ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь Успения в Путинках

4.32
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, строительство завершено предположительно в 1676 г., стиль - «русское узорочье», придел – стиль барокко.
+ -

Название местности Путинки, как предполагают исследователи, произошло от слова «путь». В Путевой двор надо было заезжать кривыми улицами и переулками – путинками.
     Первое упоминание о храме в этом месте датировано 1621 г. Как и многие храмы того времени он первоначально был деревянным и назывался «Успение, что на старом Посольском дворе» и «на Дмитровке за городом». Так как окраинная слобода Путинки находилась в Москве за тверскими воротами Белого города. Сейчас на этом месте Пушкинская площадь и Страстной бульвар. А тогда от стен Белого города, построенных Федором Конем, начинались два широких тракта на Тверь и на Дмитров.
     Возведенная на этом месте церковь уже в те годы славилась мироточивой иконой Успения Богородицы.
     В 1676 г. при царе Алексее Михайловиче на месте деревянного храма был построен пятиглавый каменный храм кубической формы с горой кокошников  килевидной формы, характерной для московской архитектуры того времени. С большой долей вероятности внешний декор Храма был выполнен в лучших традициях «русского узорочья». Тогда же была построена и трапезная.
    К 1690 г. относится первое упоминание о приделе, пристроенном к храму с северной стороны, уже в традициях московского барокко. Придел представлял из себя низкий восьмерик на четверике с граненым куполом и граненым барабаном на нем. Придел был освящен во имя Святителя Николая. Сейчас – придел Преподобного Сергия Радонежского. Барабан заканчивался редкой красоты главкой в форме яблока.
     Во второй четверти XVIII в. была возведена  колокольня, немного необычной для Москвы формы. На четверике располагались два яруса восьмериков одного размера, а не с уменьшением.  Получился образ башнеобразной колокольни в форме «свечи», характерный для ярославской архитектуры. Заканчивалась колокольня маленьким граненым барабаном и маленькой главкой.
     Переулок, на который выходил храм, получил название Успенский, взамен прежнего, именовавшегося Проезжим. В конце XVIII в. территория храма обрастает другими постройками.
     Храм был расписан, пол выложен каменными плитами, часть из которых сохранилась до нашего времени. В стенах остались маленькие окна  с родной кованной решеткой «крещатой» формы, звенья которой соединялись хомутами, а крепилась она к стенам с помощью специальных «хвостообразных» держателей, забиваемых в оконный проем.
     В 1922 г. храм был закрыт, разграблен и частично разрушен. Пять глав храма и глава колокольни были снесены, разрушены апсиды. Здание храма использовалось как жилой дом. Во второй половине XX века жильцов отселили, а в здании разместился швейный цех общероссийского дома моделей.
     В 1995 г. храм вернули верующим. Первым настоятелем храма после возвращения был протоиерей Глеб Афанасьев (отец Глеб). На восстановление храма из «мерзости запустения» до сегодняшнего благолепного вида ушло более двадцати лет. Последние росписи были завершены в 2016 г. Восстановлены наличники, воссоздана красивая ограда, главы храма покрыты глазурованным керамическим лемехом, установлен иконостас и многое другое. Особую красоту храму придают надглавные кресты изумительной ажурной работы в традициях XVII в. И, несмотря на то, что территория храма существенно уменьшилась за счет окружающих  построек, он выглядит храмовой жемчужиной московского зодчества.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Доходный дом А. Синицына

Доходный дом А. Синицына

Благовещенский переулок, 3

Доходный дом, стилизованный под готический замок, задаёт образ целого переулка. Автор проекта - архитектор Сергей Гончаров, внучатый племянник жены Пушкина.

3.56
Дома
Доходный дом с магазинами, кон. XVIII в., 1861 г., архитектор Н.В.Никитин, 1901 г., архитектор Н.Д.Струков, 1907-1908 гг. архитектор Ф.Н.Кольбе. Здесь в 1864-1871 гг. жил художник-передвижник В.Г.Перов, в середине 1860-х гг. - писатель А.И.Левитов

Доходный дом с магазинами, кон. XVIII в., 1861 г., архитектор Н.В.Никитин, 1901 г., архитектор Н.Д.Струков, 1907-1908 гг. архитектор Ф.Н.Кольбе. Здесь в 1864-1871 гг. жил художник-передвижник В.Г.Перов, в середине 1860-х гг. - писатель А.И.Левитов

Тверская ул., д. 30/2, стр. 5-6

Мемориальное здание мастерской выдающегося художника XIX в. В.Г.Перова – флигель во дворе доходного дома в завершении ул. Тверской на пересечении с Садовым кольцом по правой стороне.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Сокол

Доходный дом Сокол

Кузнецкий мост, дом 3, строение 2

Построен в 1904 году архитектором  Иваном Павловичем Машковым в стиле модерн, стилистически тяготеющий к австрийскому Сецессиону.

4.06
Дома
Усадьба Одоевских

Усадьба Одоевских

ул. Петровка, 26 строение 5

Владение известно с XVIII века, главный дом усадьбы сохранился.В 1812 году здесь располагался Главный штаб французской армии.

3.35
Дома
Квартирный корпус Петровско-Александровского пансиона-приюта дворянства Московской губернии

Квартирный корпус Петровско-Александровского пансиона-приюта дворянства Московской губернии

Ул. Фадеева, д. 5 и д.5, стр. 19

В двух жилых корпусах, объединенных гаражом, квартировали репетиторы и воспитатели, состоящие в штате приюта

3.44
Музеи
Мемориальная квартира А. И. Сумбатова-Южина

Мемориальная квартира А. И. Сумбатова-Южина

Александр Иванович Сумбатов-Южин (1857-1927) – русский актер, драматург, театральный деятель, человек, чью роль в жизни Малого театра переоценить невозможно. В доме №5 по Большому Палашёвскому переулку он поселился в 1892 г. и прожил там до самой смерти в 1927 г. После кончины А. И. Южина его вдова Мария Николаевна Сумбатова превратила две комнаты – кабинет и гостиную – в мемориальные, и каждое 17-е число (день рождения и смерти артиста) проводила вечера памяти. Мария Николаевна завещала Малому театру архив Южина, а также просила передать кабинет, гостиную и столовую для создания там музея. Ее последняя воля исполнилась только в следующем веке. В январе 2001 г. Малому театру были переданы четыре комнаты. В течение пяти лет готовились экспозиции (заслуженный художник России В. Н. Шихарев). Открытие музея-квартиры состоялось в 2006 г. В 2014 г. музей был закрыт на ремонт, связанный с восстановлением исторического фасада здания. 23 декабря 2015 г. он вновь распахнул свои двери для приёма широкого круга посетителей.

Экскурсии по мемориальной квартире проводит по субботам и воскресеньям заведующая квартирой Вера Валерьевна Тарасова. На каждое мероприятие мы можем пригласить не более 15 человек. Обращаем ваше внимание, что купить билеты на экскурсию возможно только в кассах театра и на его сайте. В мемориальной квартире продажа билетов не осуществляется. Просим вас заранее приобретать билеты на экскурсию.

Уверены, что посещение квартиры А. И. Сумбатова-Южина понравится не только тем, кто уже знаком с историей Малого театра, но и тем, кто только начинает интересоваться историей культуры, – взрослым и детям.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Е. М. Калиновской, 1911 г., архитектор Э. К. Нирнзее

Доходный дом Е. М. Калиновской, 1911 г., архитектор Э. К. Нирнзее

4-я Тверская-Ямская ул., д. 5

Одним из украшений 4-й Тверской-Ямской улицы, не избалованной архитектурными памятниками, является дом 5, построенный в 1911 г. для Е. М. Калиновской по проекту известного московского архитектора Э. К. Нирнзее в стиле поздний модерн.

(Нет голосов)
Музеи
Мемориальная квартира Святослава Рихтера

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории. Этот дом − типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».

В большой комнате, называвшейся по-старинному зала, Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway&sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины. В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.

В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь — шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино − как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ.

Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой. В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.

«Зеленая комната» − это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.

Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.

(Нет голосов)
Дома
Дом кооператива "Жиркость"

Дом кооператива "Жиркость"

Ул. Петровка, д. 22

Граненая башня здания треста «Жиркость» появилась на углу Рахмановского переулка и Петровки в 1928 г.

3.4
Дома
Городская усадьба Ф. Я. Гасса - И. Н. Иванова – Катуаров

Городская усадьба Ф. Я. Гасса - И. Н. Иванова – Катуаров

Крапивенский пер., д. 3, стр. 1, 2

XIX в.: - главный дом - флигель

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Е. А. Депре

Доходный дом Е. А. Депре

Петровский бул., д. 17

Вино сюда привозили в цистернах, на многих из которых, чтобы не возбуждать нездорового ажиотажа среди граждан, красовалась надпись «Молоко».

3.56