ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Доходный дом Р.П. Саблина

3.01
Домашний адрес Федора Шаляпина и Антона Чехова
  • Доходный дом Р.П. Саблина
+ -

Доходный дом 24 по Леонтьевскому переулку был построен в 1899 году по проекту архитектора А.А. Мейнгарда в стиле эклектика. Это был один из двух жилых домов, построенных архитектором, специализировавшимся на казенных и общественных зданиях.

Во второй половине XIX века дом принадлежал поручику П.П. Никитину, затем перешел к Р.П. Саблину – инженеру-путейцу, который в 1888‑1889 годах служил начальником ремонта путей и здания Рязанско-Козловской железной дороги.

В 1901 году в доме Саблина поселяется артист Императорских театров Ф.И. Шаляпин. Известный певец прожил здесь до 1904 года. В 1902 году владелец дома сменился. Им стал московский купец А.И. Катык, основатель крупнейшей в мире гильзовой фабрики. С новым владельцем Шаляпин подписывает новый подробный договор 28 мая 1902 года. По договору Шаляпин «обязуется не держать на дворе домашнюю птицу <…> иметь наблюдение, чтобы служащие его кололи дрова в указанном месте, а не в комнатах, кухне и на лестницах». Одновременно с Шаляпиным в 1901‑1902 годах в доме живет композитор С.В. Рахманинов.

Дом Катык – последний московский адрес А.П. Чехова. В мае 1904 года умирающий писатель проведет здесь несколько недель. «Милая Маша», – пишет он сестре, – «Я всё еще в постели, ни разу не одевался, не выходил, и все в том же положении, в каком был, когда ты уезжала». Тем не менее, он продолжает заниматься делами, задумывает новую пьесу. Сюда к нему приходят друзья: В. Гиляровский, В. Гольцев, Н. Телешов. Последний вспоминал: «На диване, обложенный подушками, не то в пальто, не то в халате, с пледом на ногах, сидел тоненький, как будто маленький, человек с узкими плечами, с узким бескровным лицом – до того худ, изнурен и неузнаваем Антон Павлович». Отсюда 2 июня писатель уезжает в Германию, откуда уже не вернется живым.

А.И. Катык владел домом недолго, он перешел к Л.Г. Пыльцовой, которая была хозяйкой до 1917 года. В советское время дом оставался жилым.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Здания
Доходный дом К.С.Клингсланда

Доходный дом К.С.Клингсланда

Большой Козихинский пер., д. 10

Оконные проемы здания украшают скульптуры в виде голов лисиц, шипящих кошек с выгнутыми спинами и химер.

(Нет голосов)
Здания
Городская усадьба Щербатовых - Главный дом, 1760-е гг., кон. XVIII - XIX вв., XX в.

Городская усадьба Щербатовых - Главный дом, 1760-е гг., кон. XVIII - XIX вв., XX в.

Копьевский пер., д. 3

Уплотнение исторической застройки Москвы постепенно съело Копьевский переулок. Сейчас его маленький отрезок проходит между двумя театрами – Новой сценой Большого театра и Театром оперетты.

(Нет голосов)
Музеи
Музей-квартира В. Н. Плучека

Музей-квартира В. Н. Плучека

Музей народного артиста СССР Валентина Плучека был открыт в октябре 2009 года к столетнему юбилею выдающегося режиссёра. В доме на пересечении двух столичных улиц – Большой и Малой Бронных, рядом с площадью Никитских ворот, на 13 этаже, в квартире 47 Валентин Николаевич жил на протяжении 30-ти лет. Его соседями были Святослав Рихтер, Юрий Никулин, Руфина Нифонтова, Борис Андреев, Ростислав Плятт, Борис Равенских, Андрей Гончаров. В квартире Плучека все как при жизни именитого хозяина: старинная мебель, фарфор, хрустальные люстры, массивные бронзовые лампы, бесценные произведения живописи и графики, полученные в дар от авторов: картины Тышлера и Фалька, Шагала и Леже, композиции Пикассо на библейские темы. Мемориальную часть экспозиции дополняют: эскиз В. Левенталя к спектаклю «Вишневый сад», костюм Андрея Миронова из спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро», мундир Городничего, в котором Анатолий Папанов играл «Ревизора», макеты к спектаклям «Баня» и «Ревизор», эскизы к «Мистерии-Буфф». Фотоальбомы и видеоматериалы, собранные в Музее-квартире, дают возможность познакомиться с постановками Валентина Николаевича Плучека, вошедшими в историю российского театрального искусства.

(Нет голосов)
Здания
Доходный дом с магазинами, кон. XVIII в., 1861 г., архитектор Н.В.Никитин, 1901 г., архитектор Н.Д.Струков, 1907-1908 гг. архитектор Ф.Н.Кольбе. Здесь в 1864-1871 гг. жил художник-передвижник В.Г.Перов, в середине 1860-х гг. - писатель А.И.Левитов

Доходный дом с магазинами, кон. XVIII в., 1861 г., архитектор Н.В.Никитин, 1901 г., архитектор Н.Д.Струков, 1907-1908 гг. архитектор Ф.Н.Кольбе. Здесь в 1864-1871 гг. жил художник-передвижник В.Г.Перов, в середине 1860-х гг. - писатель А.И.Левитов

Тверская ул., д. 30/2, стр. 5-6

Мемориальное здание мастерской выдающегося художника XIX в. В.Г.Перова – флигель во дворе доходного дома в завершении ул. Тверской на пересечении с Садовым кольцом по правой стороне.

(Нет голосов)
Здания
Дом кооператива "Жиркость"

Дом кооператива "Жиркость"

Ул. Петровка, д. 22

Граненая башня здания треста «Жиркость» появилась на углу Рахмановского переулка и Петровки в 1928 г.

3.4
Маршруты
Москва довоенная

Москва довоенная

Какой была Москва довоенная? Радий Федорович Ченцов - ветеран Великой Отечественной войны, родившийся в Москве, в районе Арбата, недалеко от места, которое запечатлено на картине Поленова «Московский дворик», согласился стать гидом и показать "Узнай Москву" места своего детства.

3.46
Музеи
Мемориальная квартира Святослава Рихтера

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на 16 этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории. Этот дом − типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве». В большой комнате, называвшейся по-старинному зала, Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway&Sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины. В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов. В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь – шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино − как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ. Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой. В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера. «Зеленая комната» − это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет. Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.

(Нет голосов)
Здания
Доходный дом Е. А. Депре

Доходный дом Е. А. Депре

Петровский бул., д. 17

Вино сюда привозили в цистернах, на многих из которых, чтобы не возбуждать нездорового ажиотажа среди граждан, красовалась надпись «Молоко».

3.83
Музеи
Музей археологии Москвы

Музей археологии Москвы

Музей археологии Москвы — музей, посвящённый археологическим раскопкам на территории Москвы. Открытие состоялось в 1997 году, однако из-за плохого технического состояния здания в 2011 году была проведена масштабная реконструкция, продлившаяся до 2015 года. В музее экспонируются находки периода палеолита, мезолита и неолита. Интересны неолитические антропоморфная фигурка и «рыбка», сделанные из кремня, найденные при раскопках стоянки Воймежное. В экспозиции представлены предметы дьяковской археологической культуры эпохи раннего железного века. Значительное внимание уделено средневековой Москве. Определённый интерес для посетителей представляют московские клады. А именно: клад-гигант Старого гостиного двора, вещевой клад с Ипатьевского переулка, а также, так называемый «испанский клад», обнаруженный в 1970 году во время археологических раскопок в Ипатьевском переулке и состоящий из 3397 серебряных монет, относящихся к периоду правления Филиппа II и Филиппа IV. Также в коллекцию музея входят предметы из стекла и фарфора: аптечные пузырьки, вазы, рюмки, столовые приборы и рабочие инструменты, игры XVIII-XIX веков: свистульки, погремушки, мячи, изделия из керамики, печные и фасадные изразцы. В выставочном зале музея проводятся тематические выставки. Музей входит в Музейное объединение «Музей Москвы».

(Нет голосов)
Здания
Доходный дом М.В.Сокол

Доходный дом М.В.Сокол

Кузнецкий Мост ул., д. 3, стр. 2

Построен в 1904 году архитектором  Иваном Павловичем Машковым в стиле модерн, стилистически тяготеющем к австрийскому Сецессиону.

4.1
Здания
Роддом Грауэрмана

Роддом Грауэрмана

Новый Арбат, 7

(Нет голосов)
Здания
Усадьба Одоевских

Усадьба Одоевских

ул. Петровка, 26 строение 5

Владение известно с XVIII века, главный дом усадьбы сохранился.В 1812 году здесь располагался Главный штаб французской армии.

3.33