Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

«Арбат, ты – мое отечество!» К 100-летию Булата Окуджавы

Поэт, всю жизнь стремящийся к гармонии смыслов, звуков и эмоций, стал для многих эталоном душевного благородства, высокой «культуры человеческих чувств».

«Арбат, ты – мое отечество!» К 100-летию Булата Окуджавы
«Арбат, ты – мое отечество!» К 100-летию Булата Окуджавы
A
ул. Новый Арбат, д. 7 строение 1
B
г. Москва, Новая пл., д. 3/4
5 ч. 17 м.
26.4 км

Поэт, всю жизнь стремящийся к гармонии смыслов, звуков и эмоций, стал для многих эталоном душевного благородства, высокой «культуры человеческих чувств».

0.00
Живописность
Длительность
Информативность
Доступность
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
A
ул. Новый Арбат, д. 7 строение 1
B
г. Москва, Новая пл., д. 3/4
Информация о маршруте

Автор-исполнитель собственных песен, поэт-фронтовик, писатель-прозаик, сценарист, композитор, бард, «певец Арбата», голос поколения… Лирик, родившийся в Москве, всю жизнь оставался верен своему слову, своему моральному камертону.

«Каждый пишет, как он слышит.

Каждый слышит, как он дышит.

Как он дышит, так и пишет,

не стараясь угодить…

Так природа захотела.

Почему?

Не наше дело.

Для чего?

Не нам судить».

В биографии Булата Окуджавы (1924–1997), как на черно-белой фотопленке, отпечатались многие драматические события страны, в том числе Великая Отечественная война. Еще не окончив школу, 17-летний юноша начал, как он сам позже описывал в своей автобиографической книге, «бомбардировать военкомат», требуя, чтобы его с приятелем немедленно забрали в армию. Отправившись добровольцем на фронт, он служил в составе минометной батареи, а после тяжелого ранения – радистом. За боевые заслуги Окуджава был награжден медалью "За оборону Кавказа" и орденом Отечественной войны I степени. Песня на слова и музыку Окуджавы «Нам нужна одна победа», прозвучавшая в фильме «Белорусский вокзал», заставила рыдать взахлеб даже внушительных солидных мужчин, став настоящим гимном самоотверженности и отваги.

На проникновенных, цепляющих за душу строчках Булата Шалвовича выросло уже несколько поколений. Окуджава никогда не заигрывал с публикой, не пытался понравиться «всем и сразу», при этом его песни знали наизусть и пели миллионы.

«Булат останется нашей совестью, которой мы будем проверять себя и в России XXI века», – напророчил когда-то поэт-шестидесятник Евгений Евтушенко.

Блистательная Белла Ахмадулина по-своему объясняла феномен Окуджавы. «…Может быть, в нашей любви, в нашем пристрастии к Булату есть некоторая ни в чем не повинная корысть, потому что, обращаясь к нему, мы выгадываем, выгадываем свет собственной души».

В своем многогранном творчестве автор автобиографической повести «Будь здоров, школяр» и романа «Путешествие дилетантов» искал ответы на извечные вопросы, вновь и вновь приглашая слушателя к диалогу. Этот задушевный разговор всякий раз оказывался настоящим откровением для обеих сторон.

Песни "Возьмемся за руки, друзья", "Давайте восклицать", "Молитва" и многие другие в буквальном смысле разошлись на цитаты, став «визитной карточкой» поэта. Без них в советские годы не обходилось ни одно застолье, ни один семейный праздник, ни одна встреча друзей.

По-настоящему всенародно любимой стала песня, прозвучавшая в картине «Белое солнце пустыни», на стихи Окуджавы и музыку И. Шварца, в исполнении Павла Луспекаева.

«Ваше благородие, госпожа удача,

Для кого ты добрая, а кому иначе.

Девять граммов в сердце постой не зови...

Не везёт мне в смерти — повезёт в любви!»

«Женюсь, женюсь…» - игриво обещал Андрей Миронов в картине «Соломенная шляпка» на музыку Исаака Шварца и стихи Булата Окуджавы. Разумеется, все женщины на свете ему безоговорочно верили.

"Часовые любви", "Сентиментальный марш", "До свидания, мальчики", "Бери шинель, пошли домой", "Песенка об Арбате", "Песенка кавалергарда"… Песни на слова, а во многих случаях и на музыку Окуджавы прозвучали в таких культовых советских картинах, как «Застава Ильича», «Июльский дождь», «Женя, Женечка и «Катюша», «Покровские ворота», «Приключения Буратино», «Романс о влюблённых», «Ключ без права передачи», «Звезда пленительного счастья», «От зари до зари», «Аты-баты, шли солдаты»...

Наш маршрут – возможность пройтись по местам силы и вдохновения Булата Окуджавы, адресам детства и молодости этого всеми любимого поэта и литератора, окунувшись в «негромкую», вроде бы «такую житейскую» атмосферу творчества и созидания.

Автор статьи: Валерия Пайкова
Рекомендации
В путь!
Роддом Грауэрмана
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
1913-1914
Адрес:
ул. Новый Арбат, д. 7 строение 1
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
Эпоха:
1910-е
Узнать об объекте больше
1
О точке маршрута

Будущий бард появился на свет в роддоме, расположенном в двух шагах от Арбата и названном в честь уважаемого московского акушера, профессора Григория Львовича Грауэрмана.


Когда-то, в конце XIX столетия, на месте роддома располагалась небольшая лечебница. Новое четырехэтажное здание с башенками и зубцами было построено в 1913 году по заказу выпускника медицинского факультета Московского университета, хирурга П. Д. Соловова, задумавшего открыть собственную клинику. Особняк, один из этажей которого должен был занять сам Соловов с семьей, спроектировал мастер модерна Николай Жерихов. Все шло вроде как по плану, пока в планы не вмешалась Первая мировая война. В здании Соловова разместился госпиталь, а еще через какое-то время прописался роддом.


На протяжении многих десятилетий это был самый известный столичный роддом, родиться в котором почиталось за честь. Летом 1931 года, во время своего исторического визита в Москву, на «экскурсии» в образцово-показательном роддоме даже побывал автор «Пигмалиона», знаменитый ирландский драматург Бернард Шоу.


В родильном доме № 7 имени Г. Л. Грауэрмана, в самом центре столицы, появились на свет автор «Дома на набережной» Юрий Трифонов, режиссер театра и кино Марк Захаров, кумир миллионов Андрей Миронов, легенды экрана Александр Ширвиндт и Михаил Державин, создатель книг о приключениях «девочки из будущего» Алисы Селезневой – Кир Булычев.


9 мая 1924 года здесь родился Окуджава. Родители-партработники решили соригинальничать и неожиданно даже для самих себя нарекли сына Дорианом, в честь героя знаменитого романа О. Уайльда. То ли имя не прижилось, то ли возникли какие-то сомнения, факт остается фактом: когда пришло время оформлять документы, Шалва Окуджава передумал и дал мальчику имя Булат, в переводе с персидского означающее «сталь». Что ж, отец не ошибся: за добрыми и внимательными карими глазами сына скрывался воистину стальной характер.

Дом Окуджавы
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
XIX в.
Адрес:
ЦАО, Арбат ул., дом 43
Эпоха:
19 век, 1930-е
3.29
Узнать об объекте больше
2
О точке маршрута

Одна из старейших и самых атмосферных исторических улиц столицы связана со многими именами великих. Здесь бродили, творили и жили А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь.


В XX веке улицу восславил и увековечил Б.Ш. Окуджава. "Песенка об Арбате", написанная в 1959 году, стала настоящей «одой любви» городу и любимой улице.


«Ты течешь, как река. Странное название.


И прозрачен асфальт, как в реке вода...


Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое призвание.


Ты и радость моя, и моя беда.


Пешеходы твои люди не великие.


Каблуками стучат, по делам спешат.


Ах, Арбат, мой Арбат, ты моя религия.


Мостовые твои подо мной лежат.


От любови твоей вовсе не излечишься,


Сорок тысяч других мостовых любя.


Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое отечество,


Никогда до конца не пройти тебя».


Дом №43 на Арбате – адрес, на всю жизнь врезавшийся в сердце и в память Булата Шалвовича. Будущий «поэт Арбата» провел свое детство в доме, построенном в середине XIX века, в коммунальной квартире 12, на 4-м этаже. У его семьи было в распоряжении две маленькие комнатки. Позже дом надстроили двумя дополнительными этажами. Во дворе дома сохранились деревья, которые еще в детстве сажал Булат Шалвович. Хотя в биографии Окуджавы не обошлось без переездов, смены городов и адресов (в последние годы поэт жил на даче в Переделкине), его главным «местом силы» - своего рода энергетической станцией - всю жизнь оставался Арбат. Для Окуджавы Арбат стал своего рода «Ахиллесовой пятой», сквозным литературным лейтмотивом, к которому поэт возвращался вновь и вновь (в таких произведениях, как "Арбатский дворик", "Песенка об Арбате", "Арбатский романс", "Надпись на камне", "Арбатское вдохновение"…)


Последний прижизненный сборник стихов Окуджавы назывался так, словно время и впрямь остановилось: «Чаепитие на Арбате».

Памятник Б. Окуджаве
Годы постройки:
2002
Адрес:
Улица Арбат, 45
Скульпторы:
Г. Франгулян
3.35
Узнать об объекте больше
3
О точке маршрута

«Упрямо я твержу с давнишних пор: Меня воспитывал арбатский двор», - вспоминал в своем знаменитом стихотворении «Арбатское вдохновение, или Воспоминания о детстве» Булат Шалвович. «Арбатство – это определение очень важного для меня качества. Это – моя натура, моя психология, мое отношение к окружающим», - утверждал поэт.


Не удивительно, что именно здесь, на углу Арбата и Плотникова переулка, появился памятник Булату Окуджаве. Автором композиции стал выдающийся советский скульптор Георгий Франгулян (создатель памятников М.А. Булгакову на Большой Пироговской и Дмитрию Шостаковичу у Дома музыки на Космодамианской набережной). Франгулян также создал памятник Окуджаве и на улице академика Бакулева (на территории средней общеобразовательной школы), а также надгробный камень на могиле Окуджавы на Ваганьковском кладбище.


Открытие арбатского памятника в мае 2002 года было приурочено сразу к двум важным датам: Дню Победы и дню рождения поэта. Авторы монумента стремились в тончайших деталях, как в пазле, воссоздать "кусочек арбатского двора" времен юности Окуджавы. Объемно-пространственная композиция включает в себя две бронзовые полуарки, на которых высечены строчки из знаковых стихов Окуджавы, две одинокие скамейки, живое дерево, фигуру поэта высотой почти в 2,5 метра и даже… его длинную бронзовую тень, будто по привычке нырнувшую в родной дворик. И тут уместно вспомнить стихотворение еще одного выдающегося поэта, участника Великой Отечественной войны Арсения Тарковского.


«Я тень из тех теней, которые, однажды


Испив земной воды, не утолили жажды


И возвращаются на свой тернистый путь,


Смущая сны живых, живой воды глотнуть…»

О точке маршрута


Творчество Булата Окуджавы стало для многих «желанным пристанищем», отдушиной, радушным «домом», в который непременно хочется вернуться. В уютном, камерном музее Булата Окуджавы, примостившимся в родном арбатском переулке, бережно хранятся не только личные вещи поэта и его родителей. Помимо самых разных артефактов, здесь каким-то чудом «закапсулировалась» душевная аура поэта, – светлая, медитативная, меланхоличная.


«Как где-то сказано у Достоевского, у человека всегда должен быть дом, куда можно пойти. В самые безнадежные времена таким домом для нас были песни Булата. Печаль в искусстве, которая понимает и отражает нашу жизненную печаль, есть бодрящая печаль. В этом смысле Булат Окуджава был нашим великим общенародным утешителем», - как в свое время мудро подметил признанный классик литературы, Фазиль Искандер.


В экспозиции московского музея собраны уникальные фотографии из семейного архива Окуджавы, плакаты и афиши многочисленных выступлений поэта, предметы личных коллекций (к примеру, колокольчики), подарки близких друзей, памятные издания, рукописи, редкие экземпляры «самиздата». Пространство – буквально –пронизано нотками ностальгии, детально, с любовью воссоздана часть рабочего кабинета Окуджавы из его последней московской квартиры в Безбожном (ныне Протопоповском переулке). Письменный стол, торшер, настенные часы с кукушкой… Кажется, Булат Шалвович просто ненадолго выбежал во двор и вот-вот вернется.

Дом-музей А.И. Герцена
Узнать об объекте больше
5
О точке маршрута


В стенах исторического особняка, построенного в 1820-х годах, располагается единственный в России музей, посвященный жизни и творчеству писателя, философа, мыслителя Александра Ивановича Герцена. Здесь, в 5 минутах от Арбата, он проживал со своей семьей с 1843-1847 гг. В конце 1960-х годов было принято решение об организации в доме на Сивцевом Вражке, 27 Музея А. И. Герцена, на правах филиала Государственного Литературного музея.


Заведующая Домом-музеем Герцена Ирена Желвакова, работающая в музее аж с 1961 года, вспоминала, что именно здесь когда-то состоялся первый вечер Окуджавы как барда и поэта. Булат Шалвович приходил на Сивцев Вражек с гитарой и без, нередко присутствовал на вечерах в качестве гостя. Однажды чуть не отменили вечер, посвященный дню рождения Герцена. Гости уже были приглашены, программа объявлена, как вдруг выяснилось, что один из заявленных драматургов не сможет прийти. Положение спас Булат Окуджава, которого буквально в последний момент попросили выступить на памятном вечере, сделав тем самым бесценный подарок не только Герцену, но и слушателям. «Если лично для Герцена, то, конечно, выступлю!», - как всегда иронично ответил поэт.


Дом-музей Герцена по сей день сохранил свой аутентичный облик, не менявшийся со времен перестройки здания в 1892 году. К 100-летию со дня рождения Окуджавы здесь открылась выставка, рассказывающая, помимо всего прочего, о памятных вечерах, проходивших в Доме Герцена, а также об уникальных друзьях и единомышленниках Булата, не раз собиравшихся вместе на Сивцевом Вражке.

Политехнический музей
5.00
Узнать об объекте больше
6
О точке маршрута

Большая аудитория Политехнического появилась в 1907 году, моментально став центром притяжения поэтов и ученых, философов и художников. В 1913-1916 годах на сцене Большой аудитории выступали Владимир Маяковский и Иван Бунин. В 1918 году здесь рукоплескали Андрею Белому, Велимиру Хлебникову, Сергею Есенину, а в 1930-е гг. — Николаю Заболоцкому, Александру Твардовскому и Эдуарду Багрицкому...


В 1960-е годы поэтические вечера в Политехническом музее стали символом «московской оттепели». В знаменитом фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича» есть знаковый эпизод, снятый в Политехническом, и посвященный выступлениям поэтов-шестидисятников, ставших выразителями надежд и настроений общества: Евтушенко, Ахмадулиной, Вознесенского, Рождественского, Казаковой, Окуджавы.


«Застава Ильича» - пронзительная драма об истории целого поколения вышла на экраны в 1965 году под названием «Мне двадцать лет». Премьера оригинальной версии картины состоялась в 1988 году.


В картине «Застава Ильича» Марлена Хуциева прозвучала знаковая песня в исполнении Булата Окуджавы под названием «Сентиментальный марш». Сцена, в которой молодой Окуджава выступает с гитарой на вечере в Политехническом, стала одной из самых запоминающихся. Специально организованные съёмки музыкально-поэтического фрагмента состоялись в 1962 году. Режиссеру удалось передать проступающее сквозь экран чувство взаимопонимания, доверия между поэтом и аудиторией. Во время документальных съемок эпизода реально переполненный зал Политеха слушал выступление Окуджавы, затаив дыхание, а в конце взорвался бурными овациями. Так было на всех без исключения концертах Окуджавы.

Поделитесь статьей с друзьями