Автор-исполнитель собственных песен, поэт-фронтовик, писатель-прозаик, сценарист, композитор, бард, «певец Арбата», голос поколения… Лирик, родившийся в Москве, всю жизнь оставался верен своему слову, своему моральному камертону.
«Каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
не стараясь угодить…
Так природа захотела.
Почему?
Не наше дело.
Для чего?
Не нам судить».
В биографии Булата Окуджавы (1924–1997), как на черно-белой фотопленке, отпечатались многие драматические события страны, в том числе Великая Отечественная война. Еще не окончив школу, 17-летний юноша начал, как он сам позже описывал в своей автобиографической книге, «бомбардировать военкомат», требуя, чтобы его с приятелем немедленно забрали в армию. Отправившись добровольцем на фронт, он служил в составе минометной батареи, а после тяжелого ранения – радистом. За боевые заслуги Окуджава был награжден медалью "За оборону Кавказа" и орденом Отечественной войны I степени. Песня на слова и музыку Окуджавы «Нам нужна одна победа», прозвучавшая в фильме «Белорусский вокзал», заставила рыдать взахлеб даже внушительных солидных мужчин, став настоящим гимном самоотверженности и отваги.
На проникновенных, цепляющих за душу строчках Булата Шалвовича выросло уже несколько поколений. Окуджава никогда не заигрывал с публикой, не пытался понравиться «всем и сразу», при этом его песни знали наизусть и пели миллионы.
«Булат останется нашей совестью, которой мы будем проверять себя и в России XXI века», – напророчил когда-то поэт-шестидесятник Евгений Евтушенко.
Блистательная Белла Ахмадулина по-своему объясняла феномен Окуджавы. «…Может быть, в нашей любви, в нашем пристрастии к Булату есть некоторая ни в чем не повинная корысть, потому что, обращаясь к нему, мы выгадываем, выгадываем свет собственной души».
В своем многогранном творчестве автор автобиографической повести «Будь здоров, школяр» и романа «Путешествие дилетантов» искал ответы на извечные вопросы, вновь и вновь приглашая слушателя к диалогу. Этот задушевный разговор всякий раз оказывался настоящим откровением для обеих сторон.
Песни "Возьмемся за руки, друзья", "Давайте восклицать", "Молитва" и многие другие в буквальном смысле разошлись на цитаты, став «визитной карточкой» поэта. Без них в советские годы не обходилось ни одно застолье, ни один семейный праздник, ни одна встреча друзей.
По-настоящему всенародно любимой стала песня, прозвучавшая в картине «Белое солнце пустыни», на стихи Окуджавы и музыку И. Шварца, в исполнении Павла Луспекаева.
«Ваше благородие, госпожа удача,
Для кого ты добрая, а кому иначе.
Девять граммов в сердце постой не зови...
Не везёт мне в смерти — повезёт в любви!»
«Женюсь, женюсь…» - игриво обещал Андрей Миронов в картине «Соломенная шляпка» на музыку Исаака Шварца и стихи Булата Окуджавы. Разумеется, все женщины на свете ему безоговорочно верили.
"Часовые любви", "Сентиментальный марш", "До свидания, мальчики", "Бери шинель, пошли домой", "Песенка об Арбате", "Песенка кавалергарда"… Песни на слова, а во многих случаях и на музыку Окуджавы прозвучали в таких культовых советских картинах, как «Застава Ильича», «Июльский дождь», «Женя, Женечка и «Катюша», «Покровские ворота», «Приключения Буратино», «Романс о влюблённых», «Ключ без права передачи», «Звезда пленительного счастья», «От зари до зари», «Аты-баты, шли солдаты»...
Наш маршрут – возможность пройтись по местам силы и вдохновения Булата Окуджавы, адресам детства и молодости этого всеми любимого поэта и литератора, окунувшись в «негромкую», вроде бы «такую житейскую» атмосферу творчества и созидания.











