Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

«Стародавняя Москва» главного режиссера Малого театра Алексея Дубровского

«Стародавняя Москва» главного режиссера Малого театра Алексея Дубровского
«Стародавняя Москва» главного режиссера Малого театра Алексея Дубровского
B
Архангельский пер., дом 15А, строение 9
Чистые пруды
1 ч. 7 м.
5.7 км
50

Живописность
Длительность
Информативность
Доступность
B
Архангельский пер., дом 15А, строение 9
Чистые пруды
Информация о маршруте

Когда всю жизнь живешь в одном городе, привычное пространство, словно оркестровая партитура, «такт за тактом», наполняется живыми, звучными «голосами» – точками притяжения, пересечения, заземления. Для актера, режиссера, педагога Щепкинского училища Алексея Владимировича Дубровского Москва стала именно такой «оркестровкой» – полифоничным, родным и близким по духу городом, привившим любовь к истории, литературе, театру. «Нет тебе на свете равных, / Стародавняя Москва! / Блеском дней, вовеки славных, / Будешь ты всегда жива!» – предвосхитил в далеком 1900 году поэт Серебряного века Валерий Брюсов, и чутье не подвело основоположника русского символизма.  

В биографии А. В. Дубровского столица сыграла едва ли не центральную роль, стала главным «местом действия» его личной судьбы. Заслуженный артист РФ, поставивший свой первый спектакль в 2007 году, вступил в труппу Малого театра в 2013-м. На сцене Малого Дубровский сыграл больше дюжины ролей, в том числе Короля в «Золушке» Шварца, Епиходова в «Вишневом саде» Чехова; поставил знаковые спектакли: «Метель» по повести А. Пушкина, «Физиков» по пьесе Ф. Дюрренматта, «Мертвые души» по одноименной поэме Н. Гоголя, «Женитьбу Бальзаминова» по пьесе А. Островского, «Собачье сердце» по повести М. Булгакова. Дубровский много лет работал с корифеем театра и кино Юрием Мефодьевичем Соломиным, был его заместителем по творческим вопросам. В 2024 году театральный деятель, обладающий бесценным опытом работы в главном драматическом театре страны, занял пост главного режиссера Малого. 

«Стихотворения чудный театр, / нам ли решать, что сегодня сыграем?», - вопрошала в свое время Белла Ахмадулина. На риторический вопрос лирической поэтессы Алексей Дубровский ответил по-своему. Артист, в широком смысле этого слова, не только вдохнул новую жизнь в классический академический театр, но и сохранил самобытные, многовековые традиции Малого – театра, который в свое время гордо назвали «Домом Островского». 

Мог ли Алексей Дубровский в самом начале творческого пути вообразить, представить хотя бы во сне, что однажды возглавит Малый театр? – «Если бы я такое увидел во сне, мне бы точно это понравилось», – не без улыбки признается Алексей Владимирович.

Артист и болельщик со стажем, Дубровский находит немало общего между театром и… футболом. Каждый спектакль, как, впрочем, и каждый матч – неповторим, уникален. Если кто-то из артистов забывает о команде, перетягивает одеяло на себя, вся «позиционная игра» моментально рушится. Каждый актер, каждый игрок задает свой ритм, свое движение спектаклю, взаимодействуя не только со своей личной ролью, но и с ролью партнера.

«Между театром и футболом действительно много общего. Тренер – тоже режиссер», – декларирует Дубровский. В футболе, как и в жизни, есть свой «кодекс чести». 

«Если болельщик болел за одну команду, она стала плохо играть, и он переключился на другую – позор такому болельщику. Скажем, у вас есть родственники. Они могут вам чем-то не нравиться, но они вам не чужие, и вы будете их терпеть всю жизнь, во всяком случае любой нормальный человек будет. Команда тоже одна на всю жизнь, что бы с ней ни происходило. Иначе смысл верности команде просто исчезает».  

На карте Москвы есть одно место, открытие которого Дубровский ждет с особым нетерпением – Стадион Эдуарда Стрельцова.

«Я болельщик «Торпедо» с детства, интерес к футболу я открыл в себе сам. Почему именно московское «Торпедо»? – Да просто еще маленьким случайно увидел эту команду по телевизору, она мне понравилась – прежде всего зацепило название – «Торпедо»! Сколько легендарных футболистов было в этой команде: Стрельцов, Иванов, Воронин, Шустиков, братья Савичевы, Ширинбеков. Я болел за «Торпедо», когда команда участвовала в чемпионате СССР, чемпионате России, играла в Высшей лиге; болел, когда команда провела несколько сезонов во Второй лиге, оказавшись чуть ли не в любителях. Я до сих пор переживаю. Команда – одна на всю жизнь. Сейчас «Торпедо», к сожалению, играет в Химках, туда тяжело добираться из центра, когда рабочий день заканчивается, по пробкам можно и не успеть. На старом стадионе я был до последнего матча. У меня дома даже есть кресло со стадиона Эдуарда Стрельцова. Когда приняли решение о его реконструкции, всем болельщикам раздали кресла. Это память на всю жизнь о том великом стадионе. В общем, команда есть, история есть, новый стадион строится. Ждем открытия! Надеюсь, к этому моменту любимая команда вернется в Высший дивизион».  

Наш маршрут – возможность вынырнуть из привычной колеи, чтобы изучить изгибы и «перестроения» режиссера-визионера, режиссера-тактика, режиссера-игрока – Алексея Владимировича Дубровского – для которого театр стал воплощением всеобъемлющего человеческого начала.

Автор статьи: Валерия Пайкова
Рекомендации
В путь!
Спасопесковский переулок
Узнать об объекте больше
1
О точке маршрута

Спасопесковский переулок притаился между миниатюрной Каменной Слободой и Арбатом. Буквально каждый объект, расположенный на этой крохотной улочке, протяженностью всего в 200 метров, является произведением архитектурного искусства, обладает не только исторической, но и культурной ценностью.


Автор сборника «Темные аллеи» Иван Бунин так описывал здешние проулки: «Здесь, в старых переулках за Арбатом, / Совсем особый город…» 


Среди жемчужин Спасопесковского – Церковь Спаса Преображения на Песках. Храм с трапезной и колокольней является одним из ярчайших образцов московского зодчества. Выдающийся русский пейзажист Василий Поленов увековечил старинную церковь в своей поэтичной картине «Московский дворик», написанной в 1878 году.


Невероятно изящный переулок, олицетворяющий собой всю незаурядность, «многожанровость» столичной культуры, по-прежнему хранит в себе ностальгические воспоминания многих поколений москвичей.   


Алексей Дубровский учился во французской спецшколе № 12 (ныне ГБОУ № 1231 им. В.Д. Поленова), расположенной буквально в двух шагах от церкви. Учебное заведение открылось в доме 6 стр. 7 по Спасопесковскому в 1936 году. Рядом со школой расположен еще один уникальный исторический объект – Дом Щепочкиной, супруги фабриканта и благотворителя Павла Григорьевича Щепочкина. Небольшой, аккуратный особняк в стиле ампир с лепными украшениями, разбросанными по фасаду, был построен в 1820 году.


«Сзади, если пройти арбатскими двориками, – Щукинское училище и Театр Вахтангова», - рассказывает Алексей Дубровский. «В первом классе меня водила в школу Даша Юрская – мы учились в одной школе. Наши родители достаточно тесно общались, Сергей Юрьевич Юрский и Наталья Максимовна Тенякова жили в соседнем от нас подъезде на Большой Дорогомиловской улице. Начиная со 2-го класса, я уже ездил в школу сам: садился на 39-й троллейбус, проезжал две остановки – на следующей после МИДа остановке выходил и переулками шел к школе. Еще можно было доехать на 2-м троллейбусе от гостиницы «Украина» – он приезжал к Калининскому проспекту (ныне Новый Арбат), оставалось только пройти чуть-чуть через Щукинское училище. Удобнее, конечно, было ехать на 39-м. Я каждый день ездил туда-обратно один. Правда один раз Даша забыла меня в школе, и я сам пришел домой. Она имела полное право меня забыть, поскольку училась уже в 4-м классе, у нее была «своя жизнь», а ей зачем-то дали меня в нагрузку».     


Дубровский до сих пор вспоминает те арбатские годы не иначе, как «годы чудесные». «Это была хорошая школа. Школа с историей. Мне повезло: у нас были прекрасные учителя. Мой учитель истории был сначала пионервожатым, потом стал преподавателем истории, а потом и директором. Потрясающий был человек – Сергей Георгиевич Купалов. Он с нами, уже будучи директором школы, играл в футбол. Он болел за «Спартак», а я за «Торпедо». У нас на уроках истории были такие специальные опросники, и каждый раз, когда я их заполнял, в конце ставил значок «Торпедо», а Сергей Георгиевич, если находил у меня какую-то ошибку, зачеркивал и писал: «Дубровский, вот если бы ты ответил на все вопросы, тогда было бы «Вперед, Торпедо!», а так – «Только Спартак». Такие в нашей школе были отношения с учителями! В моей жизни даже был недолгий период, когда я хотел стать историком… Еще нас возили в разные поездки, к примеру, на Бородинское поле. К сожалению, когда мы учились, стала прерываться связь с Поленовым, хотя в былые времена школа регулярно выезжала в заповедные места на правом берегу Оки, были специальные корпуса, где мы, школьники, жили. Классные руководители у меня были просто замечательные, я всех вспоминаю с теплотой. И даже сейчас, спустя много лет, там остались некоторые учителя, которые преподавали еще в мое время. Это была серьезная, награжденная медалью Юнеско, спецшкола, по окончании которой практически все поступали в МГИМО или в Иняз Мориса Тореза. В мое время в Советском Союзе существовал школьный обмен, так называемый jumelage – я выезжал в Бельгию без родителей на целых две недели! Мы ехали на поезде, пересекая множество границ – через Польшу, Германию. Мне было лет 13, не больше. Мы были чуть ли не первыми советскими школьниками в Бельгии. Нас там хорошо принимали, а потом бельгийцы приехали к нам в Москву. К нам все время приезжали какие-то франкоговорящие ребята из разных стран, в том числе из Африки. Было интересно».


Дом Огаревых
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
XVIII—XX вв.
Адрес:
ЦАО, Никитская Б. ул., дом 23/14/9
Эпоха:
18 век, 19 век, 1910-е
3.14
Узнать об объекте больше
2
О точке маршрута

Первые упоминания о Большой Никитской улице можно найти в старинных летописях, датированных 2-й половиной XIV столетия и относящихся к периоду правления московского князя Дмитрия Ивановича Донского. На Большой Никитской улице, с 1920 по 1993 гг., носящей имя автора романа «Кто виноват?» Александра Герцена, расположен старинный особняк – Дом Огаревых, памятник архитектуры XVIII-XX вв. Здесь у молодого поэта Николая Огарева не раз бывал его близкий друг, выпускник физико-математического отделения философского факультета Московского университета, будущий издатель еженедельника «Колокол» А. В. Герцен. 


Много лет спустя в историческом особняке заработал один из первых московских кинотеатров – «Унион», открывшийся в 1913 году. В советское время он получил название, говорящее само за себя – «Кинотеатр повторного фильма». Здесь крутили вышедшие из проката отечественные и зарубежные картины, прошедшие испытание временем и ставшие классикой. 


«В первом классе я не прогуливал уроки, зато потом… иногда прогуливал. На карте Москвы даже есть отдельная точка, где я это делал», – вспоминает Алексей Дубровский. 


«Я очень любил прогуливать уроки в Кинотеатре повторного фильма. Там были очень дешевые билеты, и по утрам показывали хорошее кино. Билет стоил чуть ли не 5 или 10 копеек. Там демонстрировались старые фильмы, в том числе французские киношедевры с Жаном Габеном, Луи де Фюнесом, Пьером Ришаром. Еще шли хорошие советские картины о Великой Отечественной войне. Там был прекрасный репертуар». 


В 1999 году здание Кинотеатра повторного фильма было передано театру «У Никитских ворот» Марка Розовского.


Малый театр
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1824, 1840
Адрес:
Театральный пр., дом 1
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
О.И. Бове, К.А. Тон, А.Ф. Элькинский
Эпоха:
19 век
5.00
Узнать об объекте больше
3
О точке маршрута

Алексей Дубровский родился в Москве в 1977 году, в семье народного артиста России Владимира Дубровского и сценариста Ирины Кмит. Владимир Алексеевич Дубровский выходит на сцену Малого театра уже 56 лет, с 1969 года. Дубровский-старший был зачислен в труппу Малого театра сразу после окончания ВТУ им. М. С. Щепкина, ещё будучи студентом, сыграв свои первые роли (Роллера в шиллеровских «Разбойниках», Каули в «Человеке из Стратфорда» драматурга Самуила Алёшина, военврача из «Волшебного существа» Андрея Платонова). Среди недавних актерских работ – роль отставного чиновника Худобаева в «Светит, да не греет» Островского и артиста Шмаги в «Без вины виноватые» в постановке Владимира Бейлиса. 


Алексей Дубровский пошел по стопам отца, став продолжателем театральной династии. Первым спектаклем, который Дубровский-младший посмотрел в детстве была не «Синяя птица» и не «Конёк-Горбунок», а… «Вишневый сад». 


«Мне было, наверное, лет пять, и это было яркое воспоминание. Я мало что понимал, но точно помню, что на Исторической сцене Малого театра происходило нечто таинственное, и в конце мне было очень жалко «дедушку», Фирса. Еще было страшновато – от звука лопнувшей струны. Это был Игорь Владимирович Ильинский в роли старика Фирса. Он уже тогда на меня некоторое потрясение произвел. Но не могу сказать, что я в 5 лет сразу захотел стать артистом. Это все постепенно созревало. Конечно, то, что я из актерской семьи, «сделало свое дело», но я не рос за кулисами. Меня никогда не брали ни на какие гастроли, я никогда не оставался в театре вынужденно, чтобы, например, делать уроки. Я жил обычной жизнью советского школьника: уходил в школу, приходил домой, делал уроки, гулял во дворе. Вот и вся моя «кипучая деятельность» в детстве. Конечно, иногда я ходил на какие-то спектакли. Папа брал меня в Малый на утренники и реже на драматические спектакли – видимо, когда я попал на «Вишневый сад», меня просто не с кем было оставить дома. Но, поскольку у меня были бабушка и дедушка, меня почти всегда было с кем оставить. Я в детстве никогда не находился в театре, что называется «от нечего делать», чтобы скоротать время. Новый год устраивали в Малом с Дедом морозом, меня туда, разумеется, водили. Иными словами, я в театре не жил сутками, как другие дети». 


Интерес к театру проснулся ближе к последним классам школы. 


«С трех лет мы с родителями отдыхали в Щелыково, в Доме творчества актёров, где жизнь била ключом, устраивались капустники. В моей французской школе я тоже участвовал в самодеятельности. Там меня ждал триумф – мой первый мощнейший успех в театре. Это была роль бабушки, которая полощет белье в «Дяде Степе-милиционере». Мне было лет 12-13. Именно там и тогда я что-то важное для себя понял: что это нравится не только мне, но и еще кому-то. Я имел очень большой успех – один из самых больших в моей жизни, наверное. Это был какой-то межклассовый смотр, в котором участвовало много народа и вот показывали кусок, как Дядя Степа спасает со льдины бабушку. Я играл роль бабушки, и все безумно смеялись. Так и было задумано, это был комедийный отрывок. У меня даже где-то лежит грамота за участие в школьной самодеятельности за эту сатирическую роль. Наверное, тогда я впервые в себя поверил. 


В Малый я «не со стороны» пришел. Я был два года заместителем художественного руководителя, находился рядом с Юрием Мефодьевичем Соломиным – он меня вводил в курс дела, я перенимал у него опыт… Это тоже имело большое значение. Это было поступательное движение. И, конечно, такое назначение – не только большая честь, но и большая ответственность. 


Вступать в зону такой ответственности нельзя без какой-то доли уверенности. Самоуверенности не должно быть, но какая-то уверенность в том, что ты в стратегическом плане уверен в людях, с которыми будешь работать, в идее, которую вкладываешь в эту работу – непременно должна быть. Иначе коллектив почувствует твою слабину. Артисты – весьма опытные люди в ощущении уверенности или неуверенности руководителя. Как только чувствуют, что режиссер не уверен в себе, весь процесс начинает рассыпаться. 


В Малом я почти перестал выходить на сцену в качестве актера. Я это очень люблю, но времени на это катастрофически не хватает. Выход на сцену тоже стал более ответственным. Одно дело ты выходишь как артист труппы, и совсем другое, когда ты «параллельно» – главный режиссер. Я учу студентов в «Щепке», но они всегда могут прийти в театр на спектакль, который я поставил, и проверить меня «в деле». Это именно так работает. Станиславский был выдающимся режиссером и хорошим артистом, систематизировал многие вещи, за что ему большое спасибо. При этом режиссер и актер – две разные, отдельные ипостаси.  


В свое время замечательный драматург и педагог Алексей Николаевич Казанцев, создавший в тандеме с Михаилом Михайловичем Рощиным «Центр драматургии и режиссуры», позвал меня сыграть в его спектакле. Он поставил «Смерть Тарелкина» по пьесе Сухово-Кобылина. Казанцев пригласил меня в режиссерскую группу: в ней было всего два человека, он и еще двое других режиссеров. Я и в режиссерской группе был, и играл. После этого он мне сказал: «Братец, тебе надо самому поставить спектакль». Я так и сделал, поставил «Повесть о капитане Копейкине» с Тимофеем Трибунцевым в главной роли. Это был действительно симпатичный спектакль по так называемой «вставной» повести в составе десятой главы первого тома «Мертвых душ». После этого всё и началось. В Малый театр я переходил в первую очередь как артист, вся моя режиссерская сущность «обнулилась», началась с чистого листа».


В прошлом сезоне главный режиссер Малого театра выпустил две постановки – «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина и лихо закрученный водевиль Д.Т. Ленского «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка». В этом сезоне состоялась премьера «Весьма остроумной и превеселой комедии о виндзорских женушках» Шекспира. 


«Спектакль поставил наш молодой режиссер Александр Вельмакин, победитель лаборатории «Постигая Островского», организованной Малым театром в честь юбилея драматурга. На малой сцене вышла «Защита Лужина» – это первое обращение к Владимиру Набокову в нашем театре. Большая премьера «Анны Карениной» режиссера Андрея Прикотенко. Сам я в марте выпущу «Белую гвардию» на Исторической сцене. У нас с нашим замечательным директором Тамарой Анатольевной Михайловой, с которой мы работаем в прекрасном тандеме, большие планы, – расписан весь 2026 год и уже даже половина 2027-го. 


«Я планов наших люблю громадьё, /размаха шаги саженьи. / Я радуюсь маршу, которым идем / в работу и в сраженья» – словно подсказал Дубровскому Маяковский в далеком 1927 году. 


«Без дальнего горизонта планирования в современном мире нельзя», – уверен Алексей Дубровский. «У нас есть обязательства по выпуску определенного количества премьер. Хочется сделать это все творчески, качественно и со смыслом», – отмечает главный режиссер Малого театра.


Бывший Дом кантонистов, Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина
Годы постройки:
1822
Адрес:
Неглинная ул., дом 6/2, строение 1, 2
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
Эпоха:
18 век, 19 век
3.83
Узнать об объекте больше
4
О точке маршрута

В 1998 году Алексей Дубровский окончил ВТУ им. М.С. Щепкина с красным дипломом – учился в мастерской завтруппы Малого театра Н. А. Верещенко. Во время учебы Дубровкий получал стипендию Президента России и мэра Москвы, стал лауреатом Всероссийского студенческого конкурса чтецов им. В. Яхонтова. «Я поступал во все театральные вузы Москвы. В мое время нельзя было, как сейчас, принести школьный аттестат во все выбранные вузы, – требовался оригинал, копию не принимали. В 16 лет я поступил в Щепкинское училище, а уже в 20 стал дипломированным артистом», – вспоминает Дубровский.  


  Здание на Неглинной улице давно стало его «вторым домом» – с 2009 года Алексей Владимирович сам преподает в «Щепке». Дубровский – доцент кафедры мастерства актёра, а в 2022 году впервые набрал собственный курс. 


В 2003-2006 гг. Дубровский был педагогом кафедры мастерства актёра во ВГИКе.


«Меня пригласил преподавать Игорь Николаевич Ясулович, с которым мы были коллегами по ТЮЗу, – позвал на свой первый курс во ВГИКе, который он сам впервые набрал. Один из моих студентов был старше меня на год, ему было 26, а мне 25, при этом он называл меня по имени отчеству. Хорошо, что судьба так сложилась, что я рано стал преподавать. Мне было безумно интересно в это окунуться. Это было полезно для меня, в том числе и как для актера. И до сих пор – открою вам секрет – я артист, режиссер, но по-прежнему продолжаю учиться. Мои студенты – другие люди, другое поколение. Это другие темпоритмы, фантазия другая. Я многому учусь у своих студентов. Мне кажется, так по-хорошему и должно быть. Это взаимообмен. Опыта у меня больше, но у них, возможно, есть что-то, чего нет у меня. Это обоюдно интересная история. Первый курс я работал во ВГИКе вольнослушателем-педагогом, потом три года официально. Когда я оттуда ушел, из-за логистических неудобств, мне поступило новое предложение сразу от двух народных артистов РФ. Один из моих мастеров, актер, театральный педагог, профессор Борис Владимирович Клюев, и наш великолепный и блистательный Василий Иванович Бочкарев пригласили меня преподавать в Щепкинское училище. Получилось так, что я пришел сразу на два курса – один мы набирали с Василием Ивановичем, а Борис Владимирович заменил на посту ушедшего из жизни художественного руководителя Николая Николаевича Афонина. Это был 2008 год. Клюев возглавил курс и пригласил меня преподавать вместе с ним. Когда Бориса Владимировича не стало, мне доверили довести его курс, а потом набрать новый. Я занял его место завкафедры, что для меня вдвойне почетно, потому что тем самым я продолжил дело своего учителя. В 2013 году, после 15 лет работы в ТЮЗе, я вошел в труппу Малого. Это произошло в том числе благодаря Щепкинскому училищу. Так, через свою альма-матер, я вернулся в родные пенаты».


Палаты Сверчковых
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
XVII в.
Адрес:
ЦАО, Сверчков пер., дом 8, строение 3
Ближайшие станции метро:
Эпоха:
17 век
3.91
Узнать об объекте больше
5
О точке маршрута

Алексей Дубровский провел свое детство в многоэтажном доме на Большой Дорогомиловской улице, на западе Москвы. Позже семья переехала на Чистые пруды, в Потаповский переулок, до революции именовавшийся Большим Успенским. Сие название было дано в ознаменование ныне утраченного храма Успения Божией Матери, возведенного мастером Петром Потаповым на средства щедрого московского купца Ивана Матвеевича Сверчкова в конце ХVII века. В 1922 году переулок был назван в честь Потапова. 


Здесь по-прежнему царит дух безвозвратно ушедшего времени. Оказавшись в этих краях, можно ощутить дух старины, почти физически перенестись в другую эпоху. 


Обитая в Потаповском, трудно было не восхититься удивительными архитектурными подробностями московского стиля.
«Окрестные дома завораживают своим величием. Это доходные дома начала 19 века», – вспоминает Дубровский, описывая старинный особняк, в котором жил в детстве. «Это допожарная Москва – часть Москвы, которая не горела в пожаре 1812 года. Там есть настоящие шедевры архитектуры. Во дворе между Потаповским и Сверчковым переулком находятся потрясающие воображение средневековые палаты купцов Сверчковых. Это здание, если о нем не знать, так просто и не увидишь, оно скрыто от глаз, словно нарочно спрятавшись во дворе».


Заповедный островок истории прочно обосновался в Сверчковом переулке, в ранние советские годы получившем свое имя в память о меценате Сверчкове. 


Палаты Сверчковых – редчайший сохранившийся образец допетровской архитектуры, словно сошедший со страниц русской сказки. Двухэтажные палаты из красного кирпича на белокаменном подклете были построены на рубеже XVI-XVII веков. Оформление палат в стиле московского барокко, дошедшее до наших дней, возникло после их перестройки в 1680 году. Сегодня в старинном здании близ Покровки размещается Государственный российский дом народного творчества имени В.Д. Поленова.


Церковь Федора Стратилата и Архангела Гавриила
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
1705-1707, 1773-1780
Адрес:
Архангельский пер., дом 15А, строение 9
Ближайшие станции метро:
Чистые пруды
Архитекторы:
И.П. Зарудный
Эпоха:
17 век, 18 век, 19 век
Узнать об объекте больше
6
О точке маршрута

В нескольких минутах ходьбы от палат Сверчковых, в соседнем переулке, находится настоящая жемчужина храмовой Москвы – Меншикова башня, построенная в начале XVIII века по заказу сподвижника Петра I, светлейшего князя Александра Меншикова. По словам Алексея Дубровского, это место в свое время стало для него почти сакральным.  


«Потрясающий Храм Архангела Гавриила – так называемая Меншикова башня в Архангельском переулке. Это Антиохийское подворье. Там две церкви, практически стена к стене – Архангела Гавриила и Федора Стратилата. Пока я жил неподалеку, у меня в буквальном смысле был свой «путь в храм», что тоже немаловажно».  


Церковь Архангела Гавриила была построена в 1707 году как домовая церковь во владениях Меньшикова. Она принадлежит к редкому типу подколокольных храмов, известных как «иже под колоколы»: звонница не примыкает к зданию, а возведена под единственным куполом церкви. Зданию, которое создал легендарный зодчий Иван Зарудный, удалось избежать пожара 1812 года. В убранстве храма сохранились уникальные аутентичные детали.


В 1782-1806 гг.. во дворе храма Архангела Гавриила была построена небольшая церковь с колокольней. Автором храма великомученика Феодора Стратилата стал Иван Еготов, ученик великих русских архитекторов – В. И. Баженова и М. Ф. Казакова.
«Слава богу, мои родители меня крестили ребенком, хотя тогда это было не самое одобряемое дело. Меня крестили в Переделкине, там, где сейчас Патриаршее подворье. Это было в 1982 году, мне было 5 лет. Все свое детство я провел у бабушки с дедушкой на даче в Мичуринце, куда я приезжал на лето. Они жили на улице рядом с «Литфондом». Прекрасно помню свои крестины. Интересно было наблюдать за происходящим как бы со стороны. Я разошелся, хулиганил, когда меня крестили – задувал свечки, еще что-то вытворял. Батюшка приговаривал: «Хорошо, хорошо, это бесы выходят». Потом предупредил моих родителей: «Этого отрока я буду крестить по полному обряду». Хулиганом я был где-то до средней школы. Но хулиганом не зловредным – не дрался, никого не бил. Мне было интересно что-нибудь втихаря покрасить, разрезать ножницами, что-нибудь куда-то выкинуть. Это был мой способ исследования мира».  


«Нативный» метод самопознания был близок и Станиславскому. Великий реформатор театра полагал, что режиссер — «не только тот, кто умеет разобраться в пьесе, посоветовать актерам, как ее играть, умеет расположить их на сцене в декорациях, которые ему соорудил художник. Режиссер — еще и тот, кто умеет наблюдать жизнь». 


Дубровский – актер, режиссер, зритель – тонкий и вдумчивый наблюдатель жизни.


Поделитесь статьей с друзьями