ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь Николы в Кузнецах

(Нет голосов)
Церковь Николая Чудотворца в Кузнечной Слободе ( в «Кузнецах»), Вишняковский пер., д.15, стр.7. Годы строительства 1683, 1805. Последнее архитектурное решение относится к стилю – поздний классицизм с элементами барокко.
+ -

Если в воскресный день отправиться погулять по Замоскворечью, то ближе к одиннадцати часам вы сможете насладиться удивительной музыкой звона церковных колоколов из многочисленных храмов, которыми всегда был так богат этот район. Идя на этот звон, можно выйти к колокольне одного из древних храмов, расположенных в месте, исторически называемом «Кузнецкой слободой». Это церковь «Николы в  Кузнецах».
На этом месте до начала XIX века было несколько церковных построек. Одна из них, деревянная, известна еще с 1491 г., а вторая, каменная, относится к 1683 г. Это эпоха нарядного архитектурного стиля, известного под названием «Русское узорочье». Считается, что населявшие кузнечную слободу кузнецы возвели каменную церковь на свои деньги. Тот храм не сохранился, но можно предположить, что он был выстроен именно в этом стиле. Шло время. Приходили и менялись различные архитектурные стили – барокко, классицизм, ампир. И все это нашло отражение в архитектуре церкви.
В 1805 г. старое здание было разобрано и возведен новый храм в стиле того времени – зрелый классицизм. Это время таких мастеров, как Матвей Казаков, Родион Казаков. История не сохранила нам точного авторства архитекторов. Однако в облике построек угадываются черты, свойственные этим мастерам.
Композиция храма представляет характерный прием расположения построек в форме «корабль» - колокольня, трапезная, храм. Существующая четырехстолпная трапеза появилась в результате перестройки в 1847 г. Тогда же был достроен и третий ярус колокольни. Сам храм представляет собой ротонду, характерный тип храмов того времени, накрытую сферическим куполом с расположенными на нем световыми окнами. И здесь можно увидеть оригинальное архитектурное решение, отличающее именно эту церковь. На плоскости самой ротонды имеются четыре небольших ризалита, в которых размещены трехчастные окна, переходящие в световое окно «люкарно» уже на самом куполе. В литературе при описании такого решения используют термин «венецианские окна». Однако здесь решение гораздо богаче. Строго говоря, «венецианское окно» это трехчастное окно, в котором центральное окно большего размера с полукруглой аркой, отделенное двумя пилястрами от двух полуокон. Здесь же все части окон имеют полуциркульное завершение, над которым располагается полуфронтон. К тому же верхние части окна отделены карнизом. Благодаря такому внешнему решению, создается очень богатое освещение внутри храма.
Но это еще не все. Венчает купол барабан с маленькой изящной главкой, который поддерживается четырьмя небольшими парными контрфорсами в виде волют. А это уже элемент стиля барокко.
С северной и южной сторон первого яруса храма имеются два входа, оформленные ордером в виде двух пилястр - справа и слева от двери и двух спаренных пилястр по бокам фасада.  Сверху располагается полуфронтон. Над окнами и под карнизом в розетках расположены  горельефные изображение четырех евангелистов, по два с каждой стороны. Все горельефы имеют оплечную композицию и изображают евангелистов примерно в одном возрасте. В литературе и у служителей храма не удалось выяснить, какое изображение соответствует конкретному лицу, а надписей не имеется, поэтому следует предположить, что, по аналогии с алтарными вратами на северном фасаде, имеются изображения евангелистов Иоанна и Луки. А с южной стороны –  Матфея и Марка, соответственно.
Колокольня – трехъярусная, представляет композицию «четверик» на «четверике», украшенных по углам сдвоенными пилястрами, заканчивается сводом четырехгранной формы, который венчает  граненый четырехгранный барабан, характерный для стиля барокко. Второй ярус – ярус звона, на котором имеется 12 колоколов. Два из них – колокола-благовесты были отлиты еще в 1849 г. Один из них весом 2448 кг исторически попал сюда из колокольни церкви Николы «в Пыжах».
Окна трапезной имеют обрамление в виде двух пилястр, заканчивающихся полукруглым фронтоном. Углы трапезной украшены рустовкой.  У храма имеется далеко выдающаяся апсида, увеличивающая объемную композицию. Территория храма обнесена оградой и имеет оформленный вход в виде ворот и двух калиток, над которым установлено мозаичное изображение Святителя Николая. Иконостас храма выполнен в стиле классицизм.
Храм никогда не закрывался. Главная святыня – икона Божией Матери «Утоли моя печали».
В разные годы были выполнены реставрационные работы. Так в 1950 г. был позолочен иконостас главного алтаря. В 1982 г. позолочены главы. В 1987-1999 гг. построен приходской дом. С 1992 г. церковь является базовым храмом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Маршруты
По пути на матч. Длинный маршрут.

По пути на матч. Длинный маршрут.

«По пути на матч» - маршруты, подготовленные специально для гостей Кубка Конфедераций. Вы можете выбрать тот маршрут, который подходит вам больше всего. Следуя  выбранному маршруту, вы увидите главные достопримечательности города и познакомитесь с его историей. Время прохождения маршрута точно рассчитано, а значит вы проведете время с пользой и не опоздаете на матч.

3.45
Территории
Михайловский сад

Михайловский сад

Единственный общедоступный парк в Замоскворечье.

(Нет голосов)
Дома
Кригскомиссариат

Кригскомиссариат

Космодамианская наб., 24, стр.1

Вдоль острова на Москве-реке, который часто называют Болотным, располагается длинный ряд больших усадеб. На некоторых из них сохранились старинные палаты, повёрнутые главными фасадами на Москву-реку. Большие двухэтажные палаты начала XVIII века находились и в середине участка, занятого зданием Кригскомиссариата. Кроме палат,  доживших до 1760-х годов, на участке и в окрестностях был большой сад, принадлежавший Строгановым.

3.35
Памятники
Бюст революционера П.Г. Добрынина

Бюст революционера П.Г. Добрынина

Серпуховская пл. (у станции метро «Добрынинская»)

На постаменте надпись: «Большевик Петр Добрынин (род. в 1894 г.) — один из организаторов Красной гвардии Замоскворечья. Героически погиб за советскую власть в дни октябрьских боев 1917 г. в Москве».

(Нет голосов)
Дома
Склады Товарищества водочного завода

Склады Товарищества водочного завода

Садовническая ул., д. 57, стр. 1

Здание эксплуатировалось как производственное до конца XIX столетия, затем его арендовали под размещение интендантских складов. В советское время "склады" переоборудовали под нужды разместившегося во владении "Винторга". В начале 1940-х годов здесь располагался административно-производственный корпус завода шампанских вин.

(Нет голосов)
Дома
Палаты купца Григория Бабкина в Садовниках

Палаты купца Григория Бабкина в Садовниках

ул. Садовническая, д. 55/26, стр. 2

В первой половине XVIII века владение принадлежало купцу Григорию Бабкину. В одном из помещений каменных палат сохранилась барочная лепнина  того времени.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба XVIII-XIX вв. в 1-ом Казачьем переулке

Городская усадьба XVIII-XIX вв. в 1-ом Казачьем переулке

1-й Казачий пер., д. 6, стр. 1, 2, 3, 4, 5

В 1740-е годы владение в 1-м Казачьем переулке с каменными и деревянными зданиями принадлежало асессору А.Г. Ермолову. Уже тогда были заложены основы будущей классицистической усадьбы

(Нет голосов)
Дома
Станция метро «Добрынинская»

Станция метро «Добрынинская»

Дата открытия: 01.01.1950 Открыта в составе участка «Парк культуры» - «Курская». Прежнее название: Серпуховская (до 06.06.1961) Конструкция станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Построена по типовому проекту.

3.48
Дома
Военно-хозяйственные склады, конец XVIII в. Склады Старого двора

Военно-хозяйственные склады, конец XVIII в. Склады Старого двора

Садовническая ул., д. 59, стр. 1,2

Вплоть до недавнего времени на территории Военно-хозяйственных складов находился парк воинской части.

(Нет голосов)
Музеи
Музей В.А. Тропинина

Музей В.А. Тропинина

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени расположен в историко-архитектурном памятнике. Дом с мезонином - один из немногих сохранившихся до сегодняшнего дня образцов купеческих усадеб Замоскворечья. Последний владелец дома, этнограф и экономист, профессор Николай Григорьевич Петухов сохранил его за собой после революции и завещал после смерти передать своему другу – известному московскому коллекционеру, знатоку русской живописи Феликсу Евгеньевичу Вишневскому. Он и основал в 1969 году в этом особняке музей, который открылся 11 февраля 1971 года. Впоследствии дом и свою коллекцию Вишневский передал в дар городу. В основе собрания музея – полотна знаменитого художника Василия Тропинина, основоположника «московской школы» живописи, любимого портретиста Москвы первой половины XIX века. Также в коллекции работы И.Я. Вишнякова, И.П. Аргунова, А.П. Антропова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, С.Ф. Щедрина, С.С. Щукина и многих других. Всего собрание музея насчитывает около 3000 единиц живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом 1929 года

Жилой дом 1929 года

Ул. Садовническая, д. 77, стр. 1

На острове между рекой Москвой и Водоотводным каналом, у Краснохолмского моста стоит бежевый  пятиэтажный дом в стиле конструктивизма. Этот, с виду рядовой советский дом, целых два раза попал в историю. Первый раз в 1937 году, второй раз ровно через 30 лет, в 1967.

3.64
Дома
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени

Щетининский пер., д. 10, стр. 1

Антураж скромного замоскворецкого особняка позволяет полностью погрузиться в историю.

3.3