Жилой дом Генерального штаба Вооружённых сил СССР (Ермолаевский переулок, 9) был задуман как подарок государству высшему командному составу, вернувшемуся с фронтов Великой Отечественной войны. Работы начались в 1939 году и завершились в 1946-м (часть источников указывает 1944–1945 гг.). Проект разработали Михаил Михайлович Дзисько и Николай Иванович Гайгаров из мастерской Ивана Владиславовича Жолтовского, который лично курировал строительство. Первоначально объект именовался «Жилой дом Высшего Комсостава», позднее — «Жилой дом Генерального штаба Вооружённых сил СССР», в быту — «генеральский дом» или «Дом со львами».
Дом рассчитан лишь на шесть квартир площадью около 200 м² каждая; в анфиладной планировке предусмотрены холл, гостиная, кабинет, детская, столовая, помещения для обслуживающего персонала и обширные хозяйственные кладовые. Среди первых жильцов — главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин, генерал армии Михаил Сергеевич Малинин с супругой Надеждой Григорьевной Грековой, генерал армии Иван Егорович Шавров, генерал-полковник медицинской службы Ефим Иванович Смирнов, маршал Андрей Антонович Гречко; позднее здесь проживали дирижёр Альгис Марцелович Жюрайтис и оперная певица Елена Васильевна Образцова. В постсоветское время проведены перепланировки, после которых, по некоторым данным, квартир стало восемь. С середины 1960-х годов здание подвергалось критике как «образец архитектурных излишеств», но ныне охраняется как объект культурного наследия регионального значения.
Здание решено в подчеркнуто классическом духе дворянской усадьбы, что нередко вводит в заблуждение относительно даты его постройки. Главный фасад оформлен восьмью полуколоннами коринфского ордера высотой в три этажа; монументальные ворота фланкированы парными скульптурами львов работы В.А. Львова (по воспоминаниям авторов проекта — посвящение архитектору Льву Рудневу). Барельефы созданы Л.А. Кардинским, лепнина — Д.М. Никулиным; плафоны расписывали бригады художников под руководством Л.А. Бруни и В.А. Фаворского при участии Г.А. Ечеистова, Л.А. Жолткевич, С.С. Прусова и Д.В. Бродской. Величественный трёхэтажный ордер, декоративная насыщенность и фигуры львов придали дому узнаваемый облик, ставший акцентом застройки Патриарших прудов. Несмотря на обвинения Феликса Новикова в «ложной монументальности», «Дом со львами» остаётся редким примером послевоенного неоклассицизма, демонстрирующим стремление к гармонии, которое отстаивал Жолтовский.

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.