ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Здание гостиного двора, XVIII - 1-я пол. XIX вв. Конец XVII в. (?) – конец 1770-х гг. (?) – 1810-е гг.

(Нет голосов)
Комплекс Гостиного двора, представляющий собой правильное каре (постановка замкнутой системы корпусов вокруг прямоугольного двора) между Малой Полянкой и Полянским и Бородниковым переулками, является интересным памятником истории градостроительного развития Москвы.
+ -

Формирование регулярной застройки треугольника в северной части Замоскворечья между Большой Полянкой, Большой Якиманкой и Бородниковым переулком относится ко второй половине 1770- гг.

В этот период в Москве проводились крупные градостроительные работы, вызванные несколькими обстоятельствами. В 1771 г. в Москве произошел «Чумной бунт» (вызванный эпидемической вспышкой заражений периода Русско-Турецкой войны), по степени разрушений сравнимый с разрушениями Отечественной войны 1812 г. Одновременно с успешным завершением Русско-Турецкой войны и разгромом восстания под руководством Пугачева императрица Екатерина II в 1774 г. утвердила первый «перспективный» генплан градостроительного развития Москвы – «Прожектерский план Столичному городу Москве». Этот перспективный генплан предусматривал множество мероприятий (включая создание первого в истории Москвы централизованного городского водоснабжения, частью которого стал знаменитый Ростокинский акведук), но главной темой «Прожектерского плана Столичному городу Москве» стало урегулирование разновременной застройки Древней Столицы.

В этом отношении для Замоскворечья имела особое значение трасса Бородникова переулка, который соединял две старейшие трассы района, исторически имевшие одно начало – южное замоскворецкое окончание переправы в районе Большого Каменного моста, но расходившихся около храма Св. Великомучеников Козьмы и Домиана (Большая Полянка, д. 4, снесен) на Большую Якиманку, переходившую в дорогу на Калугу, и Большую Полянку, переходившую в дорогу на Серпухов. В 1672 – 1689 гг. в середине трассы Большой Полянки напротив выхода Бородникова переулка, по-видимому, по заказу царя Алексея Михайловича и при участии придворных мастеров было проведено обновление храма Св. Григория Неокессарийского. Так же по-видимому, уже в результате этих строительных работ напротив храма Св. Григория Неокессарийского образовался Полянский  рынок за площадью перед храмом (территория между Бородниковым и 2-м Хвостовым переулками, части исторического комплекса сохранялись до начала 1990-х гг.), ставший важным торговым центром района.

По-видимому, комплекс Гостиного двора на Малой Полянке начал складываться в конце 1770-х гг. как вспомогательный комплекс в отношении «более центрального» Полянского рынка, и уже в это время мог включать помещения различного характера: прежде всего – складские и жилые, а так же собственно торговые помещения.

По-видимому, комплекс имеет разновременный характер.

Формирование трассы Бородникова переулка относится к 1670-м гг., об этом, в частности, свидетельствует план района еще конца XVII в., опубликованный в конце XIX в. Это, а так же низкая посадка окон в отдельных частях комплекса, свидетельствуют о том, что комплекс включает отдельные части сооружений конца XVII в.  

Строительство основной части комплекса Гостиного двора на Малой Якиманке из трехэтажных корпусов позволило сформировать и выровнять трассу этой улицы параллельно трассе Большой Полянки.

Восстановление Гостиного двора на Малой Якиманке отмечено в документах по восстановлению Москвы после Отечественной войны 1812 г., в частности – в первом варианте генплана восстановления Москвы инженера И.Гесте.

Здание было значительно реконструировано в советский период.

В настоящее время в комплексе проведена реставрация с приспособлением для современного использования и устройством молодежного хостела.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Музей Парка Горького

Музей Парка Горького

Музей располагается в главном входе в Центральный парк культуры и отдыха, построенном в 1955 году по проекту архитекторов Г.Щуко и А.Спасова. В пилонах Главного входа в разное время располагались отделы дирекции Парка, а в 1970−е годы здесь была кино- и фотостудия. В основном помещения использовались для технических нужд парка и не были доступны для посетителей. 10 июня 2015 года в отреставрированном главном входе открылся музей. Основная экспозиция состоит из уникального архива Парка Горького, а также фото и видео материалов и документов, предоставленных другими архивами и музеями Москвы. Посредством современных мультимедийных инсталляций рассказаны 15 историй о людях, с которыми связана история Нескучного сада и Парка Горького. Зал «Нескучный сад» посвящен XVIII-XIX векам и открывается макетом Парка, где хронологически показаны все этапы его развития. Истории Нескучного сада начинаются с 1728 года – когда князь Трубецкой покупает дом на участке близ Калужской заставы. Благодаря его приемам и балам эти места становится популярными. Владельцами земель на территории Нескучного были Демидов, братья Орловы, прототип Пиковой дамы Пушкина – княгиня Голицына и, наконец император Николай I. Зал «Парк Горького» показывает историю ЦПКиО  с 1923 года до наших дней. Начиная с 1-ой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки СССР 1923 года: в максимально короткие сроки вместо свалки на территории Орловского луга было установлено более 250 тематических павильонов в самой разнообразной стилистике – от эклектики до конструктивизма. Перенаселенная Москва 20-30-х годов нуждалась в пространстве для досуга – благоустроенную территорию выставки решено было сделать парком.   Насыщенность фактическим материалом и интерактивность делает экспозицию музея универсальной – она может быть интересна посетителям разного возраста. Те, кто помладше, могут пройти квест – найти в экспозиции ответы на вопросы по истории Парка и получить за них маленькие подарки в сувенирном магазине на выходе. На крыше музея расположена смотровая площадка, на ней установлены бинокуляры с увеличением 25х, через которые днем можно рассмотреть аллеи Парка, Первую Градскую больницу, Храм Христа Спасителя, сталинские высотки, Крымский мост, а вечером – лунные кратеры.

(Нет голосов)
Здания
Кинотеатр "Заря"

Кинотеатр "Заря"

Пятницкая ул., 2/38 строение 1

На месте современного дома № 2/38, в XVIII веке находилась «фартинная изба» – Высоко-Пятницкий казённый питейный дом.

3.45
Музеи
Музей восстания машин

Музей восстания машин

Музей восстания машин – настоящий футуристический мир, населенный жителями из разных фантастических фильмов, выполненных из металла в натуральную величину. Музей основан 2 января 2017 года. 12 тематических залов – 2 000 кв. м, на которых соседствуют автоботы и десептиконы, лаборатория Тони Старка, супергерои MARVEL и DC, Терминатор, мифические животные, аниматронные роботы, персонажи фильмов ужасов, различные мотобайки и даже культовые транспортные средства – «Призрачный гонщик», автомобиль Багги. Для посетителей: зона аквагрима, аттракцион виртуальной реальности, инстабудка, сувенирный магазин, атрибутика для фотосессий (маски и оружие супергероев), автомат с памятными монетами. Все экспонаты можно и нужно трогать, фотографироваться с ними.

(Нет голосов)
Здания
Дом, в котором в 1825–32 гг. жил и работал художник В.А. Тропинин

Дом, в котором в 1825–32 гг. жил и работал художник В.А. Тропинин

Ул. Волхонка, д. 11, стр. 6

Именно сюда, в мастерскую художника Тропинина, зимой 1826–27 годов приходил позировать Пушкин.

Рейтинг: 3.56
Здания
Церковь Свв. Михаила и Федора Черниговских чудотворцев

Церковь Свв. Михаила и Федора Черниговских чудотворцев

Черниговский пер., д. 3

Эта церковь дала название всему переулку – Черниговский. При взгляде со стороны Пятницкой улицы невольно возникает вопрос: почему две церкви поставлены так близко друг от друга?  Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться на 600 лет назад.

Рейтинг: 3.48
Здания
Дом П. А. Смирнова

Дом П. А. Смирнова

Пятницкая ул., 1/2 строение 1

На углу Пятницкой улицы и Овчинниковской набережной находится особняк, как будто застывший во времени. Построил этот дом в середине XIX века купец Морковкин. О нём практически ничего не известно, кроме того, что он происходил  из крестьян графа Шереметева.Главная история дома связана с винно-водочным королем Российской Империи Петром Арсеньевичем Смирновым. Сбоку дома до сих пор красуется надпись «Поставщик двора ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА  Петр Арсеньевич Смирнов»  

Рейтинг: 3.54
Памятники
Александр II

Александр II

Волхонка ул., д. 13 (у храма Христа Спасителя)

Александр II (1818—1881) — император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых.

(Нет голосов)
Здания
Типография Сытина

Типография Сытина

Пятницкая ул., 71/5 с1

Почти в самом конце Пятницкой улицы располагается огромное здание Сытинской типографии.

Рейтинг: 3.29
Музеи
Музей сословий России

Музей сословий России

Музей сословий России – новая экспозиция Картинной галереи Ильи Глазунова – был открыт 12 июня 2017 года. Также как и свои произведения живописи и графики И.С. Глазунов передал в дар городу Москве свою личную коллекцию произведений искусства (более 5000 предметов!), которое собиралось в течение всей жизни художника. Сергеевич Глазунов − автор идеи, архитектурного проекта, интерьеров и экспозиции музея, по замыслу создателя отразившего красоту быта и культуры сословной России. Первый этаж музея посвящен культуре дворянской России XVIII - начала XX веков. Он воссоздает уклад жизни дворянства в классических интерьерах усадебных анфилад, обставленных старинной мебелью, произведениями живописи и художественной бронзы, гравюрами, образцами общеевропейской моды того времени. Второй этаж, интерьеры которого вдохновлены убранством палат царя Алексея Михайловича, дает характеристику искусства Руси православной. Здесь перед зрителем предстанут произведения иконописи и деревянной храмовой скульптуры, меднолитые кресты, складни. Промыслы, обычаи и повседневность крестьянской России отражены на третьем этаже музея в убранстве избы, расписных санях и дугах, сундуках и ларцах, самоварах, прялках и народных костюмах более 20 губерний России. 9 июля 2019 года, в День памяти великого русского художника в экспозиции Музея сословий России состоялось торжественное открытие мраморной памятной доски с рельефным портретом Ильи Сергеевича Глазунова и мемориального кабинета. Его интерьер создан под руководством директора галереи – вдовы художника – Инессы Дмитриевны Орловой-Глазуновой. В мемориальном кабинете представлены семейные фотографии, книги, альбомы с авторскими эскизами и записями из личного архива, предметы мебели и произведения русских и европейских художников из мастерской Ильи Сергеевича.

(Нет голосов)
Памятники
Бюст А.Н. Островского

Бюст А.Н. Островского

М. Ордынка ул., д. 9 (в сквере)

Александр Николаевич Островский (1823—1886) — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской академии наук.

(Нет голосов)
Музеи
Центр искусств. Москва

Центр искусств. Москва

Центр искусств. Москва – это новая выставочная и интерактивно-образовательная площадка Москвы, где можно по-настоящему прочувствовать подлинное искусство. Центр искусств сотрудничает с ведущими галереями и частными коллекционерами России и Европы. В стенах Центра находятся шедевры, до сегодняшнего дня неизвестные широкому зрителю. Здесь предлагается широкий спектр художественной деятельности: тематические выставки живописи, арт-акции, лекции и мастер-классы, способные стать заметным событием не только выставочной практики, но и культурной жизни столицы.

(Нет голосов)
Здания
Усадьба фон Рекк

Усадьба фон Рекк

Пятницкая ул., д. 64, стр. 1

Особняк на Пятницкой улице, известный еще как «Дом со львами», был построен в 1897 году по заказу Вильгельмины (Минны) Ивановны Рекк, жены известного предпринимателя Якова Андреевича Рекка, главы Товарищества Никольских рядов и основателя Московского торгово-строительного акционерного общества – одной из крупнейших домостроительных фирм дореволюционной России.  

Рейтинг: 3.63