой «Прожектерского плана Столичному городу Москве» стало урегулирование разновременной застройки Древней Столицы.

Пересекающие направление с севера на юг и проходящие с запада на восток трассы 1-го и 2-го Хвостовых переулков – напоминание о старейшем московском роде бояр Хвостовых Босоволковых, род которых сохранялся достаточно долго (один из представителей этого рода был зятем М.И.Кутузова).

По-видимому, формирование застройки описываемого участка относится к числу мероприятий, предусмотренных «Прожектерским планом Столичному городу Москве», поскольку разъяснения к этому генплану рекомендовали при возведении зданий на углу трасс в месте стыка корпусов устраивать скругления для удобства разворотов. К этому типу относится описываемый двухэтажный главный дом городской усадьбы (ул. Малая Полянка, д. 7, стр. 1).

Современное оформление фасадов корпусов здания относится к 1860-м гг., когда, согласно архивным данным, в усадьбе проводились строительные работы, в том числе в 1860 и 1869 гг. в деревянном флигеле по трассе Малой Полянки (д 7, стр. 3). В  целом фасад здания сохранил первоначальную композицию конца XVIII в., которая была дополнена интересными деталями. В частности, в этот период угловое скругление на уровне верхнего этажа было выделено коринфскими пилястрами «малого ордера», над окном между этими пилястрами был устроен сложный тимпан из фронтона над укороченным аттиком с замковым камнем с валютой в виде изогнутого дубового листа, по сторонам замкового камня был устроен декоративный фриз, такие же фризы (без замкового камня) были устроены над окнами второго этажа корпусов вдоль пересекающихся трасс.

В отношении истории усадьбы уже при Хлудовых необходимо отметить, что буквально перед началом Первой мировой войны в глубине участка в 1914 г. был построен Доходный дом (Малая Полянка, д. 7, стр. 5). Автором проекта Доходного дома стал крупный московский архитектор этого времени В.В.Шервуд-младший. Дом был выстроен с использованием элементов модерна и предконструктивизма. С 1915 до отъезда в эмиграцию в 1922 г. в этом доме жил И.С.Шмелев.

В здании Кухонного корпуса проводится поддерживающий ремонт, отдельные работы по приспособлению для современного использования.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Дом конца XVIII века

Дом конца XVIII века

Ул. Пятницкая, д. 67

Полукруглый фасад дома прекрасно виден в перспективе Пятницкой улицы, если двигаться по ней из центра к Садовому кольцу. Именно местоположение дома и обусловило его архитектурное решение.

(Нет голосов)
Дома
Лепешкинское училище

Лепешкинское училище

Пятницкая ул., 50

Усадьба на углу Большого Ордынского переулка, (дом № 50), в начале XIX века принадлежала жене статского советника Варваре Васильевне Курбатовой. На Пятницкую улицу выходил главный дом, а за ним, в глубине участка располагались флигели и служебный корпус.

3.35
Дома
Храм Св.Климента

Храм Св.Климента

Пятницкая улица, дом 26, строение 1

Этот храм словно явился из Петербурга.

3.56
Дома
Дом с "галдарейками"

Дом с "галдарейками"

Пятницкая ул., 6/1

В конце XVII - начале XVIII века на месте современного дома № 6 на Пятницкой улице находились владения князя А. И. Дашкова. Палаты Дашкова были расширены и оформлены в классическом стиле в конце XVIII  века. В 1842 году купец Д. Д. Гжельцов строит здесь одноэтажные каменные лавки, которые через сорок лет достраиваются вторым этажом. Последний дореволюционный владелец здания – Саввино-Сторожевский монастырь, основанный в конце XIV веке, неподалеку от города Звенигорода.

3.22
Памятники
Памятник Петру Первому

Памятник Петру Первому

Крымская набережная, 10

Бронзовый памятник великого русского царя, отлитый из нержавеющей стали и достигающий 98 метров в высоту. Это самый высокий памятник в России и один из самых высоких в мире.

3.4
Дома
Парк «Музеон»

Парк «Музеон»

Крымский Вал

Парк искусств Музеон сегодня не только популярное место отдыха с большой культурной программой. Это ещё и музей, собрание скульптуры ХХ века под открытым небом.

3.3
Маршруты
Прогулка по Климентовскому переулку

Прогулка по Климентовскому переулку

Экскурсия по Климентовскому переулку с директором Государственной публичной исторической библиотеки Михаилом Афанасьевым. Предоставлена журналом "Московское наследие" и проектом "Выход в город".

3.31
Музеи
Музей ЦПКиО им. Горького

Музей ЦПКиО им. Горького

Музей располагается в главном входе в ЦПКиО, построенном в 1955 году по проекту архитекторов Г. Щуко и А. Спасова. В пилонах Главного входа в разное время располагались отделы дирекции Парка, а в 1970−е годы здесь была кино- и фотостудия. В основном, помещения использовались для технических нужд парка и  не были доступны для посетителей. 10 июня 2015 года в отреставрированном главном входе открылся музей. Основная экспозиция состоит из уникального архива Парка Горького, а также фото и видео материалов и документов, предоставленных другими архивами и музеями Москвы. Посредством современных мультимедийных инсталляций рассказаны 15 историй о людях, с которыми связана история Нескучного сада и Парка Горького.
Зал «Нескучный сад» посвящен XVIII-XIX векам и открывается макетом Парка, где хронологически показаны все этапы его развития. Истории Нескучного сада начинаются с 1728 года – когда князь Трубецкой покупает дом на участке близ Калужской заставы. Благодаря его приемам и балам эти места становится популярными. Владельцами земель на территории Нескучного были Демидов, братья Орловы, прототип Пиковой дамы Пушкина – княгиня Голицына и, наконец император Николай I.
Зал «Парк Горького» показывает историю ЦПКиО  с 1923 года до наших дней. Начиная с 1-ой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки СССР 1923 года: в максимально короткие сроки вместо свалки на территории Орловского луга было установлено более 250 тематических павильонов в самой разнообразной стилистике – от эклектики до конструктивизма. Перенаселенная Москва 20-30-х годов нуждалась в пространстве для досуга – благоустроенную территорию выставки решено было сделать парком.  
Насыщенность фактическим материалом и интерактивность делает экспозицию музея универсальной – она может быть интересна посетителям разного возраста. Те, кто помладше, могут пройти квест – найти в экспозиции ответы на вопросы по истории Парка и получить за них маленькие подарки в сувенирном магазине на выходе.
На крыше музея расположена смотровая площадка, на ней установлены бинокуляры с увеличением 25х, через которые днем можно рассмотреть аллеи Парка, Первую Градскую больницу, Храм Христа Спасителя, сталинские высотки, Крымский мост, а вечером – лунные кратеры.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом (деревянный), первая половина XIX в.

Жилой дом (деревянный), первая половина XIX в.

Голиковский пер., д. 9

Деревянный дом был возведен по композиционному принципу, характерному для небольших усадеб послепожарной Москвы, – вдоль красной линии переулка с небольшим отступом от нее. Такие деревянные дома с мезонином на каменном подвале назвались «бовешками» – по фамилии архитектора Осипа Ивановича Бове.

3.44
Памятники
Дзержинский Ф. Э.

Дзержинский Ф. Э.

Крымский Вал ул., вл. 2

3.3
Музеи
Парк искусств МУЗЕОН

Парк искусств МУЗЕОН

Парк искусств МУЗЕОН - это cамый крупный музей скульптуры под открытым небом в России.

В коллекции находятся уникальные памятники советской эпохи, попавшие сюда в процессе основания музея с 1992 года – это монументальная скульптура 1930-х - 1950-х годов, служившая не только идеям пропаганды, но и градообразующему замыслу - так, памятник Дзержинскому работы Евгения Вучетича и памятник Горькому авторства Ильи Шадра в исполнении артели Веры Мухиной долгие годы были скульптурными доминантами двух центральных Московских площадей. Так же в коллекции МУЗЕОНА есть и интересные памятники эпохи соцреализма, многочисленные бюсты героев социалистического труда, традиционные портреты советских вождей, обязательные для установки в каждом советском учреждении.

Одной из задач музея всегда было сохранение этих уникальных памятников, отношение к которым менялось по ходу изменения политического курса страны. Все находящиеся в коллекции скульптуры и знаковые сооружения советского периода обладают не только художественной ценностью, которая может быть спорна, но ценностью исторической, они являются артефактами своей эпохи, необходимыми для ее изучения. В связи с этим одной из целей музея является их сохранение и научное описание.

Помимо «программных» монументов советского периода, МУЗЕОН экспонирует так же и те работы отечественных скульпторов-авангардистов, которые по идеологическим соображениям не могли выставляться при советской власти, долгое время хранились в мастерских и не были представлены широкой публике. Среди них редкие произведения Евгения Чубарова, Алексея Григорьева и Леонида Рабинса.

Сегодня МУЗЕОН активно экспонирует современных скульпторов, расширяя границы своей коллекции и пополняя ее пленэрной живописью и материалами тематических фотовыставок , современными арт-объектами и материалами видеоарта.

(Нет голосов)