ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

«Новый корпус» МАРХИ

3.75
В 2014 году исполнилось 100 лет самому новому из зданий комплекса МАРХИ – так называемому «Новому корпусу»
  • «Новый корпус» МАРХИ
+ -

В 2014 году исполниломь 100 лет самому новому из зданий комплекса МАРХИ – так называемому «Новому корпусу» мастерских Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища, которому в начале ХХ в. принадлежало владение на Рождественке, 11.

Этот корпус, также называемый «Кузнецовским», расположен справа от главного здания МАРХИ и выделяется как своим объемом, так и новизной архитектуры, при этом не диссонируя с более старыми постройками ансамбля. Здание признано памятником архитектуры ХХ века и упоминается в целом ряде архитектурных путеводителей.

Решение о строительстве Нового корпуса было принято еще в 1909 году, когда стала очевидной потребность в новых помещениях для мастерских Строгановского училища. Разработка проекта была поручена А.А. Галецкому, московскому зодчему эпохи модерна, с 1907 года занимавшему должность архитектора училища. Архитектор решает Новый корпус в стилистике рационального модерна, с оригинальными пространственными решениями и проработанным функциональным зонированием. При его создании в полной мере были учтены специфика учебного процесса художественного училища, требовавшего создания соответствующих помещений – просторных, высоких, хорошо освещенных залов, а также функциональные особенности различных производств. Принятый и утвержденный проект был близок к осуществленному в результате, однако в 1911 г. А.А. Галецкий отказывается от участия, и доработка проекта передается архитектору А.В. Кузнецову.

Кузнецов вносит ряд изменений, касавшихся, главным образом, декора и интерьеров здания, и вводит новые формы конструкций. Новый корпус стал одним из первых зданий Москвы, выполненных из непривычного тогда железобетона. Кузнецову принадлежит и оригинальное решение центральной лестницы, ставшей визитной карточкой корпуса. Интересно, что на первоначальных кузнецовских чертежах и эскизах здание имело богатый архитектурный декор, однако на завершающем этапе строительства, по причине нехватки средств, от него отказались. Для экономии средств на отделку здания дорические капители колонн были заменены новаторскими конусообразными. Решение оказалось удачным, и в дальнейшем такие  капители неоднократно применялись в архитектуре московских зданий.

Датой открытия Нового корпуса условно может считаться 1 сентября 1914 года, когда были закончены строительные и отделочные работы. Но началась Первая мировая война и в новом здании немедленно был размещен госпиталь Московского Городского Кредитного общества, оборудованный по последнему слову развития медицины того времени. Он функционировал автономно от Строгановского училища - главный вход был устроен с Сандуновского переулка, а в одноэтажной части здания со стороны внутреннего двора, выстроенной для размещения скульптурной мастерской, разместилась временная госпитальная часовня.

Революция и окончание войны знаменуют новый этап в истории здания – временный госпиталь прекратил свое существование, а Строгановское училище было реорганизовано в I Свободные Государственные художественные мастерские, которым все еще требовались помещения. Таким образом, в 1918 году Новому корпусу была фактически возвращена его изначально задуманная функция художественных мастерских – но уже в новом учебном заведении, ставшем одним из ключевых центров реорганизации художественного образования. После создания в 1920-х ВХУТЕМАСа, здесь, в Новом корпусе, размещаются его основное отделение, дерметфак, полиграффак, читается курс пропедевтики, в одноэтажной части 1 этажа размещается скульптурная мастерская. На крыше корпуса располагается спортзал (по отзывам современников – лучше всего оборудованный в Москве) и открытые площадки, также использовавшиеся для спортивных занятий.

При организации в 1930 г. Архитектурно-строительного, а в 1933 г. – Московского архитектурного института, помещения бывших мастерских продолжали использоваться как учебные аудитории.

В 1935 г. часть корпуса занимает Министерство высшего образования, в 1939 г. расширившее свои владения, заняв половину всего здания. В результате создавшейся нехватки учебных помещений в 1960-е гг. МАРХИ застраивает крышу Нового корпуса учебными аудиториями. Лишь в 1970-х гг. министерство выезжает с Рождественки, возвратив здание Архитектурному институту.

В наше время Новый корпус МАРХИ – одно из немногих зданий Москвы, на протяжении большей части своего существования сохранявшее не только свое историческое назначение учебного корпуса, но и состав преподававшихся в нем дисциплин – предметы, преподававшиеся на основном отделении и дисциплина «Пространство», разработанные в его стенах во времена ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, были возрождены в нем в 1960-х гг. и в доработанном, но узнаваемом, виде преподаются в нем до сих пор.

В 2006 году на месте бывшей скульптурной мастерской открылась Галерея ВХУТЕМАС - значимый центр популяризации творческого наследия русского авангарда, становление которого когда-то происходило в ее стенах. За время существования галереи в ней был проведен целый ряд выставок, лекций и конференций, посвященных как истории и персоналиям русского авангарда, так и современным российским и зарубежным мастерам архитектуры, дизайна и других видов искусства.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Маршруты
Урок в Москве: Петровский бульвар

Урок в Москве: Петровский бульвар

Прогулка по Петровскому бульвару. Маршрут подготовлен специалистами Городского методического центра и представляет собой урок-путешествие. Подробные задания к маршруту вы можете скачать здесь.

3.35
Дома
Польский католический храм Св. Апостолов Петра и Павла

Польский католический храм Св. Апостолов Петра и Павла

Милютинский пер., д. 18а

Массивное светское здание — видимость: перед нами — католический собор середины XIX в. работы Жилярди, измененный историей до неузнаваемости…

5
Дома
Гостиница «Шевалье»

Гостиница «Шевалье»

Камергерский пер., д. 4, стр. 1

Мимо этого дома почти все проходят, не останавливаясь. И зря. Дом №4 – в прошлом известная гостиница «Шевалье».

(Нет голосов)
Дома
Дом Электромеханического института

Дом Электромеханического института

Ул. Петровка, д. 27

Угловой дом бывшего института, дом, где жил Мельников

5
Дома
Дом Жолтовского на Моховой

Дом Жолтовского на Моховой

Моховая ул., д. 13

Жилой дом на Моховой  улице построен в 1934 году знаменитым архитектором И.В.Жолтовским.

3.3
Дома
Доходный дом Мишина

Доходный дом Мишина

Мясницкая ул., д. 18

Настоящим сокровищем дома является деревянный резной с росписью потолок в одном из кабинетов.

3.52
Дома
Доходное владение Варваринского акционерного общества

Доходное владение Варваринского акционерного общества

Мясницкая ул., д. 20

Четырехэтажный объем во внутреннем дворе – это сильно перестроенные палаты XVIII в.

3.44
Дома
Дом Лансере

Дом Лансере

Милютинский пер., д. 20/2

Важная огневая точка революции 1917 г., этот дом вошел в историю как дом творческой семьи Лансере, потомки которой живут в доме и поныне. Когда звучат музы — пушки молчат!..

3.66
Дома
Электротеатр и выставочный зал

Электротеатр и выставочный зал

Камергерский переулок, д. 3а, стр. 2

Дом в стиле неоклассики - одно из последних зданий, которое построил Федор Шехтель.

3.11
Дома
Дом поэта Веневитинова

Дом поэта Веневитинова

Кривоколенный переулок, д. 4, стр. 1

Это рассказ о доме по адресу Кривоколенный переулок, дом 4, стр. 1, более известном, как "дом поэта Веневитинова".

5
Территории
Ильинский сквер

Ильинский сквер

Одна из старейших зеленых зон в центре Москвы, памятник садово-паркового искусства.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Мозгиных

Доходный дом Мозгиных

Б. Дмитровка, д. 20/5

В этом доме Паустовский писал "Мещерские рассказы", а Фраерман – "Дикую собаку Динго "

2.75