ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Доходный дом купца В. Е. Быкова, 1909 г., архитектор Л. Н. Кекушев

(Нет голосов)
Великолепный доходный дом купца-старообрядца В. Е. Быкова (2-я Брестская ул., д. 19/18, стр. 1) 1909 г. постройки является одной из последних работ великого архитектора московского модерна Л. Н. Кекушева. Четырехэтажный дом с фирменными кекушевскими волнообразными эркерами и криволинейными карнизами
+ -

Великолепный доходный дом купца-старообрядца В. Е. Быкова (2-я Брестская ул., д. 19/18, стр. 1) 1909 г. постройки является одной из последних работ великого архитектора московского модерна Л. Н. Кекушева. Четырехэтажный дом с фирменными кекушевскими волнообразными эркерами и криволинейными карнизами украшает угол 2-й Брестской и улицы Ю. Фучика.
    Эта ямская земля за площадью Старых Триумфальных Ворот и Садовым кольцом начала застраиваться только в 1870-е гг. Тогда владевшие этим участком на углу Нововасильевской улицы и 3-й Тверской-Ямской ямщики братья Кокориновы выстроили тут двухэтажный дом. В начале 1900-х гг. братья участок между собой разделили, и в 1902 г. один из них – Сергей Егорович – выстроил на своей части по теперешней улице Ю. Фучика (а тогда Нововасильевской) трехэтажный жилой трехсекционный дом по проекту архитектора К. И. Дуванова.
    В 1905 г. угловую северную часть владения у ямщиков Кокориновых покупает купец В. Е. Быков. И как только заканчиваются волнения и спад, связанные с первой русской революцией, заказывает модному архитектору Л. Н. Кекушеву возведение доходного дома. Четырехэтажный дом имел г-образную форму в плане и красиво оформлял угол переулка. Со стороны 2-й Брестской улицы был проезд во двор, арку которого украшала маска льва – фирменная подпись архитектора. В первом этаже размещались булочная, аптекарский магазин, домовая контора и квартиры. Остальные помещения были заняты квартирами, сдаваемыми внаем. В каждую квартиру был вход с двух лестниц ‒ парадной и черной. В подвале находились котельная с комнатой истопника, квартира швейцара и склады магазинов, располагавшихся в первом этаже.
    Фасады доходного дома по-кекушевски оформлены волнообразными эркерами с большими окнами сложного переплета. Каждое окно имело две вертикальные перекладины с наплывами в верхней части – характерная деталь творческого почерка мастера. Окна каждого этажа имели свой рисунок. Все они глубоко посажены в портальные наличники, углубленные со сложным профильным рисунком. Эркеры со стороны 2-й Брестской улицы заканчивались высокими полукруглыми карнизами, эркеры со стороны улицы Фучика более пологие.
    В 1910 г. в руках Быкова было уже оба участка Кокоринорвых, и Кекушев достроил и оформил в стиле углового дома и ту часть, которая была ранее выстроена по улице Фучика. Новый усложненный фасад приобрел черты модерна и стилистически объединил оба строения владения.
В советское время дом также был занят квартирами, при этом были устроены дополнительные перегородки (в незначительном количестве). В конце XX в. на первом этаже располагались офисы и помещения магазинов, все они в очередной раз были перепланированы. Часть квартир на четвертом этаже занял институт, владевший соседним строением 4 по ул. Ю. Фучика, также изменив планировку.
Начиная с 1970-х гг., по мере постепенного выселения прежних жильцов, отдельные помещения дома стали передаваться в пользование разным административным учреждениям с постепенным переоборудованием бывших жилых квартир в офисные помещения. Часть помещений долгое время пустовала.
Еще в начале 2000-х гг. в здании сохранялась первоначальная внутренняя планировка и декоративное убранство ‒ кекушевская оконная и дверная столярка, выпуклые оконные стекла, столь модные в Москве на рубеже XIX-XX вв., лепной декор, оригинальные водосточные трубы, облицовка фасадов и лепнина.
В результате небрежения пользователя, Института автоматизации проектирования РАН, 16 сентября 2009 г. в здании произошел пожар. Выгорели верхние этажи и крыша. Два года дом стоял без кровли, из-за этого были утрачены лепные карнизы и сильно пострадали внутренние помещения, лестницы, перекрытия.
Пользователь, Институт автоматизации проектирования РАН, и его инвестор, ООО «Финансист», настаивали на исключении дома из перечня выявленных памятников, чтобы снести его до двух фасадных стен и выстроить на его месте новый 8-этажный корпус. В конце того же года Межведомственная комиссия под председательством В. И. Ресина рекомендовала Ю. М. Лужкову так и поступить. Однако благодаря усилиям градозащитников и сочувствующих чиновников рекомендация о снятии с охраны не стала постановлением правительства Москвы. В 2012 г. под предлогом установки фальшфасада пользователь умышленно повредил подлинные фасады памятника, в том числе оконную столярку и маску, то есть то, что могло войти в предмет охраны. Архнадзор и Мосгорнаследие совместно остановили вандализм. Архнадзор в лице юристов Е. Орловой и Н. Румянцевой выиграл в суде иск о принуждении владельца к проведению первоочередных работ, а новая администрация города признала дом региональным памятником и анонсировала начало реставрации. Архитектурное бюро И. В. Уткина разработало проект «компенсационного строительства гостиницы-апартаментов» во дворе, позволяющий приступить к реставрации памятника с сохранением исторической жилой функции. На месте, однако, ничего не менялось, дом не был даже законсервирован. Только на рубеже 2015-2016 гг., через шесть лет после пожара, на крыше памятника начались кровельные, а затем и реставрационные работы. По информации Мосгорнаследия, внешнюю реставрацию «Дома Быкова» планируется завершить в конце 2017 ‒ начале 2018 г., в полном объеме ‒ в 2019 г. Проект реставрации разработало ГУП «Спецпроектреставрация», предприятие, находящееся в ведении Министерства культуры. Как сообщают СМИ, инвестором выступило частное предприятие ‒ ЗАО «Культурно-исторический и деловой центр «Бурмистерская палата». Инвестор получит 70% площадей в особняке. Остальная часть отойдет городу.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Здания
Доходный дом Зачатьевского монастыря

Доходный дом Зачатьевского монастыря

Б. Палашевский пер., д. 12, стр. 1

Этот доходный дом - единственный проект с элементами стиля модерн из всего, что построил архитектор Александр Никифоров.

3.3
Здания
Петровско-Александровский пансион-приют

Петровско-Александровский пансион-приют

Фадеева ул., дом 5, строение 1

Здесь содержались дети из бедных дворянских семей

3.48
Здания
Белорусский вокзал

Белорусский вокзал

Центральный административный округ, Белорусская

Современная площадь Тверской заставы возникла в 1742 году вместе со строительством Камер-Коллежского вала. Ещё в XVI веке здесь существовала Тверская Ямская слобода и проходил оживлённый Тверской тракт, позднее  ставший называться Петербургским.

3.49
Здания
Дом Наркомата оборонной и авиационной промышленности

Дом Наркомата оборонной и авиационной промышленности

Большая Грузинская ул., д. 36, стр. 3

Дом 36 по Большой Грузинской – яркий пример статусного довоенного сталинского дома. Проект был утвержден в октябре 1934 г., когда уже окончательно и бесповоротно свернули от конструктивизма к сталинскому классицизму.

3.56
Музеи
Российский национальный музей музыки

Российский национальный музей музыки

Музей был открыт в 1912 году при Московской консерватории. В фондах музея хранится более 900 редких музыкальных инструментов, личные архивы композиторов и исполнителей, коллекции фотографий и документов и богатая коллекция живописи. В 1912 году в здании Московской консерватории открылся Мемориальный музей имени Николая Рубинштейна – дирижера и основателя консерватории. Деньги на его открытие дал московский домовладелец и любитель музыки Дмитрий Беляев. Среди немногочисленных экспонатов были, например, письменный стол Петра Чайковского, портреты композитора Антона Рубинштейна и мецената Дмитрия Беляева, коллекция среднеазиатских инструментов и итальянская лира-гитара 1656 года. Фонды пополнялись постепенно. Так, Модест Чайковский, брат композитора, подарил гипсовую посмертную маску Петра Ильича, а почитатель Николая Римского-Корсакова Сергей Белановский выслал перочинный ножик композитора, который, правда, был украден в 1925 году. В начале 1930-х годов музей оказался на грани закрытия. Тогда наступили тяжелые времена для всей консерватории. Но музей не закрыли, а в 1938 году на должность заведующего была назначена Екатерина Алексеева. С ее приходом музей начал постепенно восстанавливаться. В 1943 году, в разгар войны, он получил статус государственного, а в конце 1940-х годов имя Рубинштейна окончательно исчезло из его названия. Музыкальный музей вышел за рамки мемориальной комнаты при консерватории и стал независимым институтом. В 1954 году в связи со 150-летием со дня рождения Михаила Глинки ему присвоили имя великого композитора. В 1982 году музей переехал в новый, специально для него построенный дом на улице Фадеева. Музей вел и ведет работу по пополнению своих фондов. Еще в 1943 году директор Екатерина Алексеева вступила в переписку с Сергеем Рахманиновым, проживавшим тогда в США. Композитор откликнулся на просьбу выслать для музея некоторые его личные вещи и музыкальные записи. Два раза Екатерина Алексеева ездила в США и из второй своей поездки в 1970 году вместе с исследовательницей творчества Рахманинова Заруи Апетян привезла 20 ящиков экспонатов для музея. В последующие годы музей получал в дар множество предметов, связанных с мировой музыкальной культурой. Например, принадлежавший балерине Анне Павловой рукописный клавир (переложенную партитуру вокально-оркестрового произведения для фортепиано) балета или скрипку Страдивари, завещанную Давиду Ойстраху королевой Бельгии Елизаветой. Основная экспозиция музея называется «Музыкальные инструменты народов мира». В пяти залах выставлено более 900 экспонатов. В отделе русских инструментов представлены девятиструнные гусли XIII века, найденные при раскопках в Новгороде, балалайки XIX века, старые рояли из Санкт-Петербурга 1830–1870-х годов, пастушьи рожки и, конечно, гармоники, получившие распространение только в 1830-х годах. Любопытны башкирская флейта курай, чувашская волынка шыбр с мешком из бычьего пузыря, карельский струнный инструмент кантеле, похожий на гусли и упоминающийся в эпосе «Калевала». Экспозиция среднеазиатских инструментов состоит в основном из предметов коллекции Августа Эйхгорна, служившего капельмейстером русских военных оркестров в Туркестанском военном округе с 1870 по 1883 год. В 2011 году Музей музыкальной культуры был переименован во Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Теперь в его составе еще пять мемориальных музеев: Музей-усадьба Ф. И. Шаляпина на Новинском бульваре, музей «П. И. Чайковский и Москва» на Кудринской площади, Музей-квартира композитора и директора консерватории А. Б. Гольденвейзера, Музей С. С. Прокофьева в Камергерском переулке и Музей-квартира дирижера и композитора Н. С. Голованова в Брюсовом переулке.

(Нет голосов)
Здания
Особняк баронов Поляковых

Особняк баронов Поляковых

Ул. Большая Бронная, д. 10

Владение 10 по Большой Бронной улице – бывшая усадьба Волконских-Осташевского.

3.59
Здания
Жилой дом, арх. А.К. Буров

Жилой дом, арх. А.К. Буров

Тверская ул., д.25/9, стр.3

История строительства этого дома поделена на две части: до и после войны.

3.86
Здания
Жилой дом Управления пароходства канала Москва-Волга

Жилой дом Управления пароходства канала Москва-Волга

Ленинградский просп., д. 1

Дом за Тверской заставой в начале Ленинградского шоссе (ныне – проспекта) был построен в конце 1930-1950- е гг. по проекту архитекторов М.А. Готлиба и А.Д. Хилькевича. В начале 1950-х годов началась перестройка дома, в результате которой П-образное в плане здание стало 6-этажным.

3.3
Здания
Дом М.А. Дмитриева-Мамонова

Дом М.А. Дмитриева-Мамонова

Мамоновский пер., 7

В 1812 году дом принадлежал единственному сыну фаворита, графу Матвею Александровичу Дмитриеву-Мамонову, герою войны 1812 года. В дни оккупации дом был занят принцем Евгением Богарне.

3.49
Здания
Общежитие Московского университета им. Николая II, 1903 г., архитектор Р. И. Клейн. С 1950 г. ‒ Институт физики Земли, в котором в 1950-1956 гг. работал Герой Советского Союза академик О. Ю. Шмидт

Общежитие Московского университета им. Николая II, 1903 г., архитектор Р. И. Клейн. С 1950 г. ‒ Институт физики Земли, в котором в 1950-1956 гг. работал Герой Советского Союза академик О. Ю. Шмидт

Грузинская Б. ул., дом 10, строение 1

Надпись на мемориальной доске на здании гласит: «В этом здании работал с 1950 по 1956 г. основатель Института теоретической геофизики Академии наук СССР, выдающийся ученый, государственный и общественный деятель, Герой Советского Союза академик Отто Юльевич Шмидт».

(Нет голосов)
Музеи
Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) – музейно-выставочная, информационно-образовательная и научно-исследовательская организация, деятельность которой направлена на развитие современного отечественного искусства и включает реализацию программ и проектов в области аудиовизуального искусства и дизайна в стране и за рубежом. Приказ «О создании Государственного центра современного искусства» был издан 11 августа 1992 года Министерством культуры Российской Федерации, а 16 августа 1994 года ГЦСИ был учрежден и начал свою деятельность. В 1990-е годы ГЦСИ сыграл заметную роль в реорганизации социокультурной жизни России. В момент, когда современное искусство в нашей стране только обретало условия для своего нормального существования и развития, центр стал важной и жизненно необходимой структурой, которая консолидировала деятельность мастеров contemporary art, стимулировала их творческую активность. Деятельность ГЦСИ была важна как для Москвы, где тогда базировался Центр, так и для множества регионов страны, где благодаря инициативе и усилиям ГЦСИ осуществлялись художественные проекты современного искусства, что вело к активизации процессов его развития на местах. Сегодня, когда усилия предшествующих лет начинают приносить свои результаты и плоды, Государственный центр современного искусства продолжает активную деятельность, направленную на развитие и популяризацию отечественного современного искусства, его интеграцию в мировой художественный контекст. В настоящее время ГЦСИ – сетевая организация, филиалы которой открыты в крупнейших культурных центрах нашей страны: Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Калининграде, Владикавказе и Томске. Все они самостоятельно разрабатывают и реализуют свои творческие программы. ГЦСИ (Москва) осуществляет координацию их деятельности.

(Нет голосов)