Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

История Нового года: традиции празднования в Москве

История Нового года: традиции празднования в Москве
История Нового года: традиции празднования в Москве
2 ч. 47 м.
12 км
5.00
Живописность
Длительность
Информативность
Доступность
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Информация о маршруте

В декабре Москва преображается. В предвкушении Нового года и Рождества город искрится, мерцает, наполняется новыми красками, смыслами и надеждами, словно морозный узор на окне, излучая особый, московский свет. «Как новый год встретишь, так его и проведешь», — гласит народная мудрость, будто невзначай намекая на сонм грядущих торжеств, семейных застолий и гуляний.
Помимо ярких огней и звона бокалов, вновь воскресают давно забытые истории. Ведь традиция встречать Новый год так, как все, казалось бы, успели привыкнуть, окончательно сформировалась сравнительно недавно.
Наш маршрут – возможность проводить старый и встретить Новый год «во всеоружии знания», чуть ближе ознакомившись с московскими локациями и старинными традициями, ставшими неотъемлемой частью «культурного кода» Москвы.

Автор статьи: Валерия Пайкова
Рекомендации
В путь!
Красная площадь
4.00
Узнать об объекте больше
1
О точке маршрута

Традиция праздновать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января напрямую связана с именем Петра Великого.
С момента принятия в 988 году христианства и введения Византийского календаря, Новый год на Руси в течение последующих пяти столетий праздновался 1 марта. Весенняя пора традиционно символизировала единение с природой, зарождение новой жизни, нового витка сельскохозяйственной деятельности. В 1492 году Иван III скорректировал привычную «систему координат», передвинув начало нового года на 1 сентября — срок окончания сбора урожая, а, значит, время подведения значимых итогов.
Начиная с 1495 года, в Московском Кремле проходили специальные церковные службы в честь начала «нового лета». По традиции, народ собирался на Красной площади, а по окончании торжественной церковной службы к людям выходили государь, бояре, митрополит, поздравляя всех с началом Нового года. После непродолжительной «официальной части» люди расходились по своим домам, празднуя Новый год в кругу семьи, с песнями да плясками. Празднование Нового года в те времена не выходило за рамки домашнего торжества. Все изменилось, когда Петр I совершил свое «Великое посольство», став первым российским царем, посетившим европейские страны. Петр Алексеевич проявил самый что ни на есть живой интерес к изучению традиций и культуры заморских государств, встречаясь с учеными, посещая музеи, художественные галереи, естественнонаучные кабинеты. Вернувшись на родину, он осуществил целый ряд реформ, в том числе, касающихся модернизации быта и общественных отношений. 20 декабря 1699 года был издан указ, предписывающий отмечать Новый год на европейский лад, встречая праздник в ночь с 31 декабря на 1 января. Летоисчисление на Руси до Петра Великого велось от сотворения мира, а с 1699 года – от Рождества Христова. Но, главное, согласно глобальной, мировоззренческой концепции Петра, в корне поменялись сущность и назначение торжества, качество времяпрепровождения – из сугубо семейного праздник «масштабировался» в общественный, получив новый посыл и заряд.
В Москве предписывалось запускать фейерверки, нарядно одеваться, выходить на улицы, ликовать и веселиться. «В знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия», - подчеркивалось в царском указе. На Красной площади был устроен красочный фейерверк, горожане стреляли в честь праздника из мушкетов, запуская пороховые ракеты близ своих домов.
Благодаря Петру, едва ли не главным символом новогоднего праздника стала ель. В своем эпохальном указе он специально отмечал, что в «в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Беднякам тоже предписывалось «хотя бы по древцу, или ветве на вороты или над храминою своей поставить». Еловые деревья или ветви должны были стоять всю следующую за Новым годом неделю, создавая особый новогодний антураж и настроение.


Манеж
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1817, 1824-1825
Адрес:
ЦАО, Манежная пл., дом 1
Архитекторы:
О.И. Бове, А.А. Бетанкур, П.Ю. Андреев, К. Ламони
Эпоха:
19 век
3.39
Узнать об объекте больше
2
О точке маршрута

Центральным зимним праздником в России долгое время было Рождество: по старому стилю, его отмечали 25 декабря. Внук Екатерины II, император Николай I, внес свою лепту в возрождении петровской традиции празднования Нового года. Николай Павлович ввел в обиход традицию наряжать рождественскую ель, которая стояла в Зимнем дворце вплоть до Нового года. Тем самым государь в первую очередь уважил свою супругу, императрицу Александру Федоровну, родом из Пруссии – в Германии существовала давняя традиция украшения рождественской елки, празднования Нового года. Великая княгиня устроила первую Елку в Москве в 1818 году. Рождественская елка, подарки, людям всех чинов и возрастов и стали неотъемлемой частью старинного торжества. Со второй половины XIX века, шаг за шагом, традиция стала распространяться и на простых жителей дореволюционной России. Украшения для елок поначалу покупали в немецких кондитерских – там можно было даже купить уже готовое, полностью наряженное деревце с пирожными, конфетами, пряниками, фруктами и разноцветными фонариками. В то время рождественское дерево обычно украшали сладостями, стоило это недешево, а потому доступно было только богатым. Елка прижилась в России к началу 1850-х, став частью рождественского убранства. К концу XIX века лесники стали устраивать в городах елочные базары, куда привозили ели и елочные игрушки не только на любой вкус, но и кошелек. К началу XX века «зеленые красавицы» были уже почти в каждой семье, их наряжали их перед Рождеством.

В то же время среди населения России продолжила распространяться традиция празднования Нового года. В начале XX века состоятельные люди отмечали Новый год в ресторанах, а менее обеспеченные встречали праздник скромно, зато без сюрпризов – дома. Это был уютный праздник, отмечаемый в кругу родных и близких.

«С Новым годом!» Как ясна улыбка!
«С Новым счастьем!» — «Милый, мы вдвоем!»
У окна в аквариуме рыбка
Тихо блещет золотым пером…»

Так писал в 1909 году русский поэт, пушкинист Владислав Ходасевич, - в те годы студент историко-филологического факультета Московского Университета.

В ночь на 1 января 1911 года праздничную программу под названием «Сорочинская ярмарка» устроили в московском Манеже. Как писали газеты, по случаю празднования Нового года в здании яблоку негде было упасть, отпраздновать событие собралась «огромная толпа». Манеж возвели по указу Александра I по случаю пятилетия победы в войне 1812 года. Во всех смыслах уникальное здание спроектировал выдающийся испанский архитектор, градостроитель, один из основоположников высшего инженерно-технического образования в России Августин Бетанкур. Московский Манеж был построен недалеко от Кремля всего за восемь месяцев. В 1825 году мэтр архитектуры Осип Бове декорировал Манеж лепными и штукатурными украшениями. С 1831 года в Манеже регулярно проводились концерты и народные гулянья.

Писатель Константин Паустовский вспоминал, что 1912 год он тоже встречал в Москве. «Новый год я встретил дома. Мама напекла печенья…. Мы выпили по бокалу вина и поздравили друг друга с Новым годом». Праздновать Новый год в тесном семейном кругу для автора «Повести о жизни» стало «правилом жизни».

Позже, в советское время, главными кулинарными спутниками Нового года на долгие годы стали салат «Оливье» и «селедка под шубой», а традиция загадывать желание под бой курантов неизменно передается из поколения в поколение. 


Выйдя из здания поверните направо на Болотную набережную в сторону краснокирпичных корпусов «Красного Октября» (бывшей фабрики «Эйнем). Через Берсеневский переулок пройдите к Берсеневской набережной и поверните налево. Впереди так называемая стрелка острова, как ориентир виднеется памятник «В ознаменование 300-летия Российского флота». Москвичи называют его «Петру Первому» (работа З.К.Церетели, 1997 г.). Дойдите до основания стрелки, слева будет Музей шоколада «Роза Эйнема». Сюда можно заглянуть на экскурсию, где знакомят с историей производства и угощают чашечкой горячего шоколада. По соседству, буквально следующая дверь – кондитерский магазин «Аленка». Здесь всегда ждут сластен! Большой ассортимент продукции от фабрик «Объединенные кондитеры», куда входит «Красный Октябрь», «Бабаевский», «Ротфронт» и др. производства по всей стране. Обратите внимание на фирменные конфеты «Москва». Выйдя из здания поверните направо на Болотную набережную в сторону краснокирпичных корпусов «Красного Октября» (бывшей фабрики «Эйнем). Через Берсеневский переулок пройдите к Берсеневской набережной и поверните налево. Впереди так называемая стрелка острова, как ориентир виднеется памятник «В ознаменование 300-летия Российского флота». Москвичи называют его «Петру Первому» (работа З.К.Церетели, 1997 г.). Дойдите до основания стрелки, слева будет Музей шоколада «Роза Эйнема». Сюда можно заглянуть на экскурсию, где знакомят с историей производства и угощают чашечкой горячего шоколада. По соседству, буквально следующая дверь – кондитерский магазин «Аленка». Здесь всегда ждут сластен! Большой ассортимент продукции от фабрик «Объединенные кондитеры», куда входит «Красный Октябрь», «Бабаевский», «Ротфронт» и др. производства по всей стране. Обратите внимание на фирменные конфеты «Москва».
Московский Кремль
Годы постройки:
1482—1495
Адрес:
Москва, Кремль
Ближайшие станции метро:
Эпоха:
15 век
3.58
Узнать об объекте больше
3
О точке маршрута

В 1954 году праздничную Елку впервые провели в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, а уже с 1962 года мероприятие заняло новую престижную площадку – кремлевский Дворец Съездов (ныне – Государственный Кремлевский дворец). Расположенный в древнем Московском Кремле, Государственный Кремлевский Дворец был построен в 1961 году всего за 16 месяцев, в кратчайшие по тем временам сроки. Руководителем авторского коллектива зодчих, работавших над созданием проекта монументального здания, стал главный архитектор Москвы М.В. Посохин, удостоенный за свой концепт Ленинской премии. Кремлёвский Дворец, как театрально-концертная площадка, с первых дней работы был отдан в распоряжение Большого театра в качестве второй сцены.
Дворец также стал местом проведения массовых мероприятий – партийных форумов, концертов, выступлений. Первая Кремлевская Елка, на которую были приглашены лучшие школьники и студенты страны, моментально стала притчей во языцех, событием года. С середины 1960-х годов праздник инсценировали в жанре сказки. Каждый год создавался новый увлекательный сценарий театрального действа, а роли Деда Мороза и Снегурочки исполняли известные драматические артисты. Билеты на Елку в Кремлевский Дворец доставались лучшим ученикам со всей страны. Зрителями оказывались тысячи школьников, которым в память о празднике выдавали сладкие подарки. Родители ждали детей на Соборной площади: после окончания торжества дети выходили на улицу, выстраиваясь в широкий круг – задачей взрослых было быстро выхватить своих чад из многотысячной толпы. Легендарная Елка по сей день проводится в Кремлевском Дворце с неизменным аншлагом. С декабря 1996 года на Соборной площади Кремля устанавливают живую исполинскую ель – главный символ любимого миллионами праздника.


Дом Благородного собрания
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
1780-е гг.
Адрес:
Дмитровка Б. ул., дом 1
Ближайшие станции метро:
Эпоха:
18 век, 19 век
3.65
Узнать об объекте больше
4
О точке маршрута

С начала 1850-х годов праздники елки для достопочтенной публики стали ежегодно проходить в зале Благородного московского собрания (ныне – Дом Союзов) на углу Охотного ряда и Большой Дмитровки. После революции елка и Рождество впали в немилость, считаясь пережитком «буржуазного прошлого». В 1935 году было вновь официально разрешено вернуться к проведению елок, при этом позиционировались они не как рождественские, а шире – как новогодние.
Первая новогодняя Елка в СССР прошла в Колонном зале Дома Союзов. Жилая усадьба знаменитого князя В.М. Долгорукого-Крымского, построенная в XVIII веке, позже перешла в собственность Московского Благородного собрания и была перестроена одним из основоположников русского классицизма, легендарным архитектором Матвеем Казаковым. Большой зал Благородного собрания, в советское время переименованный в «Колонный», снискал славу одного из лучших в стране. Шутка ли, в его стенах выступали Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, Ференц Лист и многие другие классики. В советские времена здание переименовали в Дом Союзов – здесь, помимо съездов депутатов, устраивались концерты и новогодние елки для детей.
1 января 1936 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся уникальный новогодний бал-карнавал отличников, учеников старших классов московских школ. Как писала «Литературная газета», участники торжества изображали главных героев русской литературы, в том числе Александра Чацкого, Павла Чичикова, Евгения Онегина и Татьяну Ларину – Деда Мороза на этом «празднике жизни» не было. Зато первая Елка положила начало традиции масштабно, по-театральному, ярко проводить детские новогодние празднества. Московская Елка с грандиозным успехом проходила в Доме Союзов до 1954 года.


Воробьёвы горы
5.00
Узнать об объекте больше
5
О точке маршрута

Вступив на престол как последний царь всея Руси, Петр I оставил его в новом статусе – первого российского императора. После кончины Петра Алексеевича традиция широкомасштабного празднования Нового года, равно как и традиция использовать ветви хвойных деревьев в качестве символов зимнего торжества стали постепенно угасать.
Тем не менее, привычка ставить новогоднюю елку оказалась наиболее востребованной среди… трактирщиков. Елки размещали на крыше трактиров – для посетителей увеселительного заведения они служили одновременно и «маяком», и якорем. Возникла занятная ситуация: тогда, как обычные миряне перестали использовать еловые ветви и деревья в качестве новогоднего символа, на крышах питейных заведений или у входа в них ели продолжали стоять круглый год. Этот феномен нашел свое отражение и в разговорной речи, – возникли соответствующие выражения: «пойти под елку» или «упасть под елку» в значении «наведаться в кабак», «знатно гульнуть в кабаке».
В XVIII-XIX веках елки также использовались на ледяных горках. На старинных гравюрах, иллюстрирующих любимую зимнюю забаву всех без исключения сословий – катание с горок – запечатлены изящные хвойные деревца, установленные прямо на горках. Этот сюжет, в частности, нашел свое отражение в работах ученика самого Давида, художника Мишеля Дамам-Демартре, автора рисунков и бытовых зарисовок с видами Москвы и Петербурга.

Зачинателем еще одной важной новогодней традиции – проведения красочных новогодних фейерверков – считается московский ресторатор Степан Крынкин. В 1891 году его кабак под названием «У Крынкина» располагался на Воробьевых горах, там, где сегодня проходит улица Косыгина, в непосредственной близости от современной смотровой площадки. Ради создания поистине зрелищного шоу, Крынкин задумал проводить в своем заведении настоящие пиротехнические представления. Благодаря местоположению кабака, фирменными фейерверками Крынкина можно было любоваться даже из центра Москвы. Живописное историко-парковое пространство расположено в излучине вдоль берега Москвы-реки. Свое название Воробьевы горы получили в наследство от подмосковного села Воробьево, впервые упомянутого в завещании великой княгини Софьи Витовтовны еще в 1453 году. Воробьевы горы – уникальное историческое место, о котором писали Толстой и Достоевский, а император Александр I называл его «короной Москвы». В новогодние праздники, когда столицу озаряет блеск миллионов огней, здесь можно ощутить динамизм настоящего и очарование прошлого.


Поделитесь статьей с друзьями