Когда с Ленинского проспекта входишь на территорию 1-ой градской больницы у главного корпуса и поворачиваешь по дорожке налево в сторону 9 и 10 корпусов, то взору открывается удивительная архитектура, уносящая мыслями в эпоху позднего классицизма XIX века. Кажется, что и не больница это вовсе, а чья-то роскошная дворянская усадьба.
Однако оглядевшись, понимаешь, что все окружающее представляет архитектурный ансамбль.
Исторически участок для постройки больницы был продан городу в 1828 году Анной Алексеевной Орловой-Чесменской. Эта территория примыкает к построенной ранее Матвеем Казаковым Голицынской больнице, но как целостный ансамбль, именно 1-ой Градской больницы, был создан по проекту Осипа Ивановича Бове в 1828-1833 гг. Больница была построена на государственные деньги и предназначалась для неимущих.
Это эпоха позднего классицизма, ампира, что и нашло яркое отражение в архитектуре корпусов.
Первый этаж имеет классическую рустовку, а на поверхности стен видны характерные для ампира накладки-рельефы в виде факелов-светильников и лавровых венков с лентами. Вся композиция вверху заканчивается аттиком.
На правом боковом фасаде имеется полуротонда с колоннадой дорического ордера и античным антаблементом. Строгость и выразительность придают колонны с канелюрами, поставленные на плоскость пола без баз (оснований). На фризе за колоннами имеется характерный рельеф на античные темы.
Второй парадный фасад этого корпуса выполнен в более сдержанном стиле. Он имеет украшения окон и входа в виде полуколонн и пилястр тосканского ордера и два небольших ризалита по бокам.
Постройка носит камерный и в то же время элегантный характер. Симметричный фасад красиво оформлен входом из двух полуколонн, на которых расположен полуфронтон с помещенной внутри, непосредственно над дверью, каменной барельефной иконой Пресвятой Богородицы с младенцем, в иконографии, относящейся к Владимирскому образу. Иконная доска на барельефе помещена на плат и заканчивается вверху крестом.
Сам образ символизирует милосердие и сострадание к болеющим.
В горизонтальных филенках над окнами помещены рельефно-скульптурные изображения Пеликана, окормляющего своих младенцев-птенцов своей кровью. Означает любовь родителей к своим детям, так и попечение Государя о своем народе. Очень красивы по форме два распахнутых крыла, объединенные полувенком, и выступающая вперед изящно изогнутая шея с головой. Это изображение эмблемы Ведомства учреждений Императрицы Марии Федоровны, матери императора Александра I. В задачу ведомства входило попечение больниц для бедных.
На фризе имеется надпись из римских цифр МДСССХХХ1Х, которая расшифровывается как 1839, что, по-видимому, означает год постройки этого корпуса. Лечебное назначение корпусов менялось. Во время войны 1941-1945 гг. здесь проходили лечение военнослужащие.
В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.









%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)









