Церковь Успения в Путинках

Церковь Успения в Путинках

ЦАО, Успенский пер., дом 4, строение 5
ПушкинскаяТверскаяЧеховская
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, строительство завершено предположительно в 1676 г., стиль - «русское узорочье», придел – стиль барокко.
star-icon
4.3
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Барокко,Древнерусское зодчество
Годы постройки:
XVII в.

Информация о здании

Название местности Путинки, как предполагают исследователи, произошло от слова «путь». В Путевой двор надо было заезжать кривыми улицами и переулками – путинками.

Первое упоминание о храме в этом месте датировано 1621 г. Как и многие храмы того времени он первоначально был деревянным и назывался «Успение, что на старом Посольском дворе» и «на Дмитровке за городом». Так как окраинная слобода Путинки находилась в Москве за тверскими воротами Белого города. Сейчас на этом месте Пушкинская площадь и Страстной бульвар. А тогда от стен Белого города, построенных Федором Конем, начинались два широких тракта на Тверь и на Дмитров.

Возведенная на этом месте церковь уже в те годы славилась мироточивой иконой Успения Богородицы.

В 1676 году при царе Алексее Михайловиче на месте деревянного храма был построен пятиглавый каменный храм кубической формы с горой кокошников  килевидной формы, характерной для московской архитектуры того времени. С большой долей вероятности внешний декор Храма был выполнен в лучших традициях «русского узорочья». Тогда же была построена и трапезная.

К 1690 году относится первое упоминание о приделе, пристроенном к храму с северной стороны, уже в традициях московского барокко. Придел представлял из себя низкий восьмерик на четверике с граненым куполом и граненым барабаном на нем. Придел был освящен во имя Святителя Николая. Сейчас – придел Преподобного Сергия Радонежского. Барабан заканчивался редкой красоты главкой в форме яблока.

Во второй четверти XVIII в. была возведена  колокольня, немного необычной для Москвы формы. На четверике располагались два яруса восьмериков одного размера, а не с уменьшением.  Получился образ башнеобразной колокольни в форме «свечи», характерный для ярославской архитектуры. Заканчивалась колокольня маленьким граненым барабаном и маленькой главкой.

Переулок, на который выходил храм, получил название Успенский, взамен прежнего, именовавшегося Проезжим. В конце XVIII в. территория храма обрастает другими постройками.

Храм был расписан, пол выложен каменными плитами, часть из которых сохранилась до нашего времени. В стенах остались маленькие окна  с родной кованной решеткой «крещатой» формы, звенья которой соединялись хомутами, а крепилась она к стенам с помощью специальных «хвостообразных» держателей, забиваемых в оконный проем.

В 1922 г. храм был закрыт, разграблен и частично разрушен. Пять глав храма и глава колокольни были снесены, разрушены апсиды. Здание храма использовалось как жилой дом. Во второй половине XX века жильцов отселили, а в здании разместился швейный цех общероссийского дома моделей.

В 1995 г. храм вернули верующим. Первым настоятелем храма после возвращения был протоиерей Глеб Афанасьев (отец Глеб). На восстановление храма из «мерзости запустения» до сегодняшнего благолепного вида ушло более двадцати лет. Последние росписи были завершены в 2016 г. Восстановлены наличники, воссоздана красивая ограда, главы храма покрыты глазурованным керамическим лемехом, установлен иконостас и многое другое. Особую красоту храму придают надглавные кресты изумительной ажурной работы в традициях XVII в. И, несмотря на то, что территория храма существенно уменьшилась за счет окружающих  построек, он выглядит храмовой жемчужиной московского зодчества.
Автор статьи: Алексей Гизюк
Распечатать статью

Отзывы (1)

vargas19832
vargas19832
Не проходите мимо и обязательно зайдите в эту церковь!

Интересное рядом (5)

Музей-квартира А.И. Солженицына
icon
г. Москва, Тверская ул., д. 12, стр. 8, под. 14
Тверская
Некрополь Страстного монастыря
icon
Пушкинская пл., 5
ПушкинскаяТверскаяЧеховская
Городская усадьба Ренквист-Глиэр
icon
Здесь в 1925-27 гг. композитор Рейнгольд Глиэр в содружестве с художником Большого театра Михаилом Курилко, постановщиком Василием Тихомировым и балериной Екатериной Гельцер создали первый советский балет «Красный мак» (со знаменитым матросским танцем «Яблочко»).
ЦАО, Петровский бульв., дом 5, строение 1
ПушкинскаяТверскаяЧеховская
audioGuideОткрыть аудиогид
Фонтан в Саду «Эрмитаж»
icon
В "теневой" части сада «Эрмитаж» расположен небольшой фонтан.
улица Каретный Ряд,вл 3 (Сад «Эрмитаж»)
Цветной бульварПушкинскаяТверскаяМаяковская
star-icon
3.3
ГУ МВД России по городу Москве (Петровские казармы или Петровка, 38)
icon
Петровка, 38 широко знакома нам с одноименного детективного художественного фильма 1980-го года.