Усадьба А. В. Морозова

Усадьба А. В. Морозова

Подсосенский пер., д 21, стр. 1
В этой необычной усадьбе живут дракон и… гном. Усадьба первоначально принадлежала фабрикантам Плавильщиковым, у которых она была куплена в 1839 году Елисеем Саввичем Морозовым, представителем известной купеческой династии.
star-icon
3.5
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Эклектика
Годы постройки:
1878-1879
Архитекторы:
М.Н. Чичагов
Назначение постройки
Городская усадьба

Виртуальный тур

Информация о здании

Усадьба в Подсосенском (ранее - Введенском) переулке известна еще с конца XVIII века, здесь до сих пор сохраняются старинные палаты, бывшие некогда главным усадебным домом (это здание, расположенное чуть в глубине владения, в советское время было надстроено тремя этажами). Усадьба первоначально принадлежала фабрикантам Плавильщиковым, у которых она была куплена в 1839 году Елисеем Саввичем Морозовым, представителем известной купеческой династии. В 1878-1879 годах его сын Викула Елисеевич, унаследовавший владение, выстроил для своей семьи новый дом, по красной линии переулка. Автором проекта выступил архитектор Михаил Чичагов. Новый усадебный дом был выполнен в формах эклектики, с нарядным рустованным фасадом, декорированным изящной лепниной. Главный аттик дома украшен картушем с буквой «М» (Морозовы). В том же архитектурном стиле оформлены и въездные ворота в усадьбу. Оформление интерьеров было выполнено в разных стилях – классическом, русском, ренессансном.

В 1895 году усадьбу унаследовал Алексей Викулович, старший сын Викулы Елисеевича. Он пожелал переделать убранство некоторых помещений особняка в соответствии со своими вкусами, для чего пригласил молодого, но уже успевшего заявить о себе архитектора Федора (Франца) Шехтеля. В списке работ Шехтеля уже были постройки, выполненные им для разных представителей морозовской династии (загородная усадьба Викулы Елисеевича Одинцово-Архангельское, особняк Саввы Тимофеевича на Спиридоновке, подмосковная дача Ивана Викуловича). Созданное Шехтелем внутреннее убранство особняка Алексея Викуловича Морозова – одна из вершин творчества архитектора, демонстрирующая его оригинальный талант и высокий уровень мастерства, которые и сделали его одним из самых ярких и самобытных зодчих своего времени.

Для особняка во Введенском переулке Шехтель спроектировал двухсветный кабинет с лестницей на второй этаж, библиотеку и рокайльную гостиную, а также вестибюль в египетском стиле. К работе над интерьерами архитектор привлек известного художника Михаила Врубеля и молодого скульптора Сергея Коненкова.

Кабинет и библиотека особняка выполнены в излюбленном архитектором готическом стиле, они целиком отделаны деревом, кессонированные потолки оформлены резьбой и росписями, кабинет освещается высокими витражными окнами. Украшенная изысканной резьбой лестница, ведущая на второй этаж, в библиотеку, сама по себе является произведением искусства, ее необычный образ дополняют деревянные фигуры дракона и гнома, «сидящего» на ступеньках. Под лестницей устроен большой мраморный камин. Деревянные панели кабинета в уровне второго этажа были оформлены большими живописными панно, созданными Михаилом Врубелем на темы «Фауста» Гёте (сейчас они хранятся в собрании Третьяковской галереи). Гостиная в стиле рококо (иногда ее еще называют угловым кабинетом) декорирована французскими гобеленами, ее украшенный золоченой резьбой потолок частично сделан стеклянным, с подсветкой электрическими лампами. К счастью, эти великолепное убранство особняка сохранилось до нашего времени практически в неизменном виде.

Последний владелец усадьбы – потомственный почетный гражданин Алексей Викулович Морозов происходил из знаменитого и богатого купеческого рода Морозовых, от отца он унаследовал семейную фирму – «Товарищество мануфактур В. Морозов с сыновьями» и главные фабрики – Никольскую и Богородскую мануфактуры. Однако Алексей Викулович не имел склонности к занятию семейным делом, поэтому передал все дела своему младшему брату Ивану Викуловичу, а сам занялся тем, что интересовало его больше всего – коллекционированием. Он был обладателем уникальной коллекции русского фарфора, собирал гравюры, а также иконы, среди которых было много старинных, писаных еще в «дониконовские» времена. 

По воспоминанию близких ему людей, он был «человек очень тонкого ума… очень культурный и любил культурную работу больше, чем занятие своим делом. Своей образованностью, своей культурностью Алексей Викулович был всецело обязан сам себе… Внешность его была очень приятна. Лицо правильное, нос морозовский с горбинкой, очень приятные голубые глаза и ослепительно белый и розовый цвет лица…». Свое уникальное собрание Морозов хотел завещать и дар Москве, но сделать этого не успел, а после 1917 года его коллекция (как и усадьба, и все, что ему принадлежало) была национализирована и разошлась по разным музеям.

Автор статьи: Мария Подъяпольская
Распечатать статью

Отзывы (2)

Kevin
Kevin
Спасибо за экскурсию в усадьбу. Огромная благодарность гиду В.Савенку за познавательную, интересную, содержательную лекцию.
Имя
Имя
Мне понравилось!

Интересное рядом (8)

Долгоруковское ремесленное училище
icon
Ученики Долгоруковского ремесленного училища имели сберкнижки, на которые начислялась половина доходов от исполнения заказов и продаж сделанного в мастерских.
ЦАО, Козловский М. пер., дом 3
Чистые прудыКрасные ворота
star-icon
3.3
audioGuideОткрыть аудиогид
Памятник Димитрию Донскому
icon
Бронзовая скульптура на гранитном постаменте в сквере на пересечении Николоямской и Яузской улиц Москвы, установленная в 2013 году в честь князя Дмитрия Донского. Автор — скульптор Вячеслав Клыков. Скверик в Москве, где прежде стояла церковь Стефана архидиакона, что на Швивой горке.
Остатки укреплений Белого города
icon
Экспонируемый in situ (на своем изначальном месте) фрагмент московского Белого (Царева) города – единственный осязаемый след крепости, одной из самых крупных в России.
Хохловская площадь
star-icon
3.3
audioGuideОткрыть аудиогид
Подсосенский переулок
icon
Один из районов столицы, который до сих пор напоминает о купеческой Москве
Подсосенский переулок
5
Покровский бульвар
icon
Название «Белый город» однозначного объяснения не имеет. Предполагают, что внутри стен лежали преимущественно белые земли, то есть не облагаемые податями.
Музей-квартира А. М. Васнецова
icon
г. Москва, Фурманный пер., д. 6
Чистые пруды