ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Пушкинская площадь

Пушкинская площадь
3.77
Пушкинская площадь – один из безусловных символов Москвы
  • Пушкинская площадь
+ -

Пушкинская площадь – один из безусловных символов Москвы. Несмотря на то, что главной площадью столицы считается по праву знаменитая Красная, однако ее образ слишком официален, а Пушкинская – самая живая из городских площадей, истинное сердце Москвы.

Расплывчатые габариты (скорее, пространство, чем площадь) Пушкинская приобрела недавно, лет 40 назад. В советские годы она превратилась, по сути, в проезжую часть Тверской магистрали в окружении двух скверов, визуально почти не связанных друг с другом. Конечный отрезок Тверского бульвара также слился с Новопушкинским сквером, утратив свою четкость и самостоятельность.

До середины XVII столетия никакой площади здесь не было, а был просто плацдарм перед воротами Белого города. В 1641 году на этом месте москвичи встречали чудотворную икону Страстной Богоматери, принесенную из Нижнего Новгорода. Через пять лет, в память об этом событии, под крепостной стеной был возведен стройный пятиглавый собор (именно собор, один из девяти, существовавших в Москве в то время), окруженный двухъярусной арочной галереей. В нем и пребывала Страстная икона, одна из почитаемых святынь Дома Романовых.

Чуть позже, в 1654 году, при соборе возник монастырь. Это был очень живописный, необычный комплекс – монастырь с пятиглавым собором и надвратной церковью-колокольней (1692 г.), вплотную примыкающий к трехшатровой проездной башне Белого города. В ансамбль входила и построенная к 1652 году многоверхая церковь Рождества Богородицы в Путинках, стоящая чуть поодаль, но прекрасно просматривающаяся от городских ворот.

В 1720 году ворота снесли, а монастырь остался. В 1796 году появился Тверской бульвар, ориентированный точно на монастырскую колокольню. Западная сторона площади тогда же была застроена кварталом жилых двухэтажных зданий с целым рядом замкнутых внутренних дворов - один из немногих реализованных фрагментов екатерининского генплана регулярного переустройства города.

Другой угол бульвара и Тверской улицы оформила представительная ротонда церкви Дмитрия Солунского. Она возникла из древнего, тогда еще загородного, Киево-Печерского подворья. Трудно поверить, но под асфальтом обычной дворовой автостоянки, скрывается освидетельствованное археологами кладбище, где москвичи хоронили своих близких еще во времена князя Донского. Построенная, очевидно, в 1640-х, трехшатровая церковь была снесена в 1791 году и заменена ротондой - еще одно свидетельство постепенного превращения «проезда подле стены Белого города» в главный московский бульвар.

Современники рассказывали, что в начале XIX века у Дмитрия Солунского «съезд знатных богомольцев бывал иногда так велик, что кареты стояли вдоль всего бульвара». А вот колокольня при новой церкви осталась прежняя, самая необычная из шатровых колоколен не только Москвы, но и, пожалуй, всей России. В плане она была не квадратной, а прямоугольной формы – нечто среднее между колокольней и звонницей, характерной для более ранних времен.

К 1855 году архитектор М. Д. Быковский заменил старую монастырскую колокольню новой. Она была встроена в двухэтажный корпус, окончательно оформивший восточную сторону площади.

В 1875 году Страстной монастырь посетил Король Шведский и Норвежский Оскар П. Он любовался Москвой с высокой монастырской колокольни и впоследствии сказал: «Вид изумительный: почти все иностранцы желают видеть эту дивную панораму».

Последним штрихом в этом законченном, вполне состоявшемся архитектурном ансамбле стал памятник Пушкину, торжественно открытый в 1880-м году в устье Тверского бульвара. Его постановка была символичной: поэт как бы выходил со своего любимого бульвара и задумчиво склонял голову перед монастырскими куполами…

Но настали новые времена. В 1928 году поэт Владимир Маяковский выступил с предложением снести Страстной монастырь, указывая на явную неуместность соседства:

«Скушно Пушкину.

Чугунному ропщется.

Бульвар

хорош

пижонам холостым.

Пушкину

требуется

культурное общество,

А ему

подсунули

Страстной монастырь.

От Пушкина

до «Известий»

шагов двести.

Как раз

ему б

компания была,

но Пушкину

почти

не видать «Известий»,

мешают

писателю

чортовы купола».

Конструктивистское здание газеты «Известия», построенное в середине 1920-х архитектором Бахриным, стало первой ласточкой грядущей реконструкции площади, в 1931 году переименованной в Пушкинскую. Тогда же, в конце 1920-х, советские зодчие начали серьезно задумываться о переустройстве центральной площади, чей облик был слишком «старомосковским», никак неподходящим столице атеистического государства. Были варианты полного сноса всех строений, перепланировки, превращения бульваров в асфальтовую магистраль, строительства на углу улицы Горького двадцатиэтажной башни телеграфного агентства ТАСС. Но первым делом, конечно же, следовало избавиться от «чортовых куполов».

В начале 1934 года была снесена церковь Дмитрия Солунского. Постройки упраздненного в 1928 году монастыря были переданы Союзу безбожников СССР под размещение экспозиции Центрального атеистического музея.

В 1931 году Страстная площадь была переименована в Пушкинскую. А в 1937 году поставленный Маяковским вопрос «о куполах» был решен окончательно – трест «Мосразбор» полностью стер с лица земли монастырь, приурочив «трудовое достижение» к 100-летней годовщине гибели Пушкина.

Памятник поэту в 1950 году был перенесен на место бывшей надвратной церкви. В 1961 году за его спиной появилось здание всемирно известного кинотеатра «Россия». Классический квартал, на западной стороне площади, снесли в середине 1970-х. Еще одна непоправимая потеря тех лет: стоявший по левую руку от монастыря «дом Фамусова», в котором часто бывали Пушкин и Грибоедов. Это был трехэтажный особняк, построенный не позже середины XVIII века и принадлежавший известному роду Римских-Корсаковых, в их дочь Александру был влюблен Пушкин (а в ее сестру Екатерину - Александр Алябьев). Это о ней говорится в седьмой главе «Евгения Онегина»: «У ночи много звезд прелестных, красавиц много на Москве. Но ярче всех подруг небесных Луна в воздушной синеве…» Ну, а «домом Фамусова» старинный особняк прозвали потому, что здесь жила Софья Александровна, двоюродная сестра Грибоедова, супруга одного из Римских-Корсаковых, прототип Софьи Фамусовой.

Мемориальный дом, стоявший всего в сотне метров от памятника Пушкину, был снесен в 1968 году несмотря на громкие протесты общественности. Ради строительства нового корпуса редакции «Известий».

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Станция метро «Маяковская»

Станция метро «Маяковская»

Дата открытия: 11.09.1938. Открыта в составе второй очереди строительства Московского метрополитена. Проектные названия: Триумфальная площадь (1935), Площадь Маяковского (1936)

Рейтинг: 3.81
Дома
Концертный зал им. Чайковского

Концертный зал им. Чайковского

Тверская ул., д. 31/4, стр. 1

Сегодня концертный зал имени П.И.Чайковского является главной сценой Московской филармонии.

Рейтинг: 3.45
Маршруты
Пока нет
изображения

«Мистическая Москва»

В рамках ежегодного конкурса проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе реальных задач работодателей «Школа реальных дел», победителями конкурса - командой лицея №1575, был разработан маршрут по мистической Москве.

Рейтинг: 3.41
Территории
Садовая-Самотечная улица

Садовая-Самотечная улица

Именно на этой улице находятся чудесные часы, ставшие отдельной достопримечательностью столицы.

(Нет голосов)
Дома
Комплекс доходных домов Д. Элькинда

Комплекс доходных домов Д. Элькинда

Большая Никитская ул., 31, Мерзляковский пер., 15, Столовый пер., 4-6

История современного владения связана с именем Д.Д. Элькинда, сына петербургского купца 1 гильдии Д.И. Элькинда. Разделив территорию на 4 равных участка, в каждом из них он выстроил 4-х этажные однотипные доходные дома по проекту архитектора Н.Д. Струкова.

Рейтинг: 3.3
Дома
Особняк Рябушинского

Особняк Рябушинского

Малая Никитская, д. 6/2

"Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла..."

Рейтинг: 3.77
Музеи
Музей-кофейня "КонфеКтная лавка"

Музей-кофейня "КонфеКтная лавка"

В музее представлена экспозиция о конфетной лавке конца 19 века, как рекламировали шоколад, зефир, карамель, марципан, тянучки, помадки, щербеты, ириски, экскурсии с угощением в традициях русского чайного стола. В музее проводятся мастер-классы: Ремесленный шоколад с цветами, семенами, травами, ягодами - 400р; Роспись шкатулок -1500; разделочных досок – 800; Лепка сахарного цветка – 400; Картина маслом на холсте - 3000р/час; На территории музея работает Феина-Кофейня, где заваривают чай с цветами пряностями, шишками, черемухой, сухофруктами, а также подают десерты по старинным рецептам.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Пахомия Высоко-Петровского монастыря

Церковь Пахомия Высоко-Петровского монастыря

Петровка ул., д. 28, стр. 7

В 1753 –1755 годах настоятель монастыря архимандрит Пахомий выстроил в юго-западном углу монастырского двора церковь во имя преподобного Пахомия Великого, своего небесного покровителя. Основанием для неё послужили белокаменные ворота бывшей усадьбы Нарышкиных.

(Нет голосов)
Дома
Ансамбль доходных домов Г.Г.Солодовникова, 1863 г.  1893 – 1894 гг., арх. К.В.Терский

Ансамбль доходных домов Г.Г.Солодовникова, 1863 г. 1893 – 1894 гг., арх. К.В.Терский

Дмитровка Б. ул., д. 6, стр. 1

Описываемое здание вдоль трассы улицы Большой Дмитровки на углу с улицей Кузнецкий мост является частью ансамбля, который принадлежит к числу самых знаменитых в истории театральной Москвы.

Рейтинг: 3.35
Дома
Станция метро «Охотный ряд»

Станция метро «Охотный ряд»

Станция, которая чаще других, меняла свои названия и была в свое время самой большой станцией глубокого заложения в мире.

Рейтинг: 3.33
Дома
Палаты Троекуровых

Палаты Троекуровых

Георгиевский пер., д. 4-6, стр.2

Эти палаты должны были стать настоящим украшением Охотного ряда, но случилось совсем по-другому.

Рейтинг: 3.2
Маршруты
«Московское метро» по станциям – объектам культурного наследия

«Московское метро» по станциям – объектам культурного наследия

Помимо того, что метро берет на себя функцию перевозки колоссального количества пассажиров, 48 станций являются памятниками архитектуры и исполняют роль подземного музейного пространства.

(Нет голосов)