ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Второе Московское городское казенное училище

ул. Большая Якиманка, д. 29
(Нет голосов)
Здание Детской музыкальной школы имени Р.М.Глиэра – яркий пример учебного казенного здания начала ХХ в. Построено по решению Московского учебного округа для 2-го Московского городского казенного училища по проекту архитектора А.А.Никифорова. В настоящее время дом сохраняет первоначальную учебную функцию.
+ -

Улица Большая Якиманка является частью древней дороги между Киевом и Ростовом Великим. Она получила свое название по приделу Иоакима и Анны находившейся здесь церкви Благовещения в Голутвиной слободе. В народе этот придел называли "Якима и Анны", почему и за местностью закрепилось название Якиманка. С XVI в. на данной территории располагались слободы, где жили стрельцы, а также кадаши, бочары, бондари, кадочники и другие ремесленники. В XVIII в. ее постепенно стали заселять мелкие чиновники, купцы и представители духовенства. Одну из центральных улиц современной Москвы украшает множество замечательных памятников старины.

В здании, оформляющем угол квартала на пересечении ул. Большая Якиманка и 2-го Хвостова пер. (ранее – Малого Петровского), располагается Детская музыкальная школа имени Р.М.Глиэра. На рубеже XVIII−XIX вв. рассматриваемый участок был выделен под постройку Казенной народной частной школы. Возведенное каменное здание, обгоревшее в пожаре 1812 г., неоднократно перестраивалось: в 1815 г. для Частного народного училища, в 1832 г. для Училища всенародного казенного Петропавловского, в 1835 г. для Училища уездного всенародного, в 1842−1846 гг. для Училища 2-го уездного. Здание училища имело два этажа – нижний каменный, верхний деревянный. Позднее над ними появился центральный мезонин, который можно увидеть на фотографии 1882 г. 

В начале ХХ века Московским учебным округом было принято решение о возведении нового каменного здания 2-го Московского городского казенного училища. Проект был выполнен в 1901−1902 гг. архитектором Александром Алексеевичем Никифоровым (1834−1915 гг.), который с 1880 г. являлся архитектором Московского учебного округа. В 1905−1906 гг. по сломке старого строения возвели новый "3-этажный каменный с полуподвальным жильем и с четвертым мансардным этажом, с проездными воротами" дом. Под частью двора были устроены подвальные помещения для "сараев, погребов и резервуаров для нефти". Г-образный в плане объем разместили по границам двора, главными фасадами по отрегулированным красным линиям улицы и переулка во весь фронт участка. Сформированная в нач. ХХ в. объемно-пространственная композиция домовладения в дальнейшем не изменялась.

Как следует из описи владения 1906 и 1914 гг., в полуподвале находились "раздевальная, рекреационная, служительская, котельная для отопления", на первом этаже пятикомнатная квартира инспектора училища. На 2 и 3 этажах в северном крыле, обращенном на переулок, размещались просторные классы, соединенные широкими рекреационными коридорами. Более мелкие помещения располагались в восточном крыле дома. Четвертый мансардный этаж первоначально занимали квартиры учителей, а в 1914 г. здесь был устроен зал, физический кабинет и класс рисования. 

С 1937 г. по настоящее время в здании располагается Детская музыкальная школа имени Р.М.Глиэра, созданная в 1933 г. согласно постановлению Президиума Райсовета от 20 сентября 1933 г. В школе преподавали: Роман Ефимович Сапожников, впоследствии создавший систему обучения начинающего виолончелиста, Самуил Борисович Оксер – автор первой программы по музыкальной литературе, составленной в нашей стране, автор и соавтор учебников по музыкальной литературе для музыкальных школ, профессора Московской консерватории: пианист Генрих Густавович Нейгауз и скрипач Абрам Ильич Ямпольский; артисты оркестра Большого театра СССР: трубач Иван Антонович Василевский и флейтист Владимир Николаевич Цыбин.

На протяжении многих лет школа сосуществовала в одном здании с дирижерско-хоровым отделением музыкально-педагогического училища им. Октябрьской революции. Многие педагоги совмещали преподавание в школе и в училище. Во время Великой Отечественной войны школа некоторое время была закрыта, но уже в 1944 г. приняла первых учеников, вернувшихся из эвакуации.

В 1982 г. в ней был открыт класс-музей, посвященный творчеству Рейнгольда Морицевича Глиэра (1875−1956 гг.). С 1993 года школа носит имя этого замечательного советского, украинского и российского композитора, дирижера, педагога, общественного деятеля. Он единственный российский композитор, трижды награждённый и самой престижной музыкальной наградой дореволюционной России – премией имени М.И.Глинки, и самой престижной премией советской России – Сталинской.


Среди выпускников школы: дирижеры Виктор Елисеев и Валерий Халилов, композиторы Михаил Броннер и Сергей Дмитриев, популярные певцы Вячеслав Добрынин и Михаил Шуфутинский, артисты Елена Соловей и Павел Смеян.


В связи с неоднократно проводившимися ремонтными работами, первоначальная планировка строения изменена: большие классные комнаты разделены на более мелкие помещения. В настоящее время пространство северного крыла на третьем этаже занимает актовый зал, в подвале под двором находятся хозяйственные помещения. Оформление уличных фасадов здания в стиле эклектики до настоящего времени дошло практически без утрат. Западный и северный фасады имеют сходное архитектурное решение с четкой системой горизонтальных членений. На западном фасаде устроен ризалит, завершенный стилизованной башенкой. Кирпичный декор, насыщенные детали которого следуют архитектурным традициям Ренессанса, выделен белым колером, что придает зданию особую нарядность. Мансардный этаж декорирован профилированными треугольными щипцами. Дворовые фасады скромно украшены междуэтажными тягами и не имеют особого художественного оформления. 

Здание Детской музыкальной школы имени Р.М.Глиэра – яркий пример учебного казенного здания начала ХХ в. – в настоящее время сохраняет первоначальную учебную функцию.
 

Анна Барышникова

Автор статьи

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Территории
Парк «Музеон»

Парк «Музеон»

Парк искусств Музеон сегодня не только популярное место отдыха с большой культурной программой. Это ещё и музей, собрание скульптуры ХХ века под открытым небом.

(Нет голосов)
Дома
Дом Немирова - Колодкина

Дом Немирова - Колодкина

ул. Большая Ордынка, 44

Усадьба   на Большой Ордынке принадлежала поручику лейб-гвардии Семеновского полка Степану Бибикову, а составляли ее владения 42 и 44. Существующий главный дом усадьбы построен вскоре после пожара 1812 года.  В 1853 году владение было поделено: большая его часть принадлежала купцу Николаю Васильевичу Немирову-Колодкину, а бывший флигель стал домом московского купца Феоктистова.

3.2
Дома
Культурный центр Андрея Вознесенского

Культурный центр Андрея Вознесенского

Большая Ордынка ул., д.46, стр.3

Место для  Культурного центра Андрея Вознесенского было выбрано не случайно — именно в Замоскворечье Андрей Вознесенский провел свои детские годы и с большим теплом возвращался к этому месту в своих воспоминаниях: «О, эти дворы Замоскворечья послевоенной поры! Если бы меня спросили: „Кто воспитал ваше детство помимо дома?“ — я бы ответил: „Двор и Пастернак“».

(Нет голосов)
Дома
Усадьба XVIII в.

Усадьба XVIII в.

Большая Ордынка ул., д. 38

Дом построен в 1851 году, является объектом культурного наследия, представляет собой старинный особняк XVIII в.

(Нет голосов)
Дома
Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя

ул. Волхонка, д. 15

Его можно назвать «храмом четырёх монархов»: задуман при одном императоре, начат при другом, закончен при третьем и освящён при четвёртом – соответствующая надпись была в интерьере ещё до революции (сейчас она воссоздана). Её создатели и не догадывались, что на этом сложные перипетии истории храма Христа Спасителя отнюдь не закончатся…

3.6
Дома
Большая Ордынка, 71/36

Большая Ордынка, 71/36

Серпуховская пл., 71/36

Дом находится на углу Большой Ордынки и Серпуховской площади, но один из двух его адресов – по Валовой улице, которая как бы продолжается на запад, на площадь. Этот дом напоминает нам, что историческая форма Серпуховской площади – овал. Он криволинейный в плане, как часть этого овала.

3.2
Музеи
Фонд In Artibus

Фонд In Artibus

In Artibus foundation – некоммерческая организация, созданная с целью изучения и популяризации классического и современного искусства. Практические направления фонда – выставочная и издательская деятельность, поддержка культурных проектов.Инициатива создания фонда In Artibus принадлежит Инне Баженовой – коллекционеру, меценату, участнику и инициатору культурных проектов. Инна Баженова – издатель российской версии авторитетной газеты об искусстве The Art Newspaper Russia, а с 2014 года – владелец международной сети The Art Newspaper.

(Нет голосов)
Дома
Дом Аршиновых

Дом Аршиновых

ул. Большая Ордынка, 32

Большая Ордынка – главная и древнейшая артерия Замоскворечья, начинающаяся от Водоотводного канала и идущая прямо к Садовому кольцу. Именно здесь спрятан небольшой особняк, чья история уходит в начало XX века. Дом № 32 по Большой Ордынке принадлежал купеческой фамилии Аршиновых.

3.54
Маршруты
КиноМосква: переулками Арбата

КиноМосква: переулками Арбата

Наш маршрут будет проходить по переулкам, лежащим между Пречистенкой и Арбатом. Здесь снимались самые популярные и не очень известные, но от этого не менее любопытные художественные фильмы.

3.56
Музеи
Новая Третьяковка

Новая Третьяковка

Новая Третьяковка представляет наиболее полную в нашей стране постоянную экспозицию отечественного искусства ХХ века во всем его многообразии — авангард, социалистический реализм, искусство «сурового стиля» и «андеграунда», новейшие течения. Здесь проводятся масштабные ретроспективы великих русских художников, открываются экспериментальные выставки молодых авторов. Лекторий и Творческая мастерская предлагают широкий круг теоретических знаний и практических занятий для детей, студентов, взрослых по искусству ХХ — начала XXI века. Здесь работы всемирно известных мастеров русского авангарда 1900–1920-х годов (К. С. Малевича, В. В. Кандинского, М. З. Шагала, П. Н. Филонова, Л. С. Поповой) сменяются произведениями социалистического реализма 1930-х–1950-х годов. В залах №№ 27‒35, 37 обновлена экспозиция отечественного искусства второй половины ХХ века. Помимо известных шедевров из коллекции музея в ней широко представлены новые поступления и дары, пополнившие собрание Третьяковской галереи в последние годы. Впервые экспозицию завершают залы, посвященные неофициальному искусству 1960‒1980-х годов и новейшим течениям конца XX века.  Творчество художников «сурового стиля» 1960-х демонстрируется параллельно с искусством представителей «андеграунда», положивших начало «второй волне» русского авангарда. Завершающая часть экспозиции, в которой представлены работы 1980-х–1990-х годов, носит принципиально «открытый» характер – Третьяковская галерея готова пополнять свое собрание самыми новыми и актуальными произведениями отечественных авторов. Кроме того, в залах Галереи на Крымском валу регулярно устраиваются разнообразные выставки: классического и современного искусства, отечественных и зарубежных мастеров. С 2002 года в Третьяковской галерее на Крымском валу существует Детская творческая мастерская. Особенности работы с детьми в этом центре детского творчества определяются соседством с экспозицией «Искусство ХХ века», где представлены все самые смелые эксперименты в области художественного языка последнего столетия.

(Нет голосов)
Территории
Соймоновский проезд

Соймоновский проезд

Заселение этого территории, на который сейчас находится квартал, началось во второй половине – конце XVI столетия во время опричнины.

(Нет голосов)
Дома
Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами

Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами

Большая Серпуховская улица, дом 24/21А, строение 1

Один из «долгостроев» своей эпохи, тесно связанный с русской историей: опалой царевича Алексея Петровича, строительством Петербурга, эпохами атеизма и церковного возрождения.

4.5