Открыть в приложении
Скачать
close

Истории знаменитых и примечательных московских домов, рассказанные краеведами и простыми горожанами. Для поиска интересных мест Москвы используйте фильтры, сортировку и карту.

Тихвинская церковь, что в Новой слободе.

Тихвинская церковь, что в Новой слободе.

ЦАО, Тихвинская ул., дом 13, строение 12
МенделеевскаяСавеловская
Тихвинская церковь или церковь иконы Божией Матери Тихвинская, что в Новой слободе (или что в Сущеве) была построена в 1694 – 1694 гг., достраивалась и обновлялась в 1710, 1825 гг. Здание церкви - в стиле барокко, колокольня и трапезная – в стиле позднего классицизма.
star-icon
3.9
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Барокко
Годы постройки:
1694-1696

Информация о здании

Тихвинская церковь или церковь иконы Божией Матери Тихвинская, что в Новой слободе (или, что в Сущеве) была построена в 1694 – 1694 гг. на самом краю Москвы в Сущевской слободе в пяти верстах от Кремля.

Вот, что пишет известный историк и москвовед Петр Георгиевич Паламарчук об этой местности: «Местность получила название от бывшего села Сущево, известного с начала XV в. В XVII в. Сущевская слобода (Старое Сущево). В конце XVII в. В районе современной Тихвинской улицы возникла Новая Сущевская слобода (Новое Сущево)». И далее: «Тихвинская улица, переулок и два тупика названы в XIX-XX вв. по стоявшей на улице церкви Тихвинской «что в Новом Сущево».

Основанная в 1694 г. церковь строилась на средства московского купца Ивана Федорова Викторова. Храмовая икона Тихвинской Божией Матери писалась одновременно с построением храма, о чем свидетельствует надпись на иконе: «7203 года 11 марта сей образ писал Великих государей уставщик Федот Феофанович  сын Ухтомский…». 7203 г. соответствует 1695 г., так как до Петра 1 летоисчисление велось от сотворения мира. Ф.Ф.Ухтомский  разрабатывал интерьеры храма, включая иконостас, внешний декор. Сам храм был построен в стиле барокко, характерном для архитектуры Москвы того времени. В 1710 г. с северной стороны храма был пристроен придел в честь Святого Апостола Андрея Первозванного. Интересно, что по соседству с храмом находилось имение Надежды Васильевны Шепелевой, благотворителя храма. В имении находился пруд, который именовался Васильевским, в память о юродивом Святом Василии Блаженном, который любил уединяться в окружавшем пруд парке.

Во время войны 1812 г. церковь была сильно повреждена. Однако стараниями Н.В.Шепелевой и других прихожан в 1825 г. возводится новая трехъярусная колокольня в стиле позднего классицизма, украшенная ордером, возводится ограда с новыми воротами, с южной стороны пристраивают придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Композиция храма  приобретает завершенность и трехчастную форму, именуемую «корабль», возникшую в храмовом строительстве еще в XVII веке.

Храм обновлялся в 1902-1903 гг. Капитальная перестройка  храма была выполнена по проекту архитектора С.Я.Яковлева. Были устроены два придела во имя Святителя Феодосия Черниговского и Преподобного Серафима Саровского. После проведенной перестройки -  в церкви пять престолов.

После революции 1917 г. в Москве начинаются гонения на церкви. В 1935 г. церковь в Тихвинском переулке закрывают и передают «Станкину» (Станкоинструментальному институту). С 1984 г. церковь числится под №557 как памятник архитектуры, но ничего не делается для сохранения и реставрации.

Церковь была возвращена верующим в 1992 г. и в декабре была совершена первая литургия. Началась работа по восстановлению и реконструкции храма, которая длилась 20 лет.

В настоящее время храм обрел былую красоту и величие. Восстановлены приделы, ворота и церковная ограда. По архитектуре храма можно проследить его историю. Сам храм представляет из себя «восьмерик», характерный для барокко конца XVII века. Трехъярусная колокольня несет черты ампира - позднего классицизма. Два первых яруса - «четверики», то есть кубические объемы. Третий ярус – ярус  колокольного звона – это ротонда с четырьмя аркообразными проемами, обрамленными двойными колоннами ионического ордера. Первый и второй ярусы и входные ворота украшены пилястрами. Над карнизом антаблемента располагается ампирный аттик. Изящные главки на тонких ножках, характерные для ампира, венчают колокольню и храм. Территория прямоугольной формы обрамлена по углам церковными корпусами  и  вымощена плиткой. Храм и постройки окрашены в сочетание белого и нежно- желтоватого цвета. Прием окраса – характерный для московских храмов эпохи классицизма. И что интересно – пройти к храму можно по Тихвинской улице или Тихвинскому переулку, что исторично.
Автор статьи: Алексей Гизюк
Распечатать статью

Интересное рядом (6)

Бюст С.М. Кирова
icon
Сущевский вал, 14/22 к3
Миусское кладбище
icon
Основано во время эпидемии чумы в столице и получило свое название в честь местности Миусы, располагающейся неподалеку.
star-icon
3.1
audioGuideОткрыть аудиогид
Вагонный сарай с котельной Миусского трамвайного депо
icon
Многие объекты промышленной архитектуры начала ХХ века вызывали ассоциации со средневековыми замками. Так производственные здания вписывались в историческую среду.
ЦАО, Лесная ул., дом 20, строение 5
Белорусская
audioGuideОткрыть аудиогид
Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.»
icon
г. Москва, ул. Лесная, д. 55
МенделеевскаяНовослободскаяБелорусская
Большой вагонный сарай Миусского трамвайного депо
icon
В 2017 году ансамбль Миусского депо взят под государственную охрану как ценный комплекс промышленной архитектуры. Он признан объектом культурного наследия регионального значения. В Большом вагонном сарае открыт «фудкорт» с рынками и ресторанами.
ЦАО, Лесная ул., дом 20, строение 3
МенделеевскаяНовослободскаяБелорусская
audioGuideОткрыть аудиогид
Скорбященский монастырь, комплекс
icon
Скорбященский монастырь – бывший женский православный монастырь был основан в 1856 г., включает комплекс построек 1856-1910-х гг. выполненных преимущественно в неорусском (псевдорусском) стилях.
ЦАО, Новослободская ул., дом 58
Савеловская
star-icon
4