ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Палаты, XVII в. Первая половина XVIII в. (?)

(Нет голосов)
Палаты в Голутвинском переулке – памятник,  изучение истории которого может уточнить историю малоизвестного района Москвы - Голутвинской слободы в западной части Замоскворечья между руслом р. Москвы и трассой Большой Якиманки – начала дороги на Калугу.
+ -

Палаты в Голутвинском переулке – памятник,  изучение истории которого может уточнить историю малоизвестного района Москвы - Голутвинской слободы в западной части Замоскворечья между руслом р. Москвы и трассой Большой Якиманки – начала дороги на Калугу.

По относительно скромным декоративным деталям палаты в Голутвинском переулке – оригинальный пример московского строительства, в котором начали проявляться элементы северо-европейского классицизма, окна палат имеют обрамление в виде довольно строгих наличников, традиционные для фасадов московских палат полуколонки заменены наличниками с филенками. Эта строгость фасадов, а также некоторые особенности истории района расположения палат позволяют высказать некоторые предположения об особенностях их создания.

Ранний период истории Голутвинской слободы изучен гораздо меньше, чем история Кадашей или улиц Пятницкой и Большой Ордынки. Предполагается, что название слободы произошло от забытого слова «голутва», по «Словарю» В.И.Даля обозначающему «вырубку», то есть расчистку части леса.

Голутвинская слобода впервые упоминается в Духовной грамоте великого князя Ивана III 1504 г. Центром слободы было подворье Коломенского Голутвина монастыря, от которого сохранился храм Св. Николая Угодника.

О существенной особенности ранней истории описываемой территории может свидетельствовать один из сохранившихся памятников южной части западного Замоскворечья – храм Св. Марона «в Панях» (Большая Якиманка, д. 32). Проповедовавший в Сирии Св. Марон был популярен в Римско-католической христианской церкви. Это связывает историю района с интересной особенностью раннего периода Замоскворечья, которое первоначально заселяли иноверцы. Восточное Замоскворечье заселяли мусульмане (Турецкие слободы). Центральную часть Замоскворечья заняли Толмачи – район переводчиков. По-видимому, западное Замоскворечье первоначально было местом расселения выходцев из католической Европы. На это же указывает определение храма Св. Марона, фиксирующее «панский» состав его первоначального прихода.  Остатки старейшего в Москва католического кладбища были обнаружены при реставрации и археологическом обследовании территории Даниловского монастыря и его кладбища (метро «Тульская»).

По-видимому, первоначально Голутвинской слободе придавалось достаточно важное значение. В переписях Москвы XVII в. упоминается Большая Голутвинская улица, трасса шла параллельно Большой Якиманке (современный 1-й Голутвинский переулок, переходящий в Мароновский переулок), но в целом западное Замоскворечье отличалось заболоченностью и слабой заселенностью. На месте нынешнего Парка искусств располагался Крымский двор послов Нагайской татарской орды, давший название набережной р. Москвы и соседнего моста, выбор места которого был определен тем, что большую соседнюю территорию к северу занимали луга.

Возможно, относительная слабая заселенность западного Замоскворечья чуть ли не до Отечественной войны 1812 г. определило появление в этом районе в 1824 г. боровских старообрядцев Рябушинских и вслед за ними Третьяковых, с чего начинается промышленное освоение района.

Художественные особенности палат предполагают их создание в период первой половины XVIII в., а специфика развития района и архитектурное решение палат позволяют предположить, что это – еще один, причем очень ранний памятник старообрядческой Москвы, поскольку одной из особенностей старообрядцев XVIII в. стало то, что именно эта наиболее активная и инициативная часть населения России стала одним из главных участников русско-европейской торговли этого времени.

В феврале 2018 г. Департаментом культурного наследия города Москвы был составлен паспорт объекта культурного наследия «1-й Голутвинский пер., д. 4. Палаты, XVII в.».
По данному объекту культурного наследия утверждено Охранное обязательство, оформленное Департаментом культурного наследия, приказ Департамента от 17.04.2018 № 303

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Усадьба князей Голицыных

Усадьба князей Голицыных

За три века своей истории усадьба князей Голицыных на Волхонке неоднократно меняла облик. Автором первоначального проекта был известный петербургский архитектор Савва Чевакинский. В 1774 году усадьба была перестроена и стала центральной частью Пречистенского дворца, сооруженного по проекту Матвея Казакова для Екатерины II.

Стены этого дома повидали многих именитых людей. На роскошных балах не раз появлялся А. С. Пушкин. Александр Сергеевич даже собирался обвенчаться с Натальей Гончаровой в домовой церкви князя Голицына, однако обряд венчания был устроен в церкви Вознесения Господня у Никитских ворот. В 1877 году в главном доме поселился Александр Николаевич Островский. Здесь он закончил пьесу «Последняя жертва», написал «Бесприданницу», «Сердце не камень», «Таланты и поклонники». В 1885 году соседнюю квартиру занял Иван Сергеевич Аксаков – один из лидеров славянофильского движения.

В 1865 году в пяти залах главного дома усадьбы Голицыных открылся бесплатный музей, состоявший из семейных коллекций. В музее было три раздела: западноевропейская живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство; античные памятники; библиотека. В живописном собрании хозяев дома были представлены работы Брейгеля, ван Дейка, Веронезе, Каналетто, Караваджо, Перуджино, Пуссена, Рембрандта. Через год, в связи с финансовыми трудностями, коллекция музея была продана Эрмитажу. После революции, в конце 1920-х годов, главный дом усадьбы стал Коммунистической академией; его надстроили двумя этажами, в результате чего был утрачен фронтон. Внушительные ворота, увенчанные княжеским гербом Голицыных – единственное, что дошло до наших дней в своем первоначальном виде.

После завершения реконструкции в бывшем здании центрального корпуса усадьбы Голицыных откроется Галерея искусства импрессионистов и постимпрессионистов, в которой будут экспонироваться произведения выдающихся мастеров второй половины XIX – начала XX века: Мане, Моне, Ренуара, Дега, Писсарро, Сезанна, Гогена, ван Гога, Матисса и фовистов, Пикассо и кубистов, происходящие из коллекций знаменитых дореволюционных московских коллекционеров С. И. Щукина и И. А. Морозова.

(Нет голосов)
Дома
Старая усадьба Голицыных

Старая усадьба Голицыных

ул. Волхонка, 14 строение 5

Старинная усадьба на Волхонке, с XVIII века принадлежавшая князьям Голицыным – свидетель многих культурных и исторических событий Первопрестольной. Её ансамбль состоит из главного дома, дворового флигеля и въездных ворот. Дом, построенный на переломе от барокко к классицизму, был возведен по проекту русского архитектора, работавшего по большей части в Санкт-Петербурге, Саввы Чевакинского, а перестроен Матвеем Казаковым.

3.4
Территории
Соймоновский проезд

Соймоновский проезд

Заселение этого территории, на который сейчас находится квартал, началось во второй половине – конце XVI столетия во время опричнины.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Св. Екатерины

Церковь Св. Екатерины

ул. Большая Ордынка, 60/2, строение 4

Перед нами не просто приходская церковь, а памятник одной из наиболее знаменитых русских императриц, интересный образец архитектуры барокко, а в наши дни ещё и центр англоязычных богослужений.Впервые деревянная церковь на этом месте упоминается в 1612 году, однако вероятнее всего, что она была основана ранее, в конце XVI века, в Екатерининской белильной слободе. Каменный храм существовал с середины XVII века с приделом святого Николая.

3.6
Дома
Дом коллекционера Сергея Щукина

Дом коллекционера Сергея Щукина

Б. Знаменский пер., д. 8

В Большом Знаменском переулке, нынешней вотчине Министерства обороны, притаился небольшой двухэтажный особняк – известный до революции всей Москве дом коллекционера Сергея Ивановича Щукина, обладателя уникального собрания современной западноевропейской живописи – картин Моне, Писарро, Дега, Гогена, Сезанна, Матисса, Пикассо…

3.56
Дома
Культурный центр Андрея Вознесенского

Культурный центр Андрея Вознесенского

Большая Ордынка ул., д.46, стр.3

Место для  Культурного центра Андрея Вознесенского было выбрано не случайно — именно в Замоскворечье Андрей Вознесенский провел свои детские годы и с большим теплом возвращался к этому месту в своих воспоминаниях:
«О, эти дворы Замоскворечья послевоенной поры! Если бы меня спросили: „Кто воспитал ваше детство помимо дома?“ — я бы ответил: „Двор и Пастернак“».

(Нет голосов)
Дома
Кадашевские бани

Кадашевские бани

3-й Кадашевский пер, д. 7/9

У Ф.П. Кузнецова в собственности и в аренде было несколько банных предприятий: «Центральные бани» Хлудова в Театральном проезде (совместно с И.Н. Виноградовым), бани в Неглинном проезде, 27, и «Европейские» бани И.Н. Малышева в «Доме Пегова» на углу Неглинного проезда и Петровского бульвара.

(Нет голосов)
Дома
Дом Немирова - Колодкина

Дом Немирова - Колодкина

ул. Большая Ордынка, 44

Усадьба   на Большой Ордынке принадлежала поручику лейб-гвардии Семеновского полка Степану Бибикову, а составляли ее владения 42 и 44. Существующий главный дом усадьбы построен вскоре после пожара 1812 года.  В 1853 году владение было поделено: большая его часть принадлежала купцу Николаю Васильевичу Немирову-Колодкину, а бывший флигель стал домом московского купца Феоктистова.

3.2
Дома
Усадьба XVIII в.

Усадьба XVIII в.

Большая Ордынка ул., д. 38

Дом построен в 1851 году, является объектом культурного наследия, представляет собой старинный особняк XVIII в.

(Нет голосов)
Территории
Парк «Музеон»

Парк «Музеон»

Парк искусств Музеон сегодня не только популярное место отдыха с большой культурной программой. Это ещё и музей, собрание скульптуры ХХ века под открытым небом.

(Нет голосов)
Дома
Шталмейстерский дом

Шталмейстерский дом

М. Знаменский пер., д. 7/10, стр. 3

Дом, возможно, авторства Баженова, одно время принадлежал просветителю Новикову; позже здесь бывал Пушкин.

2.93
Дома
Городская усадьба С. М. Макарова – С. Н. Курдюмова – Н. Г. Григорьева, XVIII в., конец XIX в. Главный дом со складами и конторами

Городская усадьба С. М. Макарова – С. Н. Курдюмова – Н. Г. Григорьева, XVIII в., конец XIX в. Главный дом со складами и конторами

2-й Кадашевский пер., д. 3, стр. 1

Старинная замоскворецкая Кадашевская слобода была одной из богатейших московских слобод XVII в.

(Нет голосов)