ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Усадьба, 1-я пол. XIX в

(Нет голосов)
Этот дом музейно стоит посреди большой территории и невольно притягивает взоры своей камерной гармоничностью.
+ -

Малая Якиманка появилась в Москве по аналогии с соседней улицей – Большой Якиманкой, названной, в свою очередь, по церкви Иоакима и Анны (в простонародье Якима и Анны), упоминаемой еще в конце XV в. В отличие от Большой Якиманки, наименование Малой не менялось со времени его возникновения в XVIII в. Местность эта мало застраивалась и здесь располагались различные ремесленные слободы. Преобладала в основном деревянная застройка. В Москве, в начале XVIII в., каменное строительство было запрещено указом Петра I, так как в это время отстраивалась «северная столица» – Санкт-Петербург. А вот после кончины Петра I к середине XVIII в. каменное строительство в первопрестольной стало развиваться, строились палаты и усадебные дома. Среди селившихся здесь сословий были и купцы.

Так, на Малой Якиманке были построены белокаменные палаты, на участке, принадлежавшем купеческой жене Татьяне Евдокимовой. В конце XIX в. палаты перешли к Ивану Васильевичу Четверикову, торговцу сукном. Он стал отстраивать новый дом, расширил первый этаж и надстроил второй. А палаты  были включены в постройку и остались в подвале. В середине XIX в. на доме появился мезонин. После смерти  старшего Четверикова в 1863 г. его наследники перестроили дом еще раз.

Прилегающие территории  постепенно стали застраиваться другими усадьбами и в результате здесь, между улицами Малая Якиманка и Большая Полянка, сформировался купеческий квартал. Рядом расположилась усадьба И.Ф. Якобсона. По соседству обосновалась Иверская община сестер милосердия, был возведен храм, построена больница и аптека.

В конце XIX в. владельцем усадьбы стал купец Николай Осипович Сушкин. Затем, после революции 1917 г., дом был превращен в большую коммунальную квартиру. Причем потомки Сушкина оставались жить в доме до середины 1940-х гг. Рядом, по соседству в 1934 г. открылась специализированная детская травматологическая клиника № 20 имени К.А. Тимирязева. После расселения в доме Четвериковых побывало множество контор, а с 1983 г. дом стоял практически пустой.

В 1987 г. бывший особняк полностью обследовали, и был подготовлен проект его реставрации. Но до дела не дошло. Дом долгое время пустовал и ветшал.

В 2003 г. была задумана реставрация существующих зданий и строительство нового хирургического корпуса для НИИ детской неотложной хирургии и травматологии на базе 20-й больницы, главным врачом которого стал доктор Леонид Рошаль. Для территории Рошалевского центра была задействована и усадьба И.Ф. Якобсона и территория бывшей Иверской общины. Располагая такой большой территорией институту здание бывшего усадебного дома было не нужно, а нужен был гараж и стоянка для машин скорой помощи.

Однако эту проблему удалось решить без сноса здания. Дом был прекрасно отреставрирован. Сегодня при нем постоянно стоят «Неотложки».

Сейчас это прекрасный исторический и архитектурный памятник, полюбоваться которым можно сквозь вновь возведенную прозрачную ограду. Фасады декорированы в стиле неоклассицизм. Центральная часть второго этажа украшена пилястрами  композитного ордера. Первый этаж, включая углы, оформлен неглубоким рустованным камнем. Мезонин раскрепован ребристыми лопатками. Этажи по фасаду отделяет профилированный карниз. Дом выкрашен в нежно бирюзовый цвет с белыми деталями декора. Он музейно стоит посреди большой территории и невольно притягивает взоры своей камерной гармоничностью.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Центр искусств. Москва

Центр искусств. Москва

Центр искусств. Москва – это новая выставочная и интерактивно-образовательная площадка Москвы, где можно по-настоящему прочувствовать подлинное искусство. Центр искусств сотрудничает с ведущими галереями и частными коллекционерами России и Европы. В стенах Центра находятся шедевры, до сегодняшнего дня неизвестные широкому зрителю. Здесь предлагается широкий спектр художественной деятельности: тематические выставки живописи, арт-акции, лекции и мастер-классы, способные стать заметным событием не только выставочной практики, но и культурной жизни столицы.

(Нет голосов)
Дома
Лепешкинское училище

Лепешкинское училище

Пятницкая ул., 50

Усадьба на углу Большого Ордынского переулка, (дом № 50), в начале XIX века принадлежала жене статского советника Варваре Васильевне Курбатовой. На Пятницкую улицу выходил главный дом, а за ним, в глубине участка располагались флигели и служебный корпус.

3.35
Дома
Карташово подворье

Карташово подворье

Пятницкая ул., 5 строение 1

Длинный трехэтажный дом по нечётной стороне Пятницкой улицы за номером 5 был известен в 1835-1855 годах как «Карташово подворье» по фамилии владельца – почётного гражданина, купца второй гильдии Ф.А. Карташова. В XIX веке в Москве было множество различных подворий, принадлежавших монастырям или же частным лицам. Подворья в широком понимании - постоялые дворы, с местом для лошадей и возов для временного пребывания гостей.

3.3
Маршруты
Прогулка по Климентовскому переулку

Прогулка по Климентовскому переулку

Экскурсия по Климентовскому переулку с директором Государственной публичной исторической библиотеки Михаилом Афанасьевым. Предоставлена журналом "Московское наследие" и проектом "Выход в город".

3.31
Дома
Усадьба на Волхонке XVIII – XIX вв.

Усадьба на Волхонке XVIII – XIX вв.

Ул. Волхонка, д. 8

Эта усадьба дала имя всей улице Волхонка.

3.25
Музеи
Парк искусств МУЗЕОН

Парк искусств МУЗЕОН

Парк искусств МУЗЕОН - это cамый крупный музей скульптуры под открытым небом в России.

В коллекции находятся уникальные памятники советской эпохи, попавшие сюда в процессе основания музея с 1992 года – это монументальная скульптура 1930-х - 1950-х годов, служившая не только идеям пропаганды, но и градообразующему замыслу - так, памятник Дзержинскому работы Евгения Вучетича и памятник Горькому авторства Ильи Шадра в исполнении артели Веры Мухиной долгие годы были скульптурными доминантами двух центральных Московских площадей. Так же в коллекции МУЗЕОНА есть и интересные памятники эпохи соцреализма, многочисленные бюсты героев социалистического труда, традиционные портреты советских вождей, обязательные для установки в каждом советском учреждении.

Одной из задач музея всегда было сохранение этих уникальных памятников, отношение к которым менялось по ходу изменения политического курса страны. Все находящиеся в коллекции скульптуры и знаковые сооружения советского периода обладают не только художественной ценностью, которая может быть спорна, но ценностью исторической, они являются артефактами своей эпохи, необходимыми для ее изучения. В связи с этим одной из целей музея является их сохранение и научное описание.

Помимо «программных» монументов советского периода, МУЗЕОН экспонирует так же и те работы отечественных скульпторов-авангардистов, которые по идеологическим соображениям не могли выставляться при советской власти, долгое время хранились в мастерских и не были представлены широкой публике. Среди них редкие произведения Евгения Чубарова, Алексея Григорьева и Леонида Рабинса.

Сегодня МУЗЕОН активно экспонирует современных скульпторов, расширяя границы своей коллекции и пополняя ее пленэрной живописью и материалами тематических фотовыставок , современными арт-объектами и материалами видеоарта.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник Петру Первому

Памятник Петру Первому

Крымская набережная, 10

Бронзовый памятник великого русского царя, отлитый из нержавеющей стали и достигающий 98 метров в высоту. Это самый высокий памятник в России и один из самых высоких в мире.

3.54
Дома
Храм Св.Климента

Храм Св.Климента

Пятницкая улица, дом 26, строение 1

Этот храм словно явился из Петербурга.

3.49
Дома
Жилой дом (деревянный), первая половина XIX в.

Жилой дом (деревянный), первая половина XIX в.

Голиковский пер., д. 9

Деревянный дом был возведен по композиционному принципу, характерному для небольших усадеб послепожарной Москвы, – вдоль красной линии переулка с небольшим отступом от нее. Такие деревянные дома с мезонином на каменном подвале назвались «бовешками» – по фамилии архитектора Осипа Ивановича Бове.

3.44
Дома
Дом художников на Волхонке

Дом художников на Волхонке

Волхонка ул., дом 9, строение 2

На протяжении многих лет в этом доме жили и работали Василий Тропинин, Михаил Нестеров, Марк Юхневич и Валентин Серов.

(Нет голосов)
Дома
Дом конца XVIII века

Дом конца XVIII века

Ул. Пятницкая, д. 67

Полукруглый фасад дома прекрасно виден в перспективе Пятницкой улицы, если двигаться по ней из центра к Садовому кольцу. Именно местоположение дома и обусловило его архитектурное решение.

(Нет голосов)