ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Здание гостиного двора, XVIII - 1-я пол. XIX вв. Конец XVII в. (?) – конец 1770-х гг. (?) – 1810-е гг.

(Нет голосов)
Комплекс Гостиного двора, представляющий собой правильное каре (постановка замкнутой системы корпусов вокруг прямоугольного двора) между Малой Полянкой и Полянским и Бородниковым переулками, является интересным памятником истории градостроительного развития Москвы.
+ -

Формирование регулярной застройки треугольника в северной части Замоскворечья между Большой Полянкой, Большой Якиманкой и Бородниковым переулком относится ко второй половине 1770- гг.

В этот период в Москве проводились крупные градостроительные работы, вызванные несколькими обстоятельствами. В 1771 г. в Москве произошел «Чумной бунт» (вызванный эпидемической вспышкой заражений периода Русско-Турецкой войны), по степени разрушений сравнимый с разрушениями Отечественной войны 1812 г. Одновременно с успешным завершением Русско-Турецкой войны и разгромом восстания под руководством Пугачева императрица Екатерина II в 1774 г. утвердила первый «перспективный» генплан градостроительного развития Москвы – «Прожектерский план Столичному городу Москве». Этот перспективный генплан предусматривал множество мероприятий (включая создание первого в истории Москвы централизованного городского водоснабжения, частью которого стал знаменитый Ростокинский акведук), но главной темой «Прожектерского плана Столичному городу Москве» стало урегулирование разновременной застройки Древней Столицы.

В этом отношении для Замоскворечья имела особое значение трасса Бородникова переулка, который соединял две старейшие трассы района, исторически имевшие одно начало – южное замоскворецкое окончание переправы в районе Большого Каменного моста, но расходившихся около храма Св. Великомучеников Козьмы и Домиана (Большая Полянка, д. 4, снесен) на Большую Якиманку, переходившую в дорогу на Калугу, и Большую Полянку, переходившую в дорогу на Серпухов. В 1672 – 1689 гг. в середине трассы Большой Полянки напротив выхода Бородникова переулка, по-видимому, по заказу царя Алексея Михайловича и при участии придворных мастеров было проведено обновление храма Св. Григория Неокессарийского. Так же по-видимому, уже в результате этих строительных работ напротив храма Св. Григория Неокессарийского образовался Полянский  рынок за площадью перед храмом (территория между Бородниковым и 2-м Хвостовым переулками, части исторического комплекса сохранялись до начала 1990-х гг.), ставший важным торговым центром района.

По-видимому, комплекс Гостиного двора на Малой Полянке начал складываться в конце 1770-х гг. как вспомогательный комплекс в отношении «более центрального» Полянского рынка, и уже в это время мог включать помещения различного характера: прежде всего – складские и жилые, а так же собственно торговые помещения.

По-видимому, комплекс имеет разновременный характер.

Формирование трассы Бородникова переулка относится к 1670-м гг., об этом, в частности, свидетельствует план района еще конца XVII в., опубликованный в конце XIX в. Это, а так же низкая посадка окон в отдельных частях комплекса, свидетельствуют о том, что комплекс включает отдельные части сооружений конца XVII в.  

Строительство основной части комплекса Гостиного двора на Малой Якиманке из трехэтажных корпусов позволило сформировать и выровнять трассу этой улицы параллельно трассе Большой Полянки.

Восстановление Гостиного двора на Малой Якиманке отмечено в документах по восстановлению Москвы после Отечественной войны 1812 г., в частности – в первом варианте генплана восстановления Москвы инженера И.Гесте.

Здание было значительно реконструировано в советский период.

В настоящее время в комплексе проведена реставрация с приспособлением для современного использования и устройством молодежного хостела.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Типография Сытина

Типография Сытина

Пятницкая ул., 71/5 с1

Почти в самом конце Пятницкой улицы располагается огромное здание Сытинской типографии.

3.35
Музеи
Музей ЦПКиО им. Горького

Музей ЦПКиО им. Горького

Музей располагается в главном входе в ЦПКиО, построенном в 1955 году по проекту архитекторов Г. Щуко и А. Спасова. В пилонах Главного входа в разное время располагались отделы дирекции Парка, а в 1970−е годы здесь была кино- и фотостудия. В основном, помещения использовались для технических нужд парка и  не были доступны для посетителей. 10 июня 2015 года в отреставрированном главном входе открылся музей. Основная экспозиция состоит из уникального архива Парка Горького, а также фото и видео материалов и документов, предоставленных другими архивами и музеями Москвы. Посредством современных мультимедийных инсталляций рассказаны 15 историй о людях, с которыми связана история Нескучного сада и Парка Горького.
Зал «Нескучный сад» посвящен XVIII-XIX векам и открывается макетом Парка, где хронологически показаны все этапы его развития. Истории Нескучного сада начинаются с 1728 года – когда князь Трубецкой покупает дом на участке близ Калужской заставы. Благодаря его приемам и балам эти места становится популярными. Владельцами земель на территории Нескучного были Демидов, братья Орловы, прототип Пиковой дамы Пушкина – княгиня Голицына и, наконец император Николай I.
Зал «Парк Горького» показывает историю ЦПКиО  с 1923 года до наших дней. Начиная с 1-ой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки СССР 1923 года: в максимально короткие сроки вместо свалки на территории Орловского луга было установлено более 250 тематических павильонов в самой разнообразной стилистике – от эклектики до конструктивизма. Перенаселенная Москва 20-30-х годов нуждалась в пространстве для досуга – благоустроенную территорию выставки решено было сделать парком.  
Насыщенность фактическим материалом и интерактивность делает экспозицию музея универсальной – она может быть интересна посетителям разного возраста. Те, кто помладше, могут пройти квест – найти в экспозиции ответы на вопросы по истории Парка и получить за них маленькие подарки в сувенирном магазине на выходе.
На крыше музея расположена смотровая площадка, на ней установлены бинокуляры с увеличением 25х, через которые днем можно рассмотреть аллеи Парка, Первую Градскую больницу, Храм Христа Спасителя, сталинские высотки, Крымский мост, а вечером – лунные кратеры.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба фон Рекк

Усадьба фон Рекк

Пятницкая ул., д. 64, стр. 1

Особняк на Пятницкой улице, известный еще как «Дом со львами», был построен в 1897 году по заказу Вильгельмины (Минны) Ивановны Рекк, жены известного предпринимателя Якова Андреевича Рекка, главы Товарищества Никольских рядов и основателя Московского торгово-строительного акционерного общества – одной из крупнейших домостроительных фирм дореволюционной России.  

3.52
Дома
Дом, в котором в 1825–32 гг. жил и работал художник В.А. Тропинин

Дом, в котором в 1825–32 гг. жил и работал художник В.А. Тропинин

Ул. Волхонка, д. 11, стр. 6

Именно сюда, в мастерскую художника Тропинина, зимой 1826–27 годов приходил позировать Пушкин.

3.56
Музеи
Парк искусств МУЗЕОН

Парк искусств МУЗЕОН

Парк искусств МУЗЕОН - это cамый крупный музей скульптуры под открытым небом в России.

В коллекции находятся уникальные памятники советской эпохи, попавшие сюда в процессе основания музея с 1992 года – это монументальная скульптура 1930-х - 1950-х годов, служившая не только идеям пропаганды, но и градообразующему замыслу - так, памятник Дзержинскому работы Евгения Вучетича и памятник Горькому авторства Ильи Шадра в исполнении артели Веры Мухиной долгие годы были скульптурными доминантами двух центральных Московских площадей. Так же в коллекции МУЗЕОНА есть и интересные памятники эпохи соцреализма, многочисленные бюсты героев социалистического труда, традиционные портреты советских вождей, обязательные для установки в каждом советском учреждении.

Одной из задач музея всегда было сохранение этих уникальных памятников, отношение к которым менялось по ходу изменения политического курса страны. Все находящиеся в коллекции скульптуры и знаковые сооружения советского периода обладают не только художественной ценностью, которая может быть спорна, но ценностью исторической, они являются артефактами своей эпохи, необходимыми для ее изучения. В связи с этим одной из целей музея является их сохранение и научное описание.

Помимо «программных» монументов советского периода, МУЗЕОН экспонирует так же и те работы отечественных скульпторов-авангардистов, которые по идеологическим соображениям не могли выставляться при советской власти, долгое время хранились в мастерских и не были представлены широкой публике. Среди них редкие произведения Евгения Чубарова, Алексея Григорьева и Леонида Рабинса.

Сегодня МУЗЕОН активно экспонирует современных скульпторов, расширяя границы своей коллекции и пополняя ее пленэрной живописью и материалами тематических фотовыставок , современными арт-объектами и материалами видеоарта.

(Нет голосов)
Дома
Дом художников на Волхонке

Дом художников на Волхонке

Волхонка ул., дом 9, строение 2

На протяжении многих лет в этом доме жили и работали Василий Тропинин, Михаил Нестеров, Марк Юхневич и Валентин Серов.

(Нет голосов)
Памятники
Бюст А.Н. Островского

Бюст А.Н. Островского

М. Ордынка ул., д. 9 (в сквере)

Александр Николаевич Островский (1823—1886) — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской академии наук.

(Нет голосов)
Дома
Дом П. А. Смирнова

Дом П. А. Смирнова

Пятницкая ул., 1/2 строение 1

На углу Пятницкой улицы и Овчинниковской набережной находится особняк, как будто застывший во времени. Построил этот дом в середине XIX века купец Морковкин. О нём практически ничего не известно, кроме того, что он происходил  из крестьян графа Шереметева.Главная история дома связана с винно-водочным королем Российской Империи Петром Арсеньевичем Смирновым. Сбоку дома до сих пор красуется надпись «Поставщик двора ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА  Петр Арсеньевич Смирнов»  

3.48
Дома
Церковь Свв. Михаила и Федора Черниговских чудотворцев

Церковь Свв. Михаила и Федора Черниговских чудотворцев

Черниговский пер., д. 3

Эта церковь дала название всему переулку – Черниговский. При взгляде со стороны Пятницкой улицы невольно возникает вопрос: почему две церкви поставлены так близко друг от друга?  Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться на 600 лет назад.

3.48
Памятники
Александр II

Александр II

Волхонка ул., д. 13 (у храма Христа Спасителя)

Александр II (1818—1881) — император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых.

(Нет голосов)
Дома
Кинотеатр "Заря"

Кинотеатр "Заря"

Пятницкая ул., 2/38 строение 1

На месте современного дома № 2/38, в XVIII веке находилась «фартинная изба» – Высоко-Пятницкий казённый питейный дом.

3.45
Музеи
Центр искусств. Москва

Центр искусств. Москва

Центр искусств. Москва – это новая выставочная и интерактивно-образовательная площадка Москвы, где можно по-настоящему прочувствовать подлинное искусство. Центр искусств сотрудничает с ведущими галереями и частными коллекционерами России и Европы. В стенах Центра находятся шедевры, до сегодняшнего дня неизвестные широкому зрителю. Здесь предлагается широкий спектр художественной деятельности: тематические выставки живописи, арт-акции, лекции и мастер-классы, способные стать заметным событием не только выставочной практики, но и культурной жизни столицы.

(Нет голосов)