ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Усадьба XVIII-XIX вв.

3.96
Городская усадьба XVIII-XIX вв., Балчуг ул., д.5,  сохранилась в сильно перестроенном виде, представляет из себя трехэтажный дом с фасадом, характерном для эпохи эклектики второй половины XIX века.
+ -

Есть в Замоскворечье одна из самых коротких улиц в Москве. Протяженность ее составляет всего 250 метров. Начинается она от Чугунного моста через водоотводный канал после Пятницкой улицы, а заканчивается у реки Москвы. Это улица Балчуг.
     Место это историческое и ведет историю еще с XIV века, со времен Дмитрия Донского. А по поводу происхождения названия у историков-москвоведов сложилось несколько мнений. Посмотрим, что пишут они по этому поводу.
     У Петра Сытина мы находим: «Бал-чех» означает по-татарски грязь, болото, которое здесь действительно существовало.
     Историк Сергей Романюк считает, что «балчуг» происходит от слова «балчук», которое означало «рыбный торг», привоз, базар. И исторически базар в этом месте существовал.
     Еще один историк, Иван Кондратьев, писал, что «Балчуг», по мнению некоторых, есть то же, что балка, происшедшее от турецкого «валка» - овраг, буерак.
     Так вот в такой местности Иван Грозный по преданию в 1552 г. открыл здесь первый в истории России кабак. Здесь же в XVI веке были выстроены две общественные бани. Сюда же выходили ворота Государева Сада, и начиналась улица Садовническая.
     Место это было неблагополучное, так как часто случались наводнения и пожары. Ситуация с затоплением улучшилась после строительства в эпоху Екатерины II водоотводного канала. Здесь стали возводиться каменные лавки торговцев, бакалейщиков, скобяников. Однако наводнение 1908 года, когда уровень воды поднялся на девять метров, почти затопило остров.
     Сегодня, когда мы прогуливаемся по улице, нам ничто не напоминает об этих неблагополучиях. Да и новая архитектура 90-х годов не настраивает на исторический лад. И все же, немного пройдя, мы видим небольшой трехэтажный дом явно исторической архитектуры. Небольшой фасад высотой в три этажа  «зажат» между большим домом и прилегающими строениями XIX века, напоминающими каменные лавки в стиле ампир. Архитектура самого здания эклектична, что характерно для второй половины XIX века. В это время многие усадьбы эпохи классицизма перестраивались в соответствии с духом времени, в котором определяющей была эклектика.
      Но если присмотреться, можно в симметричном двухэтажном фасаде (третий этаж был скорое всего надстроен) увидеть городскую усадьбу камерного типа. Обойдя дом сзади, можно увидеть, что он почти прилегает к территории Московского подворья Соловецкого монастыря с храмом XVII в. Стало быть, при доме не должно было быть прилегающего сада.
     После реставрации, проведенной несколько лет назад, в здании на первом этаже располагается флористический салон, над которым находятся ресторан и бар. В результате реставрации были восстановлены обелиски в нишах второго этажа. Зданию придан выразительный контраст, состоящий из белого и краснокирпичного цветов, что выгодно выделило характерные элементы внешнего фасада. Так как здание «зажато» другими постройками, архитекторы-реставраторы использовали разный цвет фасадов, чтобы они зрительно легко отличались.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Памятники
Птица счастья

Птица счастья

Москва, Большой Спасоглинищевский переулок, напротив дома 10

Свой кусочек Стены Плача есть и в Москве.

3.1
Дома
Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Соборная площадь

Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой.

3.3
Музеи
Патриарший дворец

Патриарший дворец

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.

Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.

В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем – личные покои патриарха.

Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.

В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.

В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.

В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.

В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

(Нет голосов)
Дома
Здание гостиного двора, XVIII - 1-я пол. XIX вв.   Конец  XVII в. (?) – конец 1770-х гг. (?) – 1810-е гг.

Здание гостиного двора, XVIII - 1-я пол. XIX вв. Конец XVII в. (?) – конец 1770-х гг. (?) – 1810-е гг.

Якиманка Малая ул., д. 24

Комплекс Гостиного двора, представляющий собой правильное каре (постановка замкнутой системы корпусов вокруг прямоугольного двора) между Малой Полянкой и Полянским и Бородниковым переулками, является интересным памятником истории градостроительного развития Москвы.

(Нет голосов)
Дома
Угловая Арсенальная башня

Угловая Арсенальная башня

Кремлевская стена

Самая мощная угловая башня Кремля, завершившая линию его обороны со стороны Красной площади. Охраняла переправу через реку Неглинную к Торгу.

3.3
Территории
Улица Солянка

Улица Солянка

Солянка – часть древнего тракта на Коломну и Рязань.

(Нет голосов)
Дома
Грановитая палата

Грановитая палата

Соборная площадь

Название палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани.

3.3
Дома
Церковь святого Николая в Заяицком

Церковь святого Николая в Заяицком

Раушский 2-й пер., дом 1, стр. 8

Облик Раушской набережной без Никольской церкви в наши дни невозможно представить: её высокая колокольня и широкий купол контрастируют с соседними многоэтажными зданиями и комплексом электростанции. Сейчас трудно поверить, что в ХХ веке этот храм едва не был стёрт с лица Москвы.

3.3
Дома
Доходный дом Колчиной

Доходный дом Колчиной

Славянская пл., д. 4, стр. 2

Дом строил невероятно востребованный в начале ХХ века архитектор Н.И. Жерихов.

3.25
Дома
Воспитательный дом

Воспитательный дом

Китайгородский пр., дом 9, стр. 1

Массивное классицистическое здание, замыкающее Москворецкую набережную - Воспитательный дом. Его парадный фасад увенчан бельведером со шпилем, живописно рисующимся как с Москворецкого, так и с Яузского моста. В сентябре 1812 года оставшийся в Москве для сбережения здания И. А. Тутолмин добился у Наполеона караула из 12 солдат с офицером. В здании были размещены раненые. Во внутреннем дворе было погребено около 2500 умерших здесь французов.

3.68
Дома
Хоральная синагога

Хоральная синагога

Большой Спасоглинищевский пер., д. 10, стр. 1

Купольная базилика в стиле классицизированной эклектики — центр духовной жизни российских евреев

3.75
Музеи
Церковь Ризположения

Церковь Ризположения

Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой. Основанный в XV столетии храм был назван в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. В течение несколько веков он входил в комплекс митрополичьего двора и служил домовым храмом митрополитов и патриархов русских.

Иконостас и настенная живопись небольшого уютного храма составляют единый художественный ансамбль. На галерее храма размещена постоянная выставка русской деревянной скульптуры. Памятников этого вида искусства сохранилось немного, и каждый из них представляет большой интерес и ценность.

(Нет голосов)