Открыть в приложении
Скачать
close

Истории знаменитых и примечательных московских домов, рассказанные краеведами и простыми горожанами. Для поиска интересных мест Москвы используйте фильтры, сортировку и карту.

Станция Братцево

Станция Братцево

САО, нет адреса БТИ
Лихоборы
Станция закрыта в 2008 году.
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
выявленный объект культурного наследия
Архитектурный стиль:
Модерн
Годы постройки:
1905-1907
Архитекторы:
А.Н. Померанцев
Назначение постройки
Иное

Информация о здании

Вопрос о строительстве вокруг Москвы железнодорожного кольца обсуждался более 25 лет, первые его проекты относятся к началу 1870-х гг. Однако окончательное решение о строительстве МОЖД с целью разгрузки Московского железнодорожного узла от потоков транзитных грузов, а также для упорядочения воинских перевозок через Москву было принято императором Николаем II на особом совещании правительства лишь 7 ноября 1897 г.

Строительством МОЖД занималось управление Николаевской железной дороги, оно же руководило работой МОЖД с 1908 по 1916 г. (главный архитектор – А. Н. Померанцев). 

В 1916 г. МОЖД включили в состав Московско-Курской железной дороги, в 1934 г. она была выделена в самостоятельную железную дорогу. 

В состав ансамбля входит 103 объекта культурного наследия.

Название поста Братцево связано с одноименной усадьбой, первые упоминания о которой зафиксированы с начала XVII в. Известно, что усадьба принадлежала дьяку Посольского приказа А. И. Иванову, в 1629-1657 гг. стала владением Зубовых; в 1657-1690 гг. – владением Хитрово. В усадьбе сохранилась церковь Покрова (1672), украшенная полихромным изразцовым фризом и керамическими рельефами.

Первоначально Братцево было телеграфным постом, с которого велось управление работой примыкающей к Окружной железной дороге (ж/д) соединительной ветвью № 30

к разъезду Покровское-Стрешнево, построенной для обеспечения воинских перевозок. Спустя всего несколько лет телеграфный пост развился в полноценную станцию со своей грузовой работой. 
Изначально планировалось построить только телеграфный пост, но в итоге была организована станция и возведен комплекс построек. На сегодняшний день из ансамбля станции Братцево сохранилось здание жилого дома.
Одноэтажный жилой дом для проживания служащих был построен на небольшом расстоянии от телеграфного поста по индивидуальному проекту специально для станции Братцево. Таким образом, здание является уникальным и имеет статус выявленного объекта культурного наследия.

Дом представляет собой строение сложной конфигурации, внутри он делится на две части с отдельными входами – квартирную и комнатную. В одной части располагались квартиры заведующего постом и двух его помощников, эта часть имеет выступ в виде ризалита, завершенного фигурным полукруглым фронтоном. В другой части находились комнаты для телеграфистов и другого персонала, выходившие в общий коридор. Все квартиры и комнаты имели печное отопление. 
Известны точная дата и обстоятельства утраты здания телеграфного поста Братцево: в него попала немецкая бомба 22 июля 1941 г., в один из первых налетов на Москву (соответствующая запись сохранилась в архивах Московской ж/д). После войны на его месте было построено новое станционное здание.
Автор статьи: Инна Крылова
Распечатать статью

Интересное рядом (2)

Станция Лихоборы
icon
Станция Лихоборы – главная станция Московской окружной железной дороги (МОЖД). Вблизи нее находятся первый и последний километры железной дороги (ж/д).
САО, Черепановых пр., дом 40
Вечная память героям
icon
Б. Академическая ул., д. 77а, стр. 2
Лихоборы
star-icon
3.3