Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

«Москва, я думал о тебе!» По неизбитым пушкинским тропам

Главный национальный поэт, голос державы, «чудо России». А. С. Пушкин – зачинатель культурного кода общества, нравственный фундамент, живое олицетворение «всемирной отзывчивости». Благодаря феномену личности, духовной и интеллектуальной мощи «гения чистой красоты», пушкинская эпоха не ощущается безвозвратно ушедшей даже спустя 225 лет со дня рождения «виновника торжества».

«Москва, я думал о тебе!» По неизбитым пушкинским тропам
«Москва, я думал о тебе!» По неизбитым пушкинским тропам
A
Вознесенский переулок, дом 9c4
Пушкинская, Тверская, Чеховская
1 ч. 44 м.
8.7 км

Главный национальный поэт, голос державы, «чудо России». А. С. Пушкин – зачинатель культурного кода общества, нравственный фундамент, живое олицетворение «всемирной отзывчивости». Благодаря феномену личности, духовной и интеллектуальной мощи «гения чистой красоты», пушкинская эпоха не ощущается безвозвратно ушедшей даже спустя 225 лет со дня рождения «виновника торжества».

5.00
Живописность
Длительность
Информативность
Доступность
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
A
Вознесенский переулок, дом 9c4
Пушкинская, Тверская, Чеховская
Информация о маршруте

Наследие безвременно ушедшего поэта не затерялось в бездне веков, напротив, с годами только глубже укоренилось в пространстве и разуме поколений, став частью ДНК русской культуры. Читателям по-прежнему интересно все, что так или иначе связано с создателем «энциклопедии русской жизни», начиная от литературных и гастрономических предпочтений мэтра русской словесности и заканчивая улицами и бульварами, по которым любил бродить пиит, ставший классиком - «солнцем русской поэзии» - еще при жизни. Рассуждал ли Пушкин о дружбе, службе, родине, природе, погоде, зависти, злодействе или о любви, за каждым его словом стояла живая, точная, стремительная, как течение океана, мысль, мораль, максима.

«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», - утверждал Н. В. Гоголь.

Пушкин – «воплощение простоты, благородства, свободы, здоровья, ума, такта, меры, вкуса», - отмечал И. А. Бунин.

«Ни один русский писатель, ни прежде, ни после ею, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин», - полагал Ф.М. Достоевский.

«В самом деле, в европейских литературах были громадной величины художественные гении – Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры. Но укажите хоть на одного из этих великих гениев, который бы обладал такою способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин. И эту-то способность, главнейшую способность нашей национальности, он именно разделяет с народом нашим, и тем, главнейше, он и народный поэт», - зорко подметил в своей знаменитой пушкинской речи автор «Братьев Карамазовых».

А. С. Пушкин (1799-1837) благодарил судьбу за то, что ему довелось жить в эпоху бурных перемен, грандиозных свершений и больших надежд, не всем из которых было суждено воплотиться в реальность.

Множество эпохальных событий в биографии первого поэта России было связано с Москвой. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 27 мая) 1799 года в Немецкой слободе, на территории нынешнего Басманного района. В Москве поэт-вольнодумец по-настоящему влюбился, венчался, сразу после свадьбы поселившись с молодой красавицей-женой, Натальей Николаевной Гончаровой, в квартире на Арбате; встречался с друзьями, посещал Английский клуб и главные «храмы искусств» (Большой и Малый театры). Крестили Пушкина в старинном Елоховском Богоявленском соборе.

Литературовед В. В. Вересаев в своем исследовании о классике отечественной словесности цитировал переписку сотоварищей Александра Сергеевича, утверждавших, что Пушкин и его друг Антон Дельвиг «всегда гордились тем преимуществом, что родились в Москве, утверждая, что тот из русских, кто не родился в Москве, не может быть судьею ни по части хорошего выговора на русском языке, ни по части выбора истинно-русских выражений».

Казалось, в Москве закольцевалось, зарифмовалось все самое личное и сокровенное в биографии Пушкина.

«…Ах, братцы! как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!».

Юбилей – еще один продиктованный временем повод освежить в памяти жизнь и творчество поэта, чьи стихи, как библейские заповеди, проникли в подсознание миллионов читателей во всем мире.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа», -

сам себе предсказал Александр Сергеевич незадолго до роковой дуэли, предвидя, предчувствуя, что его наследие и впрямь войдет в века.

Наш новый маршрут – возможность прикоснуться к истории, пройдясь по знаковым московским местам, впитавшим в себя дух и величие пушкинской эпохи.

Автор статьи: Валерия Пайкова
Рекомендации
В путь!
Дом П. А. Вяземского
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
XIX в.
Адрес:
Вознесенский переулок, дом 9c4
Ближайшие станции метро:
Пушкинская, Тверская, Чеховская
Эпоха:
19 век
Узнать об объекте больше
1
О точке маршрута

Двухэтажный дом в стиле классицизма был построен в конце 1820-х годов и принадлежал князю П. А. Вяземскому, родственнику Николая Карамзина, создателя «Истории государства Российского».


Поэт, критик, академик Петербургской Академии наук, член Государственного Совета Российской империи, Петр Андреевич Вяземский был близким другом Александра Сергеевича Пушкина. Высоко оценивая поэтический талант князя, Пушкин счел важным процитировать строчку из лирического стихотворения Вяземского «Первый снег», использовав ее в качестве эпиграфа к первой главе «Евгения Онегина»:


«И жить торопится, и чувствовать спешит.» Эта фраза моментально стала крылатой, расхожей, знаменитой на десятки и даже сотни лет.


Ее автор - умный, наблюдательный, острый на язык Вяземский – тоже «засветился» в VII главе «Евгения Онегина», промелькнув в качестве реального «действующего лица» легендарного романа, в сцене, когда Татьяна томится от скуки на очередном великосветском приеме и к ней на помощь неожиданно является Петр Андреевич собственной персоной:


«К ней как-то Вяземский подсел


И душу ей занять успел».


В усадьбе коренного москвича Вяземского днем и ночью кипела, шипела, фонтанировала бурная литературная жизнь. Так, в 1824 году Александр Грибоедов читал здесь «коллегам по цеху» свой мagnum opus, «Горе от ума», а Александр Пушкин спустя два года декламировал историческую драму шекспировского, вселенского масштаба - «Борис Годунов». В Москве Пушкин читал свое монументальное произведение, созданное во время ссылки в Михайловском, несколько раз.


«Сегодня читает он ее [драму] у меня Блудову, Дмитриеву», - записал П. А. Вяземский 29 сентября 1826 года.


По приезде из Петербурга в Москву, Пушкин продолжительное время гостил у Вяземского, пробыв у друга с августа по сентябрь 1830 года. Отсюда, с Вознесенского переулка, который с конца XVIII века до первой половины XX назывался Большим Чернышевским, Александр Сергеевич направился в село Болдино. Оба эти знаменательных события зафиксированы на мемориальной табличке, установленной на фасаде исторического дома.

Университетская типография
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1760
Адрес:
ЦАО, Страстной бульв., дом 10, строение 1
Ближайшие станции метро:
Пушкинская, Тверская, Чеховская
Архитекторы:
Н.П. Соболевский
Эпоха:
19 век, 1930-е
Узнать об объекте больше
2
О точке маршрута

Типография Московского императорского университета обосновалась на Страстном бульваре лишь в 1811 году. Основанная в 1756 году книгопечатня первые годы своего существования размещалась в здании на Моховой, а затем сменила целый ряд адресов, прежде чем осесть на Страстном. Помимо типографии в ампирном, импозантном здании располагалась книжная лавка. В ней часто бывал страстный библиофил и коллекционер Пушкин. Александру не было еще и десяти лет, когда он прочел труды древнегреческого философа Плутарха, а заодно «Илиаду» и «Одиссею» Гомера в переводе на французский. По воспоминаниям О.С. Павлищевой, старшей сестры Пушкина, ее брат забирался в отцовскую библиотеку и запоем читал все, что попадалось под руку.


Книги вызывали у Пушкина почти такой же трепет и благоговение, как родные дети, коих у поэта было четверо. Когда Наталья Николаевна переезжала на дачу весной 1836 года, Александр Сергеевич с нескрываемой тревогой и трепетом расспрашивал супругу из Москвы: «Что-то дети мои и книги мои? Каково ты перевезла и перетащила тех и других?..»


В редкую минуту, когда Александр Сергеевич не писал, он читал. На покупку новых книг Пушкин тратил львиную долю своих гонораров. Автора «Капитанской дочки» можно было встретить во всех книжных Москвы и Петербурга, где ему часто продавали в долг.


В 1836 году, когда поэт перевозил свою библиотеку из Михайловского в Петербург, ему пришлось заказать аж двенадцать подвод. В пушкинской коллекции почетное место занимали произведения Вальтера Скотта, лорда Байрона, Гете, Стендаля, Мериме, Альфреда де Мюссе, а также Гоголя, Шекспира, Данте и многих-многих других...


«Едва ли кто из наших литераторов успел собрать такую библиотеку, как он. Не выходило издания почему-либо любопытного, которого бы он не приобретал. Издерживая последние деньги на книги, он сравнивал себя со стекольщиком, которого ремесло заставляет покупать алмазы, хотя на их покупку и богач не всякий решится», - подмечал друг Пушкина, П. А. Плетнев.

Московский Кремль
Годы постройки:
1482—1495
Адрес:
Москва, Кремль
Ближайшие станции метро:
Эпоха:
15 век
3.58
Узнать об объекте больше
3
О точке маршрута

Одним из самых значимых событий в биографии А.С. Пушкина стала личная аудиенция поэта с императором. По указанию Николая I автор «Кавказского пленника» был возвращен из Михайловской ссылки прямиком в Первопрестольную.


Примечательна реакция младшей сестры Софьи Трубецкой Александры, которая, услышав радостную новость о приезде Александра Сергеевича в Москву, сказала четвероюродному брату Пушкина, поэту Дмитрию Владимировичу Веневитинову, что стала лучше относиться к царю благодаря тому, что тот в конце концов "возвратил Пушкина".


27-летний Пушкин приехал в Москву во время коронационных торжеств и уже 8 сентября 1826 года оказался один на один с императором в одном из дворцов Кремля. Николай Iпринял поэта в резиденции императорской семьи в Москве, - Малом Николаевском дворце.


«Фельдъегерь внезапно извлек меня из моего непроизвольного уединения, привезя по почте в Москву, прямо в Кремль…», - позже вспоминал Александр Сергеевич. Во время часовой беседы тет-а-тет монарх сообщил поэту, что отныне будет его персональным цензором.


В тот знаковый приезд в Москву после 15-летнего перерыва Пушкин вдруг увидел принципиально новый город – переживший пожар 1812 года, буквально возрожденный из пепла и заново отстроенный.

Дом, в котором в 1825–32 гг. жил и работал художник В.А. Тропинин (Доходный дом Зимулина)
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1811, 1878
Адрес:
Ул. Волхонка, д. 11, стр. 6
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
М.И. Никифоров
Эпоха:
19 век
3.56
Узнать об объекте больше
4
О точке маршрута

В 1740-70 гг. XVIII столетия усадьба, расположенная на одной из древнейших улиц Москвы, принадлежала генерал-поручику Василию Васильевичу Нарышкину. В то время на углу с Волхонкой располагались каменные палаты, вместо которых в 1779 году было построено новое здание. Как пишет в свое книге «История московских переулков» московский историк С. К. Романюк, в ходе строительных работ была обнаружена медная закладная доска с гербом Нарышкиных и Паниных (вторая супруга Нарышкина происходила из древнего русского дворянского и графского рода, восходящего к началу XVI века). В начале XIX века произошла смена собственников, и южная часть владения стала принадлежать статскому советнику И. Н. Ефимовичу, женатому на племяннице В. В. Нарышкина, а северная часть уже теперь бывшей нарышкинской усадьбы перешла во владение к женатому на другой племяннице В. В. Нарышкина А. Ф. Грибоедову, дяде автора знаменитой комедии «Горе от ума». В 1806 году новым владельцем этой части особняка стал купец А. М. Зимулин.


С 1825-1832 годы в этом уютном двухэтажном доме снимал квартиру выдающийся живописец Василий Андреевич Тропинин. Двумя годами ранее Тропинин, в то время крепостной графа И. И. Моркова, получил вольную, а спустя какое-то время переехал в дом на Волхонке.


Здесь, в мастерской, он и написал свой знаменитый портрет А. С. Пушкина.


Портрет был создан зимой 1827 года, как предполагают пушкинисты – по заказу «неизвестного сочинителя всем известных эпиграмм» Сергея Александровича Соболевского, близкого друга Александра Сергеевича.


Тропинин изобразил Пушкина, только недавно возвратившегося из ссылки, в зените своей жизни, на пике славы и признания. Портрет стал одним из самых удачных и проникновенных изображений поэта.


В отличие от канонического портрета Ореста Кипренского, на котором Пушкин запечатлен в прямом смысле «застегнутым на все пуговицы», несколько скованным и напряженным, на портрете Тропинина классик отечественной словесности предстает таким, каким его имели возможность лицезреть только самые близкие, - в домашнем халате. Живой, созерцательный, слегка печальный взгляд 28-летнего поэта устремлен в сторону, словно автор «Руслана и Людмилы» вспоминает строки своего знаменитого стихотворения:


«Если жизнь тебя обманет,


Не печалься, не сердись!


В день уныния смирись:


День веселья, верь, настанет.


Сердце в будущем живет;


Настоящее уныло:


Всё мгновенно, всё пройдет;


Что пройдет, то будет мило».

Московский Архив Коллегии Иностранных дел
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1665, XIX в.
Адрес:
Хохловский пер., дом 7-9, строение 2
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
Ф.К. Соколов
Эпоха:
17 век, 19 век
3.92
Узнать об объекте больше
5
О точке маршрута

В самом сердце старой Москвы сохранился уникальный исторический памятник архитектуры XVII века – каменные палаты видного российского дипломата Емельяна Украинцева. Бытует мнение, что Емельян Игнатьевич был тем самым, кто привез в Россию «арапа Петра Великого» Ибрагима Ганнибала, прадеда Александра Сергеевича Пушкина.


В 1709 году двор дьяка был отдан сподвижнику Петра I, князю М. М. Голицыну. Позже дом перешел по наследству его сыну Александру, а спустя какое-то время весь просторный участок был приобретен казной. Зимой 1770 года в старинные палаты переехал Московский архив Коллегии иностранных дел. В начале XIX столетия он стал настоящей точкой притяжения блестящих умов молодых дворян, так называемых «архивных юношей», которым Пушкин посвятил несколько строк поэмы "Евгений Онегин":


«Архивны юноши толпою


На Таню чопорно глядят,


И про нее между собою


Неблагосклонно говорят».


В архиве, в частности, служили В. Ф. Одоевский, А. К. Толстой, С. А. Соболевский, братья Андрей и Александр Тургеневы и многие другие известные личности.


Находясь на службе в Министерстве иностранных дел в чине титулярного советника, Александр Сергеевич неоднократно наведывался в здание в Хохловском переулке, проводя часы за историческими изысканиями в архивах, изучая эпохальные документы, необходимые, в том числе для написания давно задуманной им истории Петра Великого, а также «Истории Пугачевского бунта». Цензором исторической монографии стал император Николай I, потребовавший переименовать монументальное произведение из, казалось бы, сугубо личной «Истории Пугачева» в более развернутую «Историю Пугачевского бунта». Впервые книга была издана в 1834 году, став первым в отечественной историографии научным исследованием Крестьянской войны, полностью основанном на архивных источниках.


В мае 1836 года, во время своего последнего приезда в Москву, Пушкин вновь погрузился в работу в московском архиве.


Архив размещался в бывших палатах Емельяна Украинцева до 1874 года. Уже в следующем году помещения были переданы Московскому отделению Русского музыкального общества, а спустя еще несколько лет в бывших палатах дьяка разместилась нотопечатня Петра Юргенсона, первого издателя большинства шедевров П. И. Чайковского.

Усадьба Апраксина-Трубецких
Архитектурный стиль:
,
Адрес:
Ул. Покровка, д. 22/1, с1
Эпоха:
18 век
5.00
Узнать об объекте больше
6
О точке маршрута

Дом-дворец с изогнутым фасадом, колоннами и лепным декором в стиле елизаветинского барокко – архитектурная жемчужина Покровки. За весьма необычный, в прямом смысле выдающийся фасад, здание прозвали «домом-комодом». По легенде, добротный дом был якобы построен еще в 1742 году и задуман в качестве подарка императрицы Елизаветы Петровны ее фавориту и предполагаемому тайному супругу графу Алексею Григорьевичу Разумовскому. Долгие годы считалось, что идейным вдохновителем проекта был сам Бартоломео Франческо Растрелли, автор Зимнего дворца в Петербурге и Загородного дворца Елизаветы Петровны в Москве.


Доподлинно известно, что в середине 1760-х годов граф М. Ф. Апраксин приобрел в собственность сразу несколько владений на Покровке. В 1766 году началось строительство усадебного дома. Спустя два года «черновые работы» были окончены, дом был «сдан» и готов к заселению, о чем свидетельствовала запись в Исповедной книге церкви Воскресения в Барашах. Официальной датой окончания строительства дома-дворца считается 1769 год. Исследователи, а также документально подтвержденные доказательства свидетельствуют о том, что автором проекта выступил князь Дмитрий Васильевич Ухтомский, в годы правления императрицы Елизаветы занимавший пост главного архитектора Москвы.


В 1772 году усадьбу Апраксина приобрел князь Д.Ю. Трубецкой. Первым делом новый хозяин перенес из своего старого дома, располагавшегося в Кремле, в усадьбу на Покровке домовую церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.


Особняк серьезно пострадал от пожара 1812 года, - пламя полностью уничтожило богатое внутреннее убранство усадьбы. Восстановлением дома занимался князь Иван Дмитриевич Трубецкой, унаследовавший усадьбу после смерти отца.


Иван Дмитриевич приходился троюродным братом Сергею Львовичу Пушкину, отцу Александра Сергеевича. Будущий поэт, дорожа семейными узами, сызмальства называл своих четвероюродных братьев и сестер кратко и просто – "кузенами" и "кузинами". В детстве юного Александра приглашали в дом-дворец на Покровке на занятия танцами. Здесь, в доме московских родственников, Пушкин танцевал на балах. Старшая сестра Пушкина, Ольга Сергеевна Павлищева, с которой Александр Сергеевич был в теплых, доверительных отношениях, вспоминала, что в детстве их с братом часто привозили на Покровку к Трубецким "на уроки танцевания". Одна из "кузин" Пушкина, Софья Ивановна, рассказывала, что Александр Пушкин, уже в самом юном возрасте без устали смешил своими колкими эпиграммами сверстников, "сбирая их около себя в каком-нибудь уголку".


В 1820-х годах Александр Сергеевич по-прежнему появлялся в доме на Покровке.


Усадьба принадлежала семье Трубецких почти 90 лет. С годами она окончательно пришла в упадок, явно нуждаясь в реставрации. В 1861 году наследники продали усадьбу администрации Московского учебного округа. В здание была переведена IV мужская классическая гимназия, просуществовавшая здесь до Октябрьской революции. Позже помещения были отданы под коммунальные квартиры, а в 1950-е годы здесь обосновался Дом пионеров.


Невероятно, но факт: в окрестностях усадьбы на Покровке по-прежнему ощущается магия дома, в котором бывал А. С. Пушкин, гений места и слова.

Отзывы
(1)
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(1)
Пушкин Александр Сергеевич
поэт, писатель, член Российской академии
Связанные объекты(1)
Пушкин Александр Сергеевич
поэт, писатель, член Российской академии