ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом Окуджавы

ул. Арбат, 43
3.29
Этот, когда-то двухэтажный, с лавками на первом этаже, жилой дом, построенный в середине XIX века, сейчас называют домом Окуджавы.
К началу XX столетия здание было надстроено еще двумя этажами и разрослось вглубь участка, превратившись в многоквартирный дом, помещения которого сдавались внаем.
  • Дом Окуджавы
+ -

Этот, когда-то двухэтажный, с лавками на первом этаже, жилой дом, построенный в середине XIX века, сейчас называют домом Окуджавы. К началу XX столетия здание было надстроено еще двумя этажами и разрослось вглубь участка, превратившись в многоквартирный дом, помещения которого сдавались внаем. После революции квартиры были превращены в коммуналки. Именно здесь провел детство Булат Окуджава. Во дворе до сих пор сохранились деревья-современники великого «певца Арбата». «…Они, сжимая в руках бумажное и беспрекословное право, возникли на улице со странным названием "Арбат", вошли в дом 43 и вселились в квартиру 12 на четвертом этаже большого грязно-бежевого дома, - напишет Булат Шалвович про своих родителей в автобиографическом романе «Упраздненный театр». - В квартире, о которой вам уже известно, им выпала честь обладать двумя комнатами, расположенными в разных концах длинного коридора». В 1934 году дом перестраивается по проекту архитектора Владимира Чагина. Были улучшены квартиры, а первый этаж заняли отделы первого в Москве магазина «Диета», который располагался в соседнем доме №45. 8 мая 2002 года в Москве был открыт первый памятник Булату Окуджаве работы скульптора Георгия Франгуляна. Монумент установлен около дома 43, на углу Арбата и Плотникова переулка.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Музей священника Павла Флоренского

Музей священника Павла Флоренского

Мемориальный музей священника Павла Флоренского, созданный по инициативе его внука игумена Андроника (Трубачёва) и искусствоведа Марии Люкшиной в 1997 году. Музей входит в число проектов Фонда науки и православной культуры священника Павла Флоренского. Большую часть жизни Павел Флоренский прожил в собственном доме в Сергиевом Посаде, который купил в 1915-м. В этом же году в Москву переехала его семья из Тифлиса, чтобы жить поблизости от священника. Мать Ольга Флоренская, сёстры Раиса и Юлия, а также брат Андрей приобрели пятикомнатную квартиру, в которой после революции 1917 года и начала политики уплотнения была создана коммунальная квартира. Советские власти разрешили Флоренским оставить за собой две комнаты, однако через некоторое время староста квартиры П. А. Строев объявил семье о необходимости дополнительного уплотнения. В результате пятеро членов семьи было вынуждено проживать в одной комнате. С 1921 года Павел Флоренский начал работать в Главэлектро и часто останавливался у своей семьи, однако из-за отсутствия свободных спальных мест священнику приходилось ночевать и у своих друзей В. И. Лисева, Ефимовых. В 1933-м Флоренский был отправлен в лагерь, откуда он продолжал слать письма семье. Дочь священника Мария Флоренская-Трубачёва переехала в комнату в 1938 году, после того как переехали Раиса, Юлия и Андрей Флоренские, и стала последней из родственников священника, кто жил в квартире на улице Бурденко. В 1988-м дом закрыли на капитальный ремонт, после завершения которого правительство Москвы выделило Марии Трубачёвой отдельные помещения на окраине Москвы. Бывшая коммунальная квартира была разделена на две: однокомнатную площадью 42 м² и двухкомнатную площадью 66,5 м². В 1988 году по инициативе Марии Трубачёвой и Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры бывшая коммунальная квартира была включена в список вновь выявленных памятников истории и культуры города Москвы. Первым идею о создании мемориального музея Павла Флоренского в Москве озвучил академик Дмитрий Лихачёв. 22 января 1989 года он обратился к участникам выставки «Возвращение забытых имён», посвящённой жизни Павла Флоренского: Настало время принять меры, чтобы сохранить для потомства московскую квартиру П. А. Флоренского, устроить в ней музей, на базе которого могла бы быть налажена научно-исследовательская и культурно-просветительская работа по подготовке к изданию сочинений П. А. Флоренского. В 1992 году объект был утверждён в статусе памятника, подлежащего государственной охране, а в 1993-м игумен Андроник, внук Флоренского и директор Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского отправил прошение мэру Москвы Юрию Лужкову о создании музея Флоренского. В 1994-м с похожей просьбой отец Андроник обратился к руководителю департамента инженерного департамента правительства Москвы А. С. Матросову: ... Выяснилось, что мемориальная квартира разрушена во время проведения капитального ремонта дома с нарушением статьи 39 Закона Российской Федерации «Об охране и использовании памятников истории и культуры», т.е. заказчики ОКС ХОЗУ Совета Министров СССР, а затем Управление по капитальному ремонту и строительству Департамента инженерного обеспечения Правительства городу Москвы не согласовали проектную документацию с Управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы и грубо игнорировали как предписания данного Управления, так и сигналы общественности. Результатом обращений отца Андроника стало совещание по созданию музея Павла Флоренского, проведённое А. С. Матросовым. После обсуждений дела было принято решение сохранить мемориальную квартиру, а также подготовить необходимые документы и отправить их правительству Москвы с просьбой принять решение о создании музея.  Соответствующие постановления были выпущены в 1994 году, однако из-за разделения бывшей коммунальной квартиры на две появились проблемы с оформлением юридического адреса музея. Благодаря Вячеславу Брагину и его личным связям с Юрием Лужковым вышло Постановление правительства Москвы от 5 сентября 1995 года «О создании в городе Москве музея-квартиры священника Павла Флоренского», согласно которому Министерство культуры обязывалось выкупить две квартиры и объединить их в одну. К началу 1997-го вся площадь бывшей квартиры Флоренского вошла в распоряжение министерства и сотрудники начали активную работу по восстановлению мемориальных интерьеров. Открытие музея состоялось 8 декабря 1997 года, в 60-летнюю годовщину со дня смерти Флоренского. В 2004 году музей совместно с Михаилом Тарковским и администрацией Кадыйского района стали инициаторами создания муниципального Историко-культурного музея села Завражье. В музее экспонируются материалы, связанные с кинорежиссёром Андреем Тарковским, Павлом Флоренским, а также историей края и села.

(Нет голосов)
Здания
Дом с квартирой В.В. Вересаева

Дом с квартирой В.В. Вересаева

Шубинский пер., д. 2/3

Его книги «Записки врача», «На войне», «В тупике», «Пушкин в жизни», «Гоголь в жизни», «Спутники Пушкина» читала вся Россия.

3.39
Здания
Доходное владение А.А.Лазарик-А.Л.Шанявского

Доходное владение А.А.Лазарик-А.Л.Шанявского

ул. Арбат, дом 4 с1

Дом №4 расположен практически в самом начале улицы. В своей основе он содержит палаты XVIII века, которые в первой трети XIX века были встроены в новый трехэтажный дом со скромными фасадами в стиле позднего классицизма.

5
Памятники
Александров А. В.

Александров А. В.

Земледельческий пер., д. 20

Александр Васильевич Александров (1883—1946) — выдающийся композитор, хормейстер и дирижер.

(Нет голосов)
Здания
Доходный дом архитектора Л. Кекушева

Доходный дом архитектора Л. Кекушева

Остоженка ул., д. 19

Изящные и лаконичные линии декора и таинственная история вензеля.

4
Здания
Доходный дом И.А. Коровкина

Доходный дом И.А. Коровкина

Нащокинский пер., д. 10

Во дворе дома, в котором в XIX в. жил поэт Плещеев, в XX в. играют в домино и шахматы, грустят, радуются и мечтают герои фильма «Покровские ворота».

3.49
Здания
Доходный дом Н.С.Титова

Доходный дом Н.С.Титова

Ружейный пер., д. 2, корп. А

В этом доме в 20-е годы прошлого века жили известный археолог Павел Дмитриев и его жена, работавшая в Оружейной палате, Елена Липеровская.

(Нет голосов)
Памятники
Военным контрразведчикам

Военным контрразведчикам

Пречистенка ул., д. 7

Монумент открыт во внутреннем дворе здания Управления ФСБ по Московскому военному округу.

3.3
Здания
Церковь Николы на Щепах

Церковь Николы на Щепах

1-й Смоленский пер., д. 20, стр. 1

Ещё в начале 1990-х годов церковь здесь будто бы и не существовала. Изуродованное здание больше напоминало неухоженный заводской корпус, чем 300-летний храм.

3.4
Здания
Дом Дюгамель

Дом Дюгамель

Мерзляковский пер., д. 18

За чашкой кофе в гостиной Дюгамель Иоанн Кронштадтский неизменно читал газету «Московские ведомости».

3.31
Музеи
Мультимедиа Арт Музей

Мультимедиа Арт Музей

Мультимедиа Арт Музей, Москва / Музей «Московский Дом фотографии» – первый российский музей, посвящённый фотографии, современному искусству и новым медиа. Музей был основан в 1996 году Ольгой Свибловой, которая является его бессменным директором. Тогда МАММ носил название «Московский дом фотографии». В 2003 году он был реорганизован и сменил название на «Мультимедиа Арт Музей». В новом формате музей реализует проекты с использованием информационно-коммуникационных арт-технологий (медиаинсталяция, медиаперфоманс, видеоарт, нет-арт и др.). Одним из главных принципов музея является полная открытость новым формам визуального выражения и поиск свежих, новаторских тенденций в области российского и зарубежного фото и медиаискусства. Музей является одним из самых посещаемых в Москве: 30-35 тысяч зрителей в месяц. За почти 15 лет существования его посетили более 10 млн. человек. При этом музей старается прививать любовь к искусству молодому поколению и справляется с этим успешно: 70% посетителей – люди до 30 лет. С 1996 года по чётным годам музей проводит Московскую Международную Фотобиеннале, которая включает в себя от 60 до 80 проектов, объединённых в 3 различные темы. А с 1999 года по нечётным — фестиваль «Мода и стиль в фотографии». С момента основания музей провёл более 3000 проектов в Москве, Санкт-Петербурге, других городах России и за рубежом. В собрании МАММ более 80 тысяч единиц оригинальных отпечатков и негативов. Фонды музея не имеют хронологических и тематических ограничений. Широко представлены все фотографические техники: от самых ранних — дагерротипов (50-е годы ХIX века), ферротипов, амбротиров — до новейших, использующих цифровые технологии. В коллекции музея находятся как работы классиков российской фотографии, — Александра Родченко, Карла и Виктора Буллы, Аркадия Шайхета, Евгения Халдея, Дмитрия Бальтерманца — так и современных российских фотографов и художников: AES+F, Игоря Мухина, Сергея Браткова, Евгения Миронова, Дмитрия Венкова, Евгения Антуфьева и многих других. В 2006 году, как структурное подразделение МАММ, была создана Школа им. Родченко, которая готовит художников и фотографов, работающих в сфере современного искусства и СМИ в области документальной, художественной и проектной фотографии, а также видео и новых медиа.

(Нет голосов)