ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь пророка Ильи на Новгородском подворье

3.35
Храм, давший название улице Ильинке.
+ -

Одна из старейших улиц Китай-города Ильинка получила свое название от храма, сохранившегося до наших дней. Однако, поскольку он скрыт за более поздними строениями, о храме сегодня мало кто знает. А история у храма, между тем, богатейшая.

О возведении этого храма (приписываемого Алевизу Фрязину) летописный источник сообщает: "Того же лета (1519 г.) месяца мая 11 день заложиша церковь каменну за Торгом в монастыре святого Илию...". А спустя полтора года: «в лето 7029 (1521г.) месяца сентября 2 день священа церковь каменна святого Илии в Торгу на Дмитриевской улице, да придел Климента святого". Храм стал первой каменной постройкой в Ильинском монастыре и одной из первых известных сегодня каменных построек Китай-города. Уже через насколько лет после его возведения улица, прежде называвшаяся Дмитриевской, стала носить имя Ильинка.

Ильинский монастырь соседствовал с торгом и усадьбой земского казначея Хозяина Юрьевича Тютина. Казначей был казнен Иваном Грозным, а его двор пожалован "на приезд" Новгородскому архиерею. Так рядом с Ильинским монастырем возникло Новгородское архиерейское подворье, вскоре сыгравшее в истории России заметную роль: здесь в 1591 г. останавливался митрополит Дионисий Търновский, который привез в Москву акты Константинопольского собора 1590 года об утверждении патриаршества на Руси.

Монастырь также был причастен к важным историческим событиям. Именно с набата Ильинского колокола началось в Смутное время восстание против Лжедмитрия I, о чем упомянуто в летописи: "…маия в 17 день, на память святаго отца нашего Андроника … Благочестивии князи (Шуйские) повелеша ударить в колокола, первое у святаго пророка Илии, по той Ильинской улице, и в рядох и у святых церквей, и в монастырех, потом же у собора Пресвятей Богородицы, потом же в набаты градные…."

После Смуты Ильинский монастырь не был возрожден, и Ильинская церковь "что в Ветошном ряду" в 1625 году упоминается уже только как приходской храм. На земле бывшего монастыря разместились кладбище и дворы церковного причта (попа, дьякона, пономаря и просвирницы).

Главными историческими событиями на протяжении всего XVII века, связанными с храмом Ильи пророка, были ежегодные крестные ходы с участием правителей, высшего духовенства и всех горожан. После пожара 1676 года церковь вместе с церковной землей по прошению Новгородского митрополита Корнилия была присоединена к Новгородскому подворью, сохраняя при этом и приходские функции, а притч из своих дворов переселился в казенное жилье подворья.

Расширенное подворье было перестроено, а храм надстроен и обнесен галереей. В новый верхний храм перенесли престол в честь пророка Илии, древний нижний – сделали теплым и освятили в честь апостола Тимофея. До середины XVIII века во "властелинских покоях" Новгородского подворья останавливались архиереи, а обер-прокурора синода Феодосия Яновского навещал здесь император Петр I.

Приход Ильинского храма составляли патриаршии, а затем синодальные певчие. В этом приходе в семье синодального иподьякона выросли два выдающихся архиерея XVIII века, братья митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил и архиепископ Тобольский Варлаам (Петровы).

С середины XVIII века постройки подворья начали сдавать в аренду купцам. В 1860-х годах Новгородское подворье было на полстолетия арендовано предпринимателями А.Пороховщиковым и Н.Азанчевским. На территории подворья и соседней Певческой слободы по проекту архитектора А.С.Никитина был возведен комплекс Теплых торговых рядов. При строительстве этих новых трехэтажных зданий в основном использовались старые фундаменты каменных построек подворья и Певческой слободы, что и определило местоположение отдельных корпусов комплекса.

При строительстве "церковного корпуса" Теплых торговых рядов нижний храм 1519 года был упразднен и засыпан, а верхний, изуродованный перестройкой, продолжал действовать до советского времени. В 1920-е годы храм  был закрыт, а в здании разместились различные организации, которые довели его до аварийного состояния.

Храм пророка Илии является объектом культурного наследия федерального значения. В 1997 году с возрождением церковной жизни в здании начались противоаварийные работы. В 2000 году был раскрыт объем нижнего храма XVI века, находящийся в толще культурного слоя ниже уровня улицы Ильинки примерно на три метра.

В настоящее время в верхнем храме проводятся богослужения, а в нижнем размещена выставка росписей храма, чудом уцелевших в советское время и перенесенных реставраторами на холст.


После освобождения стен от фанерной обшивки в верхнем храме была раскрыта уникальная живопись начала XIX в., которая составляла единый ансамбль, посвященный евангельским чтениям Цветной Триоди от Пасхи до недели Всех Святых. Художники-реставраторы по специальной технологии сняли со стен живописные композиции с наслоениями штукатурки. Затем с тыльной стороны росписи до самого масляного слоя освободили штукатурку и образовавшуюся картину наклеили на заранее заготовленные холсты с подрамниками. После этого с лицевой стороны были удалены профилактические заклейки и старый клей, проведены работы по расчистке загрязнений и поздних прописей. Частичные утраты на живописных полотнах решили не восстанавливать, чтобы потомкам были видны исторические росписи. Работы на объекте длились около двух лет и завершились в 2008 г. По завершении реставрации снятые и смонтированные на новое основание росписи церкви Илии Пророка побывали на многих выставках: в Белых палатах, в Гостином Дворе, на Всероссийской реставрационной выставке в Малом Манеже и на выставке «Свет миру» в Центральном Манеже Москвы. В данный момент полотна экспонируют в храме Илии Пророка в подклете. Выставка уникальна тем, что впервые показаны все снятые со стен и перенесенные на холст композиции. Такой ход позволяет современникам составить представление о художественном убранстве верхнего храма в XIX в.

Церковь признана лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация -2015"

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Музей С. С. Прокофьева

Музей С. С. Прокофьева

Камергерский пер., д. 6

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом А.М. Михайлова

Доходный дом А.М. Михайлова

Ул. Большая Дмитровка, д. 9

Этот дом стал свидетелем классического любовного треугольника с весьма трагическим концом.

3.52
Дома
Палаты князя Щербатова

Палаты князя Щербатова

Раушская наб., 22

Во дворе комплекса зданий «Мосгортранса» трехэтажное здание с основного фасада, вдоль набережной, имеет классицистический декор, а с торцов отделано в узорочном стиле конца XVII века. Это результат реставрации начала 2002-2004 годов: старинные палаты, ранее скрывавшиеся за ординарной отделкой XIX века, обнаружили только при контрольных обмерах, проводившихся для подготовки к сносу. Находка стала одним из важнейших краеведческих открытий в Москве за последние десятилетия.

3.44
Дома
Дом поэта Веневитинова

Дом поэта Веневитинова

Кривоколенный переулок, д. 4, стр. 1

Это рассказ о доме по адресу Кривоколенный переулок, дом 4, стр. 1, более известном, как "дом поэта Веневитинова".

3.59
Музеи
Музей С. С. Прокофьева

Музей С. С. Прокофьева

Музей Сергея Сергеевича Прокофьева, одного из крупнейших композиторов XX века, впервые встретил посетителей в 2008 году. Именно здесь, в этом доме в Камергерском переулке (в те годы – Проезд Художественного театра), в квартире родителей Миры Александровны Мендельсон-Прокофьевой, своей второй жены, композитор, пианист и дирижер Сергей Сергеевич Прокофьев провёл последнее шесть лет своей жизни – с 1947 по 1953 год. Сюда приходили его друзья-музыканты, молодые исполнители Рихтер и Ростропович, именно здесь окончился жизненный путь великого гения. Здесь композитор работал над балетом «Сказ о каменном цветке», Седьмой симфонией.

В 1968 году Мира Александровна завещала архив и личные вещи композитора фонду Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки; они и стали основой Музея. По макету художника М. М. Успенского на подлинных материалах фонда Объединения здесь воссоздан рабочий кабинет композитора.

Сегодня в Музее ежедневно проходят музыкальные вечера и музейные мероприятия. Значительная их часть адресована юной и молодежной аудитории: тем, кто открыт для экспериментов; тем, кто близок по духу новатору Прокофьеву. Для детей проводятся занятия, знакомящие с творчеством С. С. Прокофьева. В их числе интерактивные образовательные программы: «Вперед, в Выдумляндию!», «Как Петя победил волка» на музыку симфонической сказки «Петя и волк», «Туфелька для Золушки», экскурсия «Прогулка по Камергерскому с Сергеем Прокофьевым» и др.

В декабре 2016 года, в год 125-летнего юбилея композитора, открылась экспозиция «Сергей Прокофьев – композитор, опередивший время». Музей С. С. Прокофьева входит во Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки.

(Нет голосов)
Маршруты
По следам студенческих гуляний

По следам студенческих гуляний

В честь Дня студентов редакция «Узнай Москву» подготовила прогулочный маршрут по Москве.

3.3
Музеи
Мемориальная музей-квартира Г. М. Кржижановского

Мемориальная музей-квартира Г. М. Кржижановского

Мемориальная квартира академика Г. М. Кржижановского расположена в 3амоскворечье, в купеческом особняке первой трети XIX века, в котором сохранились интерьеры в стиле модерн. Ученый здесь жил и работал с 1913 по 1959 год. Именно здесь проходили решающие совещания с участием В. И. Ленина по плану ГОЭЛРО – проекту электрификации России, который разрабатывал академик.

В оригинальных интерьерах экспонируются подлинная мебель, предметы быта, личные вещи и архивные документы крупнейшего учёного-энергетика, председателя Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), первого руководителя Госплана, вице-президента Академии наук СССР Глеба Максимилиановича Кржижановского (1872–1959). Сундук для домашних вещей, верхняя одежда Кржижановского, его портфель и трости – эти и многие другие артефакты, сохранённые и размещённые так, как это было при жизни учёного, как нельзя лучше передают атмосферу ушедшей эпохи.

Посещение мемориальной квартиры Г. М. Кржижановского осуществляется только по ежедневным экскурсионным сеансам: вторник-среда, пятница-суббота: 10:00, 12:00, 14:00, 16:00; четверг: 11:00, 14:00, 16:00, 18:00.

На первом этаже разместилась экспозиция, посвященная истории Замоскворечья.

(Нет голосов)
Дома
Дом Г. М Кржижановского

Дом Г. М Кржижановского

Садовническая ул., 30

В середине длинной Садовнической улицы стоит ухоженный жилой дом. Из ряда соседей он выделяется небольшим балконом в центре и двумя эркерами, помещенными на последнем, третьем, этаже. Пример того, как могла бы выглядеть рядовая застройка старой Москвы сейчас, если бы к старым домам относились так же бережно. Охранной грамотой для этого дома послужил один из жильцов — старый большевик и инженер Глеб Максимилианович Кржижановский, живший  на втором этаже с 1919 по 1959 годы.

3.02
Дома
Александровский сад

Александровский сад

Сегодня мы привыкли называть его сад, но до 1970-80-х гг. это были Александровские сады. И было их три: Верхний, Средний и Нижний.

3.3
Дома
Доходное владение Варваринского акционерного общества

Доходное владение Варваринского акционерного общества

Мясницкая ул., д. 20

Четырехэтажный объем во внутреннем дворе – это сильно перестроенные палаты XVIII в.

3.44
Дома
Городская усадьба Н.П. Маттейсена

Городская усадьба Н.П. Маттейсена

Георгиевский пер., д. 1, стр. 1-3

В Георгиевском переулке до сих пор сохраняются остатки доходной застройки конца XIX века

5
Дома
Дом архитектора Казакова

Дом архитектора Казакова

Малый Златоустинский пер., 1

Недалеко от Маросейки, на пересечении Большого и Малого Златоустинских переулков, располагается неприметная усадьба выдающегося московского архитектора Матвея Федоровича Казакова. Здесь он жил и работал последние 30 лет.

3.43