ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Комплекс доходных домов, нач. XX в., архитектор К.Л. Розенкампф (в основе - городская усадьба 2-й пол. XVIII-XIX вв.)

Дмитровка М. ул., д. 3, Настасьинский пер., д. 8, стр. 1
выявленный объект культурного наследия
(Нет голосов)
Комплекс доходных домов в начале левой стороны Малой Дмитровки –
интересный пример развития градостроительной системы Москвы в начале
ХХ в.
+ -

Малая Дмитровка – в целом очень интересная улица в истории застройки Москвы между кольцевыми трассами Бульварного и Садового колец, то есть между старейшими кольцевыми системами московских городских укреплений Белого и Земляного городов.

Как и все улицы центра Москвы, сегодня застройка Малой Дмитровки включает значительное количество достаточно хаотичных вторжений различных периодов ХХ в. Тем не менее, сегодня в облике улицы значительную часть составляют городские усадьбы, имеющие достаточно старую основу допожарной Москвы, хотя их современное архитектурное решение в основном сложилось уже в конце XIX и начала ХХ вв. Сравнительно небольшая (неширокая) Малая Дмитровка сегодня уступает в общем впечатлении соседней «столичной» Тверской, хотя усадебный облик улицы – напоминание о том, что возможно, начальный отрезок Тверской до Пушкинской (Страстной) площади – первоначально (до XV в.) - часть именно Дмитровской дороги (через Новослободскую, Бутырку, Савеловское шоссе), а ответвление на Тверь и далее на Новгород сложилось позднее.

Северную часть первого квартала Малой Дмитровки до первого переулка занимала крупная усадьба – описываемое владение, в отношении которой самый ранний владелец известен с начала XIX в. – это был майор Новосельцев. Московская легенда связывает эту усадьбу с историей князей Волконских, в истории которых москвичам особенно запомнилась княгиня Настасья Волконская, по имени которой переулок получил наименование Княж-Настасьинского, превратившегося просто в Настасьинский. Судя по историческим планам Москвы, уже при Волконских застройка усадьбы располагалась в основном по трассам Малой Дмитровки и Настасьинского переулка.

В 1814 г. усадьба Новосельцева была приобретена для Благородного пансиона Московского Университета. В 1820-е гг. усадьбу занял пансион Ф.Лехнера, в квартире хозяина пансиона в 1826 г. жил польский поэт А.Мицкевич, с которым в этой квартире встречались братья Полевые. Иногда ошибочно указывают, что здесь же с Мицкевичем встречался А.С.Пушкин, но эта встреча произошла осенью 1826 г.

С середины XIX в. усадьба Новосельцева получила доходное использование.
Изменение облика усадьбы Новосельцева произошло при следующих обстоятельствах.
В 1907 – 1909 гг. на противоположной стороне Малой Дмитровки рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках был построен грандиозный комплекс Купеческого клуба по проекту гражданского инженера И.А.Иванова-Шица. Здание Клуба было построено в характерной для этого мастера манере соединение элементов модерна и неоклассицизма.

Украшением фасада Клуба стала грандиозная ионическая колоннада «большого ордера» в бельэтаже. Возможно, активизация использования в оформлении новых фасадов Москвы около 1910 г. элементов неоклассицизма и неоампира было связано с подготовкой празднования 100-летия Отечественной войны 1812 г. и возрождения «стиля послепожарной Москвы».

Соседство «напротив» с новым комплексом Купеческого клуба «подвигло» владелицу участка в начале ХХ в. М.М.Тюляеву на реконструкцию застройки описываемого участка с надстройкой, которую в 1910 г. провел архитектор К.Л.Розенкамф. В результате реконструкции возник крупный для Москвы начала ХХ в. доходный пятиэтажный комплекс, в оформлении фасадов которого тактично использованы элементы неоклассицизма – приставленная ионическая колоннада на уровне третьего и четвертого этажей под неоампирным фризом на фасаде по Малой Дмитровке и в оформлении скругления угла корпуса от Малой Дмитровки к Настасьинскому переулку.

В советский период здание получило административное использование. Достаточно долго основным пользователем здания было Издательства «Известия», в настоящее время часть здания занимают Представительства регионов при Правительстве РФ.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Доходный дом архитектора П.С. Бойцова

Доходный дом архитектора П.С. Бойцова

Ул. Спиридоновка, д. 14

Фасад, выполненный в неоготической стилистике, увенчан скульптурной группой: лев побеждает дракона.

3.52
Музеи
Музей русской гармоники А. Мирека

Музей русской гармоники А. Мирека

Единственный музей гармоник в нашей стране и один из четырех в мире: здесь можно увидеть реконструкцию первой в мире гармоники (1783 г.), заглянуть в мастерскую русского гармонного мастера, побывать в традиционном московском трактире, посетить концерты современных исполнителей на гармонике, баяне, аккордеоне.

Увлекательные программы — костюмированные экскурсии, музыкальные чаепития, — знакомят посетителей с историей возникновения и развития гармоник, с разнообразием удивительных язычковых инструментов, дают возможность послушать их исторически достоверное живое звучание в исполнении музыкантов профессионалов, которые одновременно являются экскурсоводами.


(Нет голосов)
Дома
Дом М.П. Губина

Дом М.П. Губина

ул. Петровка, д. 25

Этот дом занимает достойное место в «Альбомах Казакова».

3.56
Музеи
Московский музей современного искусства

Московский музей современного искусства

ММОМА – первый в России музей современного искусства, специализирующийся на искусстве XX и XXI веков. Музей был открыт в 1999 году, и его коллекция состоит из более чем 12 000 произведений искусства: картины, фотографии, скульптуры, инсталляции и др, среди которых редкие работы Казимира Малевича, Марка Шагала, Василия Кандинского, Пабло Пикассо, Хуана Миро, Сальвадора Дали и тд. Ежегодно ММОМА проводит более 60 выставок: от дебютов молодых художников до ретроспективы мастеров с мировым именем.

Музей располагается на 5 площадках в самом сердце столицы – историческом центре Москвы. При MMOMA действуют школа современного искусства «Свободные мастерские», Детский образовательный центр MMOMAkids, Лекторий, экспертная лаборатория по исследованию произведений искусства, реставрационная мастерская и книжный магазин ARTBOOKSHOP, в котором представлен журнал музея «Диалог Искусств». Кроме того, в здании музея на Петровке 25 находится кафе «Март», объединившее в себе несколько проектов. С 2011 года в музее существует волонтерское движение, благодаря которому любой желающий может на время стать частью ММОМА.

Наши площадки: Гоголевский бульвар, дом 10; Петровка, дом 25; Ермолаевский переулок, дом 17; Тверской бульвар, дом 9; Большая грузинская, дом 15.

Посмотреть на карте Москвы

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом Госстраха

Жилой дом Госстраха

Ул. Малая Бронная, д. 21/13

Многие правительственные чиновники, переехавшие из Петербурга в Москву, жили вплоть до конца 1920-х годов в гостиницах.

3.56
Дома
Доходный дом Себрякова

Доходный дом Себрякова

Большой Козихинский пер., д. 27, стр. 1

Под номером 27 по Большому Козихинскому переулку стоит протяженный пятиэтажный доходный дом в стиле неоклассицизм, построенный в 1911 г.

(Нет голосов)
Музеи
Музей С. С. Прокофьева

Музей С. С. Прокофьева

Музей Сергея Сергеевича Прокофьева, одного из крупнейших композиторов XX века, впервые встретил посетителей в 2008 году. Именно здесь, в этом доме в Камергерском переулке (в те годы – Проезд Художественного театра), в квартире родителей Миры Александровны Мендельсон-Прокофьевой, своей второй жены, композитор, пианист и дирижер Сергей Сергеевич Прокофьев провёл последнее шесть лет своей жизни – с 1947 по 1953 год. Сюда приходили его друзья-музыканты, молодые исполнители Рихтер и Ростропович, именно здесь окончился жизненный путь великого гения. Здесь композитор работал над балетом «Сказ о каменном цветке», Седьмой симфонией.

В 1968 году Мира Александровна завещала архив и личные вещи композитора фонду Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки; они и стали основой Музея. По макету художника М. М. Успенского на подлинных материалах фонда Объединения здесь воссоздан рабочий кабинет композитора.

Сегодня в Музее ежедневно проходят музыкальные вечера и музейные мероприятия. Значительная их часть адресована юной и молодежной аудитории: тем, кто открыт для экспериментов; тем, кто близок по духу новатору Прокофьеву. Для детей проводятся занятия, знакомящие с творчеством С. С. Прокофьева. В их числе интерактивные образовательные программы: «Вперед, в Выдумляндию!», «Как Петя победил волка» на музыку симфонической сказки «Петя и волк», «Туфелька для Золушки», экскурсия «Прогулка по Камергерскому с Сергеем Прокофьевым» и др.

В декабре 2016 года, в год 125-летнего юбилея композитора, открылась экспозиция «Сергей Прокофьев – композитор, опередивший время». Музей С. С. Прокофьева входит во Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки.

(Нет голосов)
Дома
Ул. Большая Дмитровка, д. 5/6 стр. 3

Ул. Большая Дмитровка, д. 5/6 стр. 3

Ул. Большая Дмитровка, д. 5/6 стр. 3

Этот дом включает в себя кельи не существующего ныне Георгиевского монастыря.

3.2
Дома
Жилой дом РЖСКТ "Советский композитор"

Жилой дом РЖСКТ "Советский композитор"

ул. Чаянова, д. 10 стр. 1

Стены квартир в этом доме были невероятной толщины, чтобы композиторы не мешали друг другу.

3.51
Территории
Триумфальная площадь

Триумфальная площадь

Когда-то на этом месте был земляной вал с оборонительным рвом. Через них на Тверской дороге-тракте для проезда в город прикопали насыпь и поставили охранников-караульщиков. Местность называлась Тверские ворота Земляного города.

(Нет голосов)
Дома
Музей С. С. Прокофьева

Музей С. С. Прокофьева

Камергерский пер., д. 6

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом А.М. Михайлова

Доходный дом А.М. Михайлова

Ул. Большая Дмитровка, д. 9

Этот дом стал свидетелем классического любовного треугольника с весьма трагическим концом.

3.52