В апреле 1926 года сюда заселился Владимир Маяковский, вместе с Лилей и Осипом Брик.
О состоянии жилья из воспоминаний Л. Брик:
"В 1926 году Маяковский получил комнату в Гендриковом, оттуда выселили нэпманов, там была чудовищная грязь, потолки оклеены бумагой, под которой шуршали клопы… Несколько дней Маяковский, Брик, художник Левин и Незнамов ночевали там на чемоданах — боялись, что кто-нибудь туда вселится. Потом был ремонт, перестройка, выкроили даже ванную. Получилась квартирка принципиальная по своей простоте. Три каюты — Маяковского, Брика и моя и одна кают-компания, столовая. Маяковский был счастлив этой квартирой, наконец-то мы были у себя."
Именно здесь 27 сентября 1927 г. впервые была прочитана поэма «Хорошо!».
Квартира Маяковского в то время стала центром культурной жизни Москвы и штаб-квартирой ЛЕФа.
После смерти поэта, здесь создали музей В.В. Маяковского. Лиля Брик обратилась к Сталину, чтобы «реализовать огромное революционное наследие Маяковского». 5 декабря 1935 года в газете "Правда", была опубликована резолюция Сталина: «Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям — преступление».
И в 1938-м году был открыт читальный зал, а затем и музейная часть.
Но в 1967-м году было принято решение о переносе музея в другое помещение.
В настоящее время здесь располагается Культурно-информационный центр Посольства Республики Корея.
Бывшая усадьба была построена в бывшем владении князей Голицыных в конце XVII века, и принадлежала изначально тайному советнику Михаилу Семёновичу Похвисневу, затем графу Фёдору Остерману, а после его смерти - Екатерине Львовне, матери поэта Федора Тютчева.
Здесь, в конце 1900-х годов, под стражей находился Владимир Маяковский в возрасте 15-ти лет за то, что устроил побег из Новинской тюрьмы, куда попал за участие в освобождении женщин-каторжан.
В 1919-м году, в "комнату-лодочку", въехал Маяковский.
Комната в Лубянском проезде действительно была совсем маленькой, ее площадь составляла 11 кв. метров. После переезда с Бриками в отдельную квартиру на Таганке Маяковский комнату оставил за собой, она служила ему рабочим кабинетом и местом свиданий. Роковое объяснение с В.В.Полонской 14 апреля 1930 г., закончившееся самоубийством, произошло именно в этой комнате.
До 1970-х дом был жилой, местные жители помнили Маяковского, комната поэта была опечатана и являлась филиалом Музея-квартиры в Гендриковом переулке. К 1974 г. дом расселили, а музей перенесли сюда. Это был традиционный музей-квартира советского поэта, и только в 1989 г. дом Маяковского превратили в гениальную инсталляцию. Посетители попадали во время Маяковского, погружались в его мир, в его стихи, пьесы, в его жизнь.
К сожалению, в настоящее время основное здание музея находится на капитальной реконструкции, но есть возможность посетить выставки в «Квартире на Большой Пресне».
Некогда единое владение графа Воронцова в последствии было поделено на 6 владений, одно из которых сначала занял купец Суровцев. В середине 1870-х годов участок был куплен московским купцом И. Фирсановым. В 1900-м году его дочь, Вера Ганецкая, решила построить на участке пассаж, который был открыт в феврале 1906-го года.
После революции торговля в Пассаже была приостановлена. Помещения заняла постоянная промышленная выставка ВСНХ. Здесь же был открыт кинотеатр «Кино-Петровка» и фабрика по пошиву белья для Красной Армии. Тогда же пассаж получил имя Петровский.
О Петровском пассаже и писал Владимир Маяковский в своем стихотворении "Стабилизация быта":
С восторгом бросив подсолнухи лузгать,
восторженно подняв бровки,
читает работница:
«Готовые блузки.
Последний крик Петровки».
В то время выставки ВСНХ переехали на Крымский вал, а первый этаж снова был отдан под торговые павильоны.
Изначально усадьба принадлежала Голицыным, затем княгине Марии Ухтомской, а в конце XIX века перешла во владение Романову.
Именно здесь, у своих друзей по Московскому училищу живописи, читает свои первые стихи В. В. Маяковский.
Из воспоминаний Бурлюков 1932-го года:
«В Романовке, в ее полутемных номерах, декорированных купеческим, красным, засаленным дочерна штофом, состоялись многочисленные первые выступления Володи Маяковского в роли декламатора, свидетелями и слушателями коих пришлось быть его первым, ближайшим друзьям. Эти выступления были репетицией к первым публичным шумно-овационным успехам будущего великого поэта.
...Маяковский обычно сидел на диване, поближе к круглому столу... На столе — керосиновая лампа с резервуаром из желтого массивного стекла. Зеленый абажур бросал юбкой густые тени на стены, трепетом пламени фитиля освещены лишь потолок и светло-оранжевый пол.
Два окна выходили на Малую Бронную (на юго-западную часть Москвы), к Никитскому бульвару. В этих синих как бы аквариумах плыли, вились крохотными белыми рыбешками пушинки снега, виляя и прыгая... Когда его просили читать, Маяковский вставал с неизменной светящейся папиросой в руке. Лицо юноши было освещено снизу. Оно было оранжево-зеленым, глаза — темно-фиолетовыми. Волосы — черно-синими... Юноша отходил на середину комнаты и становился с таким расчетом, чтобы видеть себя в хмуром, неясном, узком зеркале. Он выпрямлялся, лицо его оставалось спокойным; опускал руку с горящей папиросой вдоль своего высокого тела, другую, левую, он закладывал в карман бархатной блузы. Не откидывая головы назад, пристально смотря глазами в другие, зеркальные, поэт начинал читать свои юные стихи, декламировать, скандировать без поправок или остановок, без сомнений скромности, и ни на малейшую долю не поддаваясь нахлынувшему чувству вдохновения и не изменяясь в лице своем...».
Дом был построен в 1913-м году, но был перестроен после его обрущения. Здесь разместились администрация и склады треста Моссельпром.
Дом связан с Маяковским лозунгом, который он придумал и который разместили на фасаде с восточной стороны: «Нигде кроме как в Моссельпроме!». По воспоминаниям современников, продукция Моссельпрома была дорогой, и ей требовалась агрессивная реклама. Для этого Маяковский и художник А. Родченко придумали вместе данный лозунг и роспись с изображениями основной продукции.
Первоначально роспись была сделана по кирпичу, а клейма с изображением продукции были выкрашены на листах фанеры. И в 1997-м году провели работы по ее восстановлению.
Памятник представляет собой огромную по своим размерам статую поэта, которая установлена на невысоком постаменте. Маяковский держит в руках записную книжку и выглядит так, будто вот-вот своим живым и громким голосом начнёт читать свои стихи.
Скульптор смог с точностью отразить в памятнике всю важность творчества писателя, а также качества его характера: героизм и патриотизм которые проявляет Маяковский в своих стихах.
Также на постаменте высечены строки поэта:
И я,
как весну человечества,
рожденную
в трудах и в бою,
пою
мое отечество,
республику мою!

























