ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Усадьба, 1-я пол. XIX в

(Нет голосов)
Этот дом музейно стоит посреди большой территории и невольно притягивает взоры своей камерной гармоничностью.
+ -

Малая Якиманка появилась в Москве по аналогии с соседней улицей – Большой Якиманкой, названной, в свою очередь, по церкви Иоакима и Анны (в простонародье Якима и Анны), упоминаемой еще в конце XV в. В отличие от Большой Якиманки, наименование Малой не менялось со времени его возникновения в XVIII в. Местность эта мало застраивалась и здесь располагались различные ремесленные слободы. Преобладала в основном деревянная застройка. В Москве, в начале XVIII в., каменное строительство было запрещено указом Петра I, так как в это время отстраивалась «северная столица» – Санкт-Петербург. А вот после кончины Петра I к середине XVIII в. каменное строительство в первопрестольной стало развиваться, строились палаты и усадебные дома. Среди селившихся здесь сословий были и купцы.

Так, на Малой Якиманке были построены белокаменные палаты, на участке, принадлежавшем купеческой жене Татьяне Евдокимовой. В конце XIX в. палаты перешли к Ивану Васильевичу Четверикову, торговцу сукном. Он стал отстраивать новый дом, расширил первый этаж и надстроил второй. А палаты  были включены в постройку и остались в подвале. В середине XIX в. на доме появился мезонин. После смерти  старшего Четверикова в 1863 г. его наследники перестроили дом еще раз.

Прилегающие территории  постепенно стали застраиваться другими усадьбами и в результате здесь, между улицами Малая Якиманка и Большая Полянка, сформировался купеческий квартал. Рядом расположилась усадьба И.Ф. Якобсона. По соседству обосновалась Иверская община сестер милосердия, был возведен храм, построена больница и аптека.

В конце XIX в. владельцем усадьбы стал купец Николай Осипович Сушкин. Затем, после революции 1917 г., дом был превращен в большую коммунальную квартиру. Причем потомки Сушкина оставались жить в доме до середины 1940-х гг. Рядом, по соседству в 1934 г. открылась специализированная детская травматологическая клиника № 20 имени К.А. Тимирязева. После расселения в доме Четвериковых побывало множество контор, а с 1983 г. дом стоял практически пустой.

В 1987 г. бывший особняк полностью обследовали, и был подготовлен проект его реставрации. Но до дела не дошло. Дом долгое время пустовал и ветшал.

В 2003 г. была задумана реставрация существующих зданий и строительство нового хирургического корпуса для НИИ детской неотложной хирургии и травматологии на базе 20-й больницы, главным врачом которого стал доктор Леонид Рошаль. Для территории Рошалевского центра была задействована и усадьба И.Ф. Якобсона и территория бывшей Иверской общины. Располагая такой большой территорией институту здание бывшего усадебного дома было не нужно, а нужен был гараж и стоянка для машин скорой помощи.

Однако эту проблему удалось решить без сноса здания. Дом был прекрасно отреставрирован. Сегодня при нем постоянно стоят «Неотложки».

Сейчас это прекрасный исторический и архитектурный памятник, полюбоваться которым можно сквозь вновь возведенную прозрачную ограду. Фасады декорированы в стиле неоклассицизм. Центральная часть второго этажа украшена пилястрами  композитного ордера. Первый этаж, включая углы, оформлен неглубоким рустованным камнем. Мезонин раскрепован ребристыми лопатками. Этажи по фасаду отделяет профилированный карниз. Дом выкрашен в нежно бирюзовый цвет с белыми деталями декора. Он музейно стоит посреди большой территории и невольно притягивает взоры своей камерной гармоничностью.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Дом конца XVIII века

Дом конца XVIII века

Ул. Пятницкая, д. 67

Полукруглый фасад дома прекрасно виден в перспективе Пятницкой улицы, если двигаться по ней из центра к Садовому кольцу. Именно местоположение дома и обусловило его архитектурное решение.

(Нет голосов)
Музеи
Музей сословий России

Музей сословий России

Музей сословий России – новая экспозиция Картинной галереи Ильи Глазунова – был открыт 12 июня 2017 года. Также как и свои произведения живописи и графики И.С. Глазунов передал в дар городу Москве свою личную коллекцию произведений искусства (более 5000 предметов!), которое собиралось в течение всей жизни художника. Сергеевич Глазунов − автор идеи, архитектурного проекта, интерьеров и экспозиции музея, по замыслу создателя отразившего красоту быта и культуры сословной России. Первый этаж музея посвящен культуре дворянской России XVIII - начала XX веков. Он воссоздает уклад жизни дворянства в классических интерьерах усадебных анфилад, обставленных старинной мебелью, произведениями живописи и художественной бронзы, гравюрами, образцами общеевропейской моды того времени. Второй этаж, интерьеры которого вдохновлены убранством палат царя Алексея Михайловича, дает характеристику искусства Руси православной. Здесь перед зрителем предстанут произведения иконописи и деревянной храмовой скульптуры, меднолитые кресты, складни. Промыслы, обычаи и повседневность крестьянской России отражены на третьем этаже музея в убранстве избы, расписных санях и дугах, сундуках и ларцах, самоварах, прялках и народных костюмах более 20 губерний России. 9 июля 2019 года, в День памяти великого русского художника в экспозиции Музея сословий России состоялось торжественное открытие мраморной памятной доски с рельефным портретом Ильи Сергеевича Глазунова и мемориального кабинета. Его интерьер создан под руководством директора галереи – вдовы художника – Инессы Дмитриевны Орловой-Глазуновой. В мемориальном кабинете представлены семейные фотографии, книги, альбомы с авторскими эскизами и записями из личного архива, предметы мебели и произведения русских и европейских художников из мастерской Ильи Сергеевича.

(Нет голосов)
Дома
Карташово подворье

Карташово подворье

Пятницкая ул., 5 строение 1

Длинный трехэтажный дом по нечётной стороне Пятницкой улицы за номером 5 был известен в 1835-1855 годах как «Карташово подворье» по фамилии владельца – почётного гражданина, купца второй гильдии Ф.А. Карташова. В XIX веке в Москве было множество различных подворий, принадлежавших монастырям или же частным лицам. Подворья в широком понимании - постоялые дворы, с местом для лошадей и возов для временного пребывания гостей.

3.3
Дома
Усадьба на Волхонке XVIII – XIX вв.

Усадьба на Волхонке XVIII – XIX вв.

Ул. Волхонка, д. 8

Эта усадьба дала имя всей улице Волхонка.

3.25
Дома
Жилой дом (деревянный), первая половина XIX в.

Жилой дом (деревянный), первая половина XIX в.

Голиковский пер., д. 9

Деревянный дом был возведен по композиционному принципу, характерному для небольших усадеб послепожарной Москвы, – вдоль красной линии переулка с небольшим отступом от нее. Такие деревянные дома с мезонином на каменном подвале назвались «бовешками» – по фамилии архитектора Осипа Ивановича Бове.

3.44
Маршруты
Прогулка по Климентовскому переулку

Прогулка по Климентовскому переулку

Экскурсия по Климентовскому переулку с директором Государственной публичной исторической библиотеки Михаилом Афанасьевым. Предоставлена журналом "Московское наследие" и проектом "Выход в город".

3.31
Музеи
Парк искусств МУЗЕОН

Парк искусств МУЗЕОН

Парк искусств МУЗЕОН - это cамый крупный музей скульптуры под открытым небом в России. В коллекции находятся уникальные памятники советской эпохи, попавшие сюда в процессе основания музея с 1992 года – это монументальная скульптура 1930-х - 1950-х годов, служившая не только идеям пропаганды, но и градообразующему замыслу - так, памятник Дзержинскому работы Евгения Вучетича и памятник Горькому авторства Ильи Шадра в исполнении артели Веры Мухиной долгие годы были скульптурными доминантами двух центральных Московских площадей. Так же в коллекции МУЗЕОНА есть и интересные памятники эпохи соцреализма, многочисленные бюсты героев социалистического труда, традиционные портреты советских вождей, обязательные для установки в каждом советском учреждении. Одной из задач музея всегда было сохранение этих уникальных памятников, отношение к которым менялось по ходу изменения политического курса страны. Все находящиеся в коллекции скульптуры и знаковые сооружения советского периода обладают не только художественной ценностью, которая может быть спорна, но ценностью исторической, они являются артефактами своей эпохи, необходимыми для ее изучения. В связи с этим одной из целей музея является их сохранение и научное описание. Помимо «программных» монументов советского периода, МУЗЕОН экспонирует так же и те работы отечественных скульпторов-авангардистов, которые по идеологическим соображениям не могли выставляться при советской власти, долгое время хранились в мастерских и не были представлены широкой публике. Среди них редкие произведения Евгения Чубарова, Алексея Григорьева и Леонида Рабинса. Сегодня МУЗЕОН активно экспонирует современных скульпторов, расширяя границы своей коллекции и пополняя ее пленэрной живописью и материалами тематических фотовыставок , современными арт-объектами и материалами видеоарта.

(Нет голосов)
Музеи
Центр искусств. Москва

Центр искусств. Москва

Центр искусств. Москва – это новая выставочная и интерактивно-образовательная площадка Москвы, где можно по-настоящему прочувствовать подлинное искусство. Центр искусств сотрудничает с ведущими галереями и частными коллекционерами России и Европы. В стенах Центра находятся шедевры, до сегодняшнего дня неизвестные широкому зрителю. Здесь предлагается широкий спектр художественной деятельности: тематические выставки живописи, арт-акции, лекции и мастер-классы, способные стать заметным событием не только выставочной практики, но и культурной жизни столицы.

(Нет голосов)
Дома
Лепешкинское училище

Лепешкинское училище

Пятницкая ул., 50

Усадьба на углу Большого Ордынского переулка, (дом № 50), в начале XIX века принадлежала жене статского советника Варваре Васильевне Курбатовой. На Пятницкую улицу выходил главный дом, а за ним, в глубине участка располагались флигели и служебный корпус.

3.4
Дома
Храм Св. Климента

Храм Св. Климента

ул. Пятницкая, д. 26, стр. 1

Этот храм словно явился из Петербурга.

3.56
Дома
Дом художников на Волхонке

Дом художников на Волхонке

Волхонка ул., дом 9, строение 2

На протяжении многих лет в этом доме жили и работали Василий Тропинин, Михаил Нестеров, Марк Юхневич и Валентин Серов.

(Нет голосов)