ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Доходный дом С. П. Пенкиной

Большая Никитская ул., д. 24/1, стр. 1
(Нет голосов)
История владения известна с 1756 г., когда на плане впервые показано владение подпоручика Н. А. Шепотьева, которое тогда включало в себя два современных владения – 24 и 26.
+ -

История владения известна с 1756 г., когда на плане впервые показано владение подпоручика Н. А. Шепотьева, которое тогда включало в себя два современных владения – 24 и 26. В 1773 г. оно числилось уже за ротмистром лейб-гвардии конного полка И. Г. Наумовым. В 1797 г. владение разделилось на два самостоятельных участка: современное владение 24 перешло к князю А. П. Оболенскому. В 1809 г. оно было куплено графом П. И. Кутайсовым.
    При пожаре 1812 г. владение Кутайсова почти не пострадало. К 1821 г. участок представлял собой довольно плотно застроенный двор с главным каменным двухэтажным домом с центральным мезонином, каменными одно- и двухэтажными флигелями по линии Большой Никитской. В 1836 г. Кутайсов отдал это владение в приданое дочери Александре Павловне, вышедшей замуж за князя А. А. Голицына. Каменное двухэтажное строение, не выходящее на Никитскую улицу, использовалось под жилье хозяев, а остальные помещения сдавались внаем.
    В 1873 г. владение Голицыной было куплено П. Н. Батюшковым, действительным тайным советником, русским историком и этнографом. Он был младшим единоутробным братом известного поэта К. Батюшкова. В 1846 г. он женился на единственной дочери Н. И. Кривцова Софье Николаевне и получил хорошее приданое. В 1870-е гг. супруги переезжают жить в Москву, поэтому и было куплено это владение. Помпей Николаевич был товарищем председателя Московского славянского комитета и вице-президентом Комиссии по сооружению храма Христа Спасителя в Москве.
    С левой стороны владения двухэтажный флигель в конце XIX в. сдавался внаем Императорскому филармоническому обществу под музыкально-драматическое училище. Училище имело два отделения: музыкальное и драматическое. В первом обучались певцы, инструменталисты, композиторы, музыкальные теоретики; а второе готовило артистов театров. В 1886 училище было приравнено к консерваториям Русского музыкального общества. В этом здании в училище обучались выдающийся контрабасист С. Кусевицкий, О. Л. Книппер (потом ставшая Чеховой), И. М. Москвин и другие артисты МХАТа.
    У супругов Батюшковых не было детей, и они удочерили сиротку Софью. Она и унаследовала владение после их смерти. В 1905-1908 гг. жена коллежского советника С. П. Пенкина заказывает архитектору Б. М. Нилусу постройку большого доходного дома с магазинами на своем участке слева, вместо флигеля, где была школа, которая к тому времени съехала в Кисловские переулки.
Б. М. Нилус совместно с архитектором А. Ф. Мейснером возводит четырехэтажное здание в стиле модерн. Композиция дома трехчастная. Два боковых эркера украшены небольшими балконами с растительной лепниной и овальными окнами на последнем этаже. Через три окна от них центральную часть отделяют от боковых ризалитов еще два эркера. Средняя часть была украшена криволинейным аттиком с сюжетным рельефным панно. А боковые ризалиты оканчивались глубокими криволинейными козырьками. Сейчас, к сожалению, это все утрачено. Пластически богатый объем дома, увенчанный сложным «разорванным» карнизом на изящных кронштейнах и объединенный горизонтальной тягой на уровне четвертого этажа, привлекает внимание разнообразием своих деталей: здесь и надоконные модерновые панно «Колокольчики», и излюбленные этим стилем женские маски, и пластичные «текучие» формы балконов, сверкающая гладь стен, покрытых керамической плиткой, и выпуклых стекол, вариации рисунка оконных переплетов. В то же время венки и гирлянды, симметрия целого ‒ атрибуты грядущего неоклассицизма, который уже вытеснял тогда затейливый стиль ар-нуво. Второй этаж имеет большой балкон по всей ширине. В конце XX в. он прославился затейливыми домиками для голубей. И вся Москва называла его домом с голубями. Середина третьего этажа украшена чуть меньшим изящным балконом.
В 1910-е гг. дом покупает купец И. М. Юрасов, чей деревянный неоклассический дом до сих пор сохранился на Ленинградском проспекте, дом 5.
Часть своего декора дом потерял в середине 20-х гг. Его фасад упростился и стал ближе к неоклассике с элементами модерна, чем к чистому стилю модерн. Большие квартиры сделали коммунальными, а на первом этаже всегда находились магазины.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Дом архитектора Ф. О. Шехтеля

Дом архитектора Ф. О. Шехтеля

Ул. Большая Садовая, д. 4, стр. 1

Кроме хозяина, архитектора Федора Шехтеля, этот дом помнит В.В.Маяковского, В.И.Чекрыгина, И.Д.Шадра.

3.58
Дома
Усадьба Васильчиковых

Усадьба Васильчиковых

Б. Никитская ул., д. 46/17, стр. 1

Летом 1924 года М. Булгаков жил в этом доме у своей сестры со второй женой Любовью Белозерской.

3.25
Дома
Дом военных, или 5-й дом Реввоенсовета

Дом военных, или 5-й дом Реввоенсовета

Большой Ржевский пер., д. 11

Именно отсюда Е. С. Шиловская ушла навсегда, чтобы связать свою жизнь с Булгаковым.

3.01
Дома
Московский Университет Физический институт, 1898-1901 гг.

Московский Университет Физический институт, 1898-1901 гг.

Моховая ул., д. 11, стр. 7

Aрхитектор К.М.Быковский. Здесь работали физики И.А.Каблуков, П.Н.Лебедев, Н.А.Умов

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом С.А. Егорова

Доходный дом С.А. Егорова

Ул. Манежная, д. 9, стр. 1

Здесь с 1918 по 1920 г. жила подруга В.И. Ленина Инесса Арманд и сестра Анна Ильинична Елизарова-Ульянова.

3.44
Дома
Доходный дом А.М. Желябужского

Доходный дом А.М. Желябужского

Калошин переулок, 3, стр.2

В месте, в XIX в. овеянном духом семьи Пушкиных, в XX в. был построен респектабельный дом в духе модерна.

3.52
Музеи
Музей военной формы

Музей военной формы

12 декабря 2019 года в самом центре Москвы был открыт Музей военной формы. Это уникальный проект Российского военно-исторического общества, основная цель которого – сохранение и популяризация лучших традиций российской военной службы. Музей располагается в классическом ансамбле городской усадьбы Васильчиковых на Большой Никитской улице, возведённой в конце XVIII — начале XIX века. Усадьба носит статус объекта культурного наследия федерального значения. Посетителям Музея представлены две постоянные экспозиции. Основу экспозиции «Мундир для героя» составляют образцы военной формы одежды и амуниции от XVI века до современности. Часть экспонатов является настоящими реликвиями — коллекцией бесценных предметов военного обмундирования, до 1917 года бережно хранимых Императорским Интендантским музеем. Особое место в экспозиции занимают редкие экспериментальные образцы формы русской армии, впервые представленные широкой общественности, вещи, принадлежавшие Российским императорам, разнообразное снаряжение и предметы вооружения различных эпох, подлинные экспонаты XVIII и XIX веков. Стоит отметить, что на экспозиции представлены такие экспонаты как реконструкция Мундирного платья Екатерины II по форме Кавалергардского корпуса (вторая половина XVIII века), сшитая по точным меркам подлинника (Государственный музей-заповедник «Царское Село»), подлинные предметы униформы солдат и офицеров самых именитых полков Российской Императорской армии: Лейб-гвардии Гусарского, Кирасирского Его Величества, Саперного батальона, Преображенского, Уланского, Кавалергардского, Драгунского Военного Ордена, 145-го пехотного Новочеркасского и других. Особое место занимает редкий и хорошо сохранившийся мундир барабанщика Лейб-гвардии Семеновского полка 1809 года. Экспозиция «Усадьба Васильчиковых», расположенная в одном из помещений парадной анфилады Главного дома, рассказывает историю старинной усадьбы, в которой находится Музей. На экспозиции представлен детальный макет усадебного комплекса зданий, сложившийся после 1870 года. Также в Музее открыты временные выставки «Императорская кавалерия», посвященная истории формы одежды, снаряжения и вооружения основных видов русской конницы эпохи XIX – начала XX веков и «Краски войны» — военная летопись России глазами художников-живописцев. На выставке можно увидеть полотна русских художников из коллекций российских музеев. Отличительной чертой Музея военной формы является обширный комплекс современных мультимедийных технологий (тач-панели, широкоформатные экраны, проекции, биноскопы и многое другое), который обеспечит свободный и эффективный доступ к содержательной и визуальной информации по истории российского военного мундира XVI-XXI веков и создаст условия для изучения военной истории страны. Стоимость входных билетов и экскурсионного обслуживания: Полный билет – 400 рублей Льготный билет – 150 рублей (при предъявлении документов) Бесплатный билет (для определенных категорий граждан)

(Нет голосов)
Дома
Университетская типография. Надворные постройки.

Университетская типография. Надворные постройки.

ул. Большая Дмитровка, д. 34, стр. 2

Палаты XVII в. с необычным для Москвы «аркадным фасадом» теперь являются театральным лофтом. Это старейшая постройка бывшего комплекса Университетской типографии.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом, 1938 г.

Жилой дом, 1938 г.

Ул. Тверская, д. 6, стр. 1

Гигантский дом-город, удостоенный Сталинской премии, приютивший внутри себя советских летчиков, артистов, писателей, а еще — старинный дом Саввинского подворья, сохранившийся от бывшей Тверской улицы…

3.88
Дома
Доходный дом А.Т. Филатовой

Доходный дом А.Т. Филатовой

ул. Арбат, 35

Считается, что именно в этом доме булгаковская Маргарита разгромила квартиру критика Латунского.

3.45
Дома
Церковь Косьмы и Дамиана

Церковь Косьмы и Дамиана

Столешников пер., д. 2-4 С6

Этот храм стал печальным свидетелем расстрела «зажигальщиков Москвы» 1812 года.

3.22
Дома
Жилой дом, XIX в. (Театр наций)

Жилой дом, XIX в. (Театр наций)

Страстной бул., д. 12, стр. 2

В середине 2011 года здание было передано в оперативное управление Государственному театру наций.

3.25