Открыть в приложении
Скачать
close

Истории знаменитых и примечательных московских домов, рассказанные краеведами и простыми горожанами. Для поиска интересных мест Москвы используйте фильтры, сортировку и карту.

Усадебный комплекс Щукина П.И., кон. XIX - нач. ХХ вв.

Усадебный комплекс Щукина П.И., кон. XIX - нач. ХХ вв.

ЦАО, Грузинская М. ул., дом 15, строение 1, ЦАО, Грузинская М. ул., дом 15, строение 2, ЦАО, Грузинская М. ул., дом 15, строение 3, ЦАО, Столярный пер., дом 3, корпус 20
БаррикаднаяКраснопресненскаяУлица 1905 года
Некогда существовавший здесь Музей российских древностей П.И. Щукина получил продолжение в двух музеях: коллекция пополнила ГИМ, а в здании разместился Биологический музей им. Тимирязева.
star-icon
3.8
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Неорусский стиль
Годы постройки:
XIX-XX вв.
Архитекторы:
А.Э. Эрихсон ,Б.В. Фрейденберг,Ф.Н. Кольбе
Назначение постройки
Общественное учреждение

Информация о здании

Среди зданий на Малой Грузинской выделяется большой дом в псевдорусском стиле — с изразцами, высокими «теремковыми» крышами. В нач. ХХ в. это был Музей российских древностей — одно из крупнейших собраний России.

Создателем комплекса был Петр Иванович Щукин — представитель известной купеческой фамилии, коллекционировавшей предметы искусства и старины. Три его брата владели крупными собраниями: Сергей — коллекцией картин французских импрессионистов, Дмитрий — произведениями старых европейских живописцев, Иван — полотнами испанских мастеров. Скромный в быту, П.И. Щукин тратил огромные средства на свою коллекцию. Вернувшись в Москву из Лиона в 1878 г., он начал с восточного искусства (предметы интерьера из Японии, Китая и Индии), потом занялся европейским, но вскоре увлекся древнерусским искусством. Продав дом на углу Пречистенки и Лопухинского пер., Щукин в 1891 г. купил для растущей коллекции участок на Малой Грузинской — начинавшей застраиваться городской окраине. Строить решили в модном псевдорусском стиле.

Строительство шло в несколько этапов и при участии различных зодчих. Первое здание было возведено в 1892–1893 гг. в глубине участка Б.В. Фрейденбергом. В духе ярославского зодчества, он построил «древнерусский терем» — со ступенчатым шатровым крыльцом, крышами «в шахматы», флюгерами в виде флажков и двуглавых орлов. На восточном фасаде был выполнен миниатюрный балкон — копия балкона палат бояр Романовых на Варварке. Верхний этаж был отделан кирпичом с многоцветными изразцами и круглым медальоном с барельефом в виде крылатого единорога, а нижний украшен «бриллиантовым» (четырехгранным) рустом. Аналогичны интерьеры: росписи по сводам с растительным мотивом, изразцовые печи и «дыньки».

Коллекция стремительно росла. В 1896–1898 гг. А.Э. Эрихсон выстроил вдоль красной линии улицы второе здание — тоже «псевдорусское», но более просторное. Два корпуса были соединены подземным тоннелем, вдоль стен которого тоже располагались экспонаты. Завершил ансамбль одноэтажный корпус для музейного склада и архива (1905, арх. Ф.Н. Кольбе). Хотя три здания созданы разными зодчими, они отлично гармонируют друг с другом.

В 1905 г. Щукин подарил коллекцию и здания Историческому музею, но остался хранителем собрания и продолжал пополнять его. В нем существовали отделы церковных древностей, оружия, тканей, ковров, гобеленов, шпалер, драгоценностей, посуды. Гордостью Щукина была обширная картинная галерея. После его смерти в 1912 г. Музей был упразднен, а экспонаты перевезены в Исторический музей. К счастью, после революции здание сохранило свое предназначение: одно время в нем находились фонды Музея старой Москвы, потом был Музей Центральной Промышленной области, с 1928 г. — студенческое общежитие, а с 1934 г. по ходатайству М. Горького комплекс был передан Биологическому музею им. Тимирязева, который находится здесь и сегодня. Вдоль «нового» корпуса была выстроена отдельно стоящая оранжерея.

Перестройка и реставрация

В 2018 г. Департамент культурного наследия города Москвы выдал задание на разработку проекта реставрации государственного биологического музея имени К.А.Тимирязева.
Автор статьи: Никита Брусиловский
Распечатать статью

Интересное рядом (5)

Доходный дом купца М.Кочубея
icon
В этом доме поэт вместе с матерью и двумя сестрами жил с 1913 по 1915 год. Семья занимала четырехкомнатную квартиру под номером 24 на первом этаже. Здание было построено в начале XX века в стиле французского модерна.
Красная Пресня ул., дом 36, строение 1
Улица 1905 года
star-icon
3.3
Памятник грузинскому поэту Шота Руставели
icon
Шота Руставели (1172—1216) — грузинский государственный деятель и поэт XII в., автор хрестоматийной эпической поэмы «Витязь в тигровой шкуре».
Б. Грузинская ул., д. 17 (сквер)
БеговаяКраснопресненская
Усадьба середины XIX века. Главный дом
icon
На антикварных аукционах до сих пор продаются книги из библиотеки владельца дома, отмеченные печатью с текстом: «Иван Николаевич Цветухин, Пресня, близ цер. Иоанна Предтечи, свой дом, Москва».
ЦАО, Предтеченский Верхн. пер., дом 8, строение 1
star-icon
3.1
audioGuideОткрыть аудиогид
Трехгорная Мануфактура
icon
«Трехгорная мануфактура» — старейшее московское текстильное предприятие, основанное в конце XVIII века. Расположено между улицами Рочдельская, Николаева, 1905 года и Краснопресненской набережной.
Тимирязев Климент Аркадьевич
icon
русский естествоиспытатель, историк науки, профессор Московского университета