Первое упоминание о деревянной церкви на этом месте относится к 1596–1598 годам, когда она была отмечена на Петровом плане Москвы. Однако судьба этого храма оказалась недолгой: в 1629 году во время большого московского пожара деревянное здание сгорело дотла вместе с окружающими постройками.
Но огонь не смог уничтожить веру и стремление прихожан восстановить свою святыню. В том же 1629 году началось возведение каменного храма, которое завершилось в 1634 году. Новая церковь предстала перед верующими в виде бесстолпного четверика, увенчанного одной главой. Её фасады украсили наличники окон в русском стиле, придавая зданию неповторимый облик.
Время шло, и облик храма менялся вместе с Москвой. В 1816–1820 годах были построены новые трапезная и колокольня, заменившие первоначальные, не дошедшие до наших дней. Эти изменения привнесли в архитектуру храма черты классицизма, гармонично сочетающиеся с древнерусскими мотивами.
Конец XIX века принёс новые перемены: в 1897 году храму был пожертвован новый большой колокол весом 327 пудов. Для его размещения пришлось перестроить ярус звона колокольни, что ещё раз изменило силуэт церкви, придав ей тот облик, который мы можем видеть сегодня.
Помимо главного престола Воскресения Словущего, в церкви есть ещё два придела — в честь святого Николая Чудотворца и пророка Елисея. Эти приделы не только расширили богослужебные возможности храма, но и обогатили его внутреннее убранство.
XX век принёс церкви новые испытания. В 1930-х годах, когда по всей стране закрывались и разрушались храмы, церковь Воскресения Словущего оказалась под угрозой. Однако благодаря удивительному стечению обстоятельств и заступничеству известных деятелей культуры храм удалось отстоять. Письмо во Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), подписанное знаменитыми актёрами театра и композиторами, сыграло решающую роль в сохранении этой святыни.
Несмотря на все трудности, церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке никогда не закрывалась. Она сумела сохранить своё убранство и многие ценности, став одним из немногих московских храмов, переживших советский период без перерыва в богослужениях.
В 2020 году началась реставрация храма. Реставраторы начали с укрепления фундамента и стен храма. Были проведены работы по инъектированию трещин, что позволило значительно усилить конструкцию здания. Особое внимание уделили кровле: её конструкцию усилили, а покрытие полностью заменили. Также были установлены новые водосточные трубы.
Фасады церкви преобразились благодаря кропотливой работе специалистов. Они расчистили, отреставрировали и восстановили утраченные элементы лепного декора, вернув зданию его исторический облик. Прорезной ажурный крест XIX века, венчающий купол, был тщательно отреставрирован и заново позолочен, вновь засияв над Брюсовым переулком.
Но самые удивительные открытия ждали реставраторов внутри храма. При проведении работ на фронтонах и закомарах под слоем краски обнаружилась монументальная живопись середины XIX — начала XX века. Эти 17 изображений евангелистов и почитаемых в православии святых долгие годы были скрыты от глаз прихожан. Специалистам удалось не только раскрыть эти живописные работы, но и восстановить их первоначальный вид.
Особое внимание было уделено внутреннему убранству храма. В трапезной и на колокольне отреставрировали киоты, монументальную живопись, искусственный мрамор, обрамляющий оконные проёмы. Покрытие пола было восстановлено с учётом исторических особенностей.
Одной из жемчужин храма является композиция свода алтаря Никольского придела «Слово плоть бысть», датируемая первой половиной XIX века. Это редчайший иконографический извод изображения Спасителя Младенца, который удалось сохранить и отреставрировать.
Реставраторы также привели в порядок внутристенную лестницу, ведущую на второй ярус колокольни. Были отреставрированы и облицованы ступени, восстановлены поручни, обновлена штукатурка стен и сводов.
Завершающим штрихом стала установка архитектурной подсветки, которая позволила храму Воскресения Словущего засиять новыми красками в вечернее время, став настоящим украшением исторического центра Москвы.
Успех реставрационных работ был высоко оценен профессиональным сообществом: в 2022 году храм Воскресения Словущего на Успенском вражке стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация».
Сегодня, благодаря проведённой реставрации, храм Воскресения Словущего на Успенском вражке вновь предстаёт перед нами во всём своём великолепии, соединяя в себе богатство истории и красоту архитектуры. Он продолжает оставаться не только действующим храмом, но и важным культурным объектом, хранящим в своих стенах уникальные образцы церковного искусства, в том числе икону Богоматери «Взыскание погибших» из разрушенной в 1936 году церкви Рождества Христова в Палашах.
В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.












%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)



