ENG

Пушкинская площадь

+ -

Пушкинская площадь – один из безусловных символов Москвы. Несмотря на то, что главной площадью столицы считается по праву знаменитая Красная, однако ее образ слишком официален, а Пушкинская – самая живая из городских площадей, истинное сердце Москвы.

Расплывчатые габариты (скорее, пространство, чем площадь) Пушкинская приобрела недавно, лет 40 назад. В советские годы она превратилась, по сути, в проезжую часть Тверской магистрали в окружении двух скверов, визуально почти не связанных друг с другом. Конечный отрезок Тверского бульвара также слился с Новопушкинским сквером, утратив свою четкость и самостоятельность.

До середины XVII столетия никакой площади здесь не было, а был просто плацдарм перед воротами Белого города. В 1641 году на этом месте москвичи встречали чудотворную икону Страстной Богоматери, принесенную из Нижнего Новгорода. Через пять лет, в память об этом событии, под крепостной стеной был возведен стройный пятиглавый собор (именно собор, один из девяти, существовавших в Москве в то время), окруженный двухъярусной арочной галереей. В нем и пребывала Страстная икона, одна из почитаемых святынь Дома Романовых.

Чуть позже, в 1654 году, при соборе возник монастырь. Это был очень живописный, необычный комплекс – монастырь с пятиглавым собором и надвратной церковью-колокольней (1692 г.), вплотную примыкающий к трехшатровой проездной башне Белого города. В ансамбль входила и построенная к 1652 году многоверхая церковь Рождества Богородицы в Путинках, стоящая чуть поодаль, но прекрасно просматривающаяся от городских ворот.

В 1720 году ворота снесли, а монастырь остался. В 1796 году появился Тверской бульвар, ориентированный точно на монастырскую колокольню. Западная сторона площади тогда же была застроена кварталом жилых двухэтажных зданий с целым рядом замкнутых внутренних дворов - один из немногих реализованных фрагментов екатерининского генплана регулярного переустройства города.

Другой угол бульвара и Тверской улицы оформила представительная ротонда церкви Дмитрия Солунского. Она возникла из древнего, тогда еще загородного, Киево-Печерского подворья. Трудно поверить, но под асфальтом обычной дворовой автостоянки, скрывается освидетельствованное археологами кладбище, где москвичи хоронили своих близких еще во времена князя Донского. Построенная, очевидно, в 1640-х, трехшатровая церковь была снесена в 1791 году и заменена ротондой - еще одно свидетельство постепенного превращения «проезда подле стены Белого города» в главный московский бульвар.

Современники рассказывали, что в начале XIX века у Дмитрия Солунского «съезд знатных богомольцев бывал иногда так велик, что кареты стояли вдоль всего бульвара». А вот колокольня при новой церкви осталась прежняя, самая необычная из шатровых колоколен не только Москвы, но и, пожалуй, всей России. В плане она была не квадратной, а прямоугольной формы – нечто среднее между колокольней и звонницей, характерной для более ранних времен.

К 1855 году архитектор М. Д. Быковский заменил старую монастырскую колокольню новой. Она была встроена в двухэтажный корпус, окончательно оформивший восточную сторону площади.

В 1875 году Страстной монастырь посетил Король Шведский и Норвежский Оскар П. Он любовался Москвой с высокой монастырской колокольни и впоследствии сказал: «Вид изумительный: почти все иностранцы желают видеть эту дивную панораму».

Последним штрихом в этом законченном, вполне состоявшемся архитектурном ансамбле стал памятник Пушкину, торжественно открытый в 1880-м году в устье Тверского бульвара. Его постановка была символичной: поэт как бы выходил со своего любимого бульвара и задумчиво склонял голову перед монастырскими куполами…

Но настали новые времена. В 1928 году поэт Владимир Маяковский выступил с предложением снести Страстной монастырь, указывая на явную неуместность соседства:

«Скушно Пушкину.

Чугунному ропщется.

Бульвар

хорош

пижонам холостым.

Пушкину

требуется

культурное общество,

А ему

подсунули

Страстной монастырь.

От Пушкина

до «Известий»

шагов двести.

Как раз

ему б

компания была,

но Пушкину

почти

не видать «Известий»,

мешают

писателю

чортовы купола».

Конструктивистское здание газеты «Известия», построенное в середине 1920-х архитектором Бахриным, стало первой ласточкой грядущей реконструкции площади, в 1931 году переименованной в Пушкинскую. Тогда же, в конце 1920-х, советские зодчие начали серьезно задумываться о переустройстве центральной площади, чей облик был слишком «старомосковским», никак неподходящим столице атеистического государства. Были варианты полного сноса всех строений, перепланировки, превращения бульваров в асфальтовую магистраль, строительства на углу улицы Горького двадцатиэтажной башни телеграфного агентства ТАСС. Но первым делом, конечно же, следовало избавиться от «чортовых куполов».

В начале 1934 года была снесена церковь Дмитрия Солунского. Постройки упраздненного в 1928 году монастыря были переданы Союзу безбожников СССР под размещение экспозиции Центрального атеистического музея.

В 1931 году Страстная площадь была переименована в Пушкинскую. А в 1937 году поставленный Маяковским вопрос «о куполах» был решен окончательно – трест «Мосразбор» полностью стер с лица земли монастырь, приурочив «трудовое достижение» к 100-летней годовщине гибели Пушкина.

Памятник поэту в 1950 году был перенесен на место бывшей надвратной церкви. В 1961 году за его спиной появилось здание всемирно известного кинотеатра «Россия». Классический квартал, на западной стороне площади, снесли в середине 1970-х. Еще одна непоправимая потеря тех лет: стоявший по левую руку от монастыря «дом Фамусова», в котором часто бывали Пушкин и Грибоедов. Это был трехэтажный особняк, построенный не позже середины XVIII века и принадлежавший известному роду Римских-Корсаковых, в их дочь Александру был влюблен Пушкин (а в ее сестру Екатерину - Александр Алябьев). Это о ней говорится в седьмой главе «Евгения Онегина»: «У ночи много звезд прелестных, красавиц много на Москве. Но ярче всех подруг небесных Луна в воздушной синеве…» Ну, а «домом Фамусова» старинный особняк прозвали потому, что здесь жила Софья Александровна, двоюродная сестра Грибоедова, супруга одного из Римских-Корсаковых, прототип Софьи Фамусовой.

Мемориальный дом, стоявший всего в сотне метров от памятника Пушкину, был снесен в 1968 году несмотря на громкие протесты общественности. Ради строительства нового корпуса редакции «Известий».

  • 1
    «Известия»

    «Известия»

    «Известия» занимают высокое здание с рядом больших круглых окон на верхнем этаже, которое фланкирует Пушкинскую площадь с севера.

    Пересекаем Малую Дмитровку и заглядываем в Большой Путинковский переулок
  • 2
    Типография  «Утро России»

    Типография «Утро России»

    В 1907-1908 годах в Большом Путинковском переулке архитектором Францем Шехтелем) строится изящное, в стиле модерн, здание типографии и редакции основанной Павлом Павловичем Рябушинским газеты «Утро России».

    Возвращаемся на Пушкинскую площадь к памятнику Пушкину
  • 3
    Комплекс домов доходных М.С.Логуновой

    Комплекс домов доходных М.С.Логуновой

    Это владение известно с XVIII века, правда, до 1788 года оно было разрезано проезжим переулком. Ныне владения по обе стороны несуществующего Молочного переулка объединены в одно.

    Проходим по Тверской в сторону центра
  • 4
    Елисеевский магазин

    Елисеевский магазин

    Этот дом во всех своих ипостасях является украшением Тверской улицы на протяжении вот уже почти 230 лет. Памятник архитектуры XVIII века, построен самим Матвеем Казаковым в 1787-1790 годах для Екатерины Ивановны Козицкой. Она была младшей дочерью известного сибирского заводчика-миллионера И.С. Мясникова, который оставил каждой из своих четырех дочерей по два горнорудных завода и по 19 тысяч крепостных. Молва приписывает строительство этого дома супругу Катерины Ивановны статс-секретарю императрицы Екатерины II Григорию Козицкому. Но тот покончил жизнь самоубийством в приступе меланхолии, свалившемся на него после отставки, еще в 1775 году. До Козицкой этот участок принадлежал князьям Вяземским. Она купила у них его в 1786 году. А Матвей Казаков в последнее десятилетие блестящего XVIII века построил для нее тут великолепный дворец в стиле классицизма. Особняк вырос на углу Тверской и переулка закрепившего в своем названии имя первой владелицы Козицкой.

    Смотрим на противоположную сторону улицы, угловой дом
  • 5
    "Дом  под юбкой"

    "Дом под юбкой"

    Здание построено по проекту знаменитого зодчего А.Г. Мордвинова и инженера П.А. Красильникова в 1940 году и вместе с жилым домом №15 занимает протяженный участок от Вознесенского переулка до Бульварного кольца.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
 Жилой дом общества «Оргаметалл»

Жилой дом общества «Оргаметалл»

Большой Козихинский пер., д. 15, с. 2

Общество «Оргаметалл» было создано в 1924 г. в структуре Наркоммаша, когда был взят курс на индустриализацию страны и внедрение научной организации труда

Рейтинг: 3.27
Дома
Дом Карзинкина

Дом Карзинкина

Столешников пер., д. 9

Дом «злостного бонапартиста» танцмейстера Ламираля, а позже — знаменитого «дяди Гиляя», гостями которого были Чехов, Куприн, Бунин, Левитан, Шаляпин и многие другие.

Рейтинг: 3.7
Дома
Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь

Петровка ул., д. 28

Собор, давший название монастырю, сохраняется неизменным почти 500 лет.

Рейтинг: 3.26
Дома
Церковь «Большое Вознесение»

Церковь «Большое Вознесение»

ул. Б. Никитская, д. 36, стр. 1

В одном из приделов недостроенной церкви Вознесения Господня венчался А.С. Пушкин.

Рейтинг: 3.4
Дома
Театр Сатиры

Театр Сатиры

Триумфальная пл., 2.

Что роднит этот театр с цирком? И почему именно он стал прототипом театра "Варьете"?

Рейтинг: 3.57
Дома
Церковь Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря

Церковь Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря

Петровка ул., д. 28, стр. 10

Церковь Петра Митрополита – самый древний храм Высоко-Петровского монастыря.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник Владимиру Маяковскому

Памятник Владимиру Маяковскому

Москва,Триумфальная площадь

Памятник поэту Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади

Рейтинг: 3.77
Дома
Дом, в котором зимой 1903-1904 гг. жил поэт А. А. Блок

Дом, в котором зимой 1903-1904 гг. жил поэт А. А. Блок

Спиридоновка ул., д. 6

Этот небольшой двухэтажный доходный дом прославил знаменитый поэт Серебряного века А. Блок. Он прожил тут с молодой женой Л. Менделеевой две недели в январе 1904 г.

Рейтинг: 3.56
Музеи
Центр Гиляровского

Центр Гиляровского

Центр Гиляровского — филиал музейного объединения «Музей Москвы», основанный в 2017 году к 162-летию со дня рождения беллетриста Владимира Гиляровского и 121-летию Музея Москвы. Центр представляет собой открытое выставочное пространство без постоянной экспозиции, в котором помимо временных выставок проходят кинопоказы, а также работает лекторий. Музей расположен в двухэтажном флигеле городской усадьбы XVIII века, история которой прослеживается с 1811 года. В начале XIX века французский балетмейстер Жан Ламираль приобрёл участок в Столешниковом переулке с большим домом в 27 комнат. В 1820-х годах право на владение перешло к действительному тайному советнику 1-го класса Павлу Гагарину, а затем — Егору Леве. Последний разделил участок на две части, оставив себе нынешнее владение № 7. Участок № 9 купил Дмитрий Никифоров, а затем — Иван Карзинкин. Под его началом усадьбы была кардинально перестроена под доходный дом в эклектическом стиле. Проект здания разрабатывался архитектором Василием Карнеевым. После революции 1917 года в доме были созданы коммунальные квартиры. С 1886 по 1935 год в квартире № 10 на третьем этаже проживал писатель и журналист Владимир Гиляровский. У него в гостях бывали знаменитые деятели культуры того времени: Антон Чехов и Александр Куприн, Иван Бунин и Николай Телешов, Исаак Левитан и Фёдор Шаляпин. При жизни Гиляровского во флигеле доходного дома работал трактир, однако доподлинно неизвестно, бывал ли там писатель. Здание флигеля перешло во владение Музея Москвы в начале 2000-х годов.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба, XIX в.:  флигель, службы, главный дом

Городская усадьба, XIX в.: флигель, службы, главный дом

Дмитровский пер., д. 3, стр. 1, 3, 4

Объект культурного наследия регионального значения "Городская усадьба, XIX в." Дмитровский (до 1922 года Салтыковский пер.) владение 3. Оно формировалось в 18 и 19 веках. Сначала в середине 18 века участок близкий к Большой Дмитровке принадлежал купцам Алекесеевым.

(Нет голосов)
Дома
Дом Мясоедова

Дом Мясоедова

ул. Большая Дмитровка, д. 8

Когда-то сюда пришел устраиваться сам Федор Шаляпин. Но после томительного ожидания ему сообщили, что управляющему недосуг.

Рейтинг: 3.75