ENG

Улица Знаменка

+ -

В XII в. от Боровицких ворот Кремля шла торговая «волоцкая» дорога через Волоколамск к Великому Новгороду. Москва тогда лежала на пути из Великого Новгорода в Рязань.

В XIII-XIV вв. торговая дорога шла из Кремля к Арбатской площади и называлась Орбат или Арбатская, по названию площади. Улицу заселили представители аристократии, по обеим сторонам стояли богатые дворы и усадьбы родственников и приближенных царской фамилии.

Только в XVII в. за улицей закрепилось название Знаменка, по стоявшей на ней церкви Знамения Божьей Матери. Церковь не сохранилась, она стояла на месте нынешнего пустыря рядом с домом № 15.

Знаменка начиналась у Боровицкого моста, переброшенного через Неглинную, имела пять приходских церквей и была застроена дворами Шуйских, Ртищевых и других знатных фамилий.

В XVIII в. дворы родовой знати достаются друзьям Петра I, новой «чиновничьей знати». У Боровицкого моста располагался тогда двор Никиты Зотова, рядом двор Афанасия Вяземского. На Ваганьковском холме расположился двор сына, а потом внука А.М. Меньшикова (сейчас дом Пашкова).

Ближе к стене Белого города располагались дворы графа Ф.А. Апраксина и генерал-аншефа М.А. Толстого.

В 1918 г. улица стала Краснознаменной. Возможно, название было связано с Реввоенсоветом, разместившимся в бывшем Александровском училище. В 1925 году она была переименована в ул. Фрунзе в память полководца Красной Армии М. Фрунзе. В 1930-х церковь Знамения Божьей Матери снесли. В 1994 году улице возвращено прежнее название.

Жемчужиной ул. Знаменка был и остается великолепный дом-дворец П.Е. Пашкова, построенный предположительно по проекту величайшего московского зодчего В. Баженова. Фасад дома обращен к Кремлю, по Знаменке идет ограда и корпус Румянцевского музея, который располагался в усадьбе.

При строительстве нового Каменного моста, а потом и сноса квартала по нечетной стороне улицы (сейчас «лужайка Никсона») начало Знаменки сместилось к дому Пашкова.

В конце XVIII в. улицу украсил огромный дворец С.С. Апраксина, построенный архитектором Ф. Кампорези. Двухэтажный дом-дворец был выстроен по периметру объединенных участков Апраксина и Толстого. До реконструкции дома в 1950-х он был известен как Александровское училище и здание Реввоенсовета.

Напротив дома Апраксина за каменным забором находилась уютная усадьба Бутурлиной. Дом сохранился до сих пор, его занимало Музыкальное училище сестер Гнесиных.

В конце XIX – начале ХХ века на Знаменке выросли многоэтажные доходные дома, состоящие из нескольких корпусов. Доходный дом А.И. Шамшина.

Зинаида Одолламская
Автор статьи
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Памятники
Военным контрразведчикам

Военным контрразведчикам

Пречистенка ул., д. 7

Монумент открыт во внутреннем дворе здания Управления ФСБ по Московскому военному округу.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник К.А. Тимирязеву

Памятник К.А. Тимирязеву

Тверской бульвар, у Никитских ворот

Не каждый обыватель поймет, что за кривая нарисована на пьедестале и что за приборы стоят чуть поодаль, по сторонам от этого памятника...

Рейтинг: 3.25
Музеи
Выставочный комплекс «Артиллерийский двор»

Выставочный комплекс «Артиллерийский двор»

Новая экспозиционная площадка Государственного исторического музея «Артиллерийский двор» знакомит посетителей с обширной коллекцией артиллерийских орудий, принадлежностей и боеприпасов XVI–XX вв. Артиллерийский двор был открыт в 2014 году. Для свободного посещения доступно внутреннее пространство Старого Монетного двора – уникального комплекса зданий XVIII–XIX вв.Ранее коллекция артиллерии Исторического музея выставлялась только частично, в рамках тематических выставок. На новой площадке представлена вся коллекция артиллерии из собрания ГИМ: артиллерийские стволы российского производства XVI–XIX вв., артиллерийские системы периода Великой Отечественной войны, а также образцы боеприпасов XIX–XX вв. Выставочное пространство разделено на площадки, где экспонаты тематически сгруппированы по хронологическому принципу: «Русское пушечное дело XVI–XVII вв.», «Артиллерийское дело XVIII–XIX вв.», «Артиллерийские системы XX в.». Экспозиция предусматривает доступ посетителей к каждому экспонату внутри площадки.

(Нет голосов)
Дома
Главный дом городской усадьбы XVIII-XIX вв.

Главный дом городской усадьбы XVIII-XIX вв.

М.Толмачевский пер., д. 4, стр. 1

Согласно планам Замоскворечья в конце XVIII столетия между современными Малым Толмачевским и Старомонетным переулками располагалась городская усадьба.

(Нет голосов)
Музеи
Государственный исторический музей

Государственный исторический музей

Музей, посвященный истории и культуре России с древнейших времен до наших дней. Фонды ГИМа насчитывают более 4,5 млн музейных предметов.Собрание музея является важнейшим источником изучения истории и культуры России, основой создания постоянной экспозиции и разнообразных выставок, образовательной и научно-просветительной работы ГИМ. В музейный комплекс входят также Покровский собор (собор Василия Блаженного) и Палаты Романовых в Зарядье. В начале 2000-х годов Историческому музею были переданы соседние здания бывшей Московской городской Думы, Монетного двора и Никольских торговых рядов в целях освобождения ансамбля Новодевичьего монастыря и Крутицкого Патриаршего подворья от коллекций и служб музея. В этих пространствах были открыты новые выставочные залы, Музей Отечественной войны 1812 года и Артиллерийский дворик.

(Нет голосов)
Территории
Никольская улица

Никольская улица

Неслучайно эту улицу называли улицей Просвещения.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Грязнова

Доходный дом Грязнова

Остоженка ул., д. 17

Здание было построено как доходный дом для чаеторговца, но стало клиникой, в которой умер патриарх Тихон.

Рейтинг: 3.22
Памятники
Царь-колокол

Царь-колокол

Кремль, Ивановская площадь

Декоративное убранство Царь-колокола — образец искусства барокко, в котором  нашли отражение тенденции русского изобразительного искусства первой половины XVIII века и итальянская выучка скульптора.

Рейтинг: 3.68
Дома
Ансамбль колокольни "Иван Великий"

Ансамбль колокольни "Иван Великий"

между Соборной и Ивановской площадями

Ансамбль колокольни «Иван Великий», расположенный на границе между Соборной и Ивановской площадями, является композиционным центром Кремля. Он создавался на протяжении трех с лишним веков — с 1505 по 1815 год – и состоит из трех разновременных объектов: столпа колокольни Ивана Великого, Успенской звонницы и Филаретовой пристройки.

Рейтинг: 3.02
Дома
Доходный дом И.А. Коровкина

Доходный дом И.А. Коровкина

Нащокинский пер., д. 10

Во дворе дома, в котором в XIX в. жил поэт Плещеев, в XX в. играют в домино и шахматы, грустят, радуются и мечтают герои фильма «Покровские ворота».

Рейтинг: 3.48
Музеи
Мультимедиа Арт Музей

Мультимедиа Арт Музей

Мультимедиа Арт Музей, Москва / Музей «Московский Дом фотографии» – первый российский музей, посвящённый фотографии, современному искусству и новым медиа. Музей был основан в 1996 году Ольгой Свибловой, которая является его бессменным директором. Тогда МАММ носил название «Московский дом фотографии». В 2003 году он был реорганизован и сменил название на «Мультимедиа Арт Музей». В новом формате музей реализует проекты с использованием информационно-коммуникационных арт-технологий (медиаинсталяция, медиаперфоманс, видеоарт, нет-арт и др.). Одним из главных принципов музея является полная открытость новым формам визуального выражения и поиск свежих, новаторских тенденций в области российского и зарубежного фото и медиаискусства. Музей является одним из самых посещаемых в Москве: 30-35 тысяч зрителей в месяц. За почти 15 лет существования его посетили более 10 млн. человек. При этом музей старается прививать любовь к искусству молодому поколению и справляется с этим успешно: 70% посетителей – люди до 30 лет. С 1996 года по чётным годам музей проводит Московскую Международную Фотобиеннале, которая включает в себя от 60 до 80 проектов, объединённых в 3 различные темы. А с 1999 года по нечётным — фестиваль «Мода и стиль в фотографии». С момента основания музей провёл более 3000 проектов в Москве, Санкт-Петербурге, других городах России и за рубежом. В собрании МАММ более 80 тысяч единиц оригинальных отпечатков и негативов. Фонды музея не имеют хронологических и тематических ограничений. Широко представлены все фотографические техники: от самых ранних — дагерротипов (50-е годы ХIX века), ферротипов, амбротиров — до новейших, использующих цифровые технологии. В коллекции музея находятся как работы классиков российской фотографии, — Александра Родченко, Карла и Виктора Буллы, Аркадия Шайхета, Евгения Халдея, Дмитрия Бальтерманца — так и современных российских фотографов и художников: AES+F, Игоря Мухина, Сергея Браткова, Евгения Миронова, Дмитрия Венкова, Евгения Антуфьева и многих других. В 2006 году, как структурное подразделение МАММ, была создана Школа им. Родченко, которая готовит художников и фотографов, работающих в сфере современного искусства и СМИ в области документальной, художественной и проектной фотографии, а также видео и новых медиа.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом К.Ф. Лазарева

Доходный дом К.Ф. Лазарева

Нащокинский пер., д. 8

Готический «бестиарий» в центре Москвы.

Рейтинг: 3.79