ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Жилой дом, арх. А.К. Буров

3.79
История строительства этого дома поделена на две части: до и после войны.
  • Жилой дом, арх. А.К. Буров
+ -

Массивный восьмиэтажный дом, расположенный между Мамоновским и Благовещенским переулками, на первый взгляд кажется единым и монолитным зданием. Однако стоит внимательно приглядеться к деталям его богато декорированного фасада, и станет очевидно, что две его половины похожи, но не идентичны друг другу. Так отразилась история строительства дома, разделённая на две части Великой Отечественной войной.

На месте правой половины здания раньше была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (которая и дала имя соседнему переулку). О ней было известно с начала XVII века; в 1680 году её отстроили в камне, а после обрушения главного свода в 1719 году церковь получила новый восьмерик в стиле барокко. Архитектурный ансамбль украсила изящная надвратная колокольня 1750‑х годов, возведенная отдельно от здания храма и игравшая роль ворот, ведущих на церковный погост. Храм и колокольня были полностью уничтожены в 1929 году.

На месте левой половины дома располагалась усадьба, выстроенная в 1773 году архитектором Матвеем Казаковым для Дмитрия Львовича Нарышкина. Позднее её приобрел род Дмитриевых‑Мамо́новых – по их фамилии получил свое название прилегающий переулок. Хозяева дома вошли в историю: Александр Матвеевич как один из фаворитов Екатерины II, а его сын, Матвей Александрович, как герой Отечественной войны 1812 года. В 1826 году Дмитриевы‑Мамоновы оставили дом на Тверской. Здание перешло в казну и превратилось в специализированную Глазную больницу, где могли получить медицинскую помощь все слои населения за невысокую плату.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны здание было передвинуто по рельсам в глубину улицы и развернуто на 90 градусов. Главный фасад, ранее выходивший на Тверскую, теперь был обращен в Мамоновский переулок. Больнице добавили дополнительный этаж снизу: новое место оказалось ниже старого, поэтому были построены новый фундамент и первый этаж. На них и «положили» старый дом, который из трехэтажного стал четырехэтажным. Здание больницы стоит на новом месте до сих пор.

На месте снесенной Благовещенской церкви в 1933–1936 годах был построен жилой дом по проекту архитектора А.К. Бу́рова. Его украсили росписями работы художника В.А. Фаворского в технике гриза́йль и другими классическими элементами – всё это соответствовало архитектурной моде той эпохи. Строительству второй очереди здания на старом месте Глазной больницы помешала война. Лишь в 1949 году здание было достроено под руководством того же А.К. Бурова, ставшего в 1945 году лауреатом Сталинской премии. Дом получил нынешний облик: правая часть похожа на левую. Только на фасаде последней место росписей заняли барельефы с пилястрами и отсутствуют ниши в витринах магазинов. Две половины, построенные в разное время, соединяются центральной вставкой с трёхчастными арками, покрытыми белокаменной резьбой.

У дома были и свои знаменитые жители. Мемориальная доска из красного гранита напоминает о том, что в 1950–1964 годах здесь жил дирижер Большого театра и композитор А.Ш. Мелик-Пашаев. Другая доска сообщает, что в 1950­–1985 годах в доме проживал известный советский пианист Э.Г. Ги́лельс.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Галина Цай   14 сентября 2013 11:22

    Было бы лучше, если бы фотографии были современные, чтобы здание узнавалось, а старые фото были бы для сравнения

Интересное рядом

Дома
Жилой дом А.И. Лобковой

Жилой дом А.И. Лобковой

Козицкий переулок, д. 5

Этот дом поражает посетителей своими великолепными интерьерами.

3.3
Территории
Страстной бульвар

Страстной бульвар

Название бульвара напоминает о Страстном монастыре, который занимал все пространство нынешнего сквера, где сейчас расположился памятник А.С. Пушкину.

(Нет голосов)
Территории
Тверской район

Тверской район

Визитная карточка города

(Нет голосов)
Дома
«Дом ста роялей»

«Дом ста роялей»

Газетный пер., д. 13, стр. 1

В этих домах проживала вся элита отечественной музыкальной интеллигенции — полный список занял бы несколько страниц.

3.39
Дома
Дом с чайками

Дом с чайками

Ул. Спиридоновка, д. 36, с. 1

Декор, стилизующий элементы символики МХТ, не встречается более ни на одном московском доме.

3.42
Дома
Доходный дом купца В. Е. Быкова, 1909 г., архитектор Л. Н. Кекушев

Доходный дом купца В. Е. Быкова, 1909 г., архитектор Л. Н. Кекушев

2-я Брестская ул., д. 19/18, стр. 1

Великолепный доходный дом купца-старообрядца В. Е. Быкова (2-я Брестская ул., д. 19/18, стр. 1) 1909 г. постройки является одной из последних работ великого архитектора московского модерна Л. Н. Кекушева. Четырехэтажный дом с фирменными кекушевскими волнообразными эркерами и криволинейными карнизами

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом

Жилой дом

Ул. Садовая-Кудринская, д. 28-30

Авторы проекта этого многоквартирного жилого дома получили квартиры здесь же

3.56
Музеи
Музей-квартира А.И. Солженицына

Музей-квартира А.И. Солженицына

Музей-квартира А.И. Солженицына располагается в двух помещениях жилого дома № 12, строение 8, подъезд 14 по Тверской улице: в собственно мемориальной квартире № 169 (1-й этаж) и в квартире № 173 (3-й этаж). Экспозиция организована в шести разделах: «Кухня» Войдя в мемориальную квартиру, посетитель сразу погружается в неповторимую атмосферу жизни интеллигенции 1970-х годов, средоточием которой была кухня. Главный акцент на оригинальные экспонаты: радиоприемник, по которому Солженицыны на этой кухне узнали о выходе в Париже первого тома книги «Архипелаг ГУЛАГ», ставшего причиной ареста и высылки автора из СССР; рукопись и машинописные копии воззвания «Жить не по лжи!», запущенного в самиздат 12 февраля 1974 года, в день ареста Солженицына. Зал «Нобелиана» Экспозиция самой большой комнаты в квартире посвящена творческому пути Солженицына, со времени тайного писательства в годы заключения и до получения регалий лауреата Нобелевской премии (1948–1974). В первой витрине выставлена подлинная телогрейка Солженицына с нашивками номеров экибастузского особого лагеря и нобелевский фрак. В экспозиции также представлены оригинальные предметы: лагерный блокнот и четки, которые помогали Солженицыну сочинять устно в лагере (начало 1950-х годов), номера журналов «Новый мир» с первыми публикациями Солженицына в СССР (1962–1966), мировые издания до 1970 года, регалии лауреата — Нобелевская медаль и диплом. Ряд экспонатов посвящен сюжету несостоявшейся в этой квартире в апреле 1972 года нобелевской церемонии: в витринах размещены фрагменты переписки Солженицына с Нобелевским комитетом; самодельные пригласительные билеты на церемонию; сервиз, купленный специально для этой церемонии. Советские власти не дали визу секретарю Шведской академии, церемония не состоялась, сервиз до нынешнего юбилейного года стоял в нераспечатанной коробке. «Арест» Прихожая мемориальной квартиры представляет состоявшийся в ней 12 февраля 1974 года арест Солженицына, за которым последовала высылка писателя из страны. «Работа над “Красном Колесом”» В комнате восстановлен кабинет писателя времени работы над исторической эпопеей «Красное Колесо» (1970–1990-е). Все экспонаты оригинальные: рабочий стол Солженицына, предметы на столе, пишущая машинка, аппарат для просмотра микрофильмов, наборно-верстальная машина IBM Composer, на которой Н.Д.Солженицына набрала и сверстала 20-томное «вермонтское» собрание сочинений. В специальных витринах представлена творческая работа писателя: конверты картотеки «Красного Колеса», библиография, промежуточные редакции эпопеи. «Фотолаборатория» Маленькая комната, оформленная в виде фотолаборатории 1970-х лет, посвящена рассказу о тайной работе над книгой «Архипелаг ГУЛАГ» и невидимых помощниках Солженицына в этой работе. В комнате представлены: рукопись и машинопись промежуточных редакций «Архипелага», пишущая машинка Е.Ц.Чуковской, на которой были сделаны перепечатки, образцы самиздата, книги, ходившие в СССР (например, ксерокопия парижского издания в коробке из-под вафельного торта). В комнате реконструирован процесс фотокопирования текста: показана работа фотоувеличителя, процесс сушки пленки. «Кабинет А.И.Солженицына 1990-х годов» В комнате полностью сохраняется мемориальная обстановка: рабочий стол А.И.Солженицына, книжные шкафы с мировыми изданиями его произведений. Экспозиция будет дополнена мемориальными предметами, сопровождавшими писателя при возвращении на Родину, в долгой поездке из Владивостока в Москву в 1994 году: полевая сумка, дорожные блокнотики, пенал с письменными принадлежностями, бинокль, карты маршрута возвращения с рукописными пометами Солженицына.

(Нет голосов)
Дома
Подворье Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Москве

Подворье Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Москве

улица 2-я Тверская-Ямская, дом 52, строения 1,2

Построено в 1900-1910-х годах . Автор проекта гражданский инженер Александр Иванович Ропп.

3.48
Дома
Дом потомственной почётной гражданки С.И. Елагиной, 1890-е гг., арх. А.А. Драницын. В 1920-1938 гг. в здании располагалась редакция журнала «Огонек», основателем и редактором которого был прозаик и журналист М. Е. Кольцов

Дом потомственной почётной гражданки С.И. Елагиной, 1890-е гг., арх. А.А. Драницын. В 1920-1938 гг. в здании располагалась редакция журнала «Огонек», основателем и редактором которого был прозаик и журналист М. Е. Кольцов

Страстной бульв., д. 11, стр. 1

Двухэтажный особняк в классическом стиле с повышенным левым ризалитом увенчанным треугольным фронтоном возведен в 1898 году архитектором Александром Александровичем Драницыным для потомственного почётного гражданина Сергея Ивановича Елагина.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом М. Н. Чижиковой

Доходный дом М. Н. Чижиковой

Садовая-Кудринская, 23 строение 1

Шикарный доходный дом по проекту загадочного архитектора построен в 1901 году и сохранил до нашего времени многие детали в стиле модерн: кованные балконы, козырёк над дверью, интерьер парадного подъезда и абрамцевские камины в квартирах.

(Нет голосов)
Дома
Щукинская сцена

Щукинская сцена

улица Каретный ряд, 3ст7

Щукинская сцена — с 1910, театральное здание, исторический памятник начала XX века.

(Нет голосов)