ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Усадьба Голицыных "Влахернское-Кузьминки"

Тополевая аллея, д. 6; ул. Старые Кузьминки, д.15
объект культурного наследия федерального значения
3.35
До 1917 г. Кузьминки оставались наследственной вотчиной князей Голицыных
  • Усадьба Голицыных "Влахернское-Кузьминки"
+ -

История усадьбы Влахернское-Кузьминки начинается в 1702 г., когда за помощь в оснащении флота и армии Петр I наградил поместьем с мельницей своего фаворита Г. Строганова. Строительство на этих землях началось при его сыновьях.

В 1716 г. был построен деревянный храм, освященный в честь фамильной иконы Строгановых – Влахернской Божьей Матери. По ней получило название и близлежащее село. После смерти отца строительством в Кузьминках занимался его наследник Александр. Его стараниями в Кузьминках на р. Чурлихе был создан каскад прудов.

В 1757 г. дочь А. Строганова вышла замуж за князя М.М. Голицына, получив имение в приданое. До 1917 г. Кузьминки оставались наследственной вотчиной князей Голицыных. При Михаиле Михайловиче усадьба была превращена в загородную резиденцию европейского типа.

В создании усадьбы принимали участие знаменитые художники, скульпторы и архитекторы XVIII-XIX вв.: И. Жеребцов, А. Воронихин, Р. Казаков, И. Еготов, К. Росси, Д. Жилярди, А. Григорьев, М. Быковский, П. Клодт.

Наивысшего расцвета Кузьминки достигли в 1-й четв. XIX в., при сыне М. Голицына Сергее Михайловиче. При нем усадьбу называли московским Павловском. С. Голицын затеял масштабную реконструкцию усадьбы, пригласив первоклассных архитекторов, и позже неоднократно перестраивал усадебные здания.

Швейцарский зодчий Доменико Жилярди – автор проектов полной реконструкции усадьбы Кузьминки и ряда ее сооружений (1816–23 гг.). При нем появились созданные в стиле ампир Конный двор, Музыкальный павильон, Пропилеи, Березовая беседка, Львиная пристань, Липовая аллея, висячий мост, Ванный домик, Кухня (Египетский павильон), Померанцевая оранжерея. Были капитально перестроены Птичник, Скотный двор и частично главный дом.

На уральских чугунолитейных заводах Голицына для Кузьминок создавались литые скульптуры и украшения: обелиск Петру I, ажурные ворота, детали ограды, тумбы с двойными цепями, скамьи, фонари и жирандоли, памятники гостившей в Кузьминках в 1826 г. императрице Марии Федоровне и посещавшему усадьбу в 1835 г. Николаю I, фигуры львов и грифонов на воротах.

Главный дом и парадный двор спроектировал архитектор И. Еготов в 1804–08 гг. На въездных воротах находятся чугунные грифоны по проекту С.П. Кампиони. Ворота и ограда парадного двора появились в конце XIX – начале XX в. с целью защиты частной территории от дачников, живущих в парковой зоне и окрестностях села. Подлинное здание господского дома не сохранилось: его уничтожил пожар 1916 г., а на его месте в 1930-х гг. было выстроено новое здание по проекту С. Торопова.

Вблизи от главного дома располагается Египетский павильон (Кухня) по проекту Д. Жилярди. Увлечение античными и египетскими мотивами преобладало в эпоху ампира, в этом стиле решен декор здания: портик украшен пальмообразными колоннами и головой сфинкса, пилястры стилизованы в египетском духе. В подвалах павильона хранились продукты, на первом этаже располагалась сама кухня, а на втором жили повара. В 1839 г. Кухня соединялась с господским домом крытой галереей.

К наиболее значительным творениям Жилярди принадлежит комплекс зданий Конного двора и Музыкальный павильон. В угловых павильонах ограды Конного двора располагались жилые комнаты для гостей. В центральной части ограды двора находится павильон, в котором выступал крепостной роговой оркестр. По краям Музыкального павильона в 1846 г. были установлены скульптурные группы укротителей коней – аналоги скульптур Аничкова моста в Петербурге (скульптор П. Клодт). В 1978 г. здание Музыкального павильона сгорело, другие помещения Конного двора были заброшены. В начале 2000-х гг. комплекс двора восстановлен, в его помещениях организованы выставочные залы.

Двухэтажный деревянный «Дом на плотине» (Мельничный флигель) разделяет Верхний и Нижний пруды, он был возведен в 1840-е гг. на цоколе мельницы по проекту М. Быковского. Голицыны использовали флигель как гостевой, в советское время его сдавали в аренду дачникам, а в 1976–99 гг. в нем находился Музей ветеринарии. Теперь флигель восстановлен, в нем работает ресторан.

Птичий двор в усадьбе известен с 1765 г., поначалу он был деревянным, в нем содержались декоративные птицы. В 1805–06 гг. он был перестроен в камне по проекту И. Еготова. В 1812 г. птичник серьезно пострадал от пожара. При восстановлении усадьбы после французского нашествия Д. Жилярди перепроектировал руины Птичника в Кузницу: флигели и галереи были разобраны, купол, украшавший центральное здание, был демонтирован и заменен двускатной крышей. В советское время Кузница использовалась под жилье и была скрыта за многочисленными пристройками. С 1970-х гг. здание стояло бесхозным, обветшало. К 2008 г. ансамбль Птичника-Кузницы был восстановлен по первоначальному проекту Еготова.

Храм Влахернской иконы Божьей Матери перестраивался три раза, к 1785 его перестроил по инициативе М. Голицына Р. Казаков в стиле классицизма. Изображение Богоматери, хранящееся в церкви в Кузьминках, – список с Влахернской иконы из Успенского собора Московского Кремля. В 1929 году церковь закрыли. Барабан храма и колокольня с часами были уничтожены, здание частично перестроили. В 1992 году его передали верующим и отреставрировали по существующим чертежам. Сейчас церковь действует.

Напротив церкви располагается Ванный домик, или Мыльня – одноэтажный павильон, первоначально построенный М. Голицыным. Обветшавший павильон снесли в 1804 г. после смерти князя, и на его месте Жилярди в 1816-17 гг. выстроил новое здание в стиле ампир, сохранив планировку и функции первой постройки. Мыльня неоднократно горела, ее разбирали и перестраивали. В 2008 г. здание и утраченный фонтан перед ним восстановили.

Трехарочный и Большой (одноарочный) гроты в Кузьминках появились после строительства Парадного двора. Когда под него выравнивали землю, образовался откос на берегу пруда, куда вписались искусственные «подводные пещеры». В Большом гроте устраивались любительские театральные постановки с участием хозяев и гостей усадьбы. Неподалеку от гротов находится неоднократно перестраивавшаяся Львиная пристань. В 1830 г. Д. Жилярди переделал ее верхнюю площадку: появились кованая металлическая решетка, чугунные египетские львы. В советское время пристань обветшала и разрушилась, в 2000-е была восстановлена.

Померанцевая оранжерея – единственное здание усадьбы, где сохранились аутентичные интерьеры с древнеегипетской тематикой. До 2001 г. в ней находился Институт экспериментальной ветеринарии, въехавший в усадьбу в 1918 г., а с тех пор как он выехал, здание постепенно приходит в упадок.

Недалеко от оранжереи находится Слободка, комплекс для слуг и дворни. В состав Слободки входили: служительский флигель, дом причта, прачечный флигель и больница. Все эти здания были перестроены в камне по проекту Жилярди, их обрамляет общая ограда, вдоль которой высажена Тополевая аллея.

Сохранившиеся строения скотного двора возвел в 1840-е годы племянник Д. Жилярди – Александр. Одноэтажное кирпичное здание с двухэтажными флигелями в плане образует букву «П». Во флигелях жили конюхи и скотники, а в одноэтажной центральной части были стойла. Скотный двор украшали бронзовые скульптуры быков работы П. Клодта. В 1889 г. после реорганизации помещений Скотный двор был передан расширившейся Влахернской больнице, основанной еще при С.М. Голицыне и работавшей до 1978 г. С пристанью и пропилеями Скотный двор соединялся Плашкоутным мостом (на понтонах, устанавливался только летом).

Со второй пол. XIX в. в усадебном парке и вокруг него строились дачи, образовавшие впоследствии дачный поселок. В 1936 г. рядом с усадьбой появился Ново-Кузьминский поселок. Бывшая усадьба получила название Старые Кузьминки. В 1960 г. Кузьминки включили в границы Москвы. Усадьба стала памятником истории и архитектуры. А в 1976 г. был создан Парк культуры и отдыха «Кузьминки». Музей русской усадебной культуры существует на территории бывшего имения Голицыных с 1999 г.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Музыкальный павильон с конными скульптурными группами

Музыкальный павильон с конными скульптурными группами

Ул. Старые Кузьминки, д. 14 (Tополевая аллея, д. 6)

Музыкальный павильон Конного двора Кузьминок — самая узнаваемая постройка усадьбы.

3.35
Дома
Конюшня усадьбы Кузьминки

Конюшня усадьбы Кузьминки

Старые Кузьминки, д. 15, стр. 2

Конный двор – одно из немногих усадебных сооружений, которому сегодня возвращена его историческая функция.

3.27
Памятники
Вечная память жертвам политических репрессий

Вечная память жертвам политических репрессий

пересечение Есенинского б-ра и ул. Юных Ленинцев (Аллея Славы)

(Нет голосов)
Музеи
Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского

Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского

Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского (ГБУК г. Москвы) - единственный в Российской Федерации музей всемирно известного писателя. Музей-центр с 1975 года собирает и сохраняет наследие писателя, в фондах музея собрана уникальная коллекция мемориальных вещей, рукописей, документов Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968) и его литературного окружения. Музея является научным центром по изучению творчества К. Г. Паустовского и регулярно проводит научные конференции с участием российских и зарубежных исследователей. С 1992 года издается культурно-просветительский музейный журнал «Мир Паустовского». Музей-центр организует проведение выставочных проектов, среди которых крупные межрегиональные выставки.
29 ноября 2013 года состоялось открытие новой экспозиции «Дом Паустовского». На первом этаже старинного дома, памятника архитектуры XVIII века, создана уникальная образно-сюжетная экспозиция, оснащенная современным цифровым и интерактивным оборудованием. Залы музея трансформированы в уникальные экспозиционно-художественные модели. В определенной последовательности возникают пять философско-поэтических «Экосов», объединенных главным образом – образом Дороги.
«Город» - каменно-железный «экос», где зародилась наделенная поэтическим даром Душа писателя, стремящаяся вырваться из оков трагических и кровавых событий XX века в поисках истины и гармонии.
«Море» - любимая природная стихия писателя, ассоциирующаяся с первой романтической любовью и порождающая Творчество.
«Лес» - естественная среда, способствующая творчеству и постижению онтологически неразрывной связи Человека и Природы.
«Мир» - открытая среда, в которой происходит триумфальное шествие Мастера в пространстве русской и мировой культуры XX века.
«Дом» - идеальное пространство, в котором писатель обретает душевный покой и реализует извечное стремление к гармоничному бытию художника в Природе и Творчестве.
В новой экспозиции музея-центра впервые представлены личные вещи писателя, уникальные документы и фотографии из его семейного архива, долгое время считавшиеся утерянными, а также произведения всемирно известных художников из частных коллекций.
В музее реализуется культурно-образовательная программа «Путешествие в Мир Паустовского», включающая в себя экскурсии, лекции, интерактивные музейные занятия и театрализованные представления для всех категорий посетителей.

(Нет голосов)
Памятники
300-летие усадьбы Влахернское-Кузьминки

300-летие усадьбы Влахернское-Кузьминки

Кузьминская ул., д. 7, стр. 1

3.3
Памятники
Люди мира, на минуту встаньте

Люди мира, на минуту встаньте

пересечение Есенинского б-ра и ул. Юных Ленинцев (Аллея Славы)

(Нет голосов)
Памятники
Города-герои Советского Союза

Города-герои Советского Союза

пересечение Есенинского б-ра и ул. Юных Ленинцев (Аллея Славы)

(Нет голосов)
Памятники
Памятник пчеле, или Гимн труду

Памятник пчеле, или Гимн труду

ул. Кузьминская, 10 (лесничество)

Пчела Кузя на удачу.

3.16
Памятники
Воин-освободитель

Воин-освободитель

пересечение Есенинского б-ра и ул. Юных Ленинцев (Аллея Славы)

(Нет голосов)
Памятники
Труженикам тыла

Труженикам тыла

пересечение Есенинского б-ра и ул. Юных Ленинцев (Аллея Славы)

(Нет голосов)
Дома
Жилые корпуса Конного двора усадьбы Кузьминки

Жилые корпуса Конного двора усадьбы Кузьминки

Старые Кузьминки, д. 13, стр.1, 2

Жилые корпуса Конного двора вместе с Музыкальным павильоном образуют один из самых знаменитых усадебных видов России.

3.3
Памятники
Вечная память жертвам радиационных катастроф

Вечная память жертвам радиационных катастроф

пересечение Есенинского б-ра и ул. Юных Ленинцев (Аллея Славы)

(Нет голосов)