ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Театр кукол Образцова С.В. Комплекс. 1970-1980 гг. арх. Ю.Н.Шевердяев, О.М.Гарсия, А.П.Мелихов, В.И.Уткин, констр. Н.И.Журавлева, Б.А.Новиков. Здесь в 1970-1992 гг. работал театральный деятель, актер и режиссер, народный артист СССР С.В.Образцов

ул. Садовая-Самотечная, д. 3
выявленный объект культурного наследия
(Нет голосов)
В 1980-е гг. Дом на Самотеке – Театр кукол С.В.Образцова – был одной из главных достопримечательностей Москвы.
+ -

В 1980-е гг. Дом на Самотеке – Театр кукол С.В.Образцова – был одной из главных достопримечательностей Москвы.
Днем и вечером перед театром собиралась толпа жаждущих попасть «на лишний билетик» - достать билеты в театр было невозможно – так он был популярен, напомним главный, и при этом не единственный шлягер театра – «Необыкновенный концерт». Завзятые театралы рвались хотя бы услышать, а иногда и увидеть З.Е.Гердта - самого легендарного кукольника после самого С.В.Образцова, который как актер уже давно не выступал, а только ставил блестящие неповторимые кукольные спектакли.
Кроме того, каждый час Дом на Самотеке собирал совершенно особую толпу зрителей – но об этом опять же и разговор будет совершенно особенный.
«Дом на Самотеке» оказался на Самотеке совершенно не случайно.
Самотека – улица Садовая-Самотечная имеет свою совершенно примечательную историю.
С одной стороны, Самотек а– часть северного отрезка Садового кольца в районе между участком начала Дмитровского шоссе по ул. Новослободской и участком начала Ростовского – Ярославского шоссе по Проспекту Мира. Напоминаем, что Садовое кольцо прошло по линии Земляного города – валов XVII в., разобранных после Отечественной войны 1812 г. с раздачей участков обывателям «для устройства садов» - отсюда происходит название Кольца.
Конкретно Самотека – участок сильного понижения рельефа бывших земляных валов к руслу главного и очень неудобного притока р. Москвы на территории Столицы – р. Неглинки, складывавшейся из ручьев в районе Мытищ. Это была река достаточно глубокая, полноводная и при этом с невероятно топкими берегами – отсюда название притока.
В районе между Новослободской и Проспектом Мира р. Неглинка текла по Селезневке на месте богатого великокняжеского села Селезнева (с образованием Селезневских прудов со знаменитыми банями), дальше по нынешним трассам Олимпийского проспекта, Цветного бульвара, улицы Неглинки и поворотом под Лубянским холмом к Боровицкому холму, в том числе – по участку Александровского сада. Все эти трассы возникли после того, как при восстановлении Москвы после Отечественной войны 1812 г. р. Неглинку убрали в коллектор.
Территория Самотеки долго была очень неудобной и застраивалась неравномерно, в частности, соседняя с Театром С.В.Образцова усадьба Осерман-Толстых (Музей декоративно-прикладного искусства на улице Делегатской) в основном застраивается уже после Отечественной войны 1812 г., хотя участок был освоен достаточно давно и в XVII в. принадлежал Стрешневым.
Создание на Самотеке Театра С.В.Образцова стало возвращением Великого кукольника на Малую родину.
Здесь, на малозаселенной окраине Москвы XIX в. было основано Московское инженерное училище, быстро ставшее одним из крупнейших научно-технических центров Москвы и поэтому впоследствии сменившее несколько названий и даже статусных определений вплоть до современного Российского Университета транспорта. Профессором этого научно-учебного центра был отец С.В.Образцова В.Н.Образцов, впоследствии академик АН СССР, живший в казенной квартире при училище – институте. Сейчас улица, на которой находится Российский Университет транспорта, носит имя В.Н.Образцова, но из-за популярности его сына даже многие москвичи считают, что улица названа в честь Великого кукольника – это не так.
Вхождение в искусство С.В.Образцова началось отнюдь не с театра, а с дизайна, хотя в период его учебы такого термина еще не было – это явление скорее определялось как комплекс художественных дисциплин. С.В.Образцов стал студентом конструктивистского ВХУТЕМАСа – возможно, это прикосновение к конструктивизму впоследствии определило облик кукольного театра на Самотеке.
Параллельно с учебой во ВХУТЕМАСе С.В.Образцов выступал в лучших театрах Москвы. В историю театра вошел его искрометный Шут в «Двенадцатой ночи» В.Шекспира во МХАТе 2-м рядом с Мальволио – М.Чеховым.
Молодой Мастер искал абсолютного синтеза искусств – и нашел его в возрождении и  развитии театра кукол. Он начинает с эстрады, а в 1931 г. создает Государственный Центральный театр кукол, который очень быстро получает буквально мировую известность.
Участок на Самотеке Государственный Центральный театр кукол получил в 1970 г., строительные работы продолжились до 1980 г.
Фактически уникальный театр, известный во всем мире, получил этот участок по программе мероприятий подготовки Москвы к приему иностранных туристов при проведении Олимпиады-80.
Руководство работами по строительству Театра кукол было поручено одному из лучших архитектурных коллективов Москвы – Мастерской (Моспроекта) им. академика И.В.Жолтовского, подготовку проекта театра возглавил один из последних учеников И.В.Жолтовского Ю.Н.Шевердяев.
Но здесь произошла аберрация.
Академик архитектуры И.В.Жолтовский был, вероятно, лучшим в мире мастером неоклассицизма ХХ в.
Однако в середине ХХ в. при Н.Хрущеве в советской архитектуре после большого перерыва ведущим направлением был признан неоконструктивизм.
Ученики И.В.Жолтовского вынуждены были работать в новой системе, одним из главных произведений Мастерской им. академика И.В.Жолтовского стал комплекс Выставочного зала и новой территории ГТГ на Крымском валу.
На этом фоне при создании нового здания Государственный Центральный театр кукол был достигнут поразительный эффект.
Основу здания Театра кукол составляет жесткий неоконструктивистский объем с гладким фасадом на Садовую-Самотечную улицу. Но этот фасад стал фоном для совершенно необычной эмблемы театра, появившейся, по-видимому, по инициативе самого С.В.Образцова.
Большую часть фасада театра занимают совершенно необычные часы, в которых перед каждой цифрой на циферблате расположен сказочно-фантастический домик -  избушка, вместе образующие какую-то невероятную композицию в стиле сказки про Теремок. Как только часы пробивают очередной час, открываются ставни в домике рядом с соответствующей цифры, и из избушки выскакивает не традиционная кукушка, а персонажи русского народного кукольного (перчаточного) театра, популярного вплоть до начала ХХ в. так же, как были популярны лубочные картинки. Из домиков вокруг циферблата на фасаде Театра кукол на Самотеке высовываются куклы Петрушки, козы, другие герои русского кукольного театра, которые буквально несколько минут бьют в барабаны и тарелки, дудят в дудки, производят невероятно смешной шум и гам и прячутся в своих домиках до следующего часа. Когда часы бьют «12», персонажи сказок со своими инструментами появляются изо всех домиков – избушек.
В новом здании своего театра Мастер возрождения сказок кукол возвращался в свою юность – в свою учебу в конструктивистском ВХУТЕМАСе и в начало своего возрождения традиций русского народного кукольного театра.
В здании проводится поддерживающий ремонт, отдельные работы по приспособлению для современного использования

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Колокольня Рождественского монастыря

Колокольня Рождественского монастыря

Рождественка ул., д. 20/8, стр. 16

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Троицкого подворья

Доходный дом Троицкого подворья

2-й Троицкий пер., д. 6

Не только в названии этого переулка сохранилось напоминание о Троицкой слободе.

3.23
Дома
Церковь Пимена в Новых Воротниках

Церковь Пимена в Новых Воротниках

Нововоротниковский пер., дом 3, стр. 1

В 1927 -1932 годах регентом церковного хора был будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен.

5
Дома
Особняк Зиминых

Особняк Зиминых

Дегтярный пер., д. 8, стр. 3

Особняк Зиминых – редкий образец богатого особняка конца XIX века, который полностью сохранил архитектурный декор фасадов и элементы внутреннего убранства. Был построен для табачного фабриканта Николая Гавриловича Зимина.

3.45
Дома
Здание Московского уездного Совета

Здание Московского уездного Совета

Садовая-Сухаревская улица, д.11

Здание Московского уездного Совета располагалось в Доме московской уездной земской управы на Сухаревской-Садовой  – так эта улица называлась более ста лет назад.  Это были два органа местного самоуправления, которые работали в Москве один до революции 1917 г. другой после.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом купца А.А.Шешкова

Доходный дом купца А.А.Шешкова

Дегтярный пер., д. 10, стр. 2

В доходном доме купца А. Шешкова в 1899–1900 годах жил и работал писатель Антон Павлович Чехов.

(Нет голосов)
Дома
«Дом Брюсовых». В 1878-1910-е гг. здесь жил и работал поэт В.Я. Брюсов

«Дом Брюсовых». В 1878-1910-е гг. здесь жил и работал поэт В.Я. Брюсов

Цветной бульвар, д. 22, стр. 1

Двухэтажный каменный домик на середине внешней стороны Цветного бульвара вот уже больше века охраняется именем знаменитого поэта Валерия Брюсова.    Здесь поэт родился в доме деда  Кузьмы Андреевича, родоначальника Брюсовых.

3.48
Дома
Ансамбль Сущевской части

Ансамбль Сущевской части

Селезневская улица, д. 11, стр. 1, 2, 3

Одно время здесь сжигали тиражи запрещенных книг. Последнее такое «аутодафе» было устроено в январе 1888 года – была сожжена книга В. А. Гиляровского «Трущобные люди».

3.49
Дома
Городская усадьба И.Г.Григорьева - Писемских, кон. XVIII - XIX вв. Здесь в 1840-1850-х гг. располагался литературный салон, который посещали Н.В.Гоголь, П.А.Вяземский, Ф.Н.Глинка, Ф.И.Тютчев, С.П.Шевырев Главный дом, д. 27, стр. 1, конюшня во дворе, д. 27

Городская усадьба И.Г.Григорьева - Писемских, кон. XVIII - XIX вв. Здесь в 1840-1850-х гг. располагался литературный салон, который посещали Н.В.Гоголь, П.А.Вяземский, Ф.Н.Глинка, Ф.И.Тютчев, С.П.Шевырев Главный дом, д. 27, стр. 1, конюшня во дворе, д. 27

Дмитровка М. ул., д. 27

Усадьба на Малой Дмитровке, д. № 27, представляет значительный интерес в соединении культурных и художественных традиций исторической Москвы.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом, XVIII в., 1883 г.

Жилой дом, XVIII в., 1883 г.

Трубная пл., д. 2

На подъёме от Трубной площади к Рождественскому бульвару, на углу с
Рождественкой стоит четырёхэтажный на высоком полуподвале дом с четырёх- и
шестиколонными портиками по фасадам и рустованным первым этажом – «старожил»
этих мест.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях

Церковь Николая Чудотворца в Звонарях

Ул. Рождественка, д. 15/8

В старину здесь находился «Убогий дом», куда для погребения свозили людей, не имевших родственников.

5