ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Доходный дом Р.П. Саблина

2.9
Домашний адрес Федора Шаляпина и Антона Чехова
  • Доходный дом Р.П. Саблина
+ -

Доходный дом 24 по Леонтьевскому переулку был построен в 1899 году по проекту архитектора А.А. Мейнгарда в стиле эклектика. Это был один из двух жилых домов, построенных архитектором, специализировавшимся на казенных и общественных зданиях.

Во второй половине XIX века дом принадлежал поручику П.П. Никитину, затем перешел к Р.П. Саблину – инженеру-путейцу, который в 1888‑1889 годах служил начальником ремонта путей и здания Рязанско-Козловской железной дороги.

В 1901 году в доме Саблина поселяется артист Императорских театров Ф.И. Шаляпин. Известный певец прожил здесь до 1904 года. В 1902 году владелец дома сменился. Им стал московский купец А.И. Катык, основатель крупнейшей в мире гильзовой фабрики. С новым владельцем Шаляпин подписывает новый подробный договор 28 мая 1902 года. По договору Шаляпин «обязуется не держать на дворе домашнюю птицу <…> иметь наблюдение, чтобы служащие его кололи дрова в указанном месте, а не в комнатах, кухне и на лестницах». Одновременно с Шаляпиным в 1901‑1902 годах в доме живет композитор С.В. Рахманинов.

Дом Катык – последний московский адрес А.П. Чехова. В мае 1904 года умирающий писатель проведет здесь несколько недель. «Милая Маша», – пишет он сестре, – «Я всё еще в постели, ни разу не одевался, не выходил, и все в том же положении, в каком был, когда ты уезжала». Тем не менее, он продолжает заниматься делами, задумывает новую пьесу. Сюда к нему приходят друзья: В. Гиляровский, В. Гольцев, Н. Телешов. Последний вспоминал: «На диване, обложенный подушками, не то в пальто, не то в халате, с пледом на ногах, сидел тоненький, как будто маленький, человек с узкими плечами, с узким бескровным лицом – до того худ, изнурен и неузнаваем Антон Павлович». Отсюда 2 июня писатель уезжает в Германию, откуда уже не вернется живым.

А.И. Катык владел домом недолго, он перешел к Л.Г. Пыльцовой, которая была хозяйкой до 1917 года. В советское время дом оставался жилым.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Памятники
Александр Пушкин и Наталья Гончарова

Александр Пушкин и Наталья Гончарова

пл. у Никитских Ворот

Памятник находится рядом с той Церковью, в которой обвенчались Александр Сергеевич и Наталья Николаевна.

3.3
Музеи
Музей-квартира В. Н. Плучека

Музей-квартира В. Н. Плучека

Музей народного артиста СССР Валентина Плучека был открыт в октябре 2009 года к столетнему юбилею выдающегося режиссёра. В доме на пересечении двух столичных улиц – Большой и Малой Бронных, рядом с площадью Никитских ворот, на 13 этаже, в квартире 47 Валентин Николаевич жил на протяжении 30-ти лет. Его соседями были Святослав Рихтер, Юрий Никулин, Руфина Нифонтова, Борис Андреев, Ростислав Плятт, Борис Равенских, Андрей Гончаров.

В квартире Плучека все как при жизни именитого хозяина: старинная мебель, фарфор, хрустальные люстры, массивные бронзовые лампы, бесценные произведения живописи и графики, полученные в дар от авторов: картины Тышлера и Фалька, Шагала и Леже, композиции Пикассо на библейские темы. Мемориальную часть экспозиции дополняют: эскиз В. Левенталя к спектаклю «Вишневый сад», костюм Андрея Миронова из спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро», мундир Городничего, в котором Анатолий Папанов играл «Ревизора», макеты к спектаклям «Баня» и «Ревизор», эскизы к «Мистерии-Буфф».

Фотоальбомы и видеоматериалы, собранные в Музее-квартире, дают возможность познакомиться с постановками Валентина Николаевича Плучека, вошедшими в историю российского театрального искусства.

(Нет голосов)
Музеи
Музей археологии Москвы

Музей археологии Москвы

Музей археологии Москвы, расположенный в подземном павильоне на глубине 7 метров в историческом центре города, непосредственно на месте крупномасштабных археологических раскопок 1993–1996 года, даёт представление о средневековой столице, истории развития территории современной Манежной площади, содержит общие сведения о методике археологических исследований. Музей знакомит с материальной культурой Москвы и Московского края от палеолита до XIX века. Основу экспозиции составляют обнаруженные в ходе раскопок устои Воскресенского моста ХVII—ХVIII вв., который в прошлом соединял два берега реки Неглинной.

Музей археологии Москвы входит в Музейное объединение "Музей Москвы"

(Нет голосов)
Дома
Усадьба Одоевских

Усадьба Одоевских

ул. Петровка, 26 строение 5

Владение известно с XVIII века, главный дом усадьбы сохранился.В 1812 году здесь располагался Главный штаб французской армии.

3.35
Дома
Доходный дом Е. А. Депре

Доходный дом Е. А. Депре

Петровский бул., д. 17

Вино сюда привозили в цистернах, на многих из которых, чтобы не возбуждать нездорового ажиотажа среди граждан, красовалась надпись «Молоко».

3.56
Дома
Доходный дом с магазинами, кон. XVIII в., 1861 г., архитектор Н.В.Никитин, 1901 г., архитектор Н.Д.Струков, 1907-1908 гг. архитектор Ф.Н.Кольбе. Здесь в 1864-1871 гг. жил художник-передвижник В.Г.Перов, в середине 1860-х гг. - писатель А.И.Левитов

Доходный дом с магазинами, кон. XVIII в., 1861 г., архитектор Н.В.Никитин, 1901 г., архитектор Н.Д.Струков, 1907-1908 гг. архитектор Ф.Н.Кольбе. Здесь в 1864-1871 гг. жил художник-передвижник В.Г.Перов, в середине 1860-х гг. - писатель А.И.Левитов

Тверская ул., д. 30/2, стр. 5-6

Мемориальное здание мастерской выдающегося художника XIX в. В.Г.Перова – флигель во дворе доходного дома в завершении ул. Тверской на пересечении с Садовым кольцом по правой стороне.

(Нет голосов)
Дома
Дом кооператива "Жиркость"

Дом кооператива "Жиркость"

Ул. Петровка, д. 22

Граненая башня здания треста «Жиркость» появилась на углу Рахмановского переулка и Петровки в 1928 г.

3.4
Музеи
Мемориальная квартира Святослава Рихтера

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории. Этот дом − типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».

В большой комнате, называвшейся по-старинному зала, Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway&sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины. В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.

В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь — шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино − как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ.

Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой. В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.

«Зеленая комната» − это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.

Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.

(Нет голосов)
Маршруты
Москва довоенная

Москва довоенная

Какой была Москва довоенная? Радий Федорович Ченцов - ветеран Великой Отечественной войны, родившийся в Москве, в районе Арбата, недалеко от места, которое запечатлено на картине Поленова «Московский дворик», согласился стать гидом и показать "Узнай Москву" места своего детства.

3.41
Дома
Доходный дом М.В.Сокол

Доходный дом М.В.Сокол

Кузнецкий мост ул., д. 3, стр. 2

Построен в 1904 году архитектором  Иваном Павловичем Машковым в стиле модерн, стилистически тяготеющий к австрийскому Сецессиону.

4.06
Дома
Доходный дом К.С.Клингсланда

Доходный дом К.С.Клингсланда

Большой Козихинский пер., д. 10

Оконные проемы здания украшают скульптуры в виде голов лисиц, шипящих кошек с выгнутыми спинами и химер.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба Щербатовых - Главный дом, 1760-е гг., кон. XVIII - XIX вв., XX в.

Городская усадьба Щербатовых - Главный дом, 1760-е гг., кон. XVIII - XIX вв., XX в.

Копьевский пер., д. 3

Уплотнение исторической застройки Москвы постепенно съело
Копьевский переулок. Сейчас его маленький отрезок проходит между двумя
театрами – Новой сценой Большого театра и Театром оперетты.

(Нет голосов)