ENG

Пушкинская площадь

+ -

Пушкинская площадь – один из безусловных символов Москвы. Несмотря на то, что главной площадью столицы считается по праву знаменитая Красная, однако ее образ слишком официален, а Пушкинская – самая живая из городских площадей, истинное сердце Москвы.

Расплывчатые габариты (скорее, пространство, чем площадь) Пушкинская приобрела недавно, лет 40 назад. В советские годы она превратилась, по сути, в проезжую часть Тверской магистрали в окружении двух скверов, визуально почти не связанных друг с другом. Конечный отрезок Тверского бульвара также слился с Новопушкинским сквером, утратив свою четкость и самостоятельность.

До середины XVII столетия никакой площади здесь не было, а был просто плацдарм перед воротами Белого города. В 1641 году на этом месте москвичи встречали чудотворную икону Страстной Богоматери, принесенную из Нижнего Новгорода. Через пять лет, в память об этом событии, под крепостной стеной был возведен стройный пятиглавый собор (именно собор, один из девяти, существовавших в Москве в то время), окруженный двухъярусной арочной галереей. В нем и пребывала Страстная икона, одна из почитаемых святынь Дома Романовых.

Чуть позже, в 1654 году, при соборе возник монастырь. Это был очень живописный, необычный комплекс – монастырь с пятиглавым собором и надвратной церковью-колокольней (1692 г.), вплотную примыкающий к трехшатровой проездной башне Белого города. В ансамбль входила и построенная к 1652 году многоверхая церковь Рождества Богородицы в Путинках, стоящая чуть поодаль, но прекрасно просматривающаяся от городских ворот.

В 1720 году ворота снесли, а монастырь остался. В 1796 году появился Тверской бульвар, ориентированный точно на монастырскую колокольню. Западная сторона площади тогда же была застроена кварталом жилых двухэтажных зданий с целым рядом замкнутых внутренних дворов - один из немногих реализованных фрагментов екатерининского генплана регулярного переустройства города.

Другой угол бульвара и Тверской улицы оформила представительная ротонда церкви Дмитрия Солунского. Она возникла из древнего, тогда еще загородного, Киево-Печерского подворья. Трудно поверить, но под асфальтом обычной дворовой автостоянки, скрывается освидетельствованное археологами кладбище, где москвичи хоронили своих близких еще во времена князя Донского. Построенная, очевидно, в 1640-х, трехшатровая церковь была снесена в 1791 году и заменена ротондой - еще одно свидетельство постепенного превращения «проезда подле стены Белого города» в главный московский бульвар.

Современники рассказывали, что в начале XIX века у Дмитрия Солунского «съезд знатных богомольцев бывал иногда так велик, что кареты стояли вдоль всего бульвара». А вот колокольня при новой церкви осталась прежняя, самая необычная из шатровых колоколен не только Москвы, но и, пожалуй, всей России. В плане она была не квадратной, а прямоугольной формы – нечто среднее между колокольней и звонницей, характерной для более ранних времен.

К 1855 году архитектор М. Д. Быковский заменил старую монастырскую колокольню новой. Она была встроена в двухэтажный корпус, окончательно оформивший восточную сторону площади.

В 1875 году Страстной монастырь посетил Король Шведский и Норвежский Оскар П. Он любовался Москвой с высокой монастырской колокольни и впоследствии сказал: «Вид изумительный: почти все иностранцы желают видеть эту дивную панораму».

Последним штрихом в этом законченном, вполне состоявшемся архитектурном ансамбле стал памятник Пушкину, торжественно открытый в 1880-м году в устье Тверского бульвара. Его постановка была символичной: поэт как бы выходил со своего любимого бульвара и задумчиво склонял голову перед монастырскими куполами…

Но настали новые времена. В 1928 году поэт Владимир Маяковский выступил с предложением снести Страстной монастырь, указывая на явную неуместность соседства:

«Скушно Пушкину.

Чугунному ропщется.

Бульвар

хорош

пижонам холостым.

Пушкину

требуется

культурное общество,

А ему

подсунули

Страстной монастырь.

От Пушкина

до «Известий»

шагов двести.

Как раз

ему б

компания была,

но Пушкину

почти

не видать «Известий»,

мешают

писателю

чортовы купола».

Конструктивистское здание газеты «Известия», построенное в середине 1920-х архитектором Бахриным, стало первой ласточкой грядущей реконструкции площади, в 1931 году переименованной в Пушкинскую. Тогда же, в конце 1920-х, советские зодчие начали серьезно задумываться о переустройстве центральной площади, чей облик был слишком «старомосковским», никак неподходящим столице атеистического государства. Были варианты полного сноса всех строений, перепланировки, превращения бульваров в асфальтовую магистраль, строительства на углу улицы Горького двадцатиэтажной башни телеграфного агентства ТАСС. Но первым делом, конечно же, следовало избавиться от «чортовых куполов».

В начале 1934 года была снесена церковь Дмитрия Солунского. Постройки упраздненного в 1928 году монастыря были переданы Союзу безбожников СССР под размещение экспозиции Центрального атеистического музея.

В 1931 году Страстная площадь была переименована в Пушкинскую. А в 1937 году поставленный Маяковским вопрос «о куполах» был решен окончательно – трест «Мосразбор» полностью стер с лица земли монастырь, приурочив «трудовое достижение» к 100-летней годовщине гибели Пушкина.

Памятник поэту в 1950 году был перенесен на место бывшей надвратной церкви. В 1961 году за его спиной появилось здание всемирно известного кинотеатра «Россия». Классический квартал, на западной стороне площади, снесли в середине 1970-х. Еще одна непоправимая потеря тех лет: стоявший по левую руку от монастыря «дом Фамусова», в котором часто бывали Пушкин и Грибоедов. Это был трехэтажный особняк, построенный не позже середины XVIII века и принадлежавший известному роду Римских-Корсаковых, в их дочь Александру был влюблен Пушкин (а в ее сестру Екатерину - Александр Алябьев). Это о ней говорится в седьмой главе «Евгения Онегина»: «У ночи много звезд прелестных, красавиц много на Москве. Но ярче всех подруг небесных Луна в воздушной синеве…» Ну, а «домом Фамусова» старинный особняк прозвали потому, что здесь жила Софья Александровна, двоюродная сестра Грибоедова, супруга одного из Римских-Корсаковых, прототип Софьи Фамусовой.

Мемориальный дом, стоявший всего в сотне метров от памятника Пушкину, был снесен в 1968 году несмотря на громкие протесты общественности. Ради строительства нового корпуса редакции «Известий».

  • 1
    «Известия»

    «Известия»

    «Известия» занимают высокое здание с рядом больших круглых окон на верхнем этаже, которое фланкирует Пушкинскую площадь с севера.

    Пересекаем Малую Дмитровку и заглядываем в Большой Путинковский переулок
  • 2
    Типография  «Утро России»

    Типография «Утро России»

    В 1907-1908 годах в Большом Путинковском переулке архитектором Францем Шехтелем) строится изящное, в стиле модерн, здание типографии и редакции основанной Павлом Павловичем Рябушинским газеты «Утро России».

    Возвращаемся на Пушкинскую площадь к памятнику Пушкину
  • 3
    Комплекс домов доходных М.С.Логуновой

    Комплекс домов доходных М.С.Логуновой

    Это владение известно с XVIII века, правда, до 1788 года оно было разрезано проезжим переулком. Ныне владения по обе стороны несуществующего Молочного переулка объединены в одно.

    Проходим по Тверской в сторону центра
  • 4
    Елисеевский магазин

    Елисеевский магазин

    Этот дом во всех своих ипостасях является украшением Тверской улицы на протяжении вот уже почти 230 лет. Памятник архитектуры XVIII века, построен самим Матвеем Казаковым в 1787-1790 годах для Екатерины Ивановны Козицкой. Она была младшей дочерью известного сибирского заводчика-миллионера И.С. Мясникова, который оставил каждой из своих четырех дочерей по два горнорудных завода и по 19 тысяч крепостных. Молва приписывает строительство этого дома супругу Катерины Ивановны статс-секретарю императрицы Екатерины II Григорию Козицкому. Но тот покончил жизнь самоубийством в приступе меланхолии, свалившемся на него после отставки, еще в 1775 году. До Козицкой этот участок принадлежал князьям Вяземским. Она купила у них его в 1786 году. А Матвей Казаков в последнее десятилетие блестящего XVIII века построил для нее тут великолепный дворец в стиле классицизма. Особняк вырос на углу Тверской и переулка закрепившего в своем названии имя первой владелицы Козицкой.

    Смотрим на противоположную сторону улицы, угловой дом
  • 5
    "Дом  под юбкой"

    "Дом под юбкой"

    Здание построено по проекту знаменитого зодчего А.Г. Мордвинова и инженера П.А. Красильникова в 1940 году и вместе с жилым домом №15 занимает протяженный участок от Вознесенского переулка до Бульварного кольца.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Дом, в котором зимой 1903-1904 гг. жил поэт А. А. Блок

Дом, в котором зимой 1903-1904 гг. жил поэт А. А. Блок

Спиридоновка ул., д. 6

Этот небольшой двухэтажный доходный дом прославил знаменитый поэт Серебряного века А. Блок. Он прожил тут с молодой женой Л. Менделеевой две недели в январе 1904 г.

Рейтинг: 3.56
Музеи
Центр Гиляровского

Центр Гиляровского

Новый филиал Музея Москвы. Открытие состоялось 8 декабря 2017 г. и было приурочено ко дню рождения Владимира Гиляровского, а также к 121-летию Музея Москвы.

В Центре Гиляровского проходят выставки и события. Это место для всех, музейный центр, где главным является человек, житель сегодняшнего динамичного мегаполиса. Московские архитекторы, художники, краеведы, урбанисты, разные городские сообщества будут не просто посетителями музея, а соавторами проектов.

Выставки, экскурсии с выходом в пространство города, театральные постановки, лекции и мастер-классы, мастерские для детей и подростков, книжный магазин-читальня, коворкинг, школа городской журналистики, кинозал – у нового музейно-выставочного центра много идей. Главное – в этом историческом особняке в самом сердце города все время будет происходить что-то интересное.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря

Церковь Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря

Петровка ул., д. 28, стр. 10

Церковь Петра Митрополита – самый древний храм Высоко-Петровского монастыря.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба, XIX в.:  флигель, службы, главный дом

Городская усадьба, XIX в.: флигель, службы, главный дом

Дмитровский пер., д. 3, стр. 1, 3, 4

Объект культурного наследия регионального значения "Городская усадьба, XIX в." Дмитровский (до 1922 года Салтыковский пер.) владение 3. Оно формировалось в 18 и 19 веках. Сначала в середине 18 века участок близкий к Большой Дмитровке принадлежал купцам Алекесеевым.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник Владимиру Маяковскому

Памятник Владимиру Маяковскому

Москва,Триумфальная площадь

Памятник поэту Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади

Рейтинг: 3.68
Дома
Театр Сатиры

Театр Сатиры

Триумфальная пл., 2.

Что роднит этот театр с цирком? И почему именно он стал прототипом театра "Варьете"?

Рейтинг: 3.57
Дома
Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь

Петровка ул., д. 28

Собор, давший название монастырю, сохраняется неизменным почти 500 лет.

Рейтинг: 3.38
Дома
Церковь «Большое Вознесение»

Церковь «Большое Вознесение»

ул. Б. Никитская, д. 36, стр. 1

В одном из приделов недостроенной церкви Вознесения Господня венчался А.С. Пушкин.

Рейтинг: 3.27
Дома
 Жилой дом общества «Оргаметалл»

Жилой дом общества «Оргаметалл»

Большой Козихинский пер., д. 15, с. 2

Общество «Оргаметалл» было создано в 1924 г. в структуре Наркоммаша, когда был взят курс на индустриализацию страны и внедрение научной организации труда

Рейтинг: 3.28
Дома
Дом Мясоедова

Дом Мясоедова

ул. Большая Дмитровка, д. 8

Когда-то сюда пришел устраиваться сам Федор Шаляпин. Но после томительного ожидания ему сообщили, что управляющему недосуг.

Рейтинг: 3.44
Дома
Дом Карзинкина

Дом Карзинкина

Столешников пер., д. 9

Дом «злостного бонапартиста» танцмейстера Ламираля, а позже — знаменитого «дяди Гиляя», гостями которого были Чехов, Куприн, Бунин, Левитан, Шаляпин и многие другие.

Рейтинг: 3.7