ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом начала XIX века (Дом Мещерских)

3.44
Светло-желтый особняк в стиле ампир с лепными медальонами и барельефами кажется чуть ли не самым новым домом в этой части Леонтьевского переулка. Однако внешность обманчива: в отличие от соседа напротив (Кустарного музея, выстроенного в начале ХХ века и только имитирующего палаты), здесь в основе настоящий XVIII век. В 1812 году жительница этого дома составляла записки о днях оккупации Москвы французами.

  • Дом Мещерских
    Источник: Департамент культурного наследия города Москвы
    Виртуальный тур по дому Мещерских
  • Дом начала XIX века (Дом Мещерских)
+ -

Светло-желтый особняк в стиле ампир с лепными медальонами и барельефами кажется чуть ли не самым новым домом в этой части Леонтьевского переулка. Однако внешность обманчива: в отличие от соседа напротив (Кустарного музея, выстроенного в начале ХХ века и только имитирующего палаты), здесь в основе настоящий XVIII век. 

С 1737 по 1745 год участком владел князь Мещерский. При нём уже существовал стоящий торцом к переулку дом в стиле барокко, со сводами в первом этаже. Дом был построен в начале XVIII века. 

В 1812 году здание обгорело снаружи. Его восстановили новые хозяева, полковник Н. А. Волков с супругой Е. А. Волковой. Заново были отделаны интерьеры, фасады дома стали классическими. Между старых ризалитов поместили колоннаду портика из спаренных колонн, фланкированных квадратными пилонами. Эффектным фоном для неё стала затенённая лоджия. В композицию парадного двора усадьбы входила находившаяся к югу от него, на соседнем участке церковь Николы в Хлынове (Снесена в 1930-х годах). Небольшой ансамбль из храма с куполом на широком барабане и дома с мощным портиком производил сильное впечатление. Во владении Волковых дом оставался до 1848 года. 

В 1858 году дом купила Аграфена Фёдоровна Закревская (1800-1879). Она была дружна с поэтами А. С. Пушкиным, Е. А. Баратынским, П. А. Вяземским и отличалась своевольным характером, экстравагантностью и желанием помогать людям. Полной противоположностью был её муж, граф Арсений Андреевич Закревский, московский генерал-губернатор. Он страдал мелочной регламентацией всего в городе, даже не подвластного ему по закону и был известен как выдающийся самодур. Дом был куплен А. Ф. Закревской на собственные деньги в ожидании отставки мужа и переезда из резиденции генерал-губернатора (Тверская, 14). Закревские оборудовали в 1862 году в дальнем ризалите домовую церковь. После смерти супруга в 1865 году А. Ф. Закревская предпочитала жить в Италии. После её смерти наследники быстро продали дом. 

Владение сразу же купил купец – меховщик Пётр Павлович Сорокоумовский (1842-1922). Он заново отделал интерьеры дома. В залах повесили специально изготовленные в Венеции люстры и разместили коллекцию живописи Айвазовского, Тропинина, Левитана. Новый хозяин не имел права содержать в своём доме церковь и её упразднили. Иконостас был подарен новому храму при комплексе зданий Вспомогательного Общества купеческих приказчиков (Большая Серпуховская, 44). П. П. Сорокоумовский скончался и был похоронен в Ницце. После 1917 года в здание въехал Центральный Дом работников просвещения. 


Последние десятилетия владение занимает посольство Греции. 

В 2012 году в доме начались реставрационные работы. Реставрация фасадов подразумевала сохранение композиции и оформления периода первой четверти XIX века. Были воссозданы частично утраченные каннелюры на пилястрах и колоннах портика, венчающий карниз центральной части северного фасада, докомпонован лепной декор. Целью реставрационных работ в интерьерах стало сохранение и восстановление ценных элементов планировки и художественной отделки парадных залов периода последней четверти ХIХ века.

В ходе исследований было найдено первоначальное цветовое решение в духе интерьеров А.С. Каминского. Отреставрированы каменные ступени, ограждение парадной лестницы и световой фонарь над ней; мраморные камины; порталы дверей. Расчищен от поздних многослойных окрасок и докомпонован лепной декор стен и потолков. По рисункам воссоздаваемого периода выполнены паркетные полы первого этажа. Сохранившиеся откосы из искусственного мрамора в парадных залах второго этажа отреставрировали, а их отделку, утраченную в части помещений, воссоздали. Выполнена реставрация росписей в технике гризайль потолков в куполе парадной лестницы и кессонах юго-западной гостиной второго этажа. Отреставрированы подлинные запорные механизмы, сохранившиеся лишь на одном окне в холле второго этажа. 

В 2015 году объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации: "За лучший проект реставрации объекта культурного наследия". 
 

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Ново-Екатерининская больница

Ново-Екатерининская больница

Страстной бульв., д. 15/29, стр. 1

История этого дома длиною почти в два с половиной столетия началась в 1786 году, когда известному зодчему Матвею Федоровичу Казакову поступил заказ на строительство городской усадьбы для князей Гагариных. Впоследствии тут располагался Английский клуб. Во время Отечественной войны 1812 года в усадьбе расположился штаб конницы Наполеона, в составе которой служил интендант Анри-Мари Бейль, более известный под его творческим псевдонимом - Стендаль.

3.77
Музеи
Центральный выставочный зал «Манеж»

Центральный выставочный зал «Манеж»

Здание Большого Манежа было построено по приказу Александра I в течение восьми месяцев в 1817 году по случаю пятилетия победы в войне 1812 года. Постройка производилась по проекту инженера Августина Бетанкура особым штатом инженеров и архитекторов, подведомственных главному инспектору гидравлических и земляных работ в Москве генерал-майору Льву Карбонье. Здание называлось тогда «экзерциргауз» (дом для военных упражнений).

Нельзя сказать, что дело со строительством шло гладко. Идея, предложенная Бетанкуром и осуществленная Карбонье, подразумевала уникальный технологический принцип: единственную в своем роде деревянную конструкцию стропил, перекрывавшую без промежуточных опор пространство в 44,86 м. Однако с наступлением жары в конце июля 1818 года две стропильные фермы Манежа дали трещины. Их исправили, но через год в жару снова случилось повреждение в стропилах. По высочайшему распоряжению Александра I с сентября 1823-го по май 1824-го фермы были перестроены, а их количество увеличилось с 30 до 45-ти. В августе 1824 года к кровле Манежа был пришит потолок. Чудо техники времен ампира – результат совместного действия многих архитекторов. Идеи А. Бетанкура и Л. Карбонье доводили до ума честные и скромные профессионалы, о которых история почти умалчивает: полковник Р.Р. Бауса, инженер-поручик А.Я. Кашперов и другие. Главный архитектор Комиссии для строений знаменитый московский зодчий Осип Бове в 1825 году отделал Манеж лепными и штукатурными украшениями. С 1831 года в Манеже регулярно проводились концерты и народные гулянья. После революции в Манеже был правительственный гараж, а во времена Никиты Хрущева (с 1957 года) в здании открылся Центральный выставочный зал. Интересный факт рассказал исследователь Сергей Петров, много лет изучавший конструкцию Манежа в должности начальника Главного управления охраны памятников СССР. Оказывается, чтобы сохранить деревянные конструкции, во времена Бове весь чердак был засыпан махоркой. На полметра. Всевозможные грызуны и насекомые не любят этот запах. Несмотря на то, что саму махорку выкурили в войну 1941–1945 гг., все конструкции еще в семидесятые годы XX века были как новенькие. Но и тогда на чердаке еще стоял густой запах табака.

Занятно, что случай с махоркой в Манеже тянет за собой красивый шлейф культурных ассоциаций. Ассоциации касаются, прежде всего, истории отечественной архитектуры. Вот ведь – махорка! Произнося это, сегодня уже почти экзотическое, слово, как тут не вспомнить символ преобразований современной Москвы – ЦПКиО имени Максима Горького, на территории которого в 1923 году разместилась первая Всесоюзная сельскохозяйственная выставка – ВСХВ. И ее символом для последующих поколений стал выстроенный молодым архитектором Константином Мельниковым павильон «Махорка» – один из первых образцов авангардного формотворчества.

Сергей Хачатуров

(Нет голосов)
Дома
«Дом-книжка»

«Дом-книжка»

Ул. Новый Арбат, д. 15

Предтечу магистрали, где в 60-е годы XX века выросли «дома-книжки», надо искать еще в сталинском генплане Москвы 1935 года.

3.59
Дома
Городская усадьба, первая половина XIX века

Городская усадьба, первая половина XIX века

Ул. Б.Никитская, д. 44, стр.2

Это здание – главный дом усадьбы, сохранившейся в первозданном виде с первой половины ХIХ века

3.45
Дома
Московский Университет - Корп. кафедры неорганической химии (ранее - Анатомический корпус), 1877, 1950-е гг.,  архитектор А.А.Никифоров

Московский Университет - Корп. кафедры неорганической химии (ранее - Анатомический корпус), 1877, 1950-е гг., архитектор А.А.Никифоров

Моховая ул., д. 11, корп. Е стр. 8

Исторически при основании Московского Университета М.В.Ломоносовым в 1755 г. в его состав вошел Медицинский факультет, который из-за своего практического назначения довольно быстро стал самым крупным в составе Университета.

(Нет голосов)
Дома
Дом жилой, сер. XVIII, XIX в., 1-я треть ХХ в.

Дом жилой, сер. XVIII, XIX в., 1-я треть ХХ в.

Ул. Большая Дмитровка, д. 15а, стр. 1

Почти все общественные организации Москвы, у которых не было своего помещения, когда-то получали приют именно здесь.

3.62
Памятники
Памятник Гнесиной Е. Ф.

Памятник Гнесиной Е. Ф.

Поварская ул., д. 30/36

Елена Фабиановна Гнесина (1874—1967) — советская пианистка-педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР.

(Нет голосов)
Дома
Московский Университет - Агрономический институт, 1904 г., 1940-е гг. Архитектор К.М.Быковский, 1898 – (1903?) 1904 гг.

Московский Университет - Агрономический институт, 1904 г., 1940-е гг. Архитектор К.М.Быковский, 1898 – (1903?) 1904 гг.

Моховая ул., д. 11, стр. 9

В 1757 г. для размещения Университета, основанного М.В.Ломоносовым в 1755 г., была приобретена усадьба князя Репнина на Моховой – современный участок Старого Университета.

(Нет голосов)
Дома
Дом Леонтьевых

Дом Леонтьевых

Гранатный пер., д. 4, стр. 1

Этот ампирный усадебный дом стоит в глубине тихого переулка

3.25
Территории
Большая Садовая улица

Большая Садовая улица

Большая Садовая улица является частью Садового кольца, опоясывающего Москву по границе Земляного города. Садовое кольцо образовалось в 1816-1823 годах после того, как был срыт земляной вал, а улицы обсажены садами.

(Нет голосов)
Дома
Дом со львами

Дом со львами

Ул. Малая Молчановка, д. 8

В этом доме в стиле итальянского Ренессанса жили А. Толстой, М.Волошин. Бывали Н. Клюев, С. Есенин, М. Цветаева.

3.54
Дома
Манеж

Манеж

Манежная пл., д. 1

Построенное в рекордные сроки (всего за шесть месяцев!), здание Манежа представляло собой уникальную постройку.

5