ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

3.08
Церковь на Малой Дмитровке стала последним шатровым храмом Москвы.
+ -

Эта церковь, расположенная в начале Малой Дмитровки, – последняя в своем роде. С ее возведением кончилась целая архитектурная эпоха в храмовом зодчестве России, а в ХХ веке она осталась и вовсе единственной в Москве, имеющей завершение в виде трех шатров. Строительство обошлось местным жителям в весьма внушительную сумму.

В этой части улицы находился Посольский двор с путевым дворцом, где останавливались направлявшиеся в Кремль иностранные послы. Отсюда и старое название всей местности – «Путинки». Деревянная церковь во имя Рождества Богородицы упоминается впервые в 1625 году, есть версия, что уже тогда она была трехшатровой. В 1648 году храм сгорел, через год было заложено новое каменное здание. Местные жители вместе с причтом через находившегося тогда в Москве Иерусалимского патриарха Паисия просили у царя Алексея Михайловича камень для строительства и денег на работы. Казна выделила материалы и 300 рублей. Этой суммы не хватило, и после повторного обращения прихожане получили еще 400 рублей. Денег снова оказалось недостаточно, в 1652 году было выдано дополнительно 100 рублей. В результате церковь обошлась в 800 рублей, немыслимую сумму для середины XVII века. Но и храм был выстроен необычный.

Важной архитектурной особенностью церкви Рождества Богородицы в Путинках является ее бесфасадность: здесь нет одного ярко выраженного основного фасада, ее можно рассматривать с любой точки, со всех сторон она богато декорирована. Ее структура также нетривиальна: четверик вытянут с севера на юг (а не с запада на восток), колокольня поставлена не с запада, как обычно, а с северо-востока, рядом с тремя шатрами основной части, поставленными в ряд. Эти шатры не открыты изнутри, как делалось первоначально в шатровых храмах, а надстроены поверх сводов церкви и несут исключительно декоративную функцию. То же можно сказать и о четвертом шатре, венчающем придел Неопалимой Купины, возведенный с севера в виде отдельного куба. Основания всех барабанов и поставленных на них шатров окружены большими и малыми кокошниками.

Церковь Рождества Богородицы освятили в 1652 году, а уже в следующем году патриарх Никон запретил строительство каменных шатровых церквей в России, отдав предпочтение пятикупольным. Впрочем, для зодчих была оставлена небольшая «лазейка»: так как в указе ничего не говорилось о колокольнях, то их продолжали строить шатровыми вплоть до начала XVIII в. Так церковь на Малой Дмитровке стала последним шатровым храмом Москвы.

В конце XVII в. с юго-запада была расширена трапезная с приделом великомученика Феодора Тирона, получившая более скромный декор по сравнению с основной частью. Еще одно изменение произошло в 1864 году, когда к визиту императора Александра II с запада пристроили новое закрытое крыльцо, увенчанное шатриком в стилистике основного храма. В 1911 году с юга был выстроен доходный дом, частично перекрывший вид на церковь.

В советскую эпоху другие московские храмы подобной архитектуры середины XVII в. были либо вовсе уничтожены, либо утратили свои завершения. Здание храма Рождества Богородицы в Путинках, несмотря на прекращение богослужений после 1935 года, не было перестроено, сохранив декор фасадов. Лишь крыльцо во время реставрации 1957 г. было снова переделано: оно стало открытым и теперь напоминало вход в палаты XVII в. Внутренне убранство оказалось уничтожено, в церкви долгие годы находилась репетиционная база московской дирекции «Цирк на сцене».

В 1990 году храм вернули верующим, большую помощь в его восстановлении оказал актер Александр Абдулов. Именно здесь 5 января 2008 года прошло его отпевание. Церковь имеет статус патриаршего подворья.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Маршруты
Большая Дмитровка с Алексеем Митрофановым

Большая Дмитровка с Алексеем Митрофановым

Улица Большая Дмитровка в некотором роде уникальна. Располагаясь в самом центре Москвы, она застроена прекрасными домами с интереснейшей историей, но при этом совершенно не является туристической. Улица для жизни – так ее можно назвать.

3.28
Дома
Дом Благородного собрания

Дом Благородного собрания

Ул. Большая Дмитровка, д.1

Практически неизменным остался только Колонный зал – без сомнения одно из лучших творений Казакова

3.66
Музеи
Мемориальная квартира Святослава Рихтера

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на 16 этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории. Этот дом − типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».В большой комнате, называвшейся по-старинному зала, Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway&Sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины. В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь – шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино − как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ.Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой. В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.«Зеленая комната» − это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба Р.Е.Татищева

Городская усадьба Р.Е.Татищева

Петровский бульвар, д. 8, стр. 2

В этом доме бывал сам император, чем владелец несказанно гордился.

3.48
Дома
Доходный дом с магазинами, кон. XVIII в., 1861 г., архитектор Н.В.Никитин, 1901 г., архитектор Н.Д.Струков, 1907-1908 гг. архитектор Ф.Н.Кольбе. Здесь в 1864-1871 гг. жил художник-передвижник В.Г.Перов, в середине 1860-х гг. - писатель А.И.Левитов

Доходный дом с магазинами, кон. XVIII в., 1861 г., архитектор Н.В.Никитин, 1901 г., архитектор Н.Д.Струков, 1907-1908 гг. архитектор Ф.Н.Кольбе. Здесь в 1864-1871 гг. жил художник-передвижник В.Г.Перов, в середине 1860-х гг. - писатель А.И.Левитов

Тверская ул., д. 30/2, стр. 5-6

Мемориальное здание мастерской выдающегося художника XIX в. В.Г.Перова – флигель во дворе доходного дома в завершении ул. Тверской на пересечении с Садовым кольцом по правой стороне.

(Нет голосов)
Территории
Улица Охотный ряд

Улица Охотный ряд

Местность эта известна также тем, что тут всегда находились торговые ряды.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом К.С.Клингсланда

Доходный дом К.С.Клингсланда

Большой Козихинский пер., д. 10

Оконные проемы здания украшают скульптуры в виде голов лисиц, шипящих кошек с выгнутыми спинами и химер.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Смирновых

Доходный дом Смирновых

Ул. Петровка, д. 17

После революции в этом доме размещался Комиссариат здравоохранения под руководством Н. Семашко

3.35
Музеи
Музей-квартира В. Н. Плучека

Музей-квартира В. Н. Плучека

Музей народного артиста СССР Валентина Плучека был открыт в октябре 2009 года к столетнему юбилею выдающегося режиссёра. В доме на пересечении двух столичных улиц – Большой и Малой Бронных, рядом с площадью Никитских ворот, на 13 этаже, в квартире 47 Валентин Николаевич жил на протяжении 30-ти лет. Его соседями были Святослав Рихтер, Юрий Никулин, Руфина Нифонтова, Борис Андреев, Ростислав Плятт, Борис Равенских, Андрей Гончаров.В квартире Плучека все как при жизни именитого хозяина: старинная мебель, фарфор, хрустальные люстры, массивные бронзовые лампы, бесценные произведения живописи и графики, полученные в дар от авторов: картины Тышлера и Фалька, Шагала и Леже, композиции Пикассо на библейские темы. Мемориальную часть экспозиции дополняют: эскиз В. Левенталя к спектаклю «Вишневый сад», костюм Андрея Миронова из спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро», мундир Городничего, в котором Анатолий Папанов играл «Ревизора», макеты к спектаклям «Баня» и «Ревизор», эскизы к «Мистерии-Буфф».Фотоальбомы и видеоматериалы, собранные в Музее-квартире, дают возможность познакомиться с постановками Валентина Николаевича Плучека, вошедшими в историю российского театрального искусства.

(Нет голосов)
Памятники
Александр Пушкин и Наталья Гончарова

Александр Пушкин и Наталья Гончарова

пл. у Никитских Ворот

Памятник находится рядом с той Церковью, в которой обвенчались Александр Сергеевич и Наталья Николаевна.

3.3