Когда всю жизнь живешь в одном городе, привычное пространство, словно оркестровая партитура, «такт за тактом», наполняется живыми, звучными «голосами» – точками притяжения, пересечения, заземления. Для актера, режиссера, педагога Щепкинского училища Алексея Владимировича Дубровского Москва стала именно такой «оркестровкой» – полифоничным, родным и близким по духу городом, привившим любовь к истории, литературе, театру. «Нет тебе на свете равных, / Стародавняя Москва! / Блеском дней, вовеки славных, / Будешь ты всегда жива!» – предвосхитил в далеком 1900 году поэт Серебряного века Валерий Брюсов, и чутье не подвело основоположника русского символизма.
В биографии А. В. Дубровского столица сыграла едва ли не центральную роль, стала главным «местом действия» его личной судьбы. Заслуженный артист РФ, поставивший свой первый спектакль в 2007 году, вступил в труппу Малого театра в 2013-м. На сцене Малого Дубровский сыграл больше дюжины ролей, в том числе Короля в «Золушке» Шварца, Епиходова в «Вишневом саде» Чехова; поставил знаковые спектакли: «Метель» по повести А. Пушкина, «Физиков» по пьесе Ф. Дюрренматта, «Мертвые души» по одноименной поэме Н. Гоголя, «Женитьбу Бальзаминова» по пьесе А. Островского, «Собачье сердце» по повести М. Булгакова. Дубровский много лет работал с корифеем театра и кино Юрием Мефодьевичем Соломиным, был его заместителем по творческим вопросам. В 2024 году театральный деятель, обладающий бесценным опытом работы в главном драматическом театре страны, занял пост главного режиссера Малого.
«Стихотворения чудный театр, / нам ли решать, что сегодня сыграем?», - вопрошала в свое время Белла Ахмадулина. На риторический вопрос лирической поэтессы Алексей Дубровский ответил по-своему. Артист, в широком смысле этого слова, не только вдохнул новую жизнь в классический академический театр, но и сохранил самобытные, многовековые традиции Малого – театра, который в свое время гордо назвали «Домом Островского».
Мог ли Алексей Дубровский в самом начале творческого пути вообразить, представить хотя бы во сне, что однажды возглавит Малый театр? – «Если бы я такое увидел во сне, мне бы точно это понравилось», – не без улыбки признается Алексей Владимирович.
Артист и болельщик со стажем, Дубровский находит немало общего между театром и… футболом. Каждый спектакль, как, впрочем, и каждый матч – неповторим, уникален. Если кто-то из артистов забывает о команде, перетягивает одеяло на себя, вся «позиционная игра» моментально рушится. Каждый актер, каждый игрок задает свой ритм, свое движение спектаклю, взаимодействуя не только со своей личной ролью, но и с ролью партнера.
«Между театром и футболом действительно много общего. Тренер – тоже режиссер», – декларирует Дубровский. В футболе, как и в жизни, есть свой «кодекс чести».
«Если болельщик болел за одну команду, она стала плохо играть, и он переключился на другую – позор такому болельщику. Скажем, у вас есть родственники. Они могут вам чем-то не нравиться, но они вам не чужие, и вы будете их терпеть всю жизнь, во всяком случае любой нормальный человек будет. Команда тоже одна на всю жизнь, что бы с ней ни происходило. Иначе смысл верности команде просто исчезает».
На карте Москвы есть одно место, открытие которого Дубровский ждет с особым нетерпением – Стадион Эдуарда Стрельцова.
«Я болельщик «Торпедо» с детства, интерес к футболу я открыл в себе сам. Почему именно московское «Торпедо»? – Да просто еще маленьким случайно увидел эту команду по телевизору, она мне понравилась – прежде всего зацепило название – «Торпедо»! Сколько легендарных футболистов было в этой команде: Стрельцов, Иванов, Воронин, Шустиков, братья Савичевы, Ширинбеков. Я болел за «Торпедо», когда команда участвовала в чемпионате СССР, чемпионате России, играла в Высшей лиге; болел, когда команда провела несколько сезонов во Второй лиге, оказавшись чуть ли не в любителях. Я до сих пор переживаю. Команда – одна на всю жизнь. Сейчас «Торпедо», к сожалению, играет в Химках, туда тяжело добираться из центра, когда рабочий день заканчивается, по пробкам можно и не успеть. На старом стадионе я был до последнего матча. У меня дома даже есть кресло со стадиона Эдуарда Стрельцова. Когда приняли решение о его реконструкции, всем болельщикам раздали кресла. Это память на всю жизнь о том великом стадионе. В общем, команда есть, история есть, новый стадион строится. Ждем открытия! Надеюсь, к этому моменту любимая команда вернется в Высший дивизион».
Наш маршрут – возможность вынырнуть из привычной колеи, чтобы изучить изгибы и «перестроения» режиссера-визионера, режиссера-тактика, режиссера-игрока – Алексея Владимировича Дубровского – для которого театр стал воплощением всеобъемлющего человеческого начала.











