ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь пророка Ильи на Новгородском подворье

3.35
Храм, давший название улице Ильинке.
+ -

Одна из старейших улиц Китай-города Ильинка получила свое название от храма, сохранившегося до наших дней. Однако, поскольку он скрыт за более поздними строениями, о храме сегодня мало кто знает. А история у храма, между тем, богатейшая.

О возведении этого храма (приписываемого Алевизу Фрязину) летописный источник сообщает: "Того же лета (1519 г.) месяца мая 11 день заложиша церковь каменну за Торгом в монастыре святого Илию...". А спустя полтора года: «в лето 7029 (1521г.) месяца сентября 2 день священа церковь каменна святого Илии в Торгу на Дмитриевской улице, да придел Климента святого". Храм стал первой каменной постройкой в Ильинском монастыре и одной из первых известных сегодня каменных построек Китай-города. Уже через насколько лет после его возведения улица, прежде называвшаяся Дмитриевской, стала носить имя Ильинка.

Ильинский монастырь соседствовал с торгом и усадьбой земского казначея Хозяина Юрьевича Тютина. Казначей был казнен Иваном Грозным, а его двор пожалован "на приезд" Новгородскому архиерею. Так рядом с Ильинским монастырем возникло Новгородское архиерейское подворье, вскоре сыгравшее в истории России заметную роль: здесь в 1591 г. останавливался митрополит Дионисий Търновский, который привез в Москву акты Константинопольского собора 1590 года об утверждении патриаршества на Руси.

Монастырь также был причастен к важным историческим событиям. Именно с набата Ильинского колокола началось в Смутное время восстание против Лжедмитрия I, о чем упомянуто в летописи: "…маия в 17 день, на память святаго отца нашего Андроника … Благочестивии князи (Шуйские) повелеша ударить в колокола, первое у святаго пророка Илии, по той Ильинской улице, и в рядох и у святых церквей, и в монастырех, потом же у собора Пресвятей Богородицы, потом же в набаты градные…."

После Смуты Ильинский монастырь не был возрожден, и Ильинская церковь "что в Ветошном ряду" в 1625 году упоминается уже только как приходской храм. На земле бывшего монастыря разместились кладбище и дворы церковного причта (попа, дьякона, пономаря и просвирницы).

Главными историческими событиями на протяжении всего XVII века, связанными с храмом Ильи пророка, были ежегодные крестные ходы с участием правителей, высшего духовенства и всех горожан. После пожара 1676 года церковь вместе с церковной землей по прошению Новгородского митрополита Корнилия была присоединена к Новгородскому подворью, сохраняя при этом и приходские функции, а причт из своих дворов переселился в казенное жилье подворья.

Расширенное подворье было перестроено, а храм надстроен и обнесен галереей. В новый верхний храм перенесли престол в честь пророка Илии, древний нижний – сделали теплым и освятили в честь апостола Тимофея. До середины XVIII века во "властелинских покоях" Новгородского подворья останавливались архиереи, а обер-прокурора синода Феодосия Яновского навещал здесь император Петр I.

Приход Ильинского храма составляли патриаршии, а затем синодальные певчие. В этом приходе в семье синодального иподьякона выросли два выдающихся архиерея XVIII века, братья митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил и архиепископ Тобольский Варлаам (Петровы).

С середины XVIII века постройки подворья начали сдавать в аренду купцам. В 1860-х годах Новгородское подворье было на полстолетия арендовано предпринимателями А.Пороховщиковым и Н.Азанчевским. На территории подворья и соседней Певческой слободы по проекту архитектора А.С.Никитина был возведен комплекс Теплых торговых рядов. При строительстве этих новых трехэтажных зданий в основном использовались старые фундаменты каменных построек подворья и Певческой слободы, что и определило местоположение отдельных корпусов комплекса.

При строительстве "церковного корпуса" Теплых торговых рядов нижний храм 1519 года был упразднен и засыпан, а верхний, изуродованный перестройкой, продолжал действовать до советского времени. В 1920-е годы храм  был закрыт, а в здании разместились различные организации, которые довели его до аварийного состояния.

Храм пророка Илии является объектом культурного наследия федерального значения. В 1997 году с возрождением церковной жизни в здании начались противоаварийные работы. В 2000 году был раскрыт объем нижнего храма XVI века, находящийся в толще культурного слоя ниже уровня улицы Ильинки примерно на три метра.

После освобождения стен от фанерной обшивки в верхнем храме была раскрыта уникальная живопись начала XIX в., которая составляла единый ансамбль, посвященный евангельским чтениям Цветной Триоди от Пасхи до недели Всех Святых. Художники-реставраторы по специальной технологии сняли со стен живописные композиции с наслоениями штукатурки. Затем с тыльной стороны росписи до самого масляного слоя освободили штукатурку и образовавшуюся картину наклеили на заранее заготовленные холсты с подрамниками. После этого с лицевой стороны были удалены профилактические заклейки и старый клей, проведены работы по расчистке загрязнений и поздних прописей. Частичные утраты на живописных полотнах решили не восстанавливать, чтобы потомкам были видны исторические росписи. Работы на объекте длились около двух лет и завершились в 2008 г. По завершении реставрации снятые и смонтированные на новое основание росписи церкви Илии Пророка побывали на многих выставках: в Белых палатах, в Гостином Дворе, на Всероссийской реставрационной выставке в Малом Манеже и на выставке «Свет миру» в Центральном Манеже Москвы. В данный момент полотна экспонируют в храме Илии Пророка в подклете. Выставка уникальна тем, что впервые показаны все снятые со стен и перенесенные на холст композиции. Такой ход позволяет современникам составить представление о художественном убранстве верхнего храма в XIX в.

Церковь признана лауреатом конкурса Правительства Москвы в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация -2015".

В настоящее время в верхнем храме проводятся богослужения, а в нижнем размещена выставка росписей храма, чудом уцелевших в советское время и перенесенных реставраторами на холст.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Ул. Большая Дмитровка, д. 5/6 стр. 3

Ул. Большая Дмитровка, д. 5/6 стр. 3

Ул. Большая Дмитровка, д. 5/6 стр. 3

Этот дом включает в себя кельи не существующего ныне Георгиевского монастыря.

3.2
Дома
Доходный дом А.М. Михайлова

Доходный дом А.М. Михайлова

Ул. Большая Дмитровка, д. 9

Этот дом стал свидетелем классического любовного треугольника с весьма трагическим концом.

3.52
Дома
Музей С. С. Прокофьева

Музей С. С. Прокофьева

Камергерский пер., д. 6

3.3
Музеи
Мемориальная музей-квартира Г. М. Кржижановского

Мемориальная музей-квартира Г. М. Кржижановского

Мемориальная квартира академика Г. М. Кржижановского расположена в 3амоскворечье, в купеческом особняке первой трети XIX века, в котором сохранились интерьеры в стиле модерн. Ученый здесь жил и работал с 1913 по 1959 год. Именно здесь проходили решающие совещания с участием В. И. Ленина по плану ГОЭЛРО – проекту электрификации России, который разрабатывал академик. В оригинальных интерьерах экспонируются подлинная мебель, предметы быта, личные вещи и архивные документы крупнейшего учёного-энергетика, председателя Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), первого руководителя Госплана, вице-президента Академии наук СССР Глеба Максимилиановича Кржижановского (1872–1959). Сундук для домашних вещей, верхняя одежда Кржижановского, его портфель и трости – эти и многие другие артефакты, сохранённые и размещённые так, как это было при жизни учёного, как нельзя лучше передают атмосферу ушедшей эпохи. Посещение мемориальной квартиры Г. М. Кржижановского осуществляется только по ежедневным экскурсионным сеансам: вторник-среда, пятница-суббота: 10:00, 12:00, 14:00, 16:00; четверг: 11:00, 14:00, 16:00, 18:00. На первом этаже разместилась экспозиция, посвященная истории Замоскворечья.

(Нет голосов)
Дома
Доходное владение Варваринского акционерного общества

Доходное владение Варваринского акционерного общества

Мясницкая ул., д. 20

Четырехэтажный объем во внутреннем дворе – это сильно перестроенные палаты XVIII в.

3.44
Дома
Городская усадьба Н.П. Маттейсена

Городская усадьба Н.П. Маттейсена

Георгиевский пер., д. 1, стр. 1-3

В Георгиевском переулке до сих пор сохраняются остатки доходной застройки конца XIX века

5
Дома
Дом Г. М Кржижановского

Дом Г. М Кржижановского

Садовническая ул., 30

В середине длинной Садовнической улицы стоит ухоженный жилой дом. Из ряда соседей он выделяется небольшим балконом в центре и двумя эркерами, помещенными на последнем, третьем, этаже. Пример того, как могла бы выглядеть рядовая застройка старой Москвы сейчас, если бы к старым домам относились так же бережно. Охранной грамотой для этого дома послужил один из жильцов — старый большевик и инженер Глеб Максимилианович Кржижановский, живший  на втором этаже с 1919 по 1959 годы.

3.02
Дома
Дом поэта Веневитинова

Дом поэта Веневитинова

Кривоколенный переулок, д. 4, стр. 1

Это рассказ о доме по адресу Кривоколенный переулок, дом 4, стр. 1, более известном, как "дом поэта Веневитинова".

3.59
Дома
Дом архитектора Казакова

Дом архитектора Казакова

Малый Златоустинский пер., 1

Недалеко от Маросейки, на пересечении Большого и Малого Златоустинских переулков, располагается неприметная усадьба выдающегося московского архитектора Матвея Федоровича Казакова. Здесь он жил и работал последние 30 лет.

3.43
Дома
Палаты князя Щербатова

Палаты князя Щербатова

Раушская наб., 22

Во дворе комплекса зданий «Мосгортранса» трехэтажное здание с основного фасада, вдоль набережной, имеет классицистический декор, а с торцов отделано в узорочном стиле конца XVII века. Это результат реставрации начала 2002-2004 годов: старинные палаты, ранее скрывавшиеся за ординарной отделкой XIX века, обнаружили только при контрольных обмерах, проводившихся для подготовки к сносу. Находка стала одним из важнейших краеведческих открытий в Москве за последние десятилетия.

3.44
Музеи
Музей С. С. Прокофьева

Музей С. С. Прокофьева

Музей Сергея Сергеевича Прокофьева, одного из крупнейших композиторов XX века, впервые встретил посетителей в 2008 году. Именно здесь, в этом доме в Камергерском переулке (в те годы – Проезд Художественного театра), в квартире родителей Миры Александровны Мендельсон-Прокофьевой, своей второй жены, композитор, пианист и дирижер Сергей Сергеевич Прокофьев провёл последнее шесть лет своей жизни – с 1947 по 1953 год. Сюда приходили его друзья-музыканты, молодые исполнители Рихтер и Ростропович, именно здесь окончился жизненный путь великого гения. Здесь композитор работал над балетом «Сказ о каменном цветке», Седьмой симфонией.В 1968 году Мира Александровна завещала архив и личные вещи композитора фонду Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки; они и стали основой Музея. По макету художника М. М. Успенского на подлинных материалах фонда Объединения здесь воссоздан рабочий кабинет композитора.Сегодня в Музее ежедневно проходят музыкальные вечера и музейные мероприятия. Значительная их часть адресована юной и молодежной аудитории: тем, кто открыт для экспериментов; тем, кто близок по духу новатору Прокофьеву. Для детей проводятся занятия, знакомящие с творчеством С. С. Прокофьева. В их числе интерактивные образовательные программы: «Вперед, в Выдумляндию!», «Как Петя победил волка» на музыку симфонической сказки «Петя и волк», «Туфелька для Золушки», экскурсия «Прогулка по Камергерскому с Сергеем Прокофьевым» и др.В декабре 2016 года, в год 125-летнего юбилея композитора, открылась экспозиция «Сергей Прокофьев – композитор, опередивший время». Музей С. С. Прокофьева входит во Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки.

(Нет голосов)