В начале XVIII в. все пространство между Кузнецким мостом и Петровскими линиями, спускаясь от Рождественки к Петровке, занимало владение графа И. Воронцова.
В начале XIX в. часть усадьбы между Неглинной и Петровкой поделили на 6 владений. Участок будущего Петровского пассажа занял тогда купец Суровцев, отказавший его в ведение московскому гражданскому губернатору.
Стоявшее на участке здание сдавалось внаем. Здесь обосновался книжный магазин и «Французская библиотека для чтения Рено», музыкальный магазин Брикера. Владельцы менялись, пока в середине 1870-х участок не купил московский купец И. Фирсанов. Его дочь Вера Ивановна, по мужу Ганецкая, – крупная домовладелица и меценат.
В 1900 г. она решила построить на новом участке грандиозный пассаж. Проект разработали архитекторы С. Калугин и Б. Фрейденберг. Сотрудничество Фрейденберга с мужем Фирсановой Ганецким сыграло с архитектором злую шутку. После строительства Сандунов Фрейденберг, поссорившись с хозяином, был вынужден уехать из Москвы. Строительство Пассажа было последней его работой, больше о нем никто не слышал.
Фирсановский пассаж строился с применением новых технологий, работы осуществлялись под руководством знаменитого инженера В. Шухова. По его проектам были сделаны широкие стеклянные полуцилиндрические своды, перекрывавшие галереи магазина.
Пассаж открылся в феврале 1906 г. 50 известных торговых фирм имели тут павильоны. С 1910 г. в подвале работал ресторан и кофейня «Бристоль».
После революции торговля в Пассаже была приостановлена. Помещения заняла постоянная промышленная выставка ВСНХ. Здесь же был открыт кинотеатр «Кино-Петровка» и фабрика по пошиву белья для Красной Армии. Тогда же пассаж получил имя Петровский, а в 1921 г. в рамках монументальной пропаганды, проводимой партией большевиков, его стену украсил барельеф «Рабочий» скульптора М. Манизера.
С переездом выставки ВСНХ на Крымский вал первый этаж снова отдали под торговые павильоны. В. Маяковский писал:
С восторгом бросив подсолнухи лузгать,
восторженно подняв бровки,
читает работница:
«Готовые блузки.
Последний крик Петровки».
В начале 1930-х несколько помещений второй линии занял трест Дирижаблестроя, где консультантом работал итальянский конструктор Умберто Нобиле.
В здании Пассажа проводились аукционы. Герои Ильфа и Петрова Бендер и Воробьянинов приходят сюда за стульями. Часть помещений занимали пролетарские клубы.
Во время Великой Отечественной войны Пассаж стал огромной коммуналкой, куда переселялись жители домов, разрушенных бомбежками. Расселить коммуналку удалось только к 1960-м гг. Тогда здание заняло торговое училище № 3.
Пассаж был реконструирован в конце 1980-х. Сейчас это снова один из модных и дорогих магазинов Москвы.
The part of the estate between Neglinnaya Street and Petrovka Street was divided into six properties at the beginning of the XIX century. The section of the future Petrovsky Passage then took merchant Surovtsev, it failed to maintain the civil governor of Moscow .
The building that was located on the property was rented out. A bookstore and "Reno’s French library for reading" as well as Bricker’s music store settled here. Owners changed until the mid-1870s Then I. Firsanov, the Moscow merchant bought the land. Vera Ivanovna Ganetskaya, his daughter, was a wealthy landlady and philanthropist.
She decided to build a grand shopping arcade on the new site in 1900.
Architects C. Kalugin and B. Freudenberg have designed the project. Freudenberg partnership with Firsanova’s husband Ganetsky played a cruel joke with the architect. Freedenberg quarreled with the owner and was forced to leave Moscow after the construction of Sanduny bath complex. Construction of the Passage was his last work, no one heard about Freedenberg since.
Firsanovsky mall was built with the use of new technologies, work was carried out under the guidance of the famous engineer Vladimir Shukhov.
Shukhov designed semi-cylindrical vaults wide glass overlaps gallery shop.
Passage opened in February 1906, 50 well-known companies had trade pavilions here. Restaurant and a coffee shop "Bristol" were opened in the basement since 1910.
Trading in Passage was suspended after the revolution. Premises were occupied by the permanent industrial exhibition of the Supreme Economic Council. "Petrovka Movie Theater" and the factory making clothes for the Red Army were opened here. Then the passage was named Peterovsky, and its walls adorned with "Work" bas-relief by sculptor M. Manizer as a part of the Bolshevik monumental propaganda framework in 1921.
With the time, SEC exhibition has moved to the Crimean Val and trade pavilions were returned to the first floor. Mayakovsky wrote :
Delighted to stop nibble of sunflowers,
enthusiastically raising her eyebrows ,
lady worker read:
"Ready blouses. The last shout of Petrovka."
Dirizhablestroy Trust occupied several rooms of the second line in the early 1930s. Umberto Nobile, the Italian designer was working as a consultant in this organization.
Auctions were held in the Passage building. Two main characters of Ilf and Petrov – Ostap Bender and Kisa Vorobiyaninov came here in search of the chairs where the treasure was hidden. Part of the premises were occupied by the proletarian clubs .
During the Great Patriotic War Passage became a huge communal residents. People that used to live in the houses destroyed by bombing moved in here. Government managed to resettle communal apartments from the Passage only to the 1960s .
Trade school number 3 moved in here. Passage was renovated in the late 1980s. One of the most prestigious and expensive shops in Moscow is here since then.






















%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)







