ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь Иоанна Предтечи

3.3
Этот храм при советской власти успел побыть и детским садом, и жилым домом, и даже, как сейчас сказали бы, бизнес-центром. Особая ценность храма заключается в том, что в настоящий момент он является наиболее значительным сохранившимся творением Анненского барокко в московской культовой архитектуре.
+ -

Церковь Климента папы Римского или, по-другому, Рождества Иоанна Предтечи на Варварке расположена в конце улицы (дом 15), на небольшом холме. Чтобы правильно оценить архитектуру этого здания, надо представить себе его окружение, существовавшее до 1930-х годов. К юго-востоку от храма, на расстоянии 50 метров, стояла башня Варварских ворот Китай-города, завершённая шатром. К башне с севера и с юга примыкали крепостные стены. То есть при взгляде с Варваринской площади мы могли видеть только изящные завершения храма. После сноса стены он открыт весь, снизу доверху.

В старой Москве церковь чаще называли не по главному престолу, во имя Рождества Иоанна Предтечи, а по приделу Климента папы Римского. Традиция называть храмы по приделу существовала у москвичей очень давно и очень долго.

Впервые церковь на этом месте упоминается в первой четверти XVII века. Существующее здание храма построено на месте прежней церкви в 1741 году на деньги промышленника Ф.С. Подсевальщикова. Наиболее сложными и эффектными частями храма были его завершения. Они даже послужили образцом при строительстве верха церкви Введения во Храм, что в Пятницком монастыре, на подоле, в Сергиевом Посаде. На стенах кубического объёма Климентовской церкви были расположены наличники сложной формы, а над ними горизонтальные восьмигранные окна со своим оформлением. Вдоль Варварки церковный участок ограничивался классической оградой.

Храм представляет собой двусветный центральный четверик, с востока к которому примыкает пятигранная апсида, а с запада –
трапезная. Пластическое белокаменное и кирпичное убранство храма, созданное в два строительных этапа, отражало эволюцию форм московской барочной храмовой архитектуры эпохи Анны Иоанновны. Особая ценность храма заключается в том, что в настоящий момент он является наиболее значительным сохранившимся творением Анненского барокко в московской культовой архитектуре. Кроме того, в церкви Климента проходила коронация императрицы Елизаветы Петровны.

В 1822 году северный, Климентовский придел был перестроен в классических формах.

В 1920-е годы храм закрыли. Здание использовали и под детский сад, и под конторы (так в ХХ веке называли офисы). В конце концов, из церкви сделали жилой дом, а потом в ней разместились хозяйственные службы ЦК КПСС. Храм и колокольня лишились своих завершений, отделки интерьера, наличников на фасаде. Мало похожее на церковь здание передали верующим в 1991 году, но службы в нём долго не начинались. В соседних кварталах давно уже нет жилья, прихожан, поэтому церковь была включена в состав Патриаршего подворья храмов в Зарядье.

Полномасштабные реставрационные работы начались в 2013 году. Реставраторы выполнили укрепление фундаментов, произвели вычинку белокаменного цоколя и кирпичной кладки, усиление перемычек, восстановили утраченные ярусы колокольни и восьмерика храма, главы и кресты. Также были воссозданы крыши, оконные и дверные заполнения. Особую сложность вызвало восстановление белокаменного пластического убранства при условии сохранения остатков подлинного декора. При выполнении фасадных работ была обнаружена и укреплена наружная монументальная живопись. В 2014 году завершилась реставрация храма. 

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Городская усадьба Г.П. Юргенсона

Городская усадьба Г.П. Юргенсона

Колпачный пер д. 9, стр. 1

Петр Юргенсон был первым издателем большинства произведений Чайковского, с которым дружил долгие годы.

3.45
Дома
Центральные («Китайские») бани, 1891-1892 гг.

Центральные («Китайские») бани, 1891-1892 гг.

Театральный пр., д. 3, стр. 3, 4

Архитектор С.С. Эйбушиц Архитектор Л.Н.Кекушев

(Нет голосов)
Дома
Константино-Еленинская башня

Константино-Еленинская башня

Кремлевская стена

Возведена Пьетро Антонио Солари в 1490 году на месте Тимофеевских ворот белокаменного Кремля 1366-1368 годов.

3.3
Дома
Мещаниново подворье

Мещаниново подворье

Ветошный пер., д. 13

Именно здесь располагался знаменитый Бубновский трактир.

3.44
Дома
Городская усадьба Венедиктовых – Шнаубертов – Б. Ш. Моносзона

Городская усадьба Венедиктовых – Шнаубертов – Б. Ш. Моносзона

Колпачный пер., дом 14/5, стр. 1

Один из самых растиражированных памятников Ивановской горки.

3.7
Дома
Гостиница В.А. Кокорева

Гостиница В.А. Кокорева

Софийская наб., д. 34, стр. 1

В гостинице В.А.Кокорева неоднократно останавливались и жили И.Н.Крамской, И.Е.Репин, П.И.Чайковский, В.В.Верещагин, Д.Н.Мамин-Сибиряк и другие.

3.33
Памятники
Памятник Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому

Красная площадь

Изначально этот памятник хотели установить не в Москве, а в Нижнем Новгороде.

3.66
Дома
Дом кооператива «Военный строитель»

Дом кооператива «Военный строитель»

улица Покровка, 7/9-11

Название Потаповского переулка запечатлено в заглавии одной из мемуарных книг, посвященных Пастернаку — «Легенды Потаповского переулка» И.Емельяновой.

3.33
Дома
Доходный дом А.П. Снегиревой

Доходный дом А.П. Снегиревой

Колпачный пер., д. 11, стр. 1

В 1914 г. в лечебнице доктора Снегирева в Колпачном переулке лечился девятилетний Михаил Шолохов.

3.33
Территории
Яузские ворота площадь

Яузские ворота площадь

Отмечает место ворот Белого города.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Воскресения Христова в Кадашах

Церковь Воскресения Христова в Кадашах

2-й Кадашевский пер., д. 7, стр. 14

Золотые купола этой церкви сияют на всю округу: она хорошо заметна из Кремля, с крупнейших мостов через Москву-реку и возвышенностей столицы.Её колокольня, стоит на одной линии с Иваном Великим в Кремле и Вознесенской церковью в Коломенском. А убранство фасадов храма является по-настоящему уникальным.

3.7
Дома
Палаты XVII в. (т.н. «Палаты Мазепы»)

Палаты XVII в. (т.н. «Палаты Мазепы»)

Колпачный пер., д. 10/7, стр. 2

Связь этих палат с именем гетмана Мазепы исключительно легендарная, они ему никогда не принадлежали.

3.66