ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Доходный дом купца В. Е. Быкова, 1909 г., архитектор Л. Н. Кекушев

(Нет голосов)
Великолепный доходный дом купца-старообрядца В. Е. Быкова (2-я Брестская ул., д. 19/18, стр. 1) 1909 г. постройки является одной из последних работ великого архитектора московского модерна Л. Н. Кекушева. Четырехэтажный дом с фирменными кекушевскими волнообразными эркерами и криволинейными карнизами
+ -

Великолепный доходный дом купца-старообрядца В. Е. Быкова (2-я Брестская ул., д. 19/18, стр. 1) 1909 г. постройки является одной из последних работ великого архитектора московского модерна Л. Н. Кекушева. Четырехэтажный дом с фирменными кекушевскими волнообразными эркерами и криволинейными карнизами украшает угол 2-й Брестской и улицы Ю. Фучика.
    Эта ямская земля за площадью Старых Триумфальных Ворот и Садовым кольцом начала застраиваться только в 1870-е гг. Тогда владевшие этим участком на углу Нововасильевской улицы и 3-й Тверской-Ямской ямщики братья Кокориновы выстроили тут двухэтажный дом. В начале 1900-х гг. братья участок между собой разделили, и в 1902 г. один из них – Сергей Егорович – выстроил на своей части по теперешней улице Ю. Фучика (а тогда Нововасильевской) трехэтажный жилой трехсекционный дом по проекту архитектора К. И. Дуванова.
    В 1905 г. угловую северную часть владения у ямщиков Кокориновых покупает купец В. Е. Быков. И как только заканчиваются волнения и спад, связанные с первой русской революцией, заказывает модному архитектору Л. Н. Кекушеву возведение доходного дома. Четырехэтажный дом имел г-образную форму в плане и красиво оформлял угол переулка. Со стороны 2-й Брестской улицы был проезд во двор, арку которого украшала маска льва – фирменная подпись архитектора. В первом этаже размещались булочная, аптекарский магазин, домовая контора и квартиры. Остальные помещения были заняты квартирами, сдаваемыми внаем. В каждую квартиру был вход с двух лестниц ‒ парадной и черной. В подвале находились котельная с комнатой истопника, квартира швейцара и склады магазинов, располагавшихся в первом этаже.
    Фасады доходного дома по-кекушевски оформлены волнообразными эркерами с большими окнами сложного переплета. Каждое окно имело две вертикальные перекладины с наплывами в верхней части – характерная деталь творческого почерка мастера. Окна каждого этажа имели свой рисунок. Все они глубоко посажены в портальные наличники, углубленные со сложным профильным рисунком. Эркеры со стороны 2-й Брестской улицы заканчивались высокими полукруглыми карнизами, эркеры со стороны улицы Фучика более пологие.
    В 1910 г. в руках Быкова было уже оба участка Кокоринорвых, и Кекушев достроил и оформил в стиле углового дома и ту часть, которая была ранее выстроена по улице Фучика. Новый усложненный фасад приобрел черты модерна и стилистически объединил оба строения владения.
В советское время дом также был занят квартирами, при этом были устроены дополнительные перегородки (в незначительном количестве). В конце XX в. на первом этаже располагались офисы и помещения магазинов, все они в очередной раз были перепланированы. Часть квартир на четвертом этаже занял институт, владевший соседним строением 4 по ул. Ю. Фучика, также изменив планировку.
Начиная с 1970-х гг., по мере постепенного выселения прежних жильцов, отдельные помещения дома стали передаваться в пользование разным административным учреждениям с постепенным переоборудованием бывших жилых квартир в офисные помещения. Часть помещений долгое время пустовала.
Еще в начале 2000-х гг. в здании сохранялась первоначальная внутренняя планировка и декоративное убранство ‒ кекушевская оконная и дверная столярка, выпуклые оконные стекла, столь модные в Москве на рубеже XIX-XX вв., лепной декор, оригинальные водосточные трубы, облицовка фасадов и лепнина.
В результате небрежения пользователя, Института автоматизации проектирования РАН, 16 сентября 2009 г. в здании произошел пожар. Выгорели верхние этажи и крыша. Два года дом стоял без кровли, из-за этого были утрачены лепные карнизы и сильно пострадали внутренние помещения, лестницы, перекрытия.
Пользователь, Институт автоматизации проектирования РАН, и его инвестор, ООО «Финансист», настаивали на исключении дома из перечня выявленных памятников, чтобы снести его до двух фасадных стен и выстроить на его месте новый 8-этажный корпус. В конце того же года Межведомственная комиссия под председательством В. И. Ресина рекомендовала Ю. М. Лужкову так и поступить. Однако благодаря усилиям градозащитников и сочувствующих чиновников рекомендация о снятии с охраны не стала постановлением правительства Москвы. В 2012 г. под предлогом установки фальшфасада пользователь умышленно повредил подлинные фасады памятника, в том числе оконную столярку и маску, то есть то, что могло войти в предмет охраны. Архнадзор и Мосгорнаследие совместно остановили вандализм. Архнадзор в лице юристов Е. Орловой и Н. Румянцевой выиграл в суде иск о принуждении владельца к проведению первоочередных работ, а новая администрация города признала дом региональным памятником и анонсировала начало реставрации. Архитектурное бюро И. В. Уткина разработало проект «компенсационного строительства гостиницы-апартаментов» во дворе, позволяющий приступить к реставрации памятника с сохранением исторической жилой функции. На месте, однако, ничего не менялось, дом не был даже законсервирован. Только на рубеже 2015-2016 гг., через шесть лет после пожара, на крыше памятника начались кровельные, а затем и реставрационные работы. По информации Мосгорнаследия, внешнюю реставрацию «Дома Быкова» планируется завершить в конце 2017 ‒ начале 2018 г., в полном объеме ‒ в 2019 г. Проект реставрации разработало ГУП «Спецпроектреставрация», предприятие, находящееся в ведении Министерства культуры. Как сообщают СМИ, инвестором выступило частное предприятие ‒ ЗАО «Культурно-исторический и деловой центр «Бурмистерская палата». Инвестор получит 70% площадей в особняке. Остальная часть отойдет городу.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Доходный дом Зачатьевского монастыря

Доходный дом Зачатьевского монастыря

Б. Палашевский пер., д. 12, стр. 1

Этот доходный дом - единственный проект с элементами стиля модерн из всего, что построил архитектор Александр Никифоров.

(Нет голосов)
Дома
Петровско-Александровский пансион-приют

Петровско-Александровский пансион-приют

Фадеева ул., дом 5, строение 1

Здесь содержались дети из бедных дворянских семей

3.48
Дома
Дом М.А. Дмитриева-Мамонова

Дом М.А. Дмитриева-Мамонова

Мамоновский пер., 7

В 1812 году дом принадлежал единственному сыну фаворита, графу Матвею Александровичу Дмитриеву-Мамонову, герою войны 1812 года. В дни оккупации дом был занят принцем Евгением Богарне.

3.4
Дома
Общежитие Московского университета им. Николая II, 1903 г., архитектор Р. И. Клейн. С 1950 г. ‒ Институт физики Земли, в котором в 1950-1956 гг. работал Герой Советского Союза академик О. Ю. Шмидт

Общежитие Московского университета им. Николая II, 1903 г., архитектор Р. И. Клейн. С 1950 г. ‒ Институт физики Земли, в котором в 1950-1956 гг. работал Герой Советского Союза академик О. Ю. Шмидт

Грузинская Б. ул., дом 10, строение 1

Надпись на мемориальной доске на здании гласит: «В этом здании работал с 1950 по 1956 г. основатель Института теоретической геофизики Академии наук СССР, выдающийся ученый, государственный и общественный деятель, Герой Советского Союза академик Отто Юльевич Шмидт».

(Нет голосов)
Дома
Дом Наркомата оборонной и авиационной промышленности

Дом Наркомата оборонной и авиационной промышленности

Большая Грузинская ул., д. 36, стр. 3

Дом 36 по Большой Грузинской – яркий пример статусного довоенного сталинского дома. Проект был утвержден в октябре 1934 г., когда уже окончательно и бесповоротно свернули от конструктивизма к сталинскому классицизму.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом, арх. А.К. Буров

Жилой дом, арх. А.К. Буров

Тверская ул., д.25/9, стр.3

История строительства этого дома поделена на две части: до и после войны.

3.79
Дома
Белорусский вокзал

Белорусский вокзал

Центральный административный округ, Белорусская

Современная площадь Тверской заставы возникла в 1742 году вместе со строительством Камер-Коллежского вала. Ещё в XVI веке здесь существовала Тверская Ямская слобода и проходил оживлённый Тверской тракт, позднее  ставший называться Петербургским.

3.4
Музеи
Российский национальный музей музыки

Российский национальный музей музыки

Российский национальный музей музыки – крупнейшая сокровищница памятников музыкальной культуры, не имеющая аналогов в мире. Здесь хранятся уникальное собрание нотных и литературных авторских рукописей, исследования по истории культуры, редкие книги, нотные издания. Фонды Музея музыки насчитывают около миллиона экспонатов. В филиалах сосредоточены автографы, письма, фотографии и разного рода документы, связанные с жизнью и творчеством деятелей русской и зарубежной музыкальной культуры. Особое место занимает собрание музыкальных инструментов народов мира. В состав фондов Музея музыки входит Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов: крупнейшее собрание струнных инструментов мастеров разных стран и эпох, среди которых шедевры А. Страдивари, семей Гварнери, Амати. Обширен фонд аудио- и видеозаписей; в собрании изобразительных материалов – шедевры, которые могли бы украсить экспозиции лучших мировых художественных музеев, - полотна М. Врубеля, К. Коровина, В. Серова и других, известных всему миру художников. Музей музыки – авторитетный научный центр. Научные сотрудники ведут исследовательскую работу, занимаются поиском, введением в культурный обиход неизвестных, забытых или неопознанных произведений, автографов, музыкальных имен. В состав Российского национального музея музыки входят: Музей музыки (ул. Фадеева, 4.) Музей С.С. Прокофьева (Камергерский пер., 6) Мемориальная усадьба Ф.И. Шаляпина (Новинский б-р, 25–27) Музей «П.И. Чайковский и Москва» (Кудринская пл., 46/54) Музей-квартира Н.С. Голованова (Брюсов переулок, дом 7, кв. 10) Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера (Тверская ул., 17, кв. 110) http://glinka.museum/  https://vk.com/musicmusem_ru https://www.facebook.com/musicmuseum.ru/ https://ok.ru/group/54222634549426 Instagram: musicmuseum_ru

(Нет голосов)
Дома
Особняк баронов Поляковых

Особняк баронов Поляковых

Ул. Большая Бронная, д. 10

Владение 10 по Большой Бронной улице – бывшая усадьба Волконских-Осташевского.

3.48
Дома
Жилой дом Управления пароходства канала Москва-Волга

Жилой дом Управления пароходства канала Москва-Волга

Ленинградский просп., д. 1

Дом за Тверской заставой в начале Ленинградского шоссе (ныне – проспекта) был построен в конце 1930-1950- е гг. по проекту архитекторов М.А. Готлиба и А.Д. Хилькевича. В начале 1950-х годов началась перестройка дома, в результате которой П-образное в плане здание стало 6-этажным.

3.3
Музеи
Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) – музейно-выставочная, информационно-образовательная и научно-исследовательская организация, деятельность которой направлена на развитие современного отечественного искусства и включает реализацию программ и проектов в области аудиовизуального искусства и дизайна в стране и за рубежом. Приказ «О создании Государственного центра современного искусства» был издан 11 августа 1992 года Министерством культуры Российской Федерации, а 16 августа 1994 года ГЦСИ был учрежден и начал свою деятельность. В 1990-е годы ГЦСИ сыграл заметную роль в реорганизации социокультурной жизни России. В момент, когда современное искусство в нашей стране только обретало условия для своего нормального существования и развития, центр стал важной и жизненно необходимой структурой, которая консолидировала деятельность мастеров contemporary art, стимулировала их творческую активность. Деятельность ГЦСИ была важна как для Москвы, где тогда базировался Центр, так и для множества регионов страны, где благодаря инициативе и усилиям ГЦСИ осуществлялись художественные проекты современного искусства, что вело к активизации процессов его развития на местах. Сегодня, когда усилия предшествующих лет начинают приносить свои результаты и плоды, Государственный центр современного искусства продолжает активную деятельность, направленную на развитие и популяризацию отечественного современного искусства, его интеграцию в мировой художественный контекст. В настоящее время ГЦСИ – сетевая организация, филиалы которой открыты в крупнейших культурных центрах нашей страны: Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Калининграде, Владикавказе и Томске. Все они самостоятельно разрабатывают и реализуют свои творческие программы. ГЦСИ (Москва) осуществляет координацию их деятельности.

(Нет голосов)