ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Университетская типография. Надворные постройки.

(Нет голосов)
Палаты XVII в. с необычным для Москвы «аркадным фасадом» теперь являются театральным лофтом. Это старейшая постройка бывшего комплекса Университетской типографии.
  • Университетская типография. Надворные постройки.
+ -

Сегодня строение 2 имеет вполне конкретное название – «Боярские палаты Союза театральных деятелей». С 1811 года, когда на обширный участок на углу Большой Дмитровки и Страстного бульвара переехала Университетская типография, здание входило в состав ее комплекса. Для типографии были в 1810–1820-х гг. построены два основных новых здания – Типографский и Редакторский корпуса. А надворная постройка бывшей усадьбы Власовых стала служебным корпусом типографии.

О точной функции постройки в бытность здесь типографии, не говоря уже о более ранних временах, приходится только гадать. Специалистами высказываются предположения, что, видимо, назначение ее было производственно-хозяйственное. Но вот что можно заявить вполне обоснованно – это то, что двухэтажное сегодня строение 2 – старейшая постройка этого владения. Это сводчатые палаты конца XVII века, впоследствии перестраивавшиеся. Отсюда и нынешнее название, данное театральными деятелями. В первой половине XVIII века корпус был расширен пристройками к торцам. В течение XVIII века – надстроен, а к дворовому фасаду пристроили галерею на аркаде. Арки были позднее заложены.

Мерный и строгий ритм фасадной аркады, возможно, свидетельствует о знакомстве неизвестного архитектора, придавшего средневековым палатам вид, соответствующий канонам русского классицизма, с неоклассическими или даже ренессансными образцами. И задачи своей этот архитектор достиг: трудно заподозрить, что за классическим фасадом с полуциркульными арками скрываются высокие кирпичные своды московских палат XVII столетия.

Во времена СССР «Боярские палаты» были просто многоквартирным домом, в 1960-е его расселили и передали Всероссийскому театральному обществу. Затем дом чудом пережил реконструкцию 2000–2003 гг., когда погибли пристроенные вплотную к нему палаты (строение 3). Вместо них теперь выстроено здание, представляющее собою фантазию архитектора на тему средневековых московских палат XVII века, где размещается фитнес-клуб.

Ну а «Боярские палаты» в начале XXI века отреставрировали и раскрыли аркаду на фасаде. Только теперь она застеклена.

В наши дни «Боярские палаты» стали современным лофтом, творческим пространством, в котором собираются молодые режиссеры, драматурги, актеры. В старинных сводчатых помещениях ставят современные спектакли, организовывают перформансы, проводят выставки, реализуют смелые арт-проекты. Сама архитектура здания словно бы «понуждает» к творческому поиску: здесь нет сцены, и зрители вслед за действием переходят из одного пространства в другое.

Хороший пример приспособления старинного здания к современному использованию.

Евгения Твардовская
Автор статьи

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Здания
Доходный дом С. П. Пенкиной

Доходный дом С. П. Пенкиной

Большая Никитская ул., д. 24/1, стр. 1

История владения известна с 1756 г., когда на плане впервые показано владение подпоручика Н. А. Шепотьева, которое тогда включало в себя два современных владения – 24 и 26.

(Нет голосов)
Музеи
Государственный центральный музей современной истории России

Государственный центральный музей современной истории России

Музей современной истории России является музеем федерального значения. Музей расположен в центре Москвы в здании – памятнике архитектуры позднего классицизма конца XVIII века. Музей собирает, исследует, экспонирует исторические источники, документирующие социальную, политическую и экономическую историю нашей страны, духовное состояние общества на протяжении 150-летней истории его развития. Касса закрывается за полчаса до окончания работы музея. Понедельник — выходной день

(Нет голосов)
Памятники
Памятник М.С. Щепкину

Памятник М.С. Щепкину

Пушечная ул., д. 2/6 (у здания Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина)

Михаил Семенович Щепкин (1788—1863) — русский актер, один из основоположников русской актерской школы.

3.44
Здания
Сандуновские бани

Сандуновские бани

Ул. Неглинная, д. 14, стр. 3, 4, 5, 6, 7

Бани, открывшиеся в 1808 г., вскоре стали крайне популярны в Москве и никогда не закрывались.

3.21
Здания
Кустарный музей

Кустарный музей

Леонтьевский пер., д. 7, стр.1

Эти палаты сподвижника Петра I известны современникам как... кустарный музей.

4.19
Здания
Главный дом усадьбы А.П.Сытина

Главный дом усадьбы А.П.Сытина

Сытинский пер., дом 5/10, стр. 5

Дом Сытина – редкий образец деревянной застройки, уцелевший в пожаре 1812 года, переживший упадок 1990-х и отреставрированный в 2015–2019 годах по программе «рубль за метр».

(Нет голосов)
Здания
Высшее театральное училище имени М.С.Щепкина

Высшее театральное училище имени М.С.Щепкина

Неглинная ул., д. 6/2, стр. 1, 2

Балет и драма – такова была начальная специализация училища.

3.83
Здания
Церковь Троицы в Троицкой слободе

Церковь Троицы в Троицкой слободе

2-й Троицкий пер., д. 8/10, стр. 5

Местные переулки носят название Троицких по существующей здесь церкви. Сама же она получила посвящение по одному из самых известных монастырей России.

3.59
Здания
Метрополь

Метрополь

Театральный проезд, д. 2

Грандиозное сооружение, в создании которого участвовали Мамонтов, Врубель, Андреев, Коровин, Поленов, Кекушев, пережило пожар, революционный штурм, советскую эпоху и вошло в новый век отелем категории 5 звезд.

3.96
Здания
Дом, в котором жил Пушкин Александр Сергеевич у своего друга П.В.Нащокина в 1836 г.

Дом, в котором жил Пушкин Александр Сергеевич у своего друга П.В.Нащокина в 1836 г.

Воротниковский пер., д. 12, стр. 1

В этом месте Москвы находилась слобода Воротников, стражей городских Кремлевских ворот. Их перевели сюда с Малой Дмитровки, когда Москва разрослась до Земляного Города – четвертого оборонительного кольца. По этой слободе получил свое название Воротниковский переулок.

3.44
Места
Неглинная улица

Неглинная улица

Название напоминает о речке, почти два века назад, спрятанной под землю.

(Нет голосов)