ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дворец бракосочетания №1

Малый Харитоньевский пер., д. 10, стр. 1
3.38
Дворец бракосочетания № 1 находится в центре старой Москвы, в прекрасном особняке, построенном в 1909 году архитектором С.В. Воскресенским для купца А.В. Рериха. В 1961 году особняк был передан Городскому отделу ЗАГС исполкома Моссовета для открытия первого в России Дворца бракосочетания.
+ -

Особняк, знакомый многим москвичам,  как Дворец бракосочетания № 1, называемый в народе «Грибоедовский», имеет очень интересную историю. Он был построен в 1909 году архитектором С.А.Вознесенским для торговца железом и цементом Августа Васильевича Рериха. С 1920 года он принадлежал представительствам иностранных государств в нашей стране. До постройки существующего здания здесь был небольшой деревянный дом, в котором в 1851 году поселился историк Т.Н.Грановский и жил до кончины в 1855 году.

Август Васильевич Рерих купил старый дом в 1908 году и сразу же стал строить особняк.  Рерих А.В.  был купцом 1-ой гильдии. С 1914 года он торговал  под маркой фирмы Л.В.Готье железом, чугуном, углем и другими строительными материалами. Торговый дом существовал с 1904 года. После смерти Готье Рерих продолжал торговлю под той же маркой. Он являлся почетным членом Совета Московской школы для бедных детей и сирот евангелических исповеданий. До 1916 года он имел прусское подданство.  На основании положения Совета  Министров от 16 сентября 1916 года был принят в Российское подданство. Был женат, жена –Эмма Эльвина. У них было двое детей: сын – Рудольф-Альвин - Филипп-Генрих, 1896 года рождения и  дочь  Ида-Эмма-Мария 1897 года рождения.

Особняк имел следующие функции: выдвинутый на красную линию Малого Харитоньевского переулка, одноэтажный  с асимметричным сложным планом, он занял большую часть фронта застройки владения. Композиция здания строится на контрасте лаконичного лицевого фасада, в архитектуре которого использованы классицистические мотивы, и живописного дворового, более соответствующего нормам стиля модерн. Внутри  планировочная структура с коридорно-анфиладной связью помещений учитывала зонирование парадной и жилой зон.

Роскошно отделанные интерьеры сохранили в целом первоначальное декоративное оформление - кессонные  потолки, лепные розетки, обшивку стен из ценных пород дерева, дверную и оконную столярку.

Здание - пример богатого московского особняка периода эклектики, обладающего комплексом ценных историко-архитектурных качеств и сохранившего первоначальные габариты, внутри планировочную структуру, декоративное оформление интерьеров и фасадов, в художественном    исполнении которых,  использованы элементы классицизма и модерна.

Служебный корпус был построен одновременно с особняком архитектором Воскресенским в 1909 году. Его объем, поставленный вдоль юго-восточной  границы, наряду с домом, формирует дворовое пространство. Первоначально каменный, одноэтажный с мансардой корпус совмещал в себе конюшню и  конный сарай. В подвале помещались погреба, в мансарде – сушилка для белья и сеновал. В 1920-1930 годы служебный корпус был перестроен под административный. Его юго-западное крыло надстроено вторым деревянным этажом. Интерьеры лишены декоративного оформления. Фасады стилистически не выражены.

В полуподвальном этаже особняка  размещались помещения прислуги, кухня, прачечная, дворницкая, кучерская, отопление,  кегельбан. Сегодня там размещается Архивно-информационный отдел Управления ЗАГС Москвы. На 1 этаже особняка находилась квартира домовладельца, теперь здесь расположен наш Дворец бракосочетания.

АРХИТЕКТОР

Сергей Флегонтович Воскресенский (1862 –1933) выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Воскресенский автор еще одного московского особняка в Лялином переулке, 10-ти доходных домов, колокольни церкви Иоанна Воина на Божедомке (не сохранилась) и церкви Николы в Новой Слободе, трапезной церкви Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище, церкви Иерусалимской Божией Матери «близ босы».

ВЛАДЕЛЬЦЫ

В  16-18 века – эта территория являлась земляным городом, приходом церкви Харитония Исповедника в Огородной слободе.      

До 1749 года владельцем была Наталья Ивановна Подошевникова, вдова купца Дениса Тимофеевича Подошевникова.

С 1749 года владелец камер-юнкер, затем камергер Пимен Васильевич Лялин, жена – Дарья Матвеевна.

В 1781-1814 годы дом принадлежал купцу Калинину Михаилу Гавриловичу. Жена – Аграфена Осиповна, урожденная Силина – дочь купца 1 гильдии Осипа Григорьевича Силина. Дети: Алексей 1768 года рождения, Николай 1774 года рождения, Илья 1777 года рождения и еще пятеро детей Александра, Марья, Надежда, Федосья, Ольга.

В 1814 –1822  годы дом принадлежал девице Грязевой Настасье Алексеевне, 1753 года рождения, дочери подполковника Грязева Алексея из дворян.

В 1815 году дом сгорел, деревянный флигель остался, затем выстроен одноэтажный каменный дом и деревянный корпус.                             

В 1822-1842 годы владельцами являлись Вагнеры. В 1822 году сформировалось домовладение, которое нас интересует сейчас. Елизавета Ивановна (Елизавета – Фредерика) Вагнер, урожденная Бузанкет являлась действительной статской советницей. После ее смерти владение перешло к ее мужу Павлу Францевичу (Павел-Иоаким) Вагнеру. Он был из обер-офицерских детей, на военной службе продвигался от унтер – офицера до  секунд-майора. Затем с 1797 года на гражданской службе. Дослужился до действительного статского советника. Служил в Главном Управлении мануфактур в комитете снабжения войск сукном. Имел 10-рых детей. Четыре последние дочери: Елизавета-Фридерика, Екатерина-Агриппина-Амалия, Елена-Мария, Александра-Констанца стали владельцами домовладения после смерти отца. В этот период переделаны жилые покои, вновь выстроенный деревянный флигель приспособлен к жилью.

В 1845-1851 годы владельцем является Дрейер Август Романович, иноверец из дворян. Учился в Деритском университете, надворный советник. Дважды был женат. Сначала на Августине-Фредерике, урожденной Фрейнд, потом на Франциске Адамовне, урожденной Людвиг. Имел 10-рых  детей: Эдмунд-Адольф_Федор, Карл-Иван-Маврикий, Елиза-Вильгельмина, Фердинд-Владимир, Герман-Максимилиан, Максимилиан-Генрих-Эмилий, Отто-Фридрих- Людвиг, Вильгельм – Готданк, Рудольф –Эрнст, Иван-Эммануил.

В 1851-1852 годах владельцем являлся Фролов Николай Григорьевич, отставной гвардии подпоручик.

В 1851-1855 годах в доме жил историк  Т.Н.Грановский, который являлся общественным деятелем, главой московских западников. С 1839 года он являлся профессором всеобщей истории Московского университета. Заложил основы медалистики. Обладал ораторским талантом, глубоко разрабатывал исторические проблемы. Выступал против деспотизма и крепостничества.

В 1867 году владельцем дома стала купчиха Бренева.

В 1872-1898 годах владельцем дома является Щербаков Федор Кузьмич, который с 1963 года был купцом 1 гильдии. Он из крестьян. Торговал мануфактурным товаром в Теплых  рядах. Основал «Товарищество мануфактур Федора Щербакова и сыновей».  Происходил из села Озеры Коломенского уезда, где находились его фабрики. Отделения товарищества имелись в Варшаве, Минске, Кишиневе и на Нижегородской ярмарке.

В 1898 году по раздельному акту между Щербаковыми  домовладение перешло в собственность товарищества. В 1898 году товариществом был основан кирпичный завод в Зарайском уезде Московской губернии.

ИСТОРИЯ ЗАСТРОЙКИ КВАРТАЛА

На рубеже 18-19 веков  рассматриваемый участок являлся частью территории обширной усадьбы, расположенной в северном углу квартала на пересечении современного переулка Огородной слободы  и Малого Харитоньевского переулка. Традиционный для усадебной застройки ансамбль представлен невысокими преимущественно деревянными строениями,  сгруппированными, главным образом вдоль трассы Харитоньевского переулка.

Древние палаты являлись центром композиции комплекса. Развернутые параллельно улице в глубине двора, они были фланкированы двумя флигелями, выставленными торцевыми фасадами на красную линию Харитоньевского переулка. Четвертое строение закрепляло своим объемом угол квартала.

В пожаре 1812 года почти вся деревянная застройка выгорела. Вновь сформированная объемно-пространственная структура включила в свою композицию получившие новое оформление перестроенные палаты.

Исследуемый двор приобрел самостоятельный статус в 1822-1824 годах. К этому времени относится завершающий этап формирования участка. Вагнер исходил из традиционной классической усадебной схемы, где увеличивший свой объем старый усадебный дом является центром композиции. Симметричные фланкирующие его вновь выстроенные флигели выносятся на красную линию переулка, а служебные корпуса группируются вдоль внутриквартальных границ.

На Харитоньевском переулке  также интересен дом 4. Это Дом московского политехнического общества. Архитектор А.В.Кузнецов  использовал идеи проекта В.Валькота.  Дом заложен в 1906 году. В этом доме жил художник И.И.Машков, бывали И.П.Павлов, К.Э.Циолковский, П.Н.Лебедев, Н.Е.Жуковский, работали  А.А.Благонравов,   Е.А.Чудаков, И.И.Артоболевский.

Территория до Большого Харитоньевского переулка принадлежала братьям Рябушинским. В доме № 5 архитекторов А.О. Вивьена и М.Г.Пиотровича находилось филаретовское училище.   Там воспитывали  девиц  духовного звания.

На месте небольшого сквера на углу Малого и Большого Харитоньевских  переулков до тридцатых годов 20 века стоял низенький деревянный домик. Московская молва именовала его не иначе как «ларинским» или «домом Татьяны Лариной». Сюда в Москву на «ярмарку невест» привезли героиню знаменитого романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: на заставу въехал целый обоз из деревни – «возок боярский» и три кибитки, горой нагруженные домашними пожитками.  

По московским улицам,

В сей утомительной прогулке

Проходит час-другой, и вот

У Харитонья в переулке

Возок пред домом у ворот

Остановился.     

Судьба распорядилась так, что неподалеку  от этого исторического места, куда привезли «на сватанье» самую знаменитую невесту всех времен и народов, в 1961 году открылся наш Дворец бракосочетания. 



Автор статьи
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Здания
Жилой дом XVIII-XIX вв.

Жилой дом XVIII-XIX вв.

ул. Покровка, дом 42, стр.5

В 1875 году здание перестраивается по проекту архитектора М.А.Арсеньева. Именно в этот период в архитектуру всего усадебного комплекса вносятся существенные коррективы, сохранившиеся до наших дней: надстраивается третий этаж, фасад приобретает декор в стиле эклектики второй половины XIX столетия.

(Нет голосов)
Здания
Усадьба А. В. Морозова

Усадьба А. В. Морозова

Подсосенский пер., д 21, стр. 1

В этой необычной усадьбе живут дракон и… гном.

3.56
Музеи
Музей русского лубка и наивного искусства

Музей русского лубка и наивного искусства

Музей русского лубка и наивного искусства создан на основе двух музеев – Музея наивного искусства и Московского музея народной графики. Музей наивного искусства с момента создания в 1998 году располагался в уникальном здании стиля модерн в московском районе Новогиреево. Изначально музей, выросший из музейно-выставочного центра «Истоки», действовавшем в особняке с начала девяностых, был муниципальным, статус государственного учреждения он получил в 2003 году. С этого началась официальная история музея, на протяжении которой его работниками была проведена большая подвижническая работа по сохранению и исследованию наивного искусства России и стран бывшего СССР: благодаря большим и малым выставочным проектам, издательской деятельности и профессиональным научным контактам была собрана значительная коллекция, изданы исследовательские и каталожные материалы. В 2013 году начинается новая реорганизация музея, в результате которой в 2014 году значительно увеличились выставочные площади – был присоединен выставочный зал «Арт-Измайлово». Благодаря этому у музея появилось пусть несовершенное, но собственное хранилище фондов. В конце 2015 года решением Департамента культуры была завершена реорганизация. Музей наивного искусства был объединен с Московским музеем народной графики под новым названием Музей русского лубка и наивного искусства. В коллекции музея находится около 1800 экспонатов, относящихся к направлению «наивное искусство» и «аутсайдер-арт». Среди них работы Павла Леонова, Владимира Зазнобина, Михаила Королёва, Ивана Сарычева, Кати Медведевой, Любови Майковой, Марии Примаченко, Василия Григорьева, Моники Бичюнене, Александра Белых, Михаила Ржанникова, Алевтины Пыжовой, Александра Лобанова и других. Музей активно занимается как популяризацией классиков наива, так и открытием новых имен в наивном искусстве, таких как Борис Павлов, Владимир Аносов, Олег Гордеев, Александра Рыжова и других. После объединения и реорганизации фонды музея пополнились лубочными листами (свыше 70 подлинников XIX в.), реконструкциями лубка, которые созданы в 1980-90-е гг. В.П. Пензиным, директором Московского музея народной графики – к ним относятся Библия Василия Кореня (XVIII в.) и листы из собрания Д.А. Ровинского (около 200 листов) и современной графикой участников «Мастерской народной графики» с элементами лубочных мотивов (около 2000 листов). Ниже можно посмотреть экскурсионные видеоматериалы. Виртуальная экскурсия по постоянной экспозиции наивного искусства "Всё движется любовью": Виртуальная экскурсия по постоянной экспозиции народной графики "Лубок — это ок": Виртуальная экскурсия по выставке "Созвучия в соцветии": Виртуальная экскурсия по выставке наивной живописи "Животина": Виртуальная экскурсия по выставке "Бабы. Барышни. Девчата": Больше материалов доступно по ссылке. 

(Нет голосов)
Маршруты
Морозовская Москва

Морозовская Москва

Увидеть все морозовские особняки и обойти все адреса, связанные с представителями этой фамилии, за один день невозможно. Но некоторые из них вы сможете увидеть на этой прогулке.

3.53
Памятники
Первому в России морскому учебному заведению — Сухаревской навигационной школе

Первому в России морскому учебному заведению — Сухаревской навигационной школе

Б. Сухаревская пл., д. 2

Установлен в 1996 г. в ознаменование 300-летия российского флота

(Нет голосов)
Здания
МУЖВЗ 66

МУЖВЗ 66

Мясницкая ул., д. 21, стр. 8

Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) – одно из лучших художественных учебных заведений дореволюционной России, кузница кадров самых известных   московских художников и архитекторов.

3.27
Маршруты
«Тургеневу — 200. Шесть мест столицы, связанных с писателем»

«Тургеневу — 200. Шесть мест столицы, связанных с писателем»

9 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Мосгортур рассказывает о шести местах, куда стоит заглянуть поклонникам творчества великого русского писателя.

3.4
Здания
Тургеневская библиотека

Тургеневская библиотека

Бобров пер., д. 6, стр. 1

Пространство этого дома удивительно и подобно лабиринту. Убедиться в этом может каждый горожанин.

3.53
Памятники
Памятник первому министру путей сообщения

Памятник первому министру путей сообщения

Комсомольская пл.

Павел Петрович Мельников (1804—1880) — механик, инженер, один из авторов проекта железной дороги Петербург — Москва. Профессор прикладной математики и автор трудов по теории железнодорожного дела.

(Нет голосов)
Здания
Церковь Иакова Апостола в Казенной слободе

Церковь Иакова Апостола в Казенной слободе

Яковоапостольский пер., д. 6, стр. 1

Этот мощный ампирный храм дал название всему переулку.

3.44
Здания
Поликлиника НКПС

Поликлиника НКПС

Басманная Новая ул., д. 5

Этот редкий для Москвы пример архитектуры ар-деко — одна из последних работ И.Фомина, автора «пролетарской классики».

3.35