ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Кинотеатр "Заря"

Пятницкая ул., 2/38 строение 1
3.45
На месте современного дома № 2/38, в XVIII веке находилась «фартинная изба» – Высоко-Пятницкий казённый питейный дом.
  • Кинотеатр "Заря"
+ -

На месте современного дома № 2/38, в XVIII веке находилась «фартинная изба» – Высоко-Пятницкий казённый питейный дом. Ещё в XVI веке при Иване Грозном в России возникла система винных откупов. Царь запретил продавать в Москве водку, но для опричников завёл «царёв кабак». Нововведение самодержцу понравилось, и он повелел открывать кабаки и в иных местах. Так появился откуп – система сбора с населения государственных доходов, при которой государство за определённую плату передаёт право сбора частным лицам - откупщикам. Ведал торговлей в кабаках целовальник, то есть откупщик. При вступлении в должность он приносил присягу и целовал крест – отсюда и название. В середине XVIII века кабаки заменили «казёнными питейными домами», которые называли также «фартинными избами» от слова фартина – штоф, кварта, две кружки (мера жидкости). Но суть осталась прежняя. При Екатерине II была учреждена комиссия для рассмотрения винных и соляных сборов, которая пришла к решению сохранить винные откупа. Вино заготовляла казённая палата с государственных или частных заводов. Вино поступало в казённые магазины, а оттуда уже отпускалось в питейные дома. Просуществовали откупа до 1861 года, когда были заменены акцизами.

«Изба» на Пятницкой была двухэтажная – деревянный верх на каменном первом этаже. Сгорело питейное заведение во время пожара 1787 года и более уже не восстанавливалось.

Это место было застроено несколькими небольшими домами, а в 1842 году все участки были объединены и все двухэтажные дома перестроены купцом Ф. Кузнецовым. С 1887 года и до революции оно принадлежало фабрикантам Мещериным. В этом доме хотела открыть первый кинотеатр купчиха А. Е. Белоярцева в 1897 году, тогда называемый Пятницкий электротеатр А.Е Белоярцевой, на что ей было дано разрешение. В начале ХХ века синематограф сменил владельца и стал называться Большой Парижский-Пятницкий электротеатр А. Гехтмана. В советское время он ещё раз поменял название на «Зарю». Этот самый старый кинозал сохранился до наших дней.

С 1917 по 1930 годы в этом доме жил известный художник и искусствовед Игорь Грабарь. Сейчас здесь размещается Государственная академическая симфоническая капелла России.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Хоральная синагога

Хоральная синагога

Большой Спасоглинищевский пер., д. 10, стр. 1

Купольная базилика в стиле классицизированной эклектики — центр духовной жизни российских евреев

3.8
Дома
Доходный дом Колчиной

Доходный дом Колчиной

Славянская пл., д. 4, стр. 2

Дом строил невероятно востребованный в начале ХХ века архитектор Н.И. Жерихов.

3.25
Маршруты
Ивановская горка

Ивановская горка

Ивановская горка: здесь взорам пытливых москволюбов предстаёт немалое количество древних палат, храмов, интереснейших, как дворянских, так и купеческих усадеб. Прогуляемся?

3.56
Музеи
Церковь Ризположения

Церковь Ризположения

Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой. Основанный в XV столетии храм был назван в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. В течение несколько веков он входил в комплекс митрополичьего двора и служил домовым храмом митрополитов и патриархов русских. Иконостас и настенная живопись небольшого уютного храма составляют единый художественный ансамбль. На галерее храма размещена постоянная выставка русской деревянной скульптуры. Памятников этого вида искусства сохранилось немного, и каждый из них представляет большой интерес и ценность.

(Нет голосов)
Дома
Здание гостиного двора, XVIII - 1-я пол. XIX вв.   Конец  XVII в. (?) – конец 1770-х гг. (?) – 1810-е гг.

Здание гостиного двора, XVIII - 1-я пол. XIX вв. Конец XVII в. (?) – конец 1770-х гг. (?) – 1810-е гг.

Якиманка Малая ул., д. 24

Комплекс Гостиного двора, представляющий собой правильное каре (постановка замкнутой системы корпусов вокруг прямоугольного двора) между Малой Полянкой и Полянским и Бородниковым переулками, является интересным памятником истории градостроительного развития Москвы.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Соборная площадь

Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой.

3.3
Дома
Грановитая палата

Грановитая палата

Соборная площадь

Название палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани.

3.3
Дома
Церковь святого Николая в Заяицком

Церковь святого Николая в Заяицком

Раушский 2-й пер., дом 1, стр. 8

Облик Раушской набережной без Никольской церкви в наши дни невозможно представить: её высокая колокольня и широкий купол контрастируют с соседними многоэтажными зданиями и комплексом электростанции. Сейчас трудно поверить, что в ХХ веке этот храм едва не был стёрт с лица Москвы.

3.42
Дома
Воспитательный дом

Воспитательный дом

Китайгородский пр., дом 9, стр. 1

Массивное классицистическое здание, замыкающее Москворецкую набережную - Воспитательный дом. Его парадный фасад увенчан бельведером со шпилем, живописно рисующимся как с Москворецкого, так и с Яузского моста. В сентябре 1812 года оставшийся в Москве для сбережения здания И. А. Тутолмин добился у Наполеона караула из 12 солдат с офицером. В здании были размещены раненые. Во внутреннем дворе было погребено около 2500 умерших здесь французов.

3.87
Музеи
Патриарший дворец

Патриарший дворец

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора. В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения. Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви. В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца. Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем – личные покои патриарха. Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец. В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике. В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция. В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

(Нет голосов)
Территории
Улица Солянка

Улица Солянка

Солянка – часть древнего тракта на Коломну и Рязань.

(Нет голосов)
Дома
Угловая Арсенальная башня

Угловая Арсенальная башня

Кремлевская стена

Самая мощная угловая башня Кремля, завершившая линию его обороны со стороны Красной площади. Охраняла переправу через реку Неглинную к Торгу.

3.3