В доме на углу Большой Никитской и Малого Кисловского переулка почти всегда был театр. Когда-то здесь, правда, стояли каменные палаты обер-секретаря И. Я. Комарова, но уже в начале XIX века на их месте можно было увидеть странное здание, имеющее большой круглый центральный объём и два прямоугольных объёма по бокам. Здание принадлежало купцу 2-й гильдии Г. Н. Зарубину, и большую ротонду облюбовала «Кантора театральной дирекции по Московскому отделению». Контора наняла у Зарубина все строения «для помещения в оных маскарадов и концертов» и также намеревалась устроить в большом круглом зале арку, а комнаты прямоугольных объёмов обратить в залы. Уже тогда дом Зарубина у Никитских ворот был известен всей театральной Москве.
В пожар 1812 года дом с ротондой сгорел. Долгое время угол Никитской и переулка встречал проезжающих закопчённым остовом. Только в 1838 году сын купца, отставной поручик Ефим Зарубин, взялся за ремонт и возвёл трёхэтажное здание, включившее в себя часть старого строения.
Через 30 лет здесь открыл свой театр немец Георг (Георгий) Парадиз (1846–1901). Актер и владелец собственной антрепризы Парадиз родился в Германии в обеспеченной купеческой семье, но вскоре оказался в России на сцене Петербургского Немецкого Императорского театра. В 1882 году, переехав в Москву, он основал антрепризу в Солодовниковском пассаже, куда пригласил некоторых своих петербургских коллег из немецкой труппы. Дела у труппы шли хорошо, и в 1886 году он открывает собственный театр в доме Зарубина, арендованном для этих целей на 12 лет. «Театр Парадиза» москвичи нередко называли «Никитский театр».
Георг Парадиз незамедлительно затеял строительство. Новое здание театра из красного кирпича в богатом псевдорусском стиле было спроектировано в конце 1880-х годов архитектором К. В. Терским, ему помогал молодой архитектор Ф. О. Шехтель; именно ему приписывается проект великолепного фасада. На фотографиях начала XX века можно видеть теремную крышу главного корпуса и такие же навершия башенок. Балкон над входом в театр освещали фонари. Сейчас все эти детали утеряны.
А. П. Чехов в своем дневнике писал о театре Парадиза: «Здание театра было построено на деньги одной из почитательниц его таланта, и немецкого сценического искусства вообще, кн. Е. Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Сначала здесь шли спектакли немецкой труппы, первоначально ангажированной Парадизом».
До 1913 года театр назывался «Интернациональным»; здесь устраивались спектакли гастролировавших иностранных и петербургских трупп. В театре побывали с гастролями такие знаменитости, как Эрнесто Росси, Элеонора Дузе, Сара Бернар, Бенуа Коклен, Эрнст Поссарт. А 1 мая 1899 года здесь шла чеховская «Чайка» — единственный спектакль в этих стенах для единственного зрителя. Из-за тяжелого недуга Антон Павлович не смог приехать зимой из Ялты на триумфальную премьеру, и труппа повторяла спектакль специально для него.
В 1913 году здание сдали в аренду опереточной труппе Е. В. Потопчиной. После революции в 1920 году здание национализировали и передали Театру революционной сатиры (Теревсату). А в 1922 году началась современная история Театра Маяковского — Теревсат расформировали, и 29 октября 1922 года для зрителей распахнул свои двери Театр Революции, художественным руководителем которого был назначен Всеволод Мейерхольд.
Мейерхольд руководил Театром революции всего два года. В 1923–1924 годах его фактически возглавлял В. М. Бебутов, в 1924 году главным режиссёром стал А. Л. Грипич; с его приходом театр ориентируется на постановку современной советской драматургии.
С 1931 года руководителем театра становится А. Д. Попов. Затем с 1943 года по 1967 год театр возглавляет Н. П. Охлопков; теперь это уже Театр Драмы, в 1954 году ему присвоено имя Владимира Маяковского.
С 1967 по 2001 год, до самой смерти, руководил театром Андрей Александрович Гончаров.
Режиссёры меняются, но театр им. Вл. Маяковского и сейчас занимает это здание.
В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.











%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)


