Открыть в приложении
Скачать
close

Истории знаменитых и примечательных московских домов, рассказанные краеведами и простыми горожанами. Для поиска интересных мест Москвы используйте фильтры, сортировку и карту.

Доходный дом архитектора Г.И. Макаева

Доходный дом архитектора Г.И. Макаева

ЦАО, Подсосенский пер., дом 18/5, строение 1
КурскаяЧкаловская
Кактусы или ромашки украшают этот дом? Вопрос пока остается открытым.
star-icon
3.3
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Архитектурный стиль:
Модерн
Годы постройки:
1903
Архитекторы:
Г.И. Макаев
Назначение постройки
Доходный дом

Информация о здании

Дом № 18 в Подсосенском (бывшем – Введенском) переулке – один из интереснейших московских доходных домов, выстроенных в стиле модерн. Возведён он был в 1903 году по проекту архитектора Георгия Ивановича Макаева для жены губернского секретаря Тарховой Надежды Гавриловны, которой этот участок принадлежал ещё с XIX века. Но уже через пару лет Макаев сам приобретает этот дом у прежней владелицы.

Здание имеет несколько неофициальных названий.

«Дом с маками» - фасады дома украшены изящной лепниной с изображением маков (до революции лепнина была раскрашена в соответствующие цвета). Помимо этого в верхней части здания имелись полихромные керамические вставки с изображением красных маков на голубом фоне. 

«Дом с кошками» - в верхней части углового эркера дома имеется интересное барельефное изображение в виде стилизованных кошачьих голов. «Туловище» и «лапы» этих «кошек», больше похожие на причудливо изогнутые лианы, спускаются до нижней части эркера. Помимо этого эркер украшен двумя навершиями, которые придают дому схожесть с огромной улиткой.

Наконец, встречается ещё одно название: «дом с кактусами». Стену здания со стороны Подсосенского переулка отмечает вертикальный барельеф в виде пяти диковинных цветков, один над другим. Ряд исследователей видят в них сходство с цветущим кактусом (впрочем, возможно, что это привычные для нас ромашки). Похожая декоративная деталь встречалась в южно-американском модерне начала ХХ века.

Обращают на себя внимание окна, различные по форме и рисунку переплётов, а также уникальный декор металлических балконов. В целом, в облике доме заметна устремлённость к гротеску и даже эпатажу.

Архитектор Макаев, помимо дома в Подсосенском переулке, известен также постройкой доходного дома Калязинского монастыря на Лубянской площади и участием в строительстве третьей очереди Политехнического музея. По неподтверждённым данным происходил из княжеского грузинского рода Макашвили. Во всяком случае, свои работы он подписывал: «князь Г. Макаев». Соответствующие данные зафиксированы также и в московских справочниках начала ХХ века.

Последней предреволюционной владелицей «дома с маками» была жена штабс-капитана Белоголовова Софья Владимировна.

В советские годы в доме были устроены коммунальные квартиры. Жилым он является и сейчас. 

Автор статьи: Алексей Дедушкин
Распечатать статью

Интересное рядом (5)

Дворец бракосочетания №1
icon
Дворец бракосочетания № 1 находится в центре старой Москвы, в прекрасном особняке, построенном в 1909 году архитектором С.Ф. Воскресенским для купца А.В. Рериха. В 1961 году особняк был передан Городскому отделу ЗАГС исполкома Моссовета для открытия первого в России Дворца бракосочетания.
Покровский бульвар
icon
Название «Белый город» однозначного объяснения не имеет. Предполагают, что внутри стен лежали преимущественно белые земли, то есть не облагаемые податями.
бл-вр Покровский
Китай-городКурскаяЧкаловская
Генрих Гейне
icon
Христиан Иоганн Генрих Гейне (1797—1856) — немецкий поэт, публицист и критик, считается последним поэтом «романтической эпохи».
Николоямская ул., д. 1 (двор ФГБУК «Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино»)
Дом причта храма Николая в Воробине
icon
Дом, находящийся на пересечении улицы Воронцово Поле с Яузским бульваром и Большим Николоворобинским переулком,был построен для причта храма Николая в Воробине архитектором Д.Е.Виноградовым в 1911 году.