ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Старая усадьба Голицыных

3.4
Старинная усадьба на Волхонке, с XVIII века принадлежавшая князьям Голицыным – свидетель многих культурных и исторических событий Первопрестольной. Её ансамбль состоит из главного дома, дворового флигеля и въездных ворот. Дом, построенный на переломе от барокко к классицизму, был возведен по проекту русского архитектора, работавшего по большей части в Санкт-Петербурге, Саввы Чевакинского, а перестроен Матвеем Казаковым.
  • Старая усадьба Голицыных
+ -

Усадьба Голицыных

Старинная усадьба на Волхонке, с XVIII века принадлежавшая князьям Голицыным — свидетель многих культурных и исторических событий Первопрестольной. Её ансамбль состоит из главного дома, дворового флигеля и въездных ворот. Дом, построенный на переломе от барокко к классицизму, был возведен по проекту русского архитектора, работавшего по большей части в Санкт-Петербурге, Саввы Чевакинского, автора военно-морского собора в Санкт-Петербурге. Впоследствии здание неоднократно перестраивалось. Внушительные ворота, увенчанные княжеским гербом Голицыных — единственное, что дошло до наших дней в своём первоначальном виде.

Купил владение М. М. Голицын (младший), президент Адмиралтейств-коллегии. (Этим, вероятно, и обусловлена связь между заказчиком усадьбы и Саввой Чевачинским, активно сотрудничавшим с Адмиралтейским ведомством.) Ко времени покупки участка на нем стоял большой сенной шалаш, построенный на месте каменных палат, показанных еще на так называемом «Петровом чертеже» конца XVI века. Шалаш этот снесли, а при строительстве дома Голицына, возможно, была использована часть стен древних палат. В нетронутом виде до наших дней дошли ворота. Два их пилона, соединенные плавной аркой, обработаны рустованными лопатками и завершены многоступенчатым аттиком, где помещался каменный герб князей Голицыных. С двух сторон к ним примыкают каменные калитки с таким же, как у ворот, ступенчатым завершением. Ворота, как и фасад главного дома, обращены в переулок.

Усадьба была обращена в переулок, куда и сейчас выходят массивные ворота. План усадьбы был характерен для первой половины XVIII века: в глубине ее находился дом, отделенный от красной линии парадным двором — курдонером с цветником в середине, по обеим сторонам дома стояли флигеля. Вся усадьба окружалась забором. Сначала забор был глухим, каменным, только в конце XIX века его оставшуюся часть заменили кованой решеткой между рустованными столбами. Первый этаж правого флигеля сохранил на торцевом фасаде, выходящем в переулок, декоративную барочную обработку в виде филенок, в которые и помещены окна. Фасад же, обращенный к главному дому, в 70-х годах XVIII века полностью переделан М. Ф. Казаковым. От левого флигеля осталась лишь небольшая двухэтажная часть, и то сильно перестроенная во второй половине XIX века. 


Главный же дом в середине XVIII столетия представлял собой двухэтажный массивный объем с ризалитами, равно-денными как с главного, так и с дворового фасада, по-видимому, с одинаково декорированными сложной формы наличниками окон и, возможно, филенками. Но в таком виде дом прожил недолго — примерно лет 13.После смерти владельца усадьба перешла к его сыну, тоже Михаилу Голицыну. С этим владельцам связано пребывание в доме императрицы Екатерины II 
Заключив Кючук-Кайнарджийский мир с Турцией, Екатерина II собиралась на торжественные празднества в Москву. Помня о бытовых неудобствах Кремля и у не желая останавливаться в нем, 6 августа 1774 года она обратилась в письме к М. М. Голицыну с вопросом: «…нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома… или же… не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное (строение)». Естественно, М. М. Голицын предложил свой дом. Тогда же под руководством Матвея Казакова был сделан проект Пречистенского дворца, в который вошел дом Голицына, дом Долгорукова (№ 16) и обширная деревянная часть на месте нынешней автозаправки. Входящие в состав дворца дома были соединены переходами, а позади главного дома появился деревянный корпус с тронным и бальным залами, гостиная и церковь. Екатерина II пробыла в усадьбе почти год.

Что касается дома 14, то Казаков сохранил весь объем дома Голицына, расширив только в сторону Волхонки левый дворовый ризалит, и устроил в верхних этажах обоих ризалитов антресоли (окна их видны и сейчас). Представитель эпохи классицизма, М. Ф. Казаков наделил фасад дома его непременными чертами: в центре был выделен шестипилястровый портик торжественного коринфского ордера, завершенный плоским гладким фронтоном. В средней части портика ритм пилястр прерван: три высоких окна с полуциркульной аркой над средним окном второго, парадного, этажа и нарядные филенки над окнами первого этажа объединил широкий балкон. Его изящные парапеты с вписанными в круги цветками и сейчас украшают главный, восточный фасад дома. Более скромный балкон симметрично расположен на дворовом, западном фасаде. Таким образом была достигнута особая выразительность в архитектуре особняка. А оставшиеся от барочной постройки ризалиты оживляли объем дома, создавали богатую игру света и тени на фасаде.

В 1812 году усадьба стала свидетелем войны с Наполеоном. Тогда здесь разместился штаб наполеоновского генерала Армана Луи де Коленкура, который до начала войны служил послом Франции в России. Он был лично знаком с Голицыным, а во время пожара именно благодаря его усилиям и усилиям слуг Голицына, оставшихся в доме, усадьбу и соседние здания удалось спасти от огня.

Стены дома повидали многих именитых людей. На роскошных балах, устраиваемых в усадьбе Голицыных, в своё время не раз появлялся и А. С. Пушкин. Поначалу он даже собирался обвенчаться с Натальей Гончаровой в домовой церкви князя Голицына, однако в итоге обряд венчания был устроен в приходской церкви невесты у Никитских ворот.

В конце XIX века левый флигель был переоборудован под меблированные комнаты и сдавался квартирантам, получив название «Княжий двор». Здесь жили А. Н. Островский, яркие представители ведущих социально-философских движений того времени — западничества и славянофильства — Б. Н. Чичерин и. С. Аксаков, подолгу останавливались в «Княжьем дворе» также В. И. Суриков, А. Н. Скрябин и. Е. Репин, а в 20-х годах XX века в одной из квартир поселился Б. Л. Пастернак.

Голицыны из поколения в поколение собирали западную живопись, и часть знаменитого когда-то музея Голицынской больницы вошла в домашнее собрание князя Сергей Михайловича, которое затем пополнилось его племянником, дипломатом Михаилом Александровичем. Тогда в пяти парадных залах дома разместился бесплатный музей, где выставлялись редчайшие картины и книги. Однако вскоре новым владельцем дворца стал Сергей Михайлович (второй), который продал всю художественную часть коллекции петербургскому Эрмитажу.

Перейдя в ведение ГМИИ им. Пушкина в коне XX века, здание было реконструировано, сегодня здесь располагается выставочный корпус Галереи искусств стран Европы и Азии XIX — XX веков.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Дома
Дом Жолтовского на Моховой

Дом Жолтовского на Моховой

Моховая ул., д. 13, стр. 1

Жилой дом на Моховой  улице построен в 1934 году знаменитым архитектором И.В.Жолтовским.

3.3
Памятники
Памятник Патриарху Гермогену

Памятник Патриарху Гермогену

Александровский сад

Памятник Патриарху Гермогену открыли в Александровском саду 25 мая 2013 года

3.3
Дома
Особняк К.А. Гутхейля

Особняк К.А. Гутхейля

Пречистенский переулок, д. 8, стр. 1 и 2

Этот дом строился не для конкретного владельца, а как архитектурный объект

3.59
Памятники
Памятник Лермонтову М.Ю.

Памятник Лермонтову М.Ю.

Новый Арбат ул., вл. 8-10

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841) — великий русский поэт и прозаик, талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей XIX-XX вв.

(Нет голосов)
Дома
Водовзводная башня

Водовзводная башня

Кремлевская стена

Башня была особо важной в системе кремлевской обороны, так как защищала брод и устье реки Неглинной. 

3.56
Музеи
Галерея АЗ

Галерея АЗ

История выставочного зала «Галерея А3» начинается в 1986 году, во времена позднего СССР и ранней «перестройки». Тогда одним из знаков наступающих перемен стало решение организовать в каждом районе Москвы свое выставочное пространство; так, в Киевском районе был создан «Выставочный зал «Арбат». Эти районные площадки стали практически первым официальным местом, где могли происходить художественные события совершенно нового уровня свободы.

Кроме выставочной деятельности, в стенах галереи проходят поэтические чтения, музыкальные и перформативные мероприятия. Здесь звучали голоса известных российских поэтов: Андрея Вознесенского, Елены Кацюба, Игоря Холина, Виктора Бирюкова (в сопровождении саксофона Сергея Летова), Константина Кедрова, Алины Витухновской, Игоря Жукова, Вадима Месяца и других. Со своим творчеством зрителей знакомили известные мультипликаторы, режиссёры, композиторы, художники, дизайнеры. Галерея организует видеопоказы – знакомит зрителей с современными художниками, использующих в своём творчестве новые технологии. Начиная с 2005 года, в Галерее А3 проводятся ежегодные «Сессии московских художников» (куратор А. Волков). Сессии московских художников сопровождаются выпуском каталогов.

Роль галереи в том, чтобы помочь молодым заявить о себе, а состоявшимся показать свои новые опыты; сохранить память о незаслуженно забытых именах. Это задача сохранения культуры, не предполагающая, более того, невозможная в плане немедленного извлечения материальной прибыли.

Галерея А3 развивается, реагируя на изменения в отечественном и мировом художественном процессе, остаётся верной важным принципам искусства – гуманизм, просвещение, преемственность поколений.

В 2018 году галерея вошла в состав Объединения «Выставочные залы Москвы».

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом, 1901 г.

Доходный дом, 1901 г.

Староконюшенный пер., 33

Доходный дом в Староконюшенном пер., 33, был построен в 1901 году по проекту архитектора Евгения Ивановича Опуховского.
После революции здесь в квартире № 11 поселились молодые советские писатели и поэты, члены образованного в 1920 году литературного объединения «Кузница» - А.С. Новиков-Прибой, Ф.В. Гладков, А.С. Неверов, Н.Н. Ляшко и другие будущие классики советской литературы.
В послевоенные времена дом был отдан под квартиры для высших офицеров ВМФ. Здесь до сих пор располагаются жилые квартиры.

3.62
Дома
Комендантская башня

Комендантская башня

Кремлевская стена

Называлась прежде Колымажной по располагавшемуся вблизи нее Колымажному двору в Кремле.

(Нет голосов)
Музеи
Дом-музей М.Ю. Лермонтова

Дом-музей М.Ю. Лермонтова

Лермонтовская коллекция собиралась с первых дней создания ГМИРЛИ имени В. И. Даля (Государственного литературного музея) в 1934 году, а 19 февраля 1981 года на Малой Молчановке открылся отдел «Дом-музей М. Ю. Лермонтова». Пожалуй, самым ценным экспонатом лермонтовской коллекции можно назвать сам особняк – деревянное одноэтажное здание с мезонином в стиле ампир. К 200-летию М. Ю. Лермонтова здание было восстановлено согласно изначальным планам, проведены реставрационные работы. В 2014 году обновленный музей открылся для посетителей.

Бабушка поэта Е. А. Арсеньева арендовала этот дом для любимого внука летом 1829 года, и Михаил Лермонтов прожил здесь до лета 1832. Музейная экспозиция посвящена годам учебы поэта в Университетском Благородном пансионе и Московском императорском университете и рассказывает о первых поэтических опытах и победах. Здесь представлены портреты матери, бабушки и самого поэта в раннем детстве. Книги с автографами Михаила Юрьевича Лермонтова. Особый интерес представляют работы Лермонтова-художника: многочисленные рисунки, акварельный портрет отца, картины маслом с видами Кавказа и автопортрет поэта.

В музее проходят временные выставки, научные конференции, концерты классической музыки, интерактивные занятия для школьников, лекции и экскурсии для посетителей всех возрастов.



https://www.facebook.com/literaturemuseum

https://vk.com/goslitmuz

https://twitter.com/goslitmuz

https://www.instagram.com/literarymuseum/

https://www.youtube.com/channel/UCXHtjdH9V03e2Z5H9IFxVUg

(Нет голосов)
Дома
Дом Мастера

Дом Мастера

Мансуровский пер., д. 9

«…Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате.
– Ах, это был золотой век, – блестя глазами, шептал рассказчик, – совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней  раковина с водой, – почему-то особенно горделиво подчеркнул он, – маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен»
«Мастер и Маргарита». М.А. Булгаков

3.77
Дома
Палаты, XVII в. Первая половина XVIII в. (?)

Палаты, XVII в. Первая половина XVIII в. (?)

1-й Голутвинский пер., д. 4

Палаты в Голутвинском переулке – памятник,  изучение истории которого может уточнить историю малоизвестного района Москвы - Голутвинской слободы в западной части Замоскворечья между руслом р. Москвы и трассой Большой Якиманки – начала дороги на Калугу.

(Нет голосов)
Дома
Потешный дворец

Потешный дворец

Москва, Кремль, ул. Дворцовая

Постройка Потешного дворца стала следующим, после Теремного, этапом развития каменного жилья, получившего вскоре широкое распространение в Москве.

3.2