Экскурсия «Веселая слобода «Скоморошки». От скоморохов до императорских театров»

Экскурсия «Веселая слобода «Скоморошки». От скоморохов до императорских театров»

90 ч. 25 м.3 км

Маршрут составила Захаренкова Светлана Николаевна, аккредитованный экскурсовод.

5
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении

Информация о маршруте

В древние времена район улицы Большая Дмитровка считался периферией Москвы. Улица шла почти параллельно Тверской и населяли ее, в основном, выходцы из Дмитрова – отсюда и название. Она проходила через небольшую слободу Скоморошки и урочище Глинищи.

Скоморошья слобода говорит сама за себя: здесь обитали скоморохи, считающиеся первыми на Руси актерами. Певцы, плясуны, рассказчики, дрессировщики зверей – они обладали разнообразными талантами, и не только развлекали публику, но и оказывали влияние на правителей. Первый из русских царей, открыто проявлявший интерес к скоморошьему творчеству, был Иван Грозный. Именно по его инициативе при царском дворце был организован потешный двор – предшественник будущего придворного театра. Сам царь любил маскироваться и плясать со скоморохами.

Со скоморошьим движением нещадно боролась церковь. Ведь, предпочитая «игрища» посещению церкви, народ не приобщался к Слову Божию и нравственным проповедям. Да и сама церковь терпела прямые финансовые убытки. На скоморохов начались гонения. В XVII веке царь Алексей Михайлович издал указ о запрещении скоморошьих представлений. Однако народные гуляния все равно сопровождались игрищами с участием самих горожан. Постепенно скоморошье творчество переросло в профессиональные выступления музыкантов и актеров. Оно и явилось предтечей русского профессионального театра.

Этот небольшой квартал от Дмитровки до Театральной площади весь заполнен театрами, а также памятными местами, связанными с театральными деятелями, потомками русских скоморохов.

Сегодня мы совершим небольшую «театральную прогулку», пройдя по адресам, которых коснулась рука Мельпомены. Мы узнаем об истории создания театров и о людях, беззаветно служивших театральному искусству. И первый наш адрес – театр Наций.

Выйдя со станций метро "Тверская" / "Чеховская" / "Пушкинская" (удобнее воспользоваться выходом № 11 со ст. м. "Пушкинская") пройдите по Страстному бульвару, поверните направо на ул. Большую Дмитровку и, немного пройдя вперед, поверните налево в Петровский переулок. Слева Вы увидите Театр Наций.

Автор статьи: Департамент культурного наследия города Москвы
Распечатать статью

Точки маршрута

Жилой дом, XIX в. (Театр наций)

Годы постройки

XIX в.

Стиль

Классицизм

Адрес

ЦАО, Страстной бульв., дом 12, строение 2

Ближайшие станция метро

ПушкинскаяТверскаяЧеховская

Назначение постройки

Лечебное учреждение, Общественное учреждение

Узнать об объекте больше
star-icon
3.2
Жилой дом, XIX в. (Театр наций)
1
Историческое здание Театра Наций было построено в 1885 году по проекту архитектора Михаила Чичагова и при содействии купцов-меценатов братьев Бахрушиных. Бахрушины сдали свой участок в аренду театральному деятелю Федору Коршу и выделили деньги на строительство театра. Театр возвели в рекордно короткие сроки – за 100 дней. И он сразу же произвел на публику неизгладимое впечатление: кроме красивого фасада в псевдорусском стиле, зал и вестибюль освещались электричеством, что по тем временам было редкостью. Антрепренер и драматург Федор Корш официально открыл здесь частный драматический театр, получивший название «Театр Корша». Частные театры тогда только-только набирали силу. Монополия императорских театров была отменена лишь в 1882 году. А введена она была еще Екатериной II и почти столетие действовала в Санкт-Петербурге и Москве. По этому указу в двух столицах (в отличие от провинции) нельзя было создавать частные театральные антрепризы. Могли существовать только императорские театры. И вот после отмены монополии театр Корша стал одним из первых частных театров Москвы. Однако «частникам» поначалу было трудно конкурировать с императорской сценой. Они возникали и вскоре закрывались, не успев оказать существенного вли¬яния на театральную жизнь двух столиц. Но Корш был волевым и предприимчивым владельцем. Он пытался выживать в условиях ограниченного финансирования, и поначалу сделал упор на легкие пьески с любовной интрижкой – для неискушенного зрителя. Публика валом валила на эти постановки! Прикормив таким образом зрителя, Корш стал выпускать и серьезные произведения русских и зарубежных авторов. В том числе состоялась премьера чеховской пьесы «Иванов» и спектакль «Власть тьмы» по произведению Льва Толстого. Несомненная заслуга театра Корша – введение утренних общедоступных спектаклей. В «утренниках» играли те же артисты, что и вечером, только за меньшие деньги. Звезда МХТ актер Иван Москвин вспоминал, что в молодости был «отравлен» театром благодаря Коршу, который всего за 20 копеек давал возможность посмотреть на блестящую игру. Здесь познакомились А.П.Чехов и К.С.Станиславский, случайно встретившись в фойе театра задолго до создания МХТ. Появление МХТ пошатнуло позиции Театра Корша: серьезные пьесы публика предпочитала теперь смотреть у Станиславского. На театральном Олимпе возник мощный конкурент. Да и здоровье Федора пошатнулось. В 1917 году Корш продает свой театр и уезжает на Кавказ, где его застает гражданская война. И, хотя белые офицеры предложили ему эмигрировать, он все же остался в России. А труппа театра просуществовала вплоть до 30-х годов, пережив революцию и смену художественных руководителей. За 135 лет своего существования театр несколько раз менял название, команду и вектор творчества. Сейчас мы его знаем, как Театр Наций под руководством народного артиста России, лауреата Государственных премий Евгения Миронова.
Next step
Вернитесь на улицу Большая Дмитровка и перейдите на противоположную сторону. Перед Вами Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

Годы постройки

1941

Стиль

Сталинский ампир

Адрес

Ул. Большая Дмитровка, д. 17

Ближайшие станция метро

ПушкинскаяТверскаяЧеховская

Архитекторы

К.К. Гиппиус

Назначение постройки

Городская усадьба, Общественное учреждение, Театр

Узнать об объекте больше
star-icon
4
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
2
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко расположен в историческом здании – господском доме бывшей городской усадьбы графов Салтыковых на ул. Большой Дмитровке. Усадьба уцелела при пожаре 1812 г. Здание является уникальным памятником архитектуры XVIII века и представляет собой типичный московский особняк, построенный в стиле классицизма. История возникновения труппы началась с главного театра страны. Тогда, в 1918 году, в гости в Большой пришли артисты Художественного театра со своими наставниками – Станиславским и Немировичем-Данченко. Итогом этого визита стало основание в стенах Большого оперной студии под руководством того же Станиславского, где мэтр начал обучение певцов актерскому мастерству. Вскоре студия стала самостоятельной, и первым ее спектаклем в 1922 году стала опера «Евгений Онегин». Позже в студию пришел молодой Сергей Лемешев. Партия Ленского стала звездной в его карьере. Именно эта роль, принесла ему широкую известность и любовь зрителей. Она была и самой любимой его ролью. За всю жизнь певец исполнил ее более 500 раз. У Немировича-Данченко тоже была своя оперная студия при Художественном театре. Режиссеры трудились каждый в своей студии, выпускали спектакли, а в 1926 году советская власть предоставила двум «бродячим» студиям сцену в историческом здании бывшей усадьбы графов Салтыковых. К оперным постановкам в какой-то момент присоединился балет Викторины Кригер, а после смерти Станиславского все три труппы объединили в один театр. «Стасик» (так ласково театр называют москвичи) никогда не боялся экспериментов. И потому всегда пользовался любовью настоящей театральной публики. Здесь впервые была поставлена известная опера «Война и мир», а в 1960 году – «Катерина Измайлова», которую долго запрещали на театральной сцене. Три балетных кита «Стасика» – второй по значимости московский «Щелкунчик» (для тех, кто не попал в Большой), «Баядерка» Макаровой и лучшая версия «Лебединого озера» в Москве Владимира Бурмейстера, которую в свое время позаимствовала Парижская опера. Там спектакль тоже шел немало лет. Последнее время руководителем балетной труппы был француз – Лоран Илер.
Next step
Поверните налево и продолжайте движение по ул. Большой Дмитровке, затем поверните направо в Глинищевский переулок. Здесь находится Дом актеров МХАТ.

Дом актеров МХАТ

Годы постройки

1935-1938

Стиль

Ар-деко, Сталинский ампир

Адрес

ЦАО, Глинищевский пер., дом 5/7

Ближайшие станция метро

ПушкинскаяТверскаяЧеховская

Архитекторы

В. ВладимировГ.И. Луцкий

Назначение постройки

Жилой дом

Узнать об объекте больше
star-icon
3.6
Дом актеров МХАТ
3
Большую часть крохотного переулка занимает здание-гигант – так называемый первый дом МХАТа, построенный здесь в 1938 году. Архитекторы В.Н.Владимиров и Г.И.Луцкий спроектировали дом в стиле конструктивизма с элементами набирающего тогда силу сталинского ампира. Центральная часть дома состоит из высокой башни, по сторонам которой располагаются крылья пониже. Фасад украшают два барельефа, на тему культурного отдыха трудящихся. Когда-то, по рассказам старожилов, в доме находился подвал, и от него местные мальчишки по подземному ходу доходили «до самого Юрия Долгорукого». Говорят, что ход вел в большое бомбоубежище под зданием Моссовета. Дом был выстроен на месте церкви Св. Митрополита Алексия XVII века, а до нее здесь жили скоморохи, и было кладбище скоморохов. Этот квартал древней Москвы так и назывался – Скоморошками. И вот по случайному совпадению это место снова стало таким своеобразным «приютом комедиантов»: советское правительство построило здесь дом специально для артистов МХАТа. В разное время здесь жили: Немирович-Данченко, Книппер-Чехова, братья Москвины, а позже артисты из других театров: Вера Марецкая, Александр Кайдановский, кукольник Сергей Образцов и другие театральные звезды. Мхатовцы считались творческой элитой, а дом по тем временам – элитным: в подъездах сидели консьержки, на лестницах лежали ковры, у каждого жильца был ключ от лифта, зато двери квартир не запирались. Артисты ходили друг к другу в гости, семьи жили шумной насыщенной жизнью, каждая со своими легендами и скелетами в шкафах. Сегодня здесь поселилась новая элита. О былых временах напоминают мемориальные доски на фасаде и две мемориальные квартиры: Немировича -Данченко и Образцова, которые можно посетить. Один из жильцов дома, потомок знаменитой актерской династии, государственный деятель Михаил Москвин-Тарханов. Он является внуком Михаила Тарханова, актера МХАТа первого поколения. Москвиных во МХТ (дореволюционное название театра) было два: Михаил и Иван. Они были родными братьями, просто старший, Иван Москвин, стал известен раньше. В 1898 году он сыграл царя Федора Иоанновича в самом первом спектакле театра и проснулся знаменитым. А Михаил Москвин стал звездой намного позже, в провинции. Во МХТ он пришел, вернувшись из эмиграции. И фамилию ему пришлось сменить – тогда считалось, что не могут быть в одном театре два актера с одной фамилией. Так что Тарханов – его сценический псевдоним. Когда братья вселились в этот дом в 1938 году, их квартиры были соединены дверью, чтобы можно было свободно друг к другу ходить. Иван Москвин был любимцем Сталина. Его регулярно приглашали на дачу генсека, и он хорошо знал тех, кто там бывал. Благодаря этому многих жильцов дома он спас от репрессий. А другой брат, Михаил Тарханов, стал любимым актером Лаврентия Берии. Тарханову даже пришлось стать художественным руководителем ансамбля НКВД «Дзержинец». С тех пор многое изменилось: сначала исчезли ковры, потом перестали запираться лифты, зато квартиры, наоборот, стали закрывать на ключ. Внешне дом прежний, а начинка другая. Ночные актерские посиделки сменились тишиной, дом стал скучным, буржуазным. Иногда только какой-нибудь потомок мхатовских актеров, обладатель громкой театральной фамилии, войдя в лифт с незнакомым человеком, обязательно с ним поздоровается, а при выходе – обязательно попрощается. Традиция жива в памяти поколений.
Next step
Вернитесь на улицу Большая Дмитровка, поверните направо и продолжайте движение в сторону центра. Скоро с левой стороны Вы увидите Сквер Майи Плисецкой.

Сквер Майи Плисецкой

Адрес

Сквер Майи Плисецкой

Ближайшие станция метро

Охотный рядТеатральная

Узнать об объекте больше
5
Сквер Майи Плисецкой
4
Недаром говорят, что не человек выбирает место, а место человека… или его образ. В 2013 году в рамках московского фестиваля уличного искусства MOST бразильский художник Эдуардо Кобра изобразил на торце дома портрет Плисецкой в образе Одетты, партию которой она исполняла в «Лебедином озере». Плисецкая тогда была еще жива и дала добро на это граффити. После смерти Плисецкой именно здесь было решено обустроить сквер и назвать его именем балерины. Затем по инициативе общественных организаций и при поддержке меценатов был создан памятник Майе Михайловне. Он был торжественно открыт под звуки «Кармен-сюиты». В какой роли здесь запечатлена Майя Плисецкая? Да, в роли Кармен. Эта роль - одна из визитных карточек балерины; еще одна – «Умирающий лебедь», которого она танцевала под музыку Сен-Санса много лет. В ее жизни была и большая любовь. Более 50 лет прожила она в браке с композитором Родионом Щедриным. Она была для него и женой, и музой. Он сочинял музыку к балетам, под которую она танцевала. И после смерти она не хотела с ним расставаться. Ее последняя воля такова: никаких могил! Ее прах соединить с прахом мужа и развеять над Россией.
Next step
Немного пройдя улице Большая Дмитровка в сторону центра, слева Вы увидите городскую усадьбу Мясоедовых.

Дом Мясоедова

Годы постройки

XVIII-XIX вв.

Стиль

Классицизм

Адрес

ЦАО, Дмитровка Б. ул., дом 8, строение 1, ЦАО, Дмитровка Б. ул., дом 8, строение 2, ЦАО, Дмитровка Б. ул., дом 8, строение 3, ЦАО, Дмитровка Б. ул., дом 8, строение 6

Ближайшие станция метро

Охотный рядТеатральная

Архитекторы

М.Ф. Казаков

Назначение постройки

Особняк, Учебное заведение, Общественное учреждение

Узнать об объекте больше
star-icon
4
Дом Мясоедова
5
Судя по названию усадьбы, можно догадаться, что ее первыми известными владельцами были Мясоедовы. Сам главный дом появился не позже середины XVIII века. Предположительно, автором постройки был Матвей Казаков. Эта версия не имеет официального подтверждения, но известно, что, работая над «архитектурным альбомом» в начале XIX века Казаков собственноручно набросал план дома и сделал эскиз фасада. В 1809 году, незадолго до войны, дом отошел к графу Федору Андреевичу Толстому. Толстой держал в доме большую коллекцию книг, и этой обширной библиотекой можно было свободно пользоваться. Любопытно, что судьба дома как хранителя книг повторилась и в ХХ веке. С 1948 года здесь располагается Центральная Театральная библиотека (ныне Российская Государственная библиотека искусств), ставшая настоящим кладезем знаний для режиссеров, художников, артистов. В пожаре 1812 года дом уцелел и в конце 1820-х годов был продан. Коллекцию книг приобрела Петербургская публичная библиотека, а здание – Московская контора Императорских театров. С 1830 года здесь находилась и Театральная школа – будущее училище им. Щепкина, которая позже переехала на ул. Неглинную. Но Щепкин начинал преподавать именно здесь, с осени 1832 года. В 1895 году Л.Н.Толстой, который является потомком библиофила Федора Толстого, собрал здесь труппу Малого театра, чтобы познакомить со своей новой и далеко не однозначной пьесой «Власть тьмы».
Next step
Дойдя до Камергерского переулка, поверните направо. Немного пройдя вперед, Вы сможете полюбоваться архитектурным шедевром модерна. Справа от Вас здание МХАТ.

Здание МХТ

Годы постройки

1882 г.

Стиль

Модерн

Адрес

Камергерский пер., дом 3, строение 1

Ближайшие станция метро

Охотный ряд

Архитекторы

Ф.О. ШехтельМ.Н. ЧичаговИ.А. Фомин

Назначение постройки

Театр

Узнать об объекте больше
star-icon
3.8
Здание МХТ
6
Однажды летом 1897 года в ресторане «Славянский базар» встретились К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко. Они решили объединить театральные труппы, которыми тогда руководили, в единый театр. Так возник МХТ. Для постройки здания пригласили Ф.О.Шехтеля. Чем интересно это здание? Мы видим два крыльца: одно побогаче, другое попроще. Правое парадное крыльцо предназначалось для состоятельной публики, через него можно было попасть в партер и бельэтаж. А достаточно простой левый вход вел к верхним ярусам, им пользовалась публика попроще. Правое крыльцо украшает скульптура «Пловец» скульптора Анны Голубкиной, а внизу мы видим изумрудно-голубую абрамцевскую плитку. В окна первого этажа вставлены специальные рамы с расстекловкой «в клеточку». А вот фонари здесь появились позже, при реконструкции здания в 1998 году, но по проекту все того же Шехтеля. Федор Шехтель придумал и занавес сцены со знаменитым орнаментом в виде завитков и изображением чайки, ставшей символом МХТ. Это дань великому А.П.Чехову, чья пьеса «Чайка» была поставлена на сцене театра. Обновленный театр открылся в 1902 году премьерой Чеховской же пьесы «Мещане».
Next step
Возвращаясь на ул. Большую Дмитровку Вы сможете полюбоваться памятником С.С.Прокофьева.

С.С. Прокофьев

Годы постройки

2016

Адрес

Камергерский переулок

Ближайшие станция метро

Охотный рядТеатральная

Назначение постройки

Исторические личности

Узнать об объекте больше
5
С.С. Прокофьев
7
В доме № 6 по Камергерскому переулку жил и творил композитор Сергей Прокофьев. Сейчас здесь находится его музей. Напротив музея в 2016 году появился памятник, созданный народным художником России Андреем Ковальчуком. Композиция памятника такова, что Прокофьев как будто, выйдя из дома, спешит по делам. Он несет ноты оперы “Игрок” – величайшего произведения, к которому композитор возвращался всю жизнь. Значительный период жизни Прокофьев провел заграницей. Усомнившись в положении дел в Советской России, в 1918 году он эмигрировал, гастролировал по США и странам Европы, после чего в 1936 году вернулся и поселился в СССР. Скульптура выполнена по мотивам фотографии, где композитор изображен на улице Нью-Йорка. Сергея Прокофьева называют Моцартом XX века. Его опера «Любовь к трем апельсинам» входит в топ 100 самых востребованных опер мира. Композитор всегда был бескомпромиссным, если дело касалось оперного жанра. Он шел наперекор мнениям, считая оперу самым ярким и могущественным из сценических искусств, мечтал возродить ее авторитет, который она утратила в конце XIX – начале ХХ вв.
Next step
Вернитесь на ул. Большую Дмитровку, поверните направо и перейдите на противоположную сторону улицы. Немного пройдя вперед, Вы поравняетесь с еще одним театральным зданием.

Театр Саввы Мамонтова

Годы постройки

1894

Стиль

Эклектика

Адрес

ЦАО, Дмитровка Б. ул., дом 6

Ближайшие станция метро

Охотный рядТеатральная

Архитекторы

К.В. Терской

Назначение постройки

Театр

Узнать об объекте больше
star-icon
4.1
Театр Саввы Мамонтова
8
К концу XIX века Дмитровка постепенно теряет дворянский характер: особняки переходят в руки купечества, с фасадов исчезают фамильные гербы. Сюда, в это старинное княжеское владение вселяется миллионер Гаврила Гаврилович Солодовников. В мае 1893 года он подает в городскую управу прошение о строительстве за свой счет зала на данном участке. Архитектором выступает Константин Терский, который считается учителем Шехтеля. А в 1896 году в театре Г.Г.Солодовникова уже заработала Мамонтовская опера – первая негосударственная оперная антреприза. Несколько сезонов у Мамонтова блистал выдающийся бас Федор Шаляпин. Один сезон проработал в антрепризе Сергей Рахманинов. В опере Мамонтова задавали тон замечательные художники, оформлявшие его постановки: братья Васнецовы, Поленов, Врубель, Коровин. После Мамонтова здесь работала частная опера Зимина, а в 1907 году театр Солодовникова сгорел и был существенно перестроен архитектором Т.Я.Бардтом. После революции национализированная Опера Зимина становится Театром Совета рабочих депутатов, где тоже ставятся оперы и музыкальные драмы. С 1961 году в здании располагается Московский театр Оперетты.
Next step
Свернув налево, по Копьевскому переулку Вы пройдете к Театральной площади.

Театральная площадь

Адрес

Театральная площадь

Ближайшие станция метро

Охотный рядТверская

Узнать об объекте больше
5
Театральная площадь
9
Нашу экскурсию мы заканчиваем на Театральной площади, где сосредоточены главные академические театры Москвы. Площадь спланирована и застроена в начале XIX по проекту архитектора Осипа Бове века, руководившего восстановлением послепожарной Москвы. Композиционным центром площади был и остается Большой театр. Строгий классический стиль, белокаменный портик с восемью колоннами, фронтон с квадригой коней, управляемой богом искусств Аполлоном работы Петра Клодта – все это знакомо нам с детства, и мы воспринимаем Большой театр как храм искусств. По бокам от него находятся здания Малого и Молодежного театров, которые в архитектурном плане гораздо скромнее. Они – более приземистые, бело-желтых тонов, с полуколоннами в верхних этажах, и повторяющимися аркадами в нижних – как бы зеркально отражают друг друга. А во времена Бове они вообще были копией друг друга (третьего этажа не было). И это не случайно! Таким образом Бове обозначил границы площади и создал прекрасный фон для величественного «главного героя». Как говорят в театре: короля играет его окружение. Первоначально площадь называлась Петровской, но после того как в 1824 году построили Большой и Малый театры, она стала называться Театральной. Большой театр был выстроен на месте сгоревшего Петровского театра, а под Малый театр переделали дом купца Варгина. В конце XIX века появился и третий театр. Бывший доходный дом Полторацкого также перестроили под театр и назвали Новым. Если Большой – для оперы и балета, Малый – для русской драмы, то третий театр получился экспериментальным: помещения здесь арендовали в основном, частные труппы. А началось все с «Артистического кружка» Александра Островского. Кружок организовала творческая группа деятелей театра, куда входили драматург Островский и композитор Рубинштейн. Зданием тогда владел купец Бронников, он-то и сдал бельэтаж дома «Артистическому кружку». Наш маршрут завершается возле памятника Александру Островскому у Малого театра. Островский и Малый театр неотделимы друг от друга. Драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом.
Next step
Благодарим Вас за интерес к нашей экскурсии.